г. Хабаровск |
|
09 октября 2013 г. |
Дело N А80-181/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лященко А.Ю.
при участии в заседании:
от Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Центр образования с. Энурмино": представитель не явился;
от Отдела надзорной деятельности по Чукотскому району ГУ МЧС России по Чукотскому автономному округу: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Центр образования с. Энурмино" на решение от 02.08.2013 по делу N А80-181/2013 Арбитражного суда Чукотского автономного округа принятое судьей Приходько С.Н.
по заявлению Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Центр образования с. Энурмино" (ОГРН 1078709001250, ИНН 8701004255)
к Отделу надзорной деятельности по Чукотскому району ГУ МЧС России по Чукотскому автономному округу
об оспаривании постановления от 06.05.2013 N 19 главного государственного инспектора Чукотского района Главного управления МЧС России по Чукотскому автономному округу по пожарному надзору В.А. Мацакова
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Центр образования с. Энурмино" (далее - МБОУ "Центр образования с. Энурмино", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа к Отделу надзорной деятельности по Чукотскому району Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чукотскому автономному округу (далее - ОНД по Чукотскому району, административный орган) с требованием признать недействительным и отменить постановление от 06.05.2013 N 19, вынесенное главным государственным инспектором Чукотского района по пожарному надзору Мацаковым В.А., о назначении административного наказания, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за нарушение требований пожарной безопасности.
Решением суда первой инстанции от 02.08.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано, поскольку факт административного правонарушения и вина учреждения в его совершении признаны судом доказанными.
Не согласившись с решением суда, МБОУ "Центр образования с. Энурмино" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит принятый судебный акт отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
МБОУ "Центр образования с. Энурмино заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
ОНД по Чукотскому району извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя для участия в судебном заседании не направил.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 23.04.2013 N 8 государственным инспектором ОНД по Чукотскому району Цветковым Д.В. с 26.04.2013 по 16.05.2013 проведена внеплановая выездная проверка в отношении учреждения, расположенного по адресу: Чукотский автономный округ, Чукотский район, село Энурмино, ул. Советская, д. 16а. Задачами проверки являлись - контроль за соблюдением юридическими лицами требований пожарной безопасности и принятия мер по результатам этой проверки.
В ходе проверки установлены факты нарушения требований пожарной безопасности в помещениях учреждения, а именно: в нарушение пункта 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила N 390) в здании учреждения автоматическая пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии; исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта на объекте отсутствует.
По результатам проверки 26.04.2013, в присутствии законного представителя учреждения, составлен акт N 8, в котором отражены выявленные нарушения.
По факту выявленных нарушений административным органом составлен протокол N 19 от 26.04.2013, которым установлено что действия учреждения образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
26.04.2013 учреждению выдано предписание об устранении выявленных нарушений N 8/1/4.
Постановлением административного органа от 06.05.2013 N 19 учреждение привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с принятым постановлением, учреждение обжаловало его в суд, который отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закона N 69-ФЗ) пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требованиями пожарной безопасности признаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - это невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно статье 2 Закона N 69-ФЗ законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 23 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее Закон N 123-ФЗ) пожарная сигнализация - это совокупность технических средств, предназначенных для обнаружения пожара, обработки, передачи в заданном виде извещения о пожаре, специальной информации и (или) выдачи команд на включение автоматических установок пожаротушения и включение исполнительных установок систем противодымной защиты, технологического и инженерного оборудования, а также других устройств противопожарной защиты.
На основании пункта 1 статьи 91 Закона N 123-ФЗ помещения, здания, сооружения и строения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий, сооружений и строений на основе анализа пожарного риска.
Автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации, как следует из части 1 статьи 83 Закона N 123-ФЗ должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке.
Согласно части 4 указанной статьи автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации в зависимости от разработанного при их проектировании алгоритма должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, приборы управления установками пожаротушения, технические средства управления системой противодымной защиты, инженерным и технологическим оборудованием.
Приказом Государственного комитета СССР по народному образованию от 04.07.1989 N 541 введены в действие Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений ППБ-101-89.
