Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 9 октября 2013 г. N 09АП-32686/13
город Москва |
|
9 октября 2013 г. |
Дело N А40-49801/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.10.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 09.10.2013.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.,
судей: Лепихина Д.Е., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола помощником судьи Прокофьевой С.Б., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО"АвтоКольцо" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.07.2013 по делу N А40-49801/13, принятое судьей Ласкиной С.О. (33-477)
по заявлению ООО"АвтоКольцо"(5087746388725, Москва, ул. Плеханова, д.13. 111141)
к ГКУ г.Москвы"Организатор перевозок" (ОГРН 1077746251428, Москва, 2-ой Лесной пер., д.11, стр.1, 125047)
о признании незаконным постановления
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "АвтоКольцо" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к ГКУ г. Москвы "Организатор перевозок" (далее - ответчик) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления ВВВ N 014101 от 13.03.2013 по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.10.7 КоАП г. Москвы.
Решением от 22.07.2013 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование заявленных доводов указывает, что судом нарушены нормы материального и процессуального права и не учтено, что ч.2 ст.10.7 КоАП г. Москвы не применима в связи с изменением законодательства относительно согласования маршрутов перевозки.
Стороны в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, исходя из следующего.
Из материалов дела усматривается, что 13.03.2013 уполномоченным должностным лицом ГКУ г. Москвы "Организатор перевозок" вынесено постановление по делу об административном правонарушении N ВВВ N 014101, которым ООО "АвтоКольцо" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 10.7 КоАП г.Москвы, и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы, с требованием о признании его незаконным и подлежащим отмене.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при этом арбитражный суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Распоряжением Правительства Москвы от 17.05.2011 г. N 397-РП "О государственном казенном учреждении города Москвы "Организатор перевозок" должностные лица Учреждения наделены полномочиями по осуществлению контроля над законодательством города Москвы в сфере транспортного обслуживания населения, составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе ст. 10.7 КоАП г. Москвы. Данные полномочия также установлены ст. 16.3 КоАП г. Москвы.
Таким образом, как верно установил суд первой инстанции, оспариваемое постановление вынесено в пределах предоставленных ответчику полномочий.
В соответствии с ч. 1 ст. 10.7 КоАП г. Москвы эксплуатация городских, пригородных, междугородних и международных автобусных маршрутов, несогласованных в порядке, установленном Правительством Москвы, а также с нарушениями условий согласования влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере четырех тысяч рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч. 2 ст. 10.7 КоАП г. Москвы повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере пяти тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Постановлением Правительства города Москвы от 20 июня 2006 г. N 421-ПП "О порядке организации в городе Москве регулярных городских автобусных маршрутов" (в ред. Постановления Правительства Москвы от 22.05.2007 г. N 396-ПП) в целях повышения уровня безопасности и качества перевозок, определения основных требований при организации регулярных городских автобусных маршрутов (кроме маршрутов, эксплуатирующихся на условиях городского заказа), создания равных условий доступа перевозчикам на рынок транспортных услуг на Департамент возложены функции уполномоченного органа Правительства Москвы по взаимодействию с органами исполнительной власти Российской Федерации, структурными подразделениями Правительства Москвы и Московской области, общественными объединениями, автотранспортными предприятиями и индивидуальными предпринимателями по вопросам организации регулярных городских автобусных маршрутов и утвержден Порядок организации регулярных городских автобусных маршрутов (Приложение 1 к Постановлению Правительства Москвы от 20 июня 2006 г. N 421-ПП), в котором п. 3.3 определено, что Проект организации нового маршрута должен содержать, в том числе, раздел: рекомендуемый тип подвижного состава и его количество, информационное оформление подвижного состава, расписание работы маршрута.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 20.06.2006 г. N 421-ПП маршрут считается согласованным при совокупности трех условий: утверждении проекта маршрута, внесении маршрута в реестр городских регулярных автобусных маршрутов, и заключении между перевозчиком и Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы договора на реализацию проекта организации регулярного автобусного маршрута.
