Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2013 г. N 13АП-17913/13
г. Санкт-Петербург |
|
11 октября 2013 г. |
Дело N А42-2926/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: Мелещенко А.И. по дов.от 02.07.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17913/2013) ООО "Молпродукт-Мурманск" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.07.2013 по делу N А42-2926/2013 (судья Зыкина Е.А.), принятое
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области
к ООО "Молпродукт-Мурманск"
о привлечении к административной ответственности
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области г. Мурманск, ул. Коммуны, дом 7, ОГРН 1055100189605, (далее - Роспотребнадзор, Управление) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Молпродукт-Мурманск": г. Мурманск, ул. Чумбарова-Лучинского дом 42, ОГРН 1055194008022 (далее - Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 01.07.2013 суд привлек ООО "Молпродукт-Мурманск" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначил ему наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
ООО "Молпродукт-Мурманск" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.07.2013 по делу N А42-2926/2013 и принять новый судебный акт. Податель жалобы считает, что протокол отбора проб составлен с нарушением статьи 27.10 КоАП РФ: в протоколе отсутствуют подписи понятных, заинтересованного лица, что является грубым нарушением требований КоАП РФ. Также общество полагает, что протокол лабораторных испытаний N 348/03.1 от 05.02.2013 и экспертное заключение N 03/1-07-35-424 от 07.02.2013 следует признать недопустимыми доказательствами в соответствии с частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме. Управление, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства своего представителя не направило, в отзыве на апелляционную жалобу просит рассмотреть дела в отсутствие представителя, а решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 29.01.2013 в связи с обращением в приемную Президента Российской Федерации гражданина на некачественную продукцию (масло сливочное, производства ООО "Молпродукт-Мурманск", приобретенного в магазине "Евророс", расположенном по адресу: пр. Кирова дом 51А, г. Мурманск, Управлением на основании поручения руководителя Управления Роспотребнадзора по Мурманской области вынесено распоряжение от 30.01.2013 N 112/13 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО "Мир вкуса", осуществляющего деятельность в магазине "Евророс" по адресу: пр. Кирова дом 51А, г. Мурманск с привлечением экспертов представителей экспертной организации ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области" в период с 30.01.2013 до 27.02.2013.
30.01.2013 в присутствии двух понятых и заведующей магазина "Евророс" Васильевой И.И. главным специалистом Никитенко И.В. по адресу: пр. Кирова дом 51А, г. Мурманск в 14 часов 30 минут составлен протокол взятия проб и образцов: двух упаковок масла сладко-сливочного "Крестьянское", 72,5%, упакованных в фольгу, с датой выработки 21.01.2013, производитель ООО "Молпродукт-Мурманск" ул. Чумбарова-Лучинского, дом 42, г. Мурманск из партии объемом 32 пачки согласно сопроводительным документам: товарной накладной 453 от 25.01.2013, товарной накладной 356 от 22.01.2013, сертификату соответствия N С-RU.АЯ86.В.01511 ТР 1357728 в соответствии с ГОСТ Р ИСО 707-2010 на предмет требованиям ГОСТ Р 52969-2008, Федеральному закону от 12.06.2008 N 88-ФЗ по органолептическим показателям, жира, влаги, жирнокислотного состава.
Также главным специалистом Никитенко И.В. с 15 часов 05 минут до 15 часов 20 минут в присутствии двух понятых составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 30.01.2013 магазина "Евророс", ул. Кирова дом 51А, г. Мурманск.
Согласно протоколу лабораторных испытаний от 05.02.2013 N 348/03.1 проба масла сладко-сливочного "Крестьянского", 72,5% жира, дата изготовления 21.01.2013, производитель ООО "Молпродукт-Мурманск" ул. Чумбарова-Лучинского, дом 42, г. Мурманск, занижена массовая доля (% от суммы жирных кислот в пробе) 5-ти и завышена 1-й из 15-ти определяемых жирных кислот, согласно приложению А к ГОСТу 52253-2004.
