город Омск |
|
08 октября 2013 г. |
Дело N А46-3459/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Ивановой Н.Е., Киричёк Ю.Н.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6706/2013) Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 21.06.2013 по делу N А46-3459/2013 (судья Ярковой С.В.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Омскгазстройэксплуатация" (ОГРН 1085543024599, ИНН 5528201579) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области о признании незаконным решения от 09.01.2013 об отказе в выдаче кадастрового паспорта, а также отказа, выраженного в письме N 2179 от 20.02.2013,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области,
при участии в судебном заседании представителей:
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" - Дрофа А.С. по доверенности N 55/2013-06 от 18.02.2013 сроком действия 3 года, личность установлена на основании удостоверения;
от открытого акционерного общества "Омскгазстройэксплуатация" - Бурдаков М.В. по доверенности N 80 от 02.10.2012 сроком действия 1 год, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
установил:
Открытое акционерное общество "Омскгазстройэксплуатация" (далее по тексту - заявитель, общество, ОАО "Омскгазстройэксплуатация") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, со следующими требованиями:
- о признании незаконным решения Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области об отказе в выдаче кадастрового паспорта от 09.01.2013 N 55/13-209 в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:11:00 00 00:0119, местоположение которого определено: Омская область Любинский район ГРС "Федоровка" - ГРС "Москаленки" с газопроводом-отводом 1 класса, принадлежащий ОАО "Омскгазстройэксплуатация" на праве собственности;
- о признании незаконным отказа Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области, выраженный в письме исх. N 2179 от 20.02.2013, включить в государственный кадастр недвижимости сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 55:11:00 00 00:0119;
- обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области включить в государственный кадастр недвижимости сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 55:11:00 00 00:0119 и обязать исключить из раздела государственного кадастра недвижимости "Особые отметки" сведения о том, что "граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства".
Решением Арбитражного суда Омской области от 21.06.2013 по делу N А46-3459/2013 заявленные обществом требования удовлетворены в полном объеме: суд признал незаконным решение Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области об отказе в выдаче кадастрового паспорта от 09.01.2013 N 55/13-209 в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:11:00 00 00:0119, местоположение которого определено: Омская область Любинский район ГРС "Федоровка" - ГРС "Москаленки" с газопроводом-отводом 1 класса, принадлежащий ОАО "Омскгазстройэксплуатация" на праве собственности.
Признал незаконным отказ Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области, выраженный в письме исх. N 2179 от 20.02.2013, включить в государственный кадастр недвижимости сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 55:11:00 00 00:0119.
Обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области включить в государственный кадастр недвижимости сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 55:11:00 00 00:0119 и обязать исключить из раздела государственного кадастра недвижимости "Особые отметки" сведения о том, что "граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства".
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области, не согласившись с принятым решением, обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой считая обжалуемый судебный акт незаконным и необоснованным, не соответствующим нормам действующего законодательства, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает на Землеустроительная документация земельного участка с кадастровым номером 55:11:000000:119 (в виде Описания земельных участков, подготовленного ООО "Лэнд Сервис"), имеющаяся в органе кадастрового учета, содержит сведения о координатах характерных точек границ земельного участка (СК 55) не соответствующие системе координат, применяемой с 01.05.2008 на территории Омской области в соответствии с приказом Управления Роснедвижимости от 28.04.2008 N 31 (МСК 55).
Таким образом, как уточняет заинтересованное лицо, на сегодняшний день, в государственном кадастре недвижимости сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 55:11:00 00 00:119 отсутствуют.
Также податель жалобы указал, ссылаясь на Устав ФГБУ "ФКП Росреестра" и дополнения к нему, на отсутствие у последнего полномочий по пересчету имеющихся в Описании земельных участков координат поворотных (характерных) точек границ земельного участка с кадастровым номером 55:11:00 00 00:119 учтенных в государственном кадастре недвижимости, из системы координат, применявшейся ранее для проведения кадастрового учета, в местную систему координат МСК-55.
Оспаривая доводы подателя жалобы, ОАО "Омскгазстройэксплуатация" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной иснтанции представитель Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" поддержал доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ОАО "Омскгазстройэксплуатация" с доводами апелляционной жалобы не согласен по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
26.12.2012 ОАО "Омскгазстройэксплуатация" обратилось в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области с заявлением о выдаче кадастрового паспорта на земельный участок с кадастровым N 55:11:000000:119, местоположение которого определено: Омская область, р-н Любинский, ГРС "Федоровка-ГРС" "Москоленки" с газопроводом - отводом 1 класса, площадью 1653 кв.м.
Решением от 09.01.2013 N 55/13-209 ОАО "Омскгазстройэксплуатация" на основании пункта 1 части 12 и части 13 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" было отказано в выдаче кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым N 55:11:000000:119. В обоснование отказа указано на отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ данного земельного участка.
31.01.2013 общество обратилось к заинтересованному лицу с заявлением Исх. N 01-04/142-ОАО от 30.01.2013, в котором просил включить в Государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым N 55:11:000000:119, в том числе о координатах характерных точек границ земельного участка и исключить из раздела ГКН "Особые отметки" сведения о том, что "граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства".
20.02.2013 был получен ответ исх. N 2179, согласно которому ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации. Кадастра и картографии" лице филиала по Омской области отказало в удовлетворении заявления.
