город Ростов-на-Дону |
|
07 октября 2013 г. |
дело N А53-8981/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Близнюк А.А.
при участии:
от ООО "Лидер": представитель Касьянова Ю.П. по доверенности от 29.04.2013;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Ростовской области: представитель Мусаев Н.М. по доверенности от 09.01.2013;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.07.2013 по делу N А53-8981/2013, принятое судьей Ильюшиным Р.Р.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лидер" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Ростовской области о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Лидер" обратилось в суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Ростовской области о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 16 по Ростовской области от 11.04.2013 г. об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае не предоставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых документов, об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 16 по Ростовской области произвести государственную регистрацию изменений по заявлению ООО "Лидер" от 04.40.2013 г. о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, связанных с внесением изменений в учредительные документы.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 01.07.2013 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что устав юридического лица не включен в перечень документов, подлежащих оформлению в соответствии с Требованиями к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 439 от 19.06.2006 года.
Не согласившись с принятым судебным актом, Межрайонная инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Ростовской области обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, сославшись на то, что им были соблюдены императивные требования Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при решении вопроса об отказе в осуществлении государственной регистрации.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл.34 АПК РФ.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Ростовской области поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель ООО "Лидер" не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, и установлено судом, 04.04.2013 г. ООО "Лидер" (далее - общество) представило в Межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы России N 16 по Ростовской области (далее - инспекция) заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, приложив к заявлению предусмотренные Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) документы, в том числе, устав.
Решением от 11.04.2013 инспекция отказала обществу в регистрации изменений в связи с несоблюдением им требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц (Постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439), а именно: устав общества был прошит на восемнадцати листах и заверен участниками общества Колесовым И.Б. и Темирбулатовым М.А. Заявление о государственной регистрации подписала директор общества Ковалева Ж.Г.
Полагая, что указанное решение налогового органа не соответствует требованиям Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и нарушает интересы ООО "Лидер", заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 1, пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственный реестр содержит, в том числе сведения об учредителях (участниках) юридического лица. Юридическое лицо обязано в течение трех дней с момента изменения сведений, содержащихся в государственном реестре, сообщить об этом в регистрирующий орган. В случае, если изменение сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в ЕГРЮЛ осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI данного закона.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 17 Закона о регистрации для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.
Формы заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы и заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 439 "Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению".
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 9 Закона о регистрации документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации. Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных данным законом.
Подпункт "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации предусматривает отказ в государственной регистрации при непредставлении определенных данным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Как следует из материалов дела решением инспекции от 11.04.2013 года обществу отказано в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, связанных с внесением изменений в учредительные документы. Основанием для принятия указанного решения налоговый орган указал, что среди представленных для регистрации документов отсутствует надлежащим образом заверенные учредительные документы (устав).
Согласно пункту 4 "Требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 439 от 19.06.2006 года, каждый документ, содержащий более одного листа, представляется в регистрирующий орган в прошитом, пронумерованном виде. Количество листов подтверждается подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа на месте прошивки.
"Методические разъяснения по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица", утвержденных Приказом Федеральной налоговой службы России от 01.11.2004 года N САЭ-3-09/16@ также содержат требование о том, что каждый документ (включая заявление), содержащий более 1 листа, представляется в прошитом, пронумерованном виде. Количество листов подтверждается подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа документа на месте его прошивки.
Основанием отказа инспекции о внесении изменений в сведения о юридическом лице, связанных с внесением изменений в учредительные документы явилось нарушение обществом вышеуказанных "Требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей", поскольку на обороте последнего листа прошитого устава юридического лица, представленного в регистрирующий орган, отсутствует подпись заявителя на обороте последнего листа документа.
Как указывалось выше, в соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.
Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 утверждены формы документов, используемые при государственной регистрации юридических лиц, а также требования к оформлению данных документов (далее - Требования).
В пункте 4 Требований предусмотрено, что каждый документ, содержащий более одного листа, представляется в регистрирующий орган в прошитом, пронумерованном виде. Количество листов подтверждается подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа на месте прошивки.
Следовательно, к документам, в отношении которых должны соблюдаться требования по оформлению (в том числе пункт 4 Требований), относятся заявления, уведомления, сообщения и приложения к ним, а также другие документы, исчерпывающий перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439.
Устав юридического лица не включен в перечень документов, подлежащих оформлению в соответствии с Требованиями.
Отсутствие на обороте последнего листа устава подписи заявителя не может являться основанием для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы заявителя.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что вышеуказанные обстоятельства не являются основанием для приятия решений об отказе в государственной регистрации при внесении изменений в сведения о юридическом лице.
При таких обстоятельствах, у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в регистрации, в связи с чем, решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Ростовской области от 11.04.2013 г. об отказе в государственной регистрации является незаконным.
Судом апелляционной инстанции не принимается довод апелляционной жалобы о том, что при принятии оспариваемого решения налоговый орган руководствовался Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ, согласно которому, основанием для отказа в осуществлении государственной регистрации является непредставлением заявителем определенных данным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, в виду следующего.
В силу части 1 статьи 17 Закона о регистрации для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный Федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; г) документ об уплате государственной пошлины.
Указанный перечень документов является исчерпывающим и в соответствии со статьями 9, 23 Закона о регистрации регистрирующий орган не вправе требовать предоставления других документов, кроме указанных в названном законе.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 утверждены формы документов, используемые при государственной регистрации юридических лиц, а также требования к оформлению данных документов (далее - Требования).
Следовательно, к документам, в отношении которых должны соблюдаться требования по оформлению (в том числе пункт 4 Требований), относятся заявления, уведомления, сообщения и приложения к ним, а также другие документы, исчерпывающий перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439.
Устав юридического лица не включен в перечень документов, подлежащих оформлению в соответствии с Требованиями.
Свою позицию суд апелляционной инстанции основывает на позиции, изложенной в Постановлении ФАССКО от 27.07.2009 г. N А63-19560/2008-С2-14.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.07.2013 по делу N А53-8981/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-8981/2013
Истец: ООО "Лидер", ООО "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 16 по Ростовской области, ООО "Управляющая Компания "Перспектива"