г. Санкт-Петербург |
|
10 октября 2013 г. |
Дело N А56-18146/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Сериковой И.А., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Назарян К.Р.
при участии:
от заявителя: не явился, извещён,
от заинтересованного лица: Чирков В.С., доверенность от 23.10.2012 N 52,
от 3-го лица: не явился, извещён,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17706/2013) Администрации муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.07.2013 по делу N А56-18146/2013 (судья Воробьева Ю.В.), принятое
по заявлению Администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области
к Администрации муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области"
3-е лицо: Открытое акционерное общество "Ленэнерго"
о признании незаконным ненормативного акта,
установил:
Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (ОГРН: 1064703000911; местонахождение: Ленинградская обл., г. Всеволожск, Колтушское шоссе, д. 138; далее - Администрация района) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным постановления Администрации муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" (ОГРН: 1054700122905; местонахождение: Ленинградская обл., Всеволожский район, пгт. Им. Морозова, ул. Спорта, д.5; далее - Администрация поселения) от 16.08.2012 N 200 "Об утверждении схемы расположения многоконтурных земельных участков, расположенных по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, от ГПП-2 "Завод Морозова" примерно 2 км. западнее г.п. им. Морозова, на восток мимо г.п. им. Морозова, дер. Шереметьевка, далее на север мимо дер. Кошкино, дер. Ганнибаловка, дер. Мартыновка к ПС-636 примерно 2 км. южнее пос. Ваганово, для размещения воздушной линии электропередачи ВЛ 35 кВ Ладожская-5" (далее - Постановление от 16.08.2012 N 200).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго" (далее - Общество).
Решением суда от 10.07.2013 заявление удовлетворено.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, Администрация поселения обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда оттенить. В обоснование своих доводов податель жалобы ссылается на то, что обжалуемое постановление было принято в пределах полномочий Администрацией поселения и не нарушает прав Администрации района.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Администрации поселения поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником линейно-протяженного объекта ВЛ 35 кВ Ладожская-5, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серии 78-Ад 349979 от 28.12.2009 г.
Постановлением Администрации поселения от 16.08.2012 N 200 Обществу утверждены схемы расположения многоконтурных земельных участков, расположенных по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, от ГПП-2 "Завод Морозова" примерно 2 км. западнее г.п. им. Морозова, на восток мимо г.п. им. Морозова, дер. Шереметьевка, далее на север мимо дер. Кошкино, дер. Ганнибаловка, дер. Мартыновка к ПС-636 примерно 2 км. южнее пос. Ваганово, для размещения воздушной линии электропередачи ВЛ 35 кВ Ладожская-5:
- земельного участка общей площадью 445 кв.м. в кадастровом квартале 47:07:1703021, земли населённых пунктов, согласно приложению N 1;
- земельного участка общей площадью 245 кв. м. в кадастровом квартале 47:07:1707001, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, согласно приложению N 2 (далее - земельные участки).
На основании указанного постановления земельные участки поставлены на кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров 47:07:1703021:63 (площадью 445 кв. м), 47:07:1707001:28 (площадью 245 кв. м).
Администрация района, полагая, что Постановление от 16.08.2012 N 200 принято Администрацией поселения с превышением полномочий; органы местного самоуправления поселений не наделены государственным полномочием по утверждению схемы местоположения земельного участка; нарушено право Администрации района на образование новых земельных участков, на предоставление участков, государственная собственность на которые не разграничена, Администрация района обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления.
Апелляционный суд, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения присутствующего в заседании представителя, полагает решение суда подлежащим отмене ввиду следующего.
В силу ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со ст. 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Удовлетворяя заявление Администрации района, суд первой инстанции пришел к выводу, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории утверждается органом местного самоуправления района в случае, если именно данным органом будет приниматься решение о выкупе или предоставлении в аренду земельного участка в соответствии со статьёй 36 ЗК РФ, так как данная схема является основанием для постановки земельного участка на кадастровый учёт и, соответственно, последующего приобретения земельного участка в собственность или аренду.
Апелляционный суд находит данный вывод ошибочным ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Как указывалось выше, Общество является собственником линейно-протяженного объекта ВЛ 35 кВ Ладожская-5, следовательно, обладает исключительным правом на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков, занятых объектом недвижимости.
Согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Статьёй 29 ЗК РФ установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
При отнесении спорных земельных участков к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, суд первой инстанции правильно указал, что полномочия по распоряжению земельным участком принадлежат Администрации района.
В силу пункта 7 статьи 36 ЗК РФ, в случае если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 этого Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Действительно, в данном пункте непосредственно не определено, орган местного самоуправления какого уровня обладает полномочием по выдаче указанной схемы.
Вместе с тем, положения пункта 7 статьи 36 следует толковать во взаимосвязи с иными пунктами данной статьи, определяющими полномочия именно исполнительных органов, уполномоченных на предоставление земельных участков наряду с полномочиями органов местного самоуправления.
Кроме того, при оценке распределения полномочий между органами местного самоуправления муниципального района и органами местного самоуправления поселения при осуществлении полномочий по предоставлению земельных участков апелляционный суд исходит из следующего.
В соответствии с пп. 3, 20 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, а также утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
В соответствии с п. 4 ст. 28 Градостроительного кодекса РФ 1998 года градостроительная документация о застройке территорий городских и сельских поселений включает в себя проекты планировки частей территорий городских и сельских поселений, проекты межевания территорий, проекты застройки кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры городских и сельских поселений.
Соответственно, утверждать и выдавать схему вправе орган местного самоуправления, наделенный полномочиями по утверждению проекта планировки территории.
В соответствии со ст. 46 Градостроительного кодекса РФ 2004 года таким органом является орган местного самоуправления городского округа или поселения.
При этом, апелляционный суд считает необходимым указать, что распоряжение органа местного самоуправления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является промежуточным ненормативным актом, издаваемым в процессе формирования земельного участка, и не является актом по распоряжению земельным участком, в связи с чем доводы Администрации района об осуществлении Администрацией поселения фактически полномочий по распоряжению земельным участком являются несостоятельными.
При разрешении настоящего спора апелляционный суд также учитывает, что доводов о несоответствии площади земельных участков положениям Земельного кодекса РФ Администрация района не приводит, не указывает на нарушение представленной на согласование схемой конкретных градостроительных требований, препятствий для согласования схемы расположения земельного участка на кадастровом плане не имеется.
При таких обстоятельствах основания полагать, что принятием Администрацией поселения Постановлением от 16.08.2012 N 200 были нарушены права Администрации района, у апелляционного суда отсутствуют, что в соответствии с положениями главы 24 АПК РФ исключает возможность удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.07.2013 г. отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Е.В. Жиляева |
Судьи |
И.А. Серикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-18146/2013
Истец: Администрация муниципальное образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области
Ответчик: Администрация муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области"
Третье лицо: ОАО "Ленэнерго"
Хронология рассмотрения дела:
29.01.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10165/13
10.10.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-17706/13
10.07.2013 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-18146/13
03.04.2013 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-18146/13