Согласно экспертному заключению эксперта-врача по гигиене питания ООСН Бакановой Т.М. N 03/1-07-35-424 от 07.02.2013, в пробе масла сладко-сливочное "Крестьянское" 72,5 % жира, производителем ООО "Молпродукт-Мурманск" занижена массовая доля (% от суммы жирных кислот в пробе) 5-ти и завышена 1-й из 15-ти определяемых жирных кислот, согласно приложению А к ГОСТу 52253-2004. Соотношение метиловых эфиров жирных кислот молочного жира в исследованных пробах не укладывается в допустимые границы, что является одним из фактов фальсификации продукции.
По результатам проверки общества с ограниченной ответственностью "Мир вкуса", на основании экспертного заключения, протоколов лабораторных испытаний, выданных ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии", 13.02.2013 составлен акт проверки N 112/13, которым установлено, что по кислотно-жировому составу жировой фазы коровьего молока продукция - масло сладко-сливочное "Крестьянское" 72,5 % жира, производитель ООО "Молпродукт-Мурманск", дата производства 21.01.2013 не соответствует Федеральному закону от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию".
В связи с наличием данных, указывающих на событие административного правонарушения в сфере законодательства о техническом регулировании, установленных при проведении внеплановой выездной проверки по распоряжению N 112/13 30.01.2013 в отношении ООО "Мир вкуса", в адрес ООО "Молпродукт- Мурманск" направлено письмо от 06.03.2013 о необходимости явиться на составление протокола 15.03.2013.
15.03.2013 заместителем начальника отдела санитарного - эпидемиологического надзора и защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Мурманской области в присутствии представителя Тарасова А.И., действовавшего на основании доверенности от 13.03.2013 N 12, в отношении ООО "Молпродукт-Мурманск" составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
В протоколе указано на нарушение Обществом, являющего производителем продукции, ГОСТ Р 52253-2004, Федерального закона от 12.06.200 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию", Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов".
На основании статьи 23.1 КоАП РФ указанный протокол, материалы проверки и заявление о привлечении Общества к административной ответственности направлен для рассмотрения в Арбитражный суд Мурманской области.
Суд первой инстанции, установив в действиях Общества состав вменяемого ему правонарушения, а также отсутствие нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, удовлетворил заявление Управления и привлек Общество к административной ответственности, назначив ему наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции признал апелляционную жалобу ООО "Молпродукт-Мурманск" не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 названного Кодекса.
Согласно примечанию к статье 14.43, под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) технический регламент представляет собой документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Требования технического регулирования молока и молочной продукции, в том числе продуктов детского питания на молочной основе, выпущенной в обращение на территории Российской Федерации, а также процессов производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации молока и молочной продукции установлены Федеральным законом от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" (далее Закон N 88-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 25 Закона N 88-ФЗ, в качестве описаний молока и продуктов его переработки могут быть использованы нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, международные стандарты, национальные стандарты или стандарты организаций, сопроводительные документы на эти продукты, договоры поставок, контракты, спецификации на эти продукты, информация на этикетках потребительских упаковок и другие содержащие описание этих продуктов документы.
Согласно статье 7 Закона N 88-ФЗ производство продуктов переработки молока должно осуществляться из молока, соответствующего требованиям к показателям безопасности, установленным настоящим Федеральным законом, и подвергнутого термической обработке, обеспечивающей получение соответствующих требованиям настоящего Федерального закона таких готовых продуктов.
Согласно части 1 статьи 17 Закона N 88-ФЗ реализации подлежат продукты переработки молока, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов и настоящего Федерального закона.
Оценка соответствия молока и продуктов его переработки, а также процессов их производства, связанных с установленными настоящим Федеральным законом обязательными требованиями к этим продуктам, осуществляется в форме государственного контроля (надзора) за выполнением указанных обязательных требований и в форме подтверждения соответствия молока и продуктов его переработки установленным требованиям в порядке, предусмотренном главой 11 Закона N 88-ФЗ (пункт 1 статьи 27).
Оценка соответствия молока и продуктов его переработки, а также процессов их производства, связанных с установленными настоящим Федеральным законом обязательными требованиями к этим продуктам, осуществляется в форме государственного контроля (надзора) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, в сфере ветеринарии.
