г. Москва |
|
10 октября 2013 г. |
Дело N А41-56115/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Бархатова В.Ю., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Ишаевым А.С.,
при участии в заседании:
от заявителя - Спиряков М.В., по доверенности от 22.04.2013 N 4,
от заинтересованного лица - Щеснович А.А., по доверенности от 06.09.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 22 июля 2013 года по делу N А41-56115/12, принятое судьей Афанасьевой М.В., по заявлению открытого акционерного общества "Красногорская электрическая сеть" об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Красногорская электрическая сеть" (далее - ОАО "Красногорская электрическая сеть", заявитель) обратилось в арбитражный суд Московской области с заявлением об отмене постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 05-21/104-12, вынесенного 09.10.2012 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - УФАС по Московской области, административный орган) по части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 22 июля 2013 года Арбитражный суд Московской области постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 09.10.2012 N 05-21/104-12 в отношении ОАО "Красногорская электрическая сеть" изменил в части назначенного наказания, заменив штраф в размере 562 500 рублей на штраф в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с указанным судебным актом, административный орган обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным в части снижения назначенного наказание в виде административного штрафа с 562 500 рублей на 300 000 рублей. Просит решение суда отменить в обжалуемой части.
В судебном заседании апелляционного суда представитель заинтересованного лица в обоснование доводов жалобы сослался на правомерность назначения административным органом наказания в виде административного штрафа в размере 562 500 рублей.
Представитель заявителя возражал против доводов жалобы. Просил обжалуемое решение оставить без изменения.
Апелляционный суд в отсутствии возражений административного органа проверил решение Арбитражного суда Московской области в обжалуемой части по доводам жалобы в порядке части 5 статьи 268 АПК РФ.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, и установлено судом, в адрес Московского областного УФАС России поступило обращение ОАО "Мосэнергосбыт" с жалобами на неправомерные действия ОАО "Красногорская электрическая сеть" в части уклонения от заключения договора купли-продажи электрической энергии.
По результатам рассмотрения указанного обращения административным органом возбуждено дело N 05-15/81-10 по признакам нарушения ОАО "Красногорская электрическая сеть" части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг по реализации (поставке) электрической энергии, выразившегося в ущемлении интересов ОАО "Мосэнергосбыт" путем уклонения от заключения договора купли-продажи электрической энергии.
По результатам рассмотрения дела административным органом установлен факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг по реализации (поставке) электрической энергии, выразившегося в ущемлении интересов ОАО "Мосэнергосбыт" путем необоснованного уклонения от заключения договора купли-продажи электрической энергии.
26.09.2012 по факту выявленного правонарушения в отношении ОАО "Красногорская электрическая сеть" составлен протокол N 05-21/104/12 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.
Заместителем руководителя УФАС России по Московской области 09.10.2012 вынесено постановление N 05-21/104-12, согласно которому ОАО "Красногорская электрическая сеть" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, и обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 562 500 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ОАО "Красногорская электрическая сеть" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд признает обоснованным вывод суда первой инстанции о законности привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, и изменении административного штрафа со снижением его размера до 300 000 рублей на основании следующего.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
ОАО "Красногорская электрическая сеть" является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утвержденного внеочередным общим собранием акционеров (Протокол N 12 от 10.07.2009).
ОАО "Красногорская электрическая сеть" внесено в Единый государственный реестр юридических лиц инспекцией ФНС России по г. Красногорск Московской области 21.10.2002 за основным государственным регистрационным номером 1025002869693. В соответствии с Уставом ОАО "Красногорская электрическая сеть", место нахождения и почтовый адрес общества: 143401, Московская область, г.Красногорск, Коммунальный квартал, д. 1.
В соответствии с п. 2.2. Устава ОАО "Красногорская электрическая сеть", основным видом деятельности общества является покупка и продажа электрической энергии в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с Решением Топливно-энергетического комитета Московской области от 23.10.2006 N 2 (Протоколы заседания NN 5, 6) ОАО "Красногорская электрическая сеть" присвоен статус гарантирующего поставщика электрической энергии в границах балансовой принадлежности присоединенной электрической сети на территории Красногорского муниципального района Московской области.
Согласно п. 55 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии" (далее по тексту - Основные положения функционирования розничных рынков), границами зоны деятельности гарантирующего поставщика являются границы балансовой принадлежности электрических сетей соответствующей энергоснабжающей организации (сетевой организации, хозяйствующего субъекта), к сетям которой присоединены потребители, подлежащие обслуживанию указанным гарантирующим поставщиком.
