г. Красноярск |
|
09 октября 2013 г. |
Дело N А33-9530/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "02" октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "09" октября 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Морозовой Н.А.,
судей: Борисова Г.Н., Колесниковой Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хрущевой М.А.,
при участии:
от заявителя (Министерства промышленности и торговли Красноярского края): Иванниковой А.Ю., представителя по доверенности от 27.04.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кулак"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 24 июля 2013 года по делу N А33-9530/2013, принятое судьей Болуж Е.В.
установил:
Министерство промышленности и торговли Красноярского края (ИНН 2466213777, ОГРН 1082468046099) (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Кулак" (ИНН 2465100690, ОГРН 1062465065178) (далее - ООО "Кулак", общество) об аннулировании лицензии серии АК N 107008, регистрационный номер 6725-АР от 25.06.2009 на право розничной продажи алкогольной продукции, выданной 26.05.2009.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 24 июля 2013 года требования Министерства удовлетворены. Суд аннулировал лицензию на осуществление деятельности по розничной торговле алкогольной продукцией серии АК N 107008, регистрационный номер 6725-АР от 25.06.2009, выданную ООО "Кулак", сроком действия до 25.06.2014.
Не согласившись с решением арбитражного суда, общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы общество указывает следующее:
- пунктом 11 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" (далее - Федеральный закон от 18.07.2011 N 218-ФЗ) предусмотрено, что лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют до окончания срока их действия. Требование о том, что организации должны иметь соответствующие установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти требованиям производственные и складские помещения в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, не распространяется на правоотношения, возникшие до вступления в силу Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ;
- министерством не представлено доказательств, что несоблюдение ООО "Кулак" формальных требований нанесло ущерб публичным интересам или иных последствий негативного характера, наличие же формальных признаков нарушения не может служить достаточным основанием для аннулирования лицензии.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с изложенными в ней доводами, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
ООО "Кулак", уведомленное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания лицам, участвующим в деле, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей ООО "Кулак".
Представитель Министерства изложил возражения на апелляционную жалобу. Просит суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
ООО "Кулак" осуществляет деятельность на основании лицензии серии АК N 107008, регистрационный номер 6725-АР от 25.06.2009, выданной Министерством, сроком действия до 25.06.2014.
Согласно лицензии ООО "Кулак" осуществляет деятельность по розничной продаже алкогольной продукции по адресу: г. Красноярск, ул. Светлогорская, 17, павильон - продажа всей алкогольной продукции, кроме спирта питьевого.
На основании распоряжения от 26.07.2012 N 157 должностными лицами Министерства проведена плановая выездная проверка соблюдения ООО "Кулак" лицензионных требований при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
По результатам проверки составлен акт проверки от 09.08.2012 N 108, в котором отражено, что правоустанавливающие документы на помещение, в котором осуществляется лицензируемый вид деятельности, предоставлены не были (пункт 2 акта проверки).
Усмотрев нарушение статей 16, 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", Министерство выдало ООО "Кулак" предписание от 09.08.2012 N 04-01223.
Предписанием от 09.08.2012 N 04-01223 Министерство обязало общество в срок до 09.11.2012 устранить выявленные нарушения.
Поскольку ООО "Кулак" в указанный в предписании срок не предоставило документы, подтверждающие устранение нарушений, Министерством 09.11.2012 было принято решение N 04-0251 о приостановлении действия лицензии серии АК N 107008, регистрационный номер 6725-АР от 25.06.2009 на шесть месяцев. Полагая, что предписание от 09.08.2012 N 04-01223 и решение о приостановлении действия лицензии от 09.11.2013 N 04-02511 противоречат требованиям нормативных актов и нарушают права и законные интересы, ООО "Кулак" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с требованием о признании недействительным указанных предписания и решения Министерства промышленности и энергетики Красноярского края.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 13 ноября 2012 года по делу N А33-13558/2012, оставленным в силе постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций, отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным предписания от 09.08.2012 N 04-01223.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 04.04.2013 по делу N А33-18130/2012, вступившим в законную силу, отказано в удовлетворении требований о признании недействительным решения о приостановлении действия лицензии от 09.11.2013 N 04-02511.
09 мая 2013 года истек шестимесячный срок приостановления действия лицензии, установленный решением от 09.11.2012 N 04-02511.
В этой связи 13.05.2013 на основании распоряжения от 08.05.2013 N 2-вп Министерством была проведена внеплановая выездная проверка ООО "Кулак" с целью проверки устранения нарушений, явившихся основаниями для приостановления действия лицензии.