Согласно статье 28 Закона N 88-ФЗ государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего Федерального закона осуществляется в отношении, в том числе: процессов производства, хранения, перевозки, реализации, утилизации сырого молока и продуктов переработки молока непромышленного производства (продуктов переработки молока, произведенных физическими лицами в домашних условиях и (или) в личных подсобных хозяйствах и предназначенных для реализации на рынках (включая сельскохозяйственные рынки), процессов перевозки, реализации, утилизации сырого обезжиренного молока, сырых сливок - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в сфере ветеринарии; процессов производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации молока и продуктов его переработки, предназначенных для употребления в пищу (на стадии приемки, ввода в эксплуатацию объектов производства, периодической проверки выполнения изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) требований настоящего Федерального закона и программы мероприятий по предотвращению причинения вреда), - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей; молока и продуктов его переработки на стадии их обращения и в случае признания достоверности информации о несоответствии этих продуктов требованиям настоящего Федерального закона на стадии их производства, в том числе: а) сырого молока и продуктов переработки молока непромышленного производства - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в сфере ветеринарии; б) продуктов промышленной переработки молока, произведенных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей.
В силу части 8 статьи 25 Закона N 88-ФЗ при необходимости подтверждения факта фальсификации молока и продуктов его переработки проводятся их исследования (испытания) в части следующих установленных настоящим Федеральным законом показателей идентификации и других показателей:
1) содержание в готовом молочном продукте, молочном составном продукте или молокосодержащем продукте сухих веществ молока (сухого молочного остатка), их массовая доля в таком готовом продукте в процентах (за исключением продуктов переработки молока, содержащих сливочное масло);
2) наличие и содержание жиров немолочного происхождения, их массовая доля в молоке и продуктах его переработки в процентах;
3) жирнокислотный состав жировой фазы продуктов переработки молока (за исключением продуктов переработки молока, массовая доля жира в которых составляет менее чем 1,5 процента, и мороженого, массовая доля жира в котором составляет не более чем 8 процентов); 4) содержание белка в сухом обезжиренном молочном остатке в молочных консервах и молокосодержащих консервах, его массовая доля в таких продуктах в процентах;
5) соотношение сывороточных белков и казеина в молочных консервах и молокосодержащих консервах.
Частью 1 статьи 26 Закона N 88-ФЗ установлено, что в целях идентификации молока, продуктов его переработки, заквасок, пробиотических микроорганизмов и ферментных препаратов применяются следующие группы показателей их свойств: 1) органолептические - внешний вид, консистенция, вкус, запах, цвет и другие органолептические показатели, указанные в стандартах, нормативных и (или) технических документах на производство конкретного продукта (при их наличии) и (или) в иных содержащих описание такого продукта документах; 2) физико-химические - массовые доли составных частей молока в молоке и продуктах его переработки, кислотность, плотность, температура, индекс растворимости, вязкость и другие физико-химические показатели, указанные в стандартах, нормативных и (или) технических документах на производство конкретного продукта или в других содержащих описание такого продукта документах; 3) микробиологические - видовой или родовой состав микроорганизмов, количество микроорганизмов определенного вида или рода в единице массы либо объема конкретного продукта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, стандартов, нормативных и (или) технических документов на производство конкретного продукта (при наличии таких документов) и (или) других содержащих описание этого продукта документов.
Согласно пункту 4 Методических указаниях МУ 4.1./4.2.2484-09 "Методические указания по оценке подлинности и выявлению фальсификации молочной продукции" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 11.02.2009) фальсифицированная пищевая продукция - пищевые продукты и продовольственное сырье (в том числе молоко и молочная продукция), умышленно измененные (поддельные) и (или) имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной.
В подпункте 6 пункта 5.3 Методических указаний по оценке подлинности и выявление фальсификации молочной продукции" указано, что масло из коровьего молока может быть фальсифицировано, в том числе путем использования немолочных видов сырья, добавления растительных масел. Критерием оценки указанного способа фальсификации является: жирно-кислотный состав жировой части продукта; количественное содержание ситостеринов, кампестерина, стигмастерина и брассикастерина.
