г. Санкт-Петербург |
|
09 октября 2013 г. |
Дело N А26-10500/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.,
судей Мельниковой Н.А., Черемошкиной В.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Суворовой Т.О.,
при участии:
от истца: Гущин Р.А., по доверенности от 17.10.2012;
ответчика: Попова О.Н., по доверенности от 22.06.2013;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18474/2013) открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.07.2013 по делу N А26-10500/2012 (судья Дружинина С.И.)
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к обществу с ограниченной ответственностью "Карелприродресурс"
о взыскании 552 759 796 рублей 20 копеек
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727, далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Карелприродресурс" (ОГРН: 1031000002868, ИНН: 1001138331, далее - ООО "Карелприродресурс") 552 759 рублей 20 копеек (с учётом принятого судом заявления об увеличении цены иска) платы за пользование вагонами в период с 16 часов 08 минут 05.12.2011 по 03 часа 50 минут 20.12.2011 ввиду простоя на промежуточной станции Заделье Октябрьской железной дороги (далее - Окт. ж.д.) из-за неприёма станцией Леппясюрья Окт. ж.д., по причинам, зависящим от грузополучателя ООО "Карелприродресурс",.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 05.07.2013 иск удовлетворен частично. Присуждены к взысканию с ООО "Карелприродресурс" в пользу ОАО "РЖД" 55 903 рубля 68 копеек платы за пользование вагонами и 1 421 рубль 49 копеек расходов по оплате госпошлины, а с ОАО "РЖД" в доход федерального бюджета - 10 055 рублей 18 копеек государственной пошлины.
В апелляционной жалобе ОАО "РЖД" просит решение арбитражного отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объёме. Податель жалобы не согласен с выводами суда первой инстанции об отсутствии доказательств занятости путей необщего пользования по вине грузополучателя, а также нарушающим судебную практику Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа по делу N А26-82/2012 выводом об отсутствии у грузополучателя обязанности вносить плату за пользование вагонами за период с момента освобождения подъездных путей до момента отправления вагонов со станции задержки.
ООО "Карелприродресурс" возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая недоказанным фактов занятости принадлежащего грузополучателю железнодорожного пути необщего пользования и невозможности принять "брошенные" вагоны в спорный период.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Карелия от 05.07.2013 проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ООО "Карелприродресурс" (владелец) заключен договор от 30.01.2010 N 282 на эксплуатацию принадлежащего ООО "Карелприродресурс" железнодорожного пути необщего пользования при станции Леппясюрья Октябрьской ж.д. локомотивом владельца.
Пунктом 22.1.4 договора от 30.01.2010 N 282 предусмотрено, что количество вагонов, одновременно подаваемых на места погрузки для одновременного начала проведения грузовых операций, составляет не более 46 условных вагонов; вместимость мест погрузки составляет 46 условных вагонов, в том числе путь N 5-23 вагона, путь N 6 - 23 вагона. Технологический срок оборота вагона установлен сторонами в пункте 13 договора и равен 2 часам.
Ведомостью железнодорожных путей подъездного пути (Приложение N 2 к Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на ж.д. пути необщего пользования ООО "Карелприродресурс", примыкающего к станции Леппясюрья Октябрьской ж.д.) установлены характеристики пути необщего пользования ООО "Карелприродресурс": путь N 3 (выставочный) полной длиной 353 м, полезной длиной 350 м, вместимостью 25 условных вагонов; путь N 5 (погрузочный) полной длиной 401 м, полезной длиной 342 м, вместимостью 23 условных вагона; путь N 6 (погрузочный) полной длиной 528 м, полезной длиной 342 м, вместимостью 23 условных вагонов. Общая вместимость путей необщего пользования составляет 71 условный вагон.
В соответствии с пунктом 19.3 договора за время ожидания подачи или приёма вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования, приёмо-отправочных (выставочных) путях по причинам, зависящим от владельца, перевозчик взимает с владельца плату за пользование вагонами в размере 50 % от плат, приведённых в таблицах N 9, N 10 Тарифного руководства N 2 с учетом коэффициентов индексации. В таком же порядке и размерах перевозчик взимает с владельца плату за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, за время задержки этих вагонов в пути следования на путях общего пользования, в том числе промежуточных железнодорожных станций, из-за неприёма их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от владельца, при условии, что данная задержка привела к к нарушению сроков доставки.
В период с 16 часов 08 минут 05.12.2011 до 03 часов 50 минут 20.12.2011, 85 вагонов, следующих до станции Леппясюрья Октябрьской ж.д. в адрес ООО "Карелприродресурс", были задержаны на промежуточной станции Заделье Октябрьской ж.д. из-за неприема их станцией назначения по причине невыполнения грузополучателем технологического срока оборота вагонов, что подтверждается актом общей формы от 05.12.2011 N 628, подписанным представителями сторон без разногласий и возражений. При этом нарушен срок доставки 28 вагонов. Момент окончания задержки вагонов оформлен в акте общей формы от 21.12.2011 N 690, от подписи которого пользователь отказался. Нарушение пользователем технологического срока оборота вагонов подтверждается памятками приемосдатчика и справкой занятости пути необщего пользования ОАО "Карелприродресурс", подписанной сторонами в ходе рассмотрения настоящего дела.