В результате проверки было установлено, что ООО "Кулак" не устранило нарушение, явившееся основанием для выдачи предписания и приостановления действия лицензии, а именно, лицензиатом не предоставлены документы, подтверждающие наличие стационарных торговых объектов и складских помещений общей площадью не менее 50 квадратных метров в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более.
Результаты проверки оформлены актом внеплановой выездной проверки от 13.05.2013 N 2-вп.
17 мая 2013 года Министерством было принято решение N 04-0590 о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии ООО "Кулак" на право розничной продажи алкогольной продукции серии АК N 107008, регистрационный номер 6725-АР от 25.06.2009, которое было направлено ООО "Кулак" заказным письмом и получено обществом 25.05.2013.
На основании изложенного, Министерство обратилось в суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав представителя министерства и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ) устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относится осуществление лицензирования и лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции.
Согласно подпункту 3 пункта 10 статьи 23.2 Федерального закона N 171-ФЗ внеплановая выездная проверка лицензиата проводится по истечении срока, на который было приостановлено действие лицензии в соответствии с пунктом 1 статьи 20 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23.2 Федерального закона N 171-ФЗ в отношении лицензиата в случаях, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона, лицензирующим органом проводятся документарные проверки и внеплановые выездные проверки без согласования с органами прокуратуры.
09 мая 2013 года истек шестимесячный срок приостановления действия лицензии, установленный решением от 09.11.2012 N 04-02511.
В этой связи 13.05.2013 на основании распоряжения от 08.05.2013 N 2-вп Министерством была проведена внеплановая выездная проверка ООО "Кулак" с целью проверки устранения нарушений, явившихся основаниями для приостановления действия лицензии.
Судом апелляционной инстанций не установлено нарушений требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федерального закона N 171-ФЗ при проведении Министерством внеплановой проверки. Процедура проведения проверки заявителем не оспаривается.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из невозможности осуществления ООО "Кулак" лицензируемого вида деятельности в связи с чем, по мнению суда первой инстанции, лицензия подлежит аннулированию.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанными выводами.
Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ предусмотрено, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в частности, розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 настоящего Закона.
В соответствии пунктом 6 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ (в редакции, Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ) организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) в городских поселениях, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, а также контрольно-кассовую технику.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции аннулируется решением суда по обращению лицензирующего органа или решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти при наличии соответствующего основания, в том числе в случае неустранения в установленный срок обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Как следует из материалов дела, Министерством ООО "Кулак" выдана лицензия на право розничной продажи алкогольной продукции серии АК N107008 регистрационный номер 6725-АР от 25.06.2009 сроком действия до 26.05.2014.
Как следует из материалов дела в отношении ООО "Кулак" была проведена плановая выездная проверка в объекте, расположенном по адресу г. Красноярск, ул. Светлогорская, 17. По результатам проверки был составлен акт от 09.08.2012 N 108, в котором было отражено, что на момент проведения проверка у общества отсутствовали документы, подтверждающие наличие стационарных торговых и складских помещений в собственности или в аренде на срок более года, что является нарушением статей 16 и 26 Федерального закона N 171-ФЗ.
Министерство, усмотрев нарушение статей 16, 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, выдало ООО "Кулак" предписание от 09.08.2012 N 04-01223.
Поскольку ООО "Кулак" в указанный в предписании срок не предоставило документы, подтверждающие устранение нарушений, Министерством 09.11.2012 было принято решение N 04-0251 о приостановлении действия лицензии серии АК N 107008, регистрационный номер 6725-АР от 25.06.2009 на шесть месяцев.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 13 ноября 2012 года по делу N А33-13558/2012, оставленным в силе постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций, отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным предписания от 09.08.2012 N 04-01223.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 04.04.2013 по делу N А33-18130/2012, вступившим в законную силу, отказано в удовлетворении требований о признании недействительным решения о приостановлении действия лицензии от 09.11.2013 N 04-02511.
В результате внеплановой проверки Министерством было установлено, что ООО "Кулак" не устранило нарушение, явившееся основанием для выдачи предписания и приостановления действия лицензии, а именно, лицензиатом не предоставлены документы, подтверждающие наличие стационарных торговых объектов и складских помещений общей площадью не менее 50 квадратных метров в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более.
17 мая 2013 года Министерством было принято решение N 04-0590 о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии на право розничной продажи алкогольной продукции.