В соответствии с приказом Московского областного УФАС России от 03.09.2009 N 402, ОАО "Красногорская электрическая сеть" внесено Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, а именно ОАО "Красногорская электрическая сеть" имеет более 50 % на рынке оказания услуг по купле-продаже (поставке) электрической энергии на территории Красногорского муниципального района Московской области в границах балансовой принадлежности электрических сетей ОАО "Красногорское предприятие электрических сетей".
Таким образом, ОАО "Красногорская электрическая сеть" занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по реализации (поставке) электрической энергии в границах балансовой принадлежности электрических сетей ОАО "Красногорская электрическая сеть".
ОАО "Мосэнергосбыт" является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утвержденного решением Общего собрания акционеров ОАО "Мосэнергосбыт" (Протокол от 22.06.2010 N 11).
ОАО "Мосэнергосбыт" внесено в Единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве от 01.04.2005 за основным государственным номером 1057746557329.
В соответствии с п. 3.2. Устава общества, основным видом деятельности ОАО "Мосэнергосбыт" являются покупка электрической энергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности), реализация (продажа) электрической энергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) потребителям (в том числе гражданам), диагностика, эксплуатация, ремонт, замена и проверка средств измерений и учета электрической и тепловой энергии, оказание услуг по организации коммерческого учета.
Согласно решениям Топливно-энергетического комитета Московской области N 5 от 23.10.2006 и N 6 от 18.05.2007 ОАО "Мосэнергосбыт" является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Московской области, в том числе на территории Красногорского муниципального района Московской области.
В соответствии с приказом Московского областного УФАС России от 03.09.2009 N 402, ОАО "Мосэнергосбыт" внесено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, а именно ОАО "Мосэнергосбыт" имеет более 50% на рынке оказания услуг по купле-продаже (поставке) электрической энергии на территории Московской области, за исключением зон деятельности иных гарантирующих поставщиков.
В целях обеспечения электроэнергией объекта ООО "Газпромнефть-Центр" - АЗС N 36, расположенного по адресу: Московская область, г. Красногорск, 27 км Волоколамского шоссе, ОАО "Мосэнергосбыт" письмом (исх. N ИП/14-674/9 от 01.12.2009) обратилось в адрес ОАО "Красногорская электрическая сеть" с заявкой на заключении договора купли-продажи электрической энергии на указанный объект.
В соответствии с п. 61 Основных положений функционирования розничных рынков, гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) с любым обратившимся к нему лицом (далее - заявитель) в отношении точек поставки лиц, чьи энергопринимающие устройства находятся в границах зоны его деятельности.
Гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) с заявителем в случае:
- отсутствия технологического присоединения в установленном порядке соответствующих энергопринимающих устройств к электрическим сетям;
- нахождения точек поставки на розничном рынке, в отношении которых заявитель намеревается заключить договор, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.
В случае отказа от заключения договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) по основаниям, предусмотренным настоящим пунктом, гарантирующий поставщик должен в 5-дневный срок со дня обращения заявителя в письменной форме уведомить его об отказе от заключения договора с указанием причин такого отказа.
Согласно п. 63 Основных положений функционирования розничных рынков, в течение 30 дней со дня получения заявки о заключении договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) гарантирующий поставщик обязан ее рассмотреть и направить (передать) заявителю подписанный со своей стороны проект соответствующего договора, а в случае если заявителем представлен проект договора - подписать его или направить ему протокол разногласий.
В соответствии с доказательствами, представленными в материалы дела, энергопринимающие устройства объекта ООО "Газпромнефть-Центр" - АЗС N 36, расположенного по адресу: Московская область, г. Красногорск, 27 км Волоколамского шоссе, имеют надлежащее технологическое присоединение к электрическим сетям и расположены в зоне обслуживания гарантирующего поставщика ОАО "Красногорская электрическая сеть".
Из материалов дела следует, что в нарушение антимонопольного законодательства, в тридцатидневный срок со дня получения заявки о заключении договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) в целях обеспечения электроэнергией объекта ООО "Газпромнефть-Центр" - АЗС N 36, расположенного по адресу: Московская область, г. Красногорск, 27 км Волоколамского шоссе, ОАО "Красногорская электрическая сеть" не направило в адрес ОАО "Мосэнергосбыт" подписанного со своей стороны проекта соответствующего договора, а также в пятидневный срок со дня обращения заявителя ОАО "Красногорская электрическая сеть" в письменной форме не уведомило ОАО "Мосэнергосбыт" об отказе от заключения договора с указанием причин такого отказа.