За пользование вагонами владельцу начислена плата 552 759 рублей 20 копеек. Отказ владельца от внесения платы повлек обращение ОАО "РЖД" с настоящим иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя иск частично, суд первой инстанции указал, что ОАО "РЖД" не представило доказательств занятости мест погрузки, выгрузки на принадлежащем ОАО "Карелприродресурс" железнодорожном пути необщего пользования; занятости железнодорожных выставочных и станционных путей на станции назначения. Между тем, в силу абзаца третьего статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утверждённых приказом МПС России N 26 от 18.06.2003 (далее - Правила N 26), а также пункта 1.2 Методических рекомендаций основанием для задержки вагонов является неприём их станцией назначения в связи с нарушением грузополучателем технологического срока оборота вагонов, которое повлекло занятость мест погрузки, выгрузки на железнодорожном пути необщего пользования; занятость железнодорожных выставочных путей; занятость станционных путей на станции назначения.
Представленные в материалы дела акты общей формы не подтверждают причину неприёма вагонов станцией назначения, наличие которой необходимо для задержки вагонов в порядке статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации и пункта 4.7 Правил N 26, а именно: занятость мест погрузки, выгрузки на железнодорожном пути необщего пользования; занятость железнодорожных выставочных путей; занятость станционных путей на станции назначения в спорный период, равно как и указание на иные составы поездов, движущиеся в адрес ответчика в спорный период времени.
В пунктах 7, 9 договора N 282 стороны установили, что сдаются вагоны на путь необщего пользования ответчика и возвращаются с него на приёмоотправочный путь N 2, в связи с чем при проверке обоснованности довода ответчика о возможности в спорный период времени принять задержанные вагоны, суд не учитывал характеристики пути N 2, а принял во внимание пути N 3, 5, 6.
Исследовав представленную ОАО "РЖД" справку о занятости пути необщего пользования ОАО "Карелприродресурс", памятки приёмосдатчика и акты общей формы, суд установил, что указанные доказательства не подтверждают отсутствие у ответчика возможности принять брошенные вагоны на принадлежащих ему путях необщего пользования в спорный период времени применительно к положениям пункта 22.1.4 договора N 282 и Инструкции.
Исходя из полезной длины и вместимости путей N 3, 5, 6, учитывая технологический срок оборота вагонов, согласованный сторонами, периодичность уборки вагонов (пункт 2.1.5 договора), а также сведения о количестве вагонов, находящихся на путях ответчика в спорный период времени, суд признал правильным выполненный ОАО "Карелприродресурс" контррасчёт и удовлетворил иск в размере 55 903 рубля 68 копеек.
Суд отклонил довод ОАО "РЖД" о том, что под задержку вагонов подпадает промежуток времени с момента фактической задержки вагонов на промежуточной станции до момента их фактического поднятия, поскольку в абзаце 6 пункта 4.7 Правил N 26 установлено, что временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене или изменению решения ввиду следующего.
Вопросы взимания платы за пользование вагонами урегулированы статьёй 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утверждёнными приказом МПС России N 26 от 18.06.2003 (Правила N 26) и договором от 30.01.2010 N 282 на эксплуатацию принадлежащего ООО "Карелприродресурс" железнодорожного пути необщего пользования при станции Леппясюрья Октябрьской ж.д.
В соответствии с пунктом 4.7 Правил N 26 основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции. Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
Контррасчет платы за пользование вагонами выполнен в соответствии с порядком исчисления срока задержки, предусмотренным пунктом 4.7 Правил N 26.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод ОАО "РЖД" о необоспечении единства судебной практики применения статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, выработанной в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.11.2012 по делу N А26-82/2012, поскольку указанным постановлением дело было направлено на новое рассмотрение не в связи не правильным применением норм материального права, а для проверки правильности расчета исковых требований. В данном деле суд первой инстанции, выявив ошибки в расчете, предложил сторонам произвести перерасчет, и после проверки правильности, применил контррасчет ответчика (т. 2, л.д. 122), учитывающий вместимость путей. На ошибки в контррасчете податель жалобы не ссылается.
Отклоняется довод перевозчика о взыскании платы за пользование вагонами за период невозможности постановки на подъездной путь необщего пользования вагонов до полного освобождения этих путей, поскольку на выставочный путь вагоны перевозчиком не подавались по причинам, в том числе, зависящим от самого перевозчика.
Иные нарушения норм материального или процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения в любом случае, суд апелляционной инстанции не выявил.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.07.2013 по делу N А26-10500/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.И. Несмиян |
Судьи |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-10500/2012
Истец: ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги" - филиал Октябрьская железная дорога Петрозаводское отделение
Ответчик: ООО "Карелприродресурс"