г. Владивосток |
|
10 октября 2013 г. |
Дело N А59-2082/2013 |
Резолютивная часть постановления оглашена 07 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 октября 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей Н.Н. Анисимовой, С.В. Гуцалюк,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтройИнвест",
апелляционное производство N 05АП-11198/2013
на решение от 29.07.2013
судьи С.А. Киселева
по делу N А59-2082/2013 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СтройИнвест" (ИНН 6501231835, ОГРН 1106501008844, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 13.12.2010)
к Управлению Федерального казначейства по Сахалинской области (ИНН 6501024290, ОГРН 1026500531232, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 29.10.2002)
о признании незаконными действий по возврату исполнительного листа серии АС N 004313734
при участии - извещенные надлежащим образом стороны явку представителей не обеспечили
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СтройИнвест" (далее - общество, взыскатель, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Сахалинской области (далее - УФК по Сахалинской области) о признании незаконными действий по возврату исполнительного листа серии АС N 004313734.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 29.07.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Сахалинской области от 29.07.2013 отменить. В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что из материалов дела следует, что должник имеет расчетные и лицевые счета в органах Управления Федерального казначейства по Сахалинской области. При наличии открытого лицевого счета должника в его органе отказ управления в приеме и исполнении исполнительного листа является незаконным.
В канцелярию Пятого арбитражного апелляционного суда от управления поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Стороны, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие их представителей.
Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение не подлежит отмене или изменению в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Сахалинской области от 18.12.2012 по делу N А59-4662/2012 с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 14 г.Шахтерска Углегорского муниципального района Сахалинской области (далее - учреждение-должник) в пользу ООО "ГазпромСтройИнвест" (в настоящее время - ООО "СтройИнвест") взыскано 3 711 рублей 68 копеек неустойки и 2 348 рублей 46 копеек судебных расходов по уплате государственной пошлины, всего 6 060 рублей 14 копеек.
Во исполнение судебного акта взыскателю выдан исполнительный лист серии АС N 004313734, который направлен обществом вместе с заявлением от 11.04.2013 N 074 и приложенными к нему документами в управление.
Письмом от 19.04.2013 N 61-13-14/160 управление со ссылками на пункт 1 статьи 242.5 БК РФ возвратило обществу данный исполнительный лист и сообщило о том, что в управлении лицевой счет должника не открыт, а открыт в финансовом управлении администрации Углегорского района (далее - финансовое управление), рекомендовав направить данный документ в названный орган с указанием адреса местонахождения последнего.
Не согласившись с действиями Управления, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал, сочтя, что в управлении отсутствует лицевой счет должника, заявитель изначально не был лишен возможности направить исполнительный лист в соответствующий орган муниципального образования для исполнения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Исследовав представленные в дело доказательства и оценив их по правилам статьи 71 АПК РФ, апелляционная коллегия поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы в силу следующего.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 242.5 БК РФ установлено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 данного Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
Так, нормы, касающиеся обращения взыскания на средства бюджетных учреждений, установлены Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ), которым внесены поправки в ряд законодательных актов, в частности в БК РФ.
В соответствии с частью 20 статьи 30 названного Федерального закона обращение взыскания на средства бюджетных учреждений осуществляется в следующем порядке:
1) обращение взыскания на средства бюджетных учреждений (далее - бюджетное учреждение, должник) осуществляется на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов;
2) к исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должно быть приложено заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности, удостоверяющей полномочия представителя;
3) основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является, в частности:
а) непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 названной части;
б) не соответствие документов, указанных в пункте 2 данной части, требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;
в) отсутствие лицевого счета федерального бюджетного учреждения, бюджетного учреждения субъекта Российской Федерации (муниципального бюджетного учреждения) в органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), в который предъявлен исполнительный документ (далее в данной части - соответственно лицевой счет должника, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника).
При наличии оснований, указанных в пунктах 3, 4 части 20 статьи 30 закона N 83-ФЗ, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю либо в суд без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня поступления исполнительного документа (за исключением основания, установленного подпунктом "е" пункта 3 данной части) с указанием причины возврата.
При этом согласно пункту 13 и подпункту 6 пункта 19 статьи 33 Закона N 83-ФЗ с 01.01.2011 до 01.07.2012 устанавливается переходный период, в течение которого бюджетное учреждение, являющееся получателем бюджетных средств, или казенное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в порядке, установленном главой 24.1 БК РФ.
Таким образом, учитывая, что должник является бюджетным учреждением, спорные правоотношения возникли по истечении переходного периода, следовательно, в данном случае следует применять специальные нормы, установленные Законом N 83-ФЗ.
Основанием для возврата исполнительного листа обществу явился тот факт, что лицевой счет должника в УФК по Сахалинской области не открыт.