Пунктами 1.3, 1.4 названного приказа ответственность за обеспечение пожарной безопасности возложена на руководителей учреждений, которые обязаны обеспечивать выполнение Правил пожарной безопасности и осуществлять контроль за соблюдением установленного противопожарного режима всеми работниками, учениками, воспитанниками и принимать срочные меры для устранения отмеченных недостатков.
Пунктом 2.1.13 Правил пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений (ППБ 101-89), утвержденных Приказом Гособразования СССР от 04.07.1989 N 541, определено, что здания детских учреждений должны быть оборудованы средствами оповещения людей о пожаре. Для оповещения людей о пожаре могут быть использованы внутренняя телефонная и радиотрансляционная сети, специально смонтированные сети вещания, звонки и другие звуковые сигналы.
На основании пункта 14 ППБ 110-03, пункта 9 таблицы 1 обязательного приложения к ППБ 110-03 здания общественного и административно-бытового назначения, независимо от площади и поэтажности, подлежат защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией.
В соответствии с пунктом 2.5.3 ППБ-101-89 установки пожарной автоматики должны эксплуатироваться в автоматическом режиме и круглосуточно находиться в работоспособном состоянии.
Пунктом 61 Правил N 390 установлено, что руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических установок пожаротушения и сигнализации, установок систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, систем противопожарного водоснабжения, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.
На объекте должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.
Факт неисправного состояния автоматической пожарной сигнализации по адресу: с. Энурмино, ул. Советская, 16а, отсутствие исполнительной документации на объекте, подтверждается материалами дела: актом проверки от 26.04.2013 N 8, протоколом об административном правонарушении от 26.04.2013 N 19, объяснениями законного представителя юридического лица, изложенными в протоколе, приказом учреждения N 59 от 10.04.2012 "О принятии мер к проведению технического освидетельствования, ремонтных работ автоматической пожарной сигнализации и организации противопожарных мероприятий в помещениях МБОУ ЦО с. Энурмино".
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в пункте 16.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (введен постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.11.2008 N 60) разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Тот факт, что заявитель с 2012 года информировал ООО "Связь-Наладка" о необходимости выполнения обязательств по договору на техническое обслуживание системы автоматической пожарной сигнализации в помещениях учреждения, заключение договора на разовое техническое обслуживание от 24.04.2013 б/н, не может свидетельствовать о принятии учреждением своевременных и необходимых мер по соблюдению действующего законодательства.
Следовательно, административным органом МБОУ "Центр образования с. Энурмино" правомерно признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, поскольку данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства в области пожарной безопасности.
Исходя из представленных в материалы дела доказательств, суд приходит к выводу о доказанности вины учреждения в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
МБОУ "Центр образования с. Энурмино" своевременно извещено о проведении проверки внеплановой проверки (23.04.2013), сроки проведения проверки не нарушены.
Акт проверки составлен при участии законного представителя учреждения, вручен заявителю, протокол об административном правонарушении составлен, и постановление о назначении административного наказания вынесено при участии законного представителя юридического лица.
Проверка проведена по адресу места нахождения юридического лица (пункт 1.4 Устава, договор о закреплении имущества на праве оперативного управления от 01.11.2008).
Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Грубых нарушений, указанных в части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ, влекущих недействительность результатов проверки, судом первой инстанции не установлено.
В связи с чем, доводы заявителя о наличии оснований для отмены постановления административного органа не принимаются.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение. Порядок привлечения к административной ответственности соблюден. Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
Оценив в совокупности, установленные при рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельства, проверив изложенные в ней доводы, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства дела, имеющие существенное значение для его полного и всестороннего рассмотрения, а также правильно применены нормы материального права, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 02.08.2013 по делу N А80-181/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А80-181/2013
Истец: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Центр образования с. Энурмино"
Ответчик: Главному государственному инспектору Чукотского района по пожарному надзору ОНД по Чукотскому району ГУ МЧС России по Чукотскому автономному округу Мацакову В. А., Отдел надзорной деятельности по Чукотскому району ГУ МЧС России по Чукотскому автономному округу, Отделение надзорной деятельности по Чукотскому району ГУ МЧС России по ЧАО
Третье лицо: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чукотскому автономному округу, ГУ МЧС России по ЧАО