Учитывая, что на момент рассмотрения настоящего дела ООО "Кулак" не представлены правоустанавливающие документы на помещение, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Светлогорская, 17, в котором лицензией серии АК N 107008 регистрационный номер 6725-АР от 25.06.2009 обществу было предоставлено право осуществлять деятельность по розничной продажи алкогольной продукции, общество не соответствует особым требованиям к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции, установленным статьей 16 Федерального закона N 171-ФЗ.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал, что установленные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о невозможности осуществления ООО "Кулак" лицензируемого вида деятельности в помещении, расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. Светлогорская, 17, в связи с чем лицензия на осуществление деятельности по розничной торговле алкогольной продукцией серии АК N 107008, регистрационный номер 6725-АР от 25.06.2009, сроком действия до 25.06.2014, подлежит аннулированию.
Обществом заявлен довод о том, что новые требования Федерального закона N 171-ФЗ не подлежат применению к рассматриваемым правоотношениям, так как изменяют условия, на которых была выдана лицензия.
Действительно в соответствии с пунктом 11 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют до окончания срока их действия. Требования абзаца второго пункта 9 статьи 8, пункта 2.3 статьи 11, абзацев первого и второго пункта 6 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Вместе с тем, как уже было отмечено, пунктом 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ предусмотрено, что запрещается, в частности, розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 настоящего Закона.
Пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ предусмотрено, что абзацы двадцать первый, двадцать второй пункта 15 настоящего Федерального закона (которыми внесены изменения в статью 16 Федерального закона N 171-ФЗ) вступают в силу с 1 июля 2012 года.
Таким образом, организациям, имеющим лицензии был предоставлен переходный период для приведения своей деятельности в соответствие с новыми требованиями и с 22.07.2011 в отношении соискателей лицензии (заявителей) вступили в силу изменения статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ, согласно которым для получения лицензии заявитель предоставляет в лицензирующий орган документы, подтверждающие наличие стационарных торговых и складских помещений. С 01.07.2012 года данные требования вступили в силу в отношении остальных организаций, получивших лицензию до 22.07.2011.
Целью законодателя при предоставлении переходного периода являлось создание равных условий для тех организаций, которые получили лицензии до 22.07.2011 и тех, кто сделал это после указанного срока.
Таким образом, в соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона N 218-ФЗ с 01.07.2012 вступили в силу требования, установленные абзацем первым и вторым пункта 6 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ, согласно которым организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков), должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения, указанные требования распространяются на все организации, занимающиеся розничной продажей алкогольной продукции.
Таким образом, общество не может быть освобождено от обязанности осуществлять деятельность по продаже алкогольной продукции с соблюдением установленных законодательством ограничений.
Общество указывает, что наличие формальных признаков нарушения не может служить достаточным основанием для аннулирования лицензии.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 12.05.1998 N 14-П, Определениях от 14.12.2000 N 244-О, от 05.07.2001 N 130-О, от 07.06.2001 N139-О, от 07.02.2002 N 16-О неоднократно указывал на то, что свобода предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности может быть ограничена федеральным законом лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства; при этом применяемые ограничительные меры должны соответствовать характеру совершенного правонарушения, размеру причиненного вреда, степени вины правонарушителя и не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Введение законодателем судебного порядка разрешения вопроса об аннулировании лицензии означает, что в каждом конкретном случае суд вправе и обязан оценивать служащие основанием для аннулирования лицензии обстоятельства с учетом соответствующих доказательств, подтверждающих наличие оснований для аннулирования лицензии, степени опасности, характера нарушения, его последствий, наличия либо отсутствия фактов устранения таких последствий.
Из обстоятельств дела следует, что помещение общества не соответствует особым требованиям к розничной продаже алкогольной продукции (лицензионным требованиям) и общество не может устранить допущенные нарушения. Учитывая указанные обстоятельства, общество, по мнению суда апелляционной инстанции, обязано прекратить осуществление лицензируемого вида деятельности, следовательно, лицензия серии АК N 107008, регистрационный номер 6725-АР от 25.06.2009 подлежит аннулированию.
Таким образом, решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований является законным и обоснованным, основания для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы ООО "Кулак" по оплате государственной пошлины в сумме 1000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на общество.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы обществом платежным поручением от 06.08.2013 N 48 уплачено 2000 рублей, 1000 рублей излишне уплаченной государственной пошлины подлежит возврату ООО "Кулак".
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "24" июля 2013 года по делу N А33-9530/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Кулак" из федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 48 от 06.08.2013 года.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-9530/2013
Истец: Министерство промышленности и торговли Красноярского края
Ответчик: ООО "Кулак"
Третье лицо: Кондратюк Марина Валерьевна