Согласно части 1,2 статьи 30 Закона N 83-ФЗ лицевые счета федеральным бюджетным учреждениям, бюджетным учреждениям субъектов Российской Федерации, муниципальным бюджетным учреждениям для учета операций со средствами, поступающими им в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления бюджетными учреждениями, находящимися за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации), открываются и ведутся соответственно в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, финансовых органах муниципальных образований.
Лицевые счета, открываемые федеральным бюджетным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства, открываются и ведутся в порядке, установленном Федеральным казначейством.
Порядок открытия и ведения лицевых счетов финансовым управлением администрации Углегорского муниципального района утвержден приказом от 15.12.2011 N 62, согласно данному порядку (пп.в п.1.4) установлено, что в Финансовом управлении администрации Углегорского района открываются и ведутся лицевые счета, предназначенные для учета операций по средствам бюджетных учреждений.
Согласно письму финансового управления администрации Углегорского муниципального района от 18.07.2013 N 194, предприятию-должнику в финансовом управлении на балансовом счете N 40701810264011000019 открыты лицевые счета 20907082020, 21907082020.
Доводы заявителя о том, что должник по исполнительному листу N 004313734 имеет расчетные и лицевые счета в органах Управления Федерального казначейства Сахалинской области, коллегия отклоняет.
Ссылаясь на то, что материалами дела подтверждается факт наличия в УФК по Сахалинской области лицевого счета предприятия, ООО "СтройИнвест", тем не менее, не указывает из чего, по его мнению, следует такой вывод.
В материалы дела представлен договор, от 14.02.2012 N 2 (на основании которого в пользу взыскателя с должника взыскана сумма по решению суда, во исполнение которого выдан исполнительный лист) в пункте 10 "Реквизиты сторон" которого, указан номер расчетного счета 40701810264011000019 УФК по Сахалинской области (Финансовое управление администрации Углегорского МР, МБДОУ N 14 г. Шахтерска, л/с 20907082020).
Указанные номера счетов совпадают с приведенными в письме финансового управления.
При этом, указание в пункте 10 договора на расчетный счет открытый в УФК по Сахалинской области, не свидетельствует, что этот счет открыт МБДОУ "Детский сад N 14 г. Шахтерска Углегорского муниципального района Сахалинской области". Указанный счет открыт Финансовому управлению администрации Углегорского муниципального района, а бюджетному учреждению открыт лицевой счет в Финансовом управлении администрации Углегорского муниципального района.
В соответствии со статьей 220.1 БК РФ, учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в соответствии с положениями настоящего Кодекса в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Лицевые счета, открываемые в Федеральном казначействе, открываются и ведутся в порядке, установленном Федеральным казначейством.
Лицевые счета, открываемые в финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), открываются и ведутся в порядке, установленном финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Таким образом, законодатель различает лицевые счета, открываемые в Федеральном казначействе, и лицевые счета, открываемые в финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
В силу изложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что указание в договоре на наличие в УФК по Сахалинской области открытого расчетного счета финансового управления, в котором в свою очередь открыты лицевые счета учреждения-должника, не свидетельствует о наличии у УФК по Сахалинской области обязанности вести лицевые счета, открытее финансовым управлением и принимать к исполнению соответствующие исполнительные документы.
Таким образом, лицевой счет должника в УФК по Сахалинской области отсутствовал, при этом соответствующий счет открыт в финансовом управлении администрации Углегорского муниципального района, о чем было сообщено обществу, в связи с чем суд первой и инстанции пришел к правильному выводу о правомерности оспариваемых действий по возврату исполнительного листа взыскателю на основании подпункта "в" пункта 3 части 20 статьи 30 Закона N 83-ФЗ.
Согласно части 3 статьи 201 АП РФ, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку оспариваемые действия УФК по Сахалинской области обусловлены нарушением самим обществом требований бюджетного законодательства, а именно направлением исполнительного документа не в орган, осуществляющий ведение лицевых счетов учреждения-должника, при этом общество имеет возможность соблюсти данные требования, предъявив исполнительный лист в финансовое управление, возврат исполнительного листа АС N 004313734 соответствует закону и не нарушает права и законные интересы общества.
В силу вышеизложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что, рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции полно и всестороннее исследовал все существенные обстоятельства дела и дал им надлежащую оценку, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Основания для отмены судебного акта не установлены, а доводы заявителя апелляционной жалобы не нашли своего объективного подтверждения.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 29.07.2013 по делу N А59-2082/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-2082/2013
Истец: ООО "СтройИнвест"
Ответчик: Упраление Федерального Казначейства по Сахалинской области, УФК по Сахалинской области