В соответствии с материалами дела N 05-15/81-10 о нарушении антимонопольного законодательства, ОАО "Мосэнергосбыт" письмом (исх. N ИП/90-32/10 от 18.03.2010) направило в адрес ОАО "Красногорская электрическая сеть" оферту договора энергоснабжения в целях обеспечения электроэнергией объекта ООО "Газпромнефть-Центр" - АЗС N 36, расположенного по адресу: Московская область, г.Красногорск, 27 км Волоколамского шоссе (вх. N КЭС-193 от 19.03.2010).
Согласно материалам дела N 05-15/81-10 о нарушении антимонопольного законодательства, вместе с сопроводительным письмом ОАО "Красногорская электрическая сеть" (исх. N КЭС-98 от 22.03.2010) ОАО "Мосэнергосбыт" 23.03.2010 был получен подписанный со стороны ОАО "Красногорская электрическая сеть" проект договора купли-продажи электрической энергии в целях обеспечения электроэнергией объекта ООО "Газпромнефть-Центр" - АЗС N 36, расположенного по адресу: Московская область, г. Красногорск, 27 км Волоколамского шоссе. Сопроводительным письмом (исх. N КЭС-98 от 22.03.2010) ОАО "Красногорская электрическая сеть" также сообщалось, что направленный ОАО "Мосэнергосбыт" договор энергоснабжения возвращается без оформления.
Таким образом, действия ОАО "Красногорская электрическая сеть" в части уклонения от рассмотрения заявки ОАО "Мосэнергосбыт" на заключение договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) в целях обеспечения электроэнергией объекта ООО "Газпромнефть-Центр" - АЗС N 36, расположенного по адресу: Московская область, г. Красногорск, 27 км Волоколамского шоссе, противоречат п. 61, п. 63 Основных положений функционирования розничных рынков.
На основании изложенного, заявителем нарушена часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг по реализации (поставке) электрической энергии на территории Красногорского муниципального района Московской области в границах балансовой принадлежности электрических сетей ОАО "Красногорское предприятие электрических сетей", выразившегося в ущемлении интересов ОАО "Мосэнергосбыт" путем необоснованного уклонения от заключения договора купли-продажи электрической энергии.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о привлечении ОАО "Красногорская электрическая сеть" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, за нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Апелляционный суд не установил процессуальных нарушений при производстве по административному делу, права и гарантии общества, срок привлечения к ответственности соблюдены.
Вместе с тем оспариваемым постановлением заявителю назначено наказание в виде административного штрафа в размере 562 500 рублей. Расчет штрафа произведен административным органом с учетом одного смягчающего обстоятельства с применением положений части 4 примечаний к части 1 статьи 14.31 КоАП РФ.
Суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости снижении назначенного административного штрафа до минимального размера, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, 300 000 рублей в силу следующего.
В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Необходимо иметь в виду, что постановление административного органа может быть признано незаконным и изменено и в случае, когда арбитражным судом на основании части 2 статьи 4.2 КоАП РФ будут признаны смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Суд может признать эти обстоятельства в качестве смягчающих независимо от того, ходатайствовал ли заявитель об их учете на стадии рассмотрения дела административным органом.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Апелляционный суд не усматривает отягчающих обстоятельств по делу.
Санкцией части 1 статьи 14.31 КоАП РФ за совершение юридическим лицом действий, изложенных в диспозиции данной нормы, предусмотрено назначение наказания в виде административного штрафа в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Исследовав материалы дела и оценив в совокупности имеющиеся доказательства, суд первой инстанции обоснованно оценил в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность заявителя, совершение вменяемого ему правонарушения впервые; принятие обществом необходимых мер для добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства задолго до рассмотрения дела административным органом; финансовое положение общества, которое является убыточной организацией; осознание заявителем противоправности содеянного, выразившееся в способствовании раскрытию обстоятельств правонарушения, объяснению его причин.
Также судом первой инстанции учтен характер совершенного обществом административного правонарушения и его последствия.
Таким образом, с учетом установленных фактических обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в данном конкретном случае цель административного наказания будет достигнута при наложении на общество минимального размера штрафа 300 000 рублей.
Довод административного органа о том, что при изменении размера санкции суд первой инстанции должен был руководствоваться исключительно порядком расчета административного штрафа, установленного частью 4 примечаний к части 1 статьи 14.31 КоАП РФ, апелляционным судом отклоняется с учетом вышеуказанных разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем у апелляционного суда отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции и удовлетворения жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области.
Также апелляционный суд не усматривает процессуальных нарушений при принятии оспариваемого судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 22.07.2013 по делу N А41-56115/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-56115/2012
Истец: ОАО "Красногорская электрическая сеть"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольой службы по Московской области
Третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Московской области