Полагая, что оформленные решением N 55/13-209 от 09.01.2013 и ответом от 20.02.2013 N 2179 отказы являются незаконными, ОАО "Омскгазстройэксплуатация" обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
21.06.2013 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий органов государственной власти, иных органов, если полагают, что оспариваемое действие не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулирует Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" кадастровый и технический учет объекта недвижимости представляет собой описание и индивидуализацию объекта недвижимого имущества, в результате чего он получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других объектов недвижимого имущества; учет объекта недвижимого имущества сопровождается присвоением ему кадастрового номера.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона N 221-ФЗ государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости вносятся в Единый государственный реестр объектов недвижимости в порядке, предусмотренном приказом Минэкономразвития России от 11.01.2011 N 1 "О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости".
В соответствии с частью 2 статьи 47 Закона N 221-ФЗ кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.
Согласно части 3 статьи 45 Закона N 221-ФЗ сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 данного Закона состава сведений и содержащие такие сведения документы, включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых правоотношений.
В срок до 1 января 2013 года органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального особенностей государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, передают в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Согласно части 5 статьи 45 Закона N 221-ФЗ сведения о ранее учтенных объектах недвижимости предоставляются в порядке, установленном статьей 14 этого Закона, с учетом определенных данной статьей особенностей.
Части 6, 7 и 8 статьи 45 Закона N 221-ФЗ регламентируют порядок включения органом кадастрового учета таких сведений в государственный кадастр недвижимости. Так, если на день получения предусмотренного статьей 14 данного Закона запроса сведения и документы о ранее учтенном земельном участке, сведения о котором запрашиваются, не включены в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости, орган кадастрового учета в установленный частью 8 статьи 14 Закона N 221-ФЗ срок обеспечивает включение таких сведений и документов и не позднее данного срока предоставляет запрашиваемые сведения в установленном указанной статьей порядке. Правила настоящей части применяются также в случаях, если запрашиваются сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства и право собственности на такой объект недвижимости зарегистрировано в установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" порядке.
Так, в соответствии с пунктом 7 статьи 45 Закона N 221-ФЗ если сведения и документы об указанном в части 6 настоящей статьи ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о таком ранее учтенном объекте недвижимости, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом, или на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его запросам. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации бесплатно представляют в орган кадастрового учета по его запросам все имеющиеся у них сведения и копии документов о соответствующем объекте недвижимости в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения такого запроса. Порядок и сроки направления органом кадастрового учета указанных запросов, порядок включения в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости предусмотренных настоящей частью сведений и документов устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в 2006 году при постановке земельного участка на учет проводились все необходимые землеустроительные работы, в том числе работы по установлению координат всех характерных точек границ участка.
При этом заявитель при обращении к заинтересованному лицу с заявлением исх. N 01-04/142-ОАО от 30.01.2013 (том 1 л.д. 71-73) приложил копию землеустроительного дела с указанием координат всех характерных точек границ ранее поставленного на учет земельного участка и копию свидетельства о праве собственности на земельный участок.
Первоначальный учет земельного участка был произведен в октябре 2006 года, что подтверждается кадастровым планом земельного участка N 542 от 28.03.2007, в особых отметках которого указано - площадь земельного участка соответствует материалам межевания, что подтверждается полученным 29.09.2008 кадастровым паспортом земельного участка, в котором указанно, что площадь земельного участка соответствует материалам межевания.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что сведения в виде координат всех характерных точек границ ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 55:11:000000:119 были предоставлены заинтересованному лицу для включения данных сведений в соответствующие разделы государственного реестра земель.
Всесторонне, полно и объективно исследовав представленные в дело доказательства в их совокупности, правильно установив фактические обстоятельства, проанализировав вышеприведенные нормы действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам о том, что решение Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области об отказе в выдаче кадастрового паспорта от 09.01.2013 N 55/13-209 и отказ Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области, выраженный в письме исх. N 2179 от 20.02.2013, включить в государственный кадастр недвижимости сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 55:11:00 00 00:0119 не соответствуют вышеизложенным нормам и нарушают права заявителя как собственника земельного участка.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, но при изложенных выше фактических обстоятельствах и правовом регулировании они не опровергают правильных по существу выводов суда первой инстанции.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод подателя жалобы об отсутствии у него полномочий по пересчету имеющихся в Описании земельных участков координат поворотных (характерных) точек границ земельного участка с кадастровым номером 55:11:00 00 00:119 учтенных в государственном кадастре недвижимости, из системы координат, применявшейся ранее для проведения кадастрового учета, в местную систему координат МСК-55, поскольку в силу положений части 10 статьи 45 Закона N 221-ФЗ Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" не вправе требовать от собственника ранее учтенного здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства либо иного лица осуществления плановой, внеплановой или иной технической инвентаризации (переучета, повторного описания, формирования и тому подобного) данного объекта недвижимости в связи с выдачей указанного в части 9 этой же статьи кадастрового паспорта данного объекта недвижимости или государственной регистрацией прав на данный объект недвижимости и сделок с ним.
Таким образом, Арбитражный суд Омской области в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы основаны на правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
В пункте 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 марта 2007 года N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что законодательство о налогах и сборах не содержит нормы об освобождении государственных учреждений от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами. Вместе с тем необходимо учитывать, что если учреждение выполняет одновременно и функции государственного органа, вопрос об освобождении от уплаты государственной пошлины решается в зависимости от наличия оснований для применения подпункта 1 и подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частями 1и 2 статьи 3 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости. Предусмотренные этим Законом полномочия органа кадастрового учета на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. Наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
В рассматриваемом случае Учреждение выполняет функции государственного органа и поэтому подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 (270), 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 21.06.2013 по делу N А46-3459/2013 - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-3459/2013
Истец: ОАО "Омскгазстройэксплуатация"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области