23.01.2013 в период времени с 08 час 00 мин до 13 час 00 мин, в ходе проведения мероприятий по мониторингу и анализу качества транспортных услуг, предоставляемых населению города Москвы на остановочном пункте "ст.м. "Калужская", расположенном по адресу: г. Москва, Профсоюзная, д. 61 ООО "АвтоКольцо" в нарушение действующего законодательства и без согласования с Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы осуществляло эксплуатацию регулярного городского автобусного маршруте N 671-М "ст.м. Калужская - Бирюлево Западное" автобусом марки "32377" с государственным регистрационным знаком: Н 263 ММ 177, под управлением водителя Головко П.П. по путевому листу N 003703/ТП, выданному ООО "АвтоКольцо" 23.01.2013.
Регулярный городской автобусный маршрут N 671-М "ст.м. Калужская - Бирюлево Западное" ООО "АвтоКольцо" не согласован в соответствии с требованиями Порядка организации регулярных городских автобусных маршрутов, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.06.2006 N 421-ПП.
Регулярный городской автобусный маршрут N 671-М "ст.м. Калужская - Бирюлево Западное" внесен в реестр регулярных городских автобусных маршрутов города Москвы. Однако договор на право эксплуатации данного маршрута Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы с ООО "АвтоКольцо" не заключался.
По факту выявленного правонарушения в отношении заявителя 20.02.2013 составлен протокол об административном правонарушении серии N ВВВ 014101.
13 марта 2013 г. по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении вынесено постановление серии ВВВ N 014101, в соответствии с которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 10.7 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях, и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
В целях повышения уровня безопасности и качества перевозок, определения основных требований при организации регулярных городских автобусных маршрутов (кроме маршрутов, эксплуатирующихся на условиях городского заказа), создания равных условий доступа перевозчикам на рынок транспортных услуг постановлением Правительства Москвы от 20.06.2006 N 421-ГШ "О порядке организации в городе Москве регулярных городских автобусных маршрутов" (Далее - Постановление N 421-ПП) утвержден порядок организации регулярных городских автобусных маршрутов в городе Москве.
Указанный порядок регламентирует взаимодействие перевозчиков, органов исполнительной власти, согласующих организаций при организации новых и эксплуатации действующих регулярных городских автобусных маршрутов, за исключением маршрутов на условиях городского заказа.
В соответствии с данным порядком маршрут считается согласованным, если:
-Разработан и утвержден проект маршрута;
-Маршрут внесен в реестр регулярных городских автобусных маршрутов;
-Заключен договор на реализацию проекта маршрута.
Согласно пункту 4.5 Постановления N 421-ПП право реализации проектов новых регулярных городских автобусных маршрутов предоставляется перевозчикам по результатам конкурса на основе договора (приложение 6) с Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы на срок 5 лет.
Вместе с тем, главой 4 приложения 1 к Постановлению N 421-ПП предусмотрено, что выполнение регулярных перевозок на городских автобусных маршрутах без заключения соответствующего договора с Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы (Далее -Департамент) запрещается.
Между Департаментом транспорта и связи города Москвы и ОАО "Группа Автолайн" заключен договор от 21.10.2008 N 419-ДТиС на реализацию проекта маршрута N 671-М "ст.м. Калужская - Бирюлево Западное".
В силу положений части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу положений части 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.7 КоАП Москвы, заключается в эксплуатации городских, пригородных, междугородних и международных автобусных маршрутов, несогласованных в порядке, установленном Правительством Москвы, а также с нарушениями условий согласования.
Следовательно, ответственность за указанное нарушение наступает не просто за отсутствие согласования, а именно за эксплуатацию маршрутов, которые не согласованы в установленном порядке.
Таким образом, факт совершения правонарушения и вина заявителя на момент вынесения оспариваемого постановления подтверждаются материалами дела.
