г. Москва |
|
07 октября 2013 г. |
Дело N А40-9628/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.И. Левченко,
судей В.Р. Валиева, Е.Б. Расторгуева
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.В. Казаковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 28 июня 2013 года
по делу N А40-9628/13, принятое судьей В.Э. Козловским,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "ТрансГрупп АС"
(ОГРН: 1027739558990; 127287, г. Москва, Петровско-Разумовскийй проезд, 29, стр. 4)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
(ОГРН 1037739877295; 107174, г. Москва, ул. Н. Басманная, 2)
о взыскании 435 819 руб. 92 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца: Колодяжный К.Н. (по доверенности от 01.01.2013)
от ответчика: Айвазова Л.С. (по доверенности от 23.11.2010)
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТрансГрупп АС" (далее - ООО "ТрансГрупп АС", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании 435 819 рублей 92 копеек неосновательного обогащения.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 28.06.2013 исковые требования удовлетворены в заявленном размере.
Не согласившись с указанным судебным актом ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционной суд с жалобой, в которой просил решение от 28.06.2013 отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
По мнению заявителя, положения о неосновательном обогащении не могут распространяться на спорные правоотношения, поскольку добор тарифа списан с лицевого счета истца на основании договора на организацию расчетов. Кроме того, в соответствии с пунктом 5.5 договора на сопровождение перевозок, истец принял на себя обязательство оплачивать доставку вагонов в ремонт. Итоговая стоимость перевозки представляет собой совокупность стоимости перевозки от станций отправления до станций отцепки, от станций отцепки до станций ремонта, от станций ремонта до станций назначения. Ввиду того, что фактическое расстояние увеличилось за счет перевозки от станции отцепки до станции ремонта, перевозчиком был осуществлен добор тарифа. Дополнительная провозная плата рассчитана за кратчайшее расстояние перевозки.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ОАО "РЖД" доводы жалобы поддержала.
Представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 28.06.2013 на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, между истцом и ответчиком заключен договор N 171-жд от 21.12.2007 на организацию расчетов, согласно условиям которого, расчеты по оплате услуг перевозчика производятся путем снятия ответчиком денежных средств с лицевого счета истца. За перевозки осуществленные ответчиком в феврале 2012 года с единого лицевого счета истца N 1000368335 была списана сумма в размере 435 819 рублей 92 копейки, в качестве добора провозной платы в связи с тем, что 21 вагон были отцеплены от основных отправок на промежуточных станциях для устранения технической неисправности, после устранения которой, следовали до станции назначения по досылочным ведомостям.
Согласно транспортным железнодорожным накладным АЖ638266, ЭЕ832248, ЭЖ260047, ЭЖ335875, ЭЕ642529, ЭЕ647960, ЭЕ686053, ЭЕ894532, ЭЕ896621, ЭЖ010700, ЭЖ235241, ЭЖ369719, ЭЖ476946, АН777874, АЛ716395, ЭЖ030704, ЭЖ242030, ЭЕ416129, ЭЕ577929, ЭЕ825800, ЭЕ423181 заключены договоры перевозки грузов ж/д транспортом, где ответчик выступает перевозчиком.
Вагон 55412332 отцеп по ст.Смоленск-Сорт, и ремонт по ст. Брянск-Льговский (накладная АЖ638266); Вагоны 61414280, 65007585, 63724926, 52360534, 67829267, 60391422, 55272074, 63307045, 61237301, 67086488, 52360211, 55484539, 62409537, 62481619, 63216402, 62347810 отцеп по ст. Ташеба и ремонт по ст. Абакан; Вагоны 56540685, 56434954 отцеп по ст. Зюрзя и ремонт по ст. Красноуфимск; Вагон 52286531 отцеп по ст.Шарья и ремонт по ст. Буй; Вагон 61192944 отцеп по ст.Вологда 2 и ремонт по ст. Лоста. После производства ремонта вагоны следовали по досылочным ведомостям.
За доставку груза по данным вагонам ответчиком был произведен добор тарифа на общую сумму 435 819 рублей 92 копейки.
В силу пункта 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно разъяснениям пункта 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в случаях, когда сторонами заключен договор о производстве расчетов через ТехПД и грузоотправителем (грузополучателем) или иным лицом перечислена перевозчику в порядке предварительной оплаты определенная договором сумма, последний может использовать денежные средства, учитываемые на лицевом счете в ТехПД, только в качестве платежей в целях, предусмотренных договором.
Согласно пункту 8 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов группами вагонов по одной накладной, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 32, в случае отцепки в пути следования вагона (группы вагонов) от маршрутной или групповой отправки вследствие его (их) неисправности перевозчик обязан составить об этом акт общей формы в двух экземплярах с указанием в нем причин отцепки вагона (группы вагонов), а также номера отправки, наименования и кода станции назначения груза, наименования и кода грузополучателя, его почтового адреса, наименования и кода груза.
Данные об отцепленном вагоне (группе вагонов) также вычеркиваются перевозчиком из следовавшего с основной отправкой вагонного листа. Такое исправление с указанием причины отцепки вагона (группы вагонов) заверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика и строчным штемпелем станции отцепки.
После устранения неисправности на основании данных акта общей формы перевозчиком на каждый отцепленный вагон составляются новый вагонный лист и досылочная дорожная ведомость, с которыми такой вагон следует на станцию назначения. Досылочная дорожная ведомость заполняется перевозчиком по форме и в порядке, установленными в правилах заполнения перевозочных документов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
Срок доставки груза, находящегося в отцепленном от маршрутной или групповой отправки вагоне, после устранения неисправности вагона исчисляется исходя из нормы суточного пробега, установленной для повагонной отправки.
После устранения технической неисправности вагоны следуют до станции назначения в рамках ранее заключенного договора. Отцепка вагонов влияет на исчисление сроков доставки, но не влечет за собой добор тарифа, не изменяет условия договора о его цене.
Согласно пункту 39.4 Правил выдачи грузов, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 29, по прибытии на железнодорожную станцию назначения собственных порожних вагонов, перевозимых маршрутной или групповой отправкой, и при наличии в накладной в разделе "Отметки в пути следования" отметок о выполнении текущего отцепочного ремонта не на железнодорожной станции обнаружения технической неисправности, произошедшей по причинам, не зависящим от перевозчика, кратчайшее расстояние перевозки определяется: для вагонов, прибывших по основной накладной, от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции назначения; для вагонов, отцепленных для текущего ремонта по причинам, не зависящим от перевозчика, отдельно от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции обнаружения технической неисправности, от железнодорожной станции обнаружения технической неисправности до железнодорожной станции ремонта и от железнодорожной станции ремонта до железнодорожной станции назначения.
В случае, если отцепка произошла по причинам, зависящим от перевозчика, кратчайшее расстояние перевозки определяется от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции назначения как для вагонов, прибывших по основной накладной, так и для отцепленных вагонов.
Договором N 171-жд от 21.12.2007 урегулирован порядок расчетов за совершение действий, предусмотренных договорами либо законом. Поскольку в рассматриваемом случае ответчик произвел списание денежных средств в отсутствие оснований, предусмотренных договором либо законом, суд первой инстанции правомерно признал спорную сумму неосновательным обогащением ответчика.
Кратчайшим расстоянием по спорным перевозкам является расстояние от железнодорожных станций отправления до железнодорожных станций назначения, поскольку вина истца в повреждении вагонов отсутствует.
Оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции по доводам жалобы, а также безусловных, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 28 июня 2013 года по делу N А40-9628/13 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.И. Левченко |
Судьи |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-9628/2013
Истец: ООО "ТрансГрупп АС"
Ответчик: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"