Таким образом, в Методических указаниях установлены критерии подлинности продукции при различных способах ее фальсификации, в том числе в отношении сливочного масла - использование не молочных видов сырья, добавление растительных масел.
На основании ГОСТ Р 52253-2004 "Масло и паста масляная из коровьего молока". Общие технически условия", утвержденного Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 10.03.2004 N 165-ст жировая фаза в масле и масляной пасте должна содержать только молочный жир коровьего молока.
Жирно-кислотный состав молочного жира - в соответствии с приложением А. Соотношения массовых долей метиловых эфиров жирных кислот (или их сумм) в молочном жире указаны в таблице 4 (пункт 5.1.7 ГОСТ).
Как следует из материалов дела, согласно протоколу испытаний образца продукции от 05.02.2013 в продукте масло сладко-сливочное "Крестьянское" 72,5 % жира, производитель ООО "Молпродукт-Мурманск", дата производства 21.01.2013 занижена массовая доля (% от суммы жирных кислот в пробе) 5-ти и завышена 1-й из 15-ти определяемых жирных кислот, согласно приложению А к ГОСТу 52253-2004. Соотношение метиловых эфиров жирных кислот молочного жира в исследованных пробах не укладывается в допустимые границы, что является одним из фактов фальсификации продукции, что является нарушением части 1 статьи 17 Закона N 88-ФЗ.
Статьей 9 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" установлено, что обязательные требования к пищевым продуктам, материалам и изделиям, упаковке, маркировке, процедурам оценки их соответствия этим обязательным требованиям, производственному контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, методикам их исследований (испытаний), измерений и правилам идентификации устанавливаются нормативными документами.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые: не соответствуют требованиям нормативных документов; не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Из представленной в материалы дела товаросопроводительной документации, масло сладко-сливочное "Крестьянское" 72,5 % жира, дата изготовления 21.01.2013, находившееся на реализации в магазине "Евророс" ООО "Мир вкуса", расположенном по адресу: ул. Кирова дом 51А, г. Мурманск, пробы которого для проведения лабораторных испытаний было произведено (изготовлено) ООО "Молпродукт-Мурманск", находящимся по адресу: ул. Чумбарова-Лучинского, дом 42, г. Мурманск. Согласно представленному сертификату качества, заявлено, что производимая продукция соответствует Техническому регламенту на молоко и молочную продукцию, выпущено по ГОСТ 52969-2008.
Согласно пункту 2.4 Устава ООО "Молпродукт-Мурманск", предметом деятельности общества является производство и реализация мясомолочных продуктов, торгово-закупочная деятельность.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ООО "Молпродукт-Мурманск", являющееся изготовителем продукции - масла сладко-сливочного "Крестьянское" 72,5 % жира, дата изготовления 21.01.2013, допустило в обращение для реализации населению продукцию, не соответствующую требованиям технического регламента, что подтверждается протоколами отбора проб, осмотра помещений, протоколом лабораторных исследований, экспертным заключением, актом проверки, протоколом об административном правонарушении.
Нарушение требований к производственному контролю безопасности производимой и реализуемой продукции, как правильно указал суд первой инстанции, образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.43 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих вину Общества в совершении вменяемого ему правонарушения, судом не установлено.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока, размер штрафа соответствует санкции части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Общество в апелляционной жалобе повторило доводы, изложенные при рассмотрении дела судом первой инстанции, которым судом дана надлежащая оценка с правильным применением норм материального права, оснований для их переоценки у апелляционной инстанции не имеется. Суд первой инстанции подробно исследовал порядок отбора проб, доставку проб на экспертизу, порядок возбуждения дела об административном правонарушении, порядок составления протокола об административном правонарушении и пришел к правильному выводу об отсутствии нарушений прав Общества, предусмотренных КоАП РФ.
Каких-либо иных доводов со ссылками на нормы права, которые опровергали бы выводы суда первой инстанции или указывали на их несоответствие представленным в материалы дела доказательствам, в апелляционной жалобе не приведено.
Судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены доводы Общества и все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено, в связи с чем у апелляционной инстанции не имеется оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.07.2013 по делу N А42-2926/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Молпродукт-Мурманск" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Шульга |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.