Вместе с тем из постановления Правительства Москвы от 2 апреля 2013 г. N 186-ПП "О мерах по организации транспортного обслуживания населения в городе Москве" в соответствии с которым внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 20.06.2006 N 421-ПП усматривается следующее:
1.1. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров по регулярным городским автобусным маршрутам (кроме маршрутов, эксплуатируемых ГУП "Мосгортранс"), внесенным в Реестр регулярных городских автобусных маршрутов (далее - Реестр), и указанные в Реестре в качестве перевозчиков на момент вступления в силу настоящего постановления (далее - перевозчики), имеющие соответствующий договор на реализацию проекта организации маршрута, срок действия которого истекает до 1 января 2014 г., продолжают после истечения срока действия договора осуществлять перевозки пассажиров по этим маршрутам до указанной даты при условии соблюдения требований, установленных в приложении 6 к постановлению Правительства Москвы от 20 июня 2006 г. N 421-ПП "О порядке организации в городе Москве регулярных городских автобусных маршрутов", а также параметров эксплуатации маршрута, содержащихся в Реестре.
1.2. Перевозчики, у которых срок действия договора на реализацию проекта организации маршрута истек, а также перевозчики, с которыми не заключался такой договор, продолжают осуществлять перевозки пассажиров по соответствующему маршруту до 1 января 2014 г. при условии соблюдения требований, установленных в приложении 6 к постановлению Правительства Москвы от 20 июня 2006 г. N 421-ПП "О порядке организации в городе Москве регулярных городских автобусных маршрутов", а также параметров эксплуатации маршрута, содержащихся в Реестре.
1.3. Перевозчики, осуществляющие перевозки пассажиров после истечения срока действия договора на основании пункта 1.1 настоящего постановления, и перевозчики, указанные в пункте 1.2 настоящего постановления, в случаях приостановления или аннулирования у них лицензии на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, закрытия маршрута регулярного сообщения или отказа от выполнения регулярных перевозок эксплуатацию маршрута прекращают.
1.4. Перевозчики, у которых срок действия договора на реализацию проекта организации маршрута истекает после 1 января 2014 г., осуществляют перевозки до окончания срока действия договора на условиях, указанных в договоре.
1.5. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров по регулярным городским автобусным маршрутам на территориях, включенных в состав территории города Москвы в соответствии с Соглашением об изменении границы между субъектами Российской Федерации городом Москвой и Московской областью от 29 ноября 2011 г., постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью", продолжают осуществлять перевозки пассажиров до 1 января 2014 г., если такие маршруты по состоянию на 30 июня 2012 г. были внесены в Реестр маршрутов регулярных перевозок Московской области, а также при условии представления в течение 20 дней с момента вступления в силу настоящего постановления в Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы договора на осуществление перевозки по соответствующему маршруту, действовавшего по состоянию на 30 июня 2012 г.
1.6. Новые городские автобусные маршруты (за исключением маршрутов, эксплуатируемых ГУП "Мосгортранс") на территории города Москвы с момента вступления в силу настоящего постановления не открываются.
1.7. Постановление Правительства Москвы от 20 июня 2006 г. N 421-ПП "О порядке организации в городе Москве регулярных городских автобусных маршрутов" действует в части, не противоречащей настоящему постановлению.
Апелляционная коллегия с учетом того, что заявитель, будучи дочерним обществом ООО "АвтоЛайн", осуществлял регулярные перевозки длительное время с ведома Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, согласовавшего маршруты для основного (материнского) общества ООО "АвтоЛайн" в соответствии с требованиями действующего законодательства, приходит к выводу о том, что положения указанного выше постановления N 186-ПП распространяются на дочерние общества ООО "АвтоЛайн", в связи с чем в рассматриваемом случае следует применить положения статьи 1.7. КоАП РФ, согласно которым закон, отменяющий административную ответственность за административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Поскольку в деле нет доказательств исполнения оспариваемого постановления ГКУ города Москвы "Организатор перевозок" ВВВ N 014101 от 13.03.2013, постольку его надлежит признать не подлежащим исполнению.
Руководствуясь ч. 51 ст. 211, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.07.2013 по делу N А40-49801/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Признать постановление ГКУ г.Москвы"Организатор перевозок" ВВВ N 014101 от 13.03.2013 г. не подлежащим исполнению.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Председательствующий судья |
П.В. Румянцев |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.