гор. Самара |
|
10 октября 2013 г. |
Дело N А72-7798/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 03 октября 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 10 октября 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Балакиревой Е.М, Пышкиной Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гарифовым И.Ш.,
рассмотрев 26 сентября - 03 октября 2013 года в открытом судебном заседании в зале N 6 апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25 июля 2013 года, принятое по делу N А72-7798/2012 (судья Леонтьев Д.А.)
по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области (ИНН 7325095632; ОГРН 1107325002509), гор. Ульяновск
к Областному государственному бюджетному образовательному учреждению среднего профессионального образования Ульяновский профессионально-педагогический колледж (ОГРН 1027301484385), гор. Ульяновск
с участием третьих лиц:
- Министерства образования Ульяновской области, гор. Ульяновск
- Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, гор. Ульяновск
- Открытого акционерного общества "Ульяновский автомобильный завод", гор. Ульяновск
- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, гор. Ульяновск
- Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", гор. Москва
- Правительства Ульяновской области, гор. Ульяновск
о взыскании 32 930 963 руб. 76 коп.
по иску Областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Ульяновский профессионально-педагогический колледж (ОГРН 1027301484385), гор. Ульяновск
к 1. Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области (ИНН 7325095632; ОГРН 1107325002509), гор. Ульяновск
2. Департаменту государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (ИНН 7303003740; ОГРН 10273011177749), гор. Ульяновск
о признании права оперативного управления на нежилое здание
по иску Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (ИНН 7303003740; ОГРН 10273011177749), гор. Ульяновск
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области (ИНН 7325095632; ОГРН 1107325002509), г. Ульяновск,
с участием третьих лиц:
- Министерства образования Ульяновской области,
- Областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Ульяновский профессионально-педагогический колледж,
о признании недействительной регистрации права собственности,
при участии в судебном заседании:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области - Москвичева Ю.С. представитель по доверенности от 16.09.2013;
от Областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Ульяновский профессионально-педагогический колледж - Мишалов А.В. представитель по доверенности от 09.01.2013;
от Министерства образования Ульяновской области - Свешникова Е.В. представитель по доверенности от 09.01.2013,
от Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области - Стерлядева Е.В. представитель по доверенности от 22.07.2013;
от Открытого акционерного общества "Ульяновский автомобильный завод" - не явились, извещены надлежащим образом,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области - не явились, извещены надлежащим образом,
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - не явились, извещены надлежащим образом,
от Правительства Ульяновской области - не явились, извещены надлежащим образом.
Установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Областному государственному бюджетному образовательному учреждению среднего профессионального образования Ульяновский профессионально-педагогический колледж о взыскании 32 930 963 руб. 76 коп., составляющих: 43 434 руб. 30 коп. - неосновательное обогащение за период с 18 июля 2009 года по 15 июля 2012 года за пользование площадкой ПТУ, общей площадью 6 391,0 кв.м, литера ХI, расположенной по адресу: гор. Ульяновск, ул. Московское шоссе, д. 82; 32 887 529 руб. 46 коп. - неосновательное обогащение за период с 18 июля 2009 года по 15 июля 2012 года за пользование зданием Профтехучилища, общей площадью 7 786,0 кв.м, литера A, A1, A2, A3, A4, a, a1, Б, Г, I, II-VIII, расположенным по адресу: ул. Московское шоссе, д. 82.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 19 сентября 2012 года суд в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Министерство образования Ульяновской области, гор. Ульяновск;
- Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, гор. Ульяновск;
- Открытое акционерное общество "Ульяновский автомобильный завод", гор. Ульяновск.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 11 октября 2012 года суд в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, гор. Ульяновск.
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ульяновский профессионально-педагогический колледж обратилось в Арбитражный суд с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области о признании за истцом права оперативного управления на нежилое здание, расположенное по адресу: гор. Ульяновск, Московское шоссе, 82. Делу был присвоен номер N А72-11611/2012.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 23 ноября 2012 года по делу N А72-11611/2012 суд в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Министерство образования Ульяновской области, гор. Ульяновск;
- Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, гор. Ульяновск;
- Открытое акционерное общество "Ульяновский автомобильный завод", гор. Ульяновск.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 25 декабря 2012 года суд в порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объединил дела N А72-7798/2012 и N А72-11611/2012 в одно производство; объединенному делу присвоен номер N А72-7798/2012.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 31 января 2013 года суд в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", гор. Москва.
Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, в котором просит:
- признать за Ульяновской областью право собственности на объект недвижимого имущества - профтехучилище площадью 7 786 кв.м, Лит. А, Al, А2, A3, А4, a, al, Б, Г, I, II-VIII, расположенного по адресу: гор. Ульяновск, Засвияжский район, Московское шоссе;
- признать за Ульяновской областью право собственности на объект недвижимого имущества - площадка ПТУ общей площадью 6 391 кв.м, Лит. IX, расположенного по адресу: гор. Ульяновск, Засвияжский район, Московское шоссе. Делу был присвоен номер N А72-1345/2013.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 15 февраля 2013 года в рамках дела N А72-1345/2013 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Министерство образования Ульяновской области,
- Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ульяновский профессионально-педагогический колледж.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 26 февраля 2013 года суд в порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объединил дела N А72-7798/2012 и N А72-1345/2013, присвоив объединенному делу номер N А72-7798/2012.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 02 апреля 2013 года суд в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Правительство Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 25 июля 2013 года суд исковые требования Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области оставил без удовлетворения. Исковые требования Областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Ульяновский профессионально-педагогический колледж оставил без удовлетворения. Исковые требования Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области удовлетворил. Признал право собственности Ульяновской области на объект недвижимого имущества - профтехучилище площадью 7 786 кв.м, Лит.А, А1, А2, А3, А4, а, а1, Б, Г, I, II-VIII, расположенный по адресу: гор. Ульяновск, Засвияжский район, Московское шоссе. Признал право собственности Ульяновской области на объект недвижимого имущества - площадку ПТУ общей площадью 6 391 кв.м, Лит. IX, расположенный по адресу: гор. Ульяновск, Засвияжский район, Московское шоссе.
Заявитель - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, не согласившись с решением суда первой инстанции, подал в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, поскольку решение суда является незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права и вынесенным по неполно исследованным материалам.
В судебном заседании 26 сентября 2013 года был объявлен перерыв до 10 часов 10 минут 03 октября 2013 года. Сведения о месте и времени продолжения судебного заседания размещены на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru.
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в дополнительных пояснениях.
Представители Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области и Министерства образования Ульяновской области просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзывах.
Представитель Областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Ульяновский профессионально-педагогический колледж возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представители Открытого акционерного общества "Ульяновский автомобильный завод", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Правительства Ульяновской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От Министерства образования Ульяновской области поступило ходатайство о рассмотрении дела после перерыва без участия его представителя.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области заявил ходатайство о приобщении дополнительных документов к материалам дела.
Согласно части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
Заявитель не обосновал невозможности представления указанных документов в суд первой инстанции.
В связи с этим, суд апелляционной инстанции отказывает в удовлетворении ходатайства о приобщении дополнительных документов.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Постановлением Совета министров СССР от 21 марта 1969 года N 213 "О мерах о увеличению выпуска автомобилей на Ульяновском автомобильном заводе" Министерству автомобильной промышленности и Министерству строительства СССР было поручено обеспечить строительство и конструкцию Ульяновского автомобильного завода в 1969 году.
В соответствии с Приложением N 2 к указанному Постановлению образовательное учреждение - Профессиональное техническое училище N 2 было включено в список профессионально-технических училищ, для которого осуществлялось строительство здания и благоустройство прилегающей территории при действующем автомобильном заводе.
Актом приемки от 20 декабря 1971 года N 2033 здание Профтехучилища было принято в эксплуатацию и на основании, чего Профтехучилище было переведено во вновь построенное здание, расположенное по адресу: город Ульяновск, Московское шоссе, дом 82, и считалось действующим на базе ОАО "Ульяновский автомобильный завод".
Обосновывая решение, суд первой инстанции исходил из того, что спорные объекты - Здание Профтехучилища и Площадка ПТУ как объекты государственной собственности закреплены за образовательным учреждением и находятся в оперативном управлении согласно выписок из реестра областного имущества, выданной Департаментом государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 30 октября 2012 года N 73-ИОГВ-34-02/6486исх и N 73-ИОГВ-34-02/6485исх и на основании Свидетельства о внесении в реестр областного имущества от 06 мая 2012 года присвоен реестровый N 07390330. Также в соответствии с данным Свидетельством спорные объекты закреплены за образовательным учреждением на праве оперативного управления.
Обосновывая жалобу, заявитель ссылается на то, что согласно перечню имущества, прилагаемого к указанному заявлению, у ОГБОУ СПО Ульяновский профессиональный педагогический колледж объекты недвижимости по состоянию на 01 января 2004 года отсутствуют; ОАО "УАЗ" не передавало свои права на здание и площадку Ульяновской области, несло бремя затрат на содержание здания (обеспечивало энерго- и теплоносителями, осуществляло вывоз и утилизацию ТБО) до момента регистрации права собственности Российской Федерации на здание и площадку 12 апреля 2013 года; при образовании Управления в 2004 году ему по акту приема-передачи Департаментом имущественных отношений Ульяновской области была передана территориальная государственная база данных, которая содержала сведения о федеральном имуществе, находящемся на территории Ульяновской области.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела и заслушав пояснения сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемого решения.
Согласно пункту 1.2. Устава ОГБОУ СПО Ульяновский профессионально-педагогический колледж (сторона по настоящему делу) устанавливает, что ОГБОУ СПО Ульяновский профессионально-педагогический колледж является преемником всех прав и обязательств: ОГОУ СПО Ульяновского профессионально-педагогического колледжа, созданного на основании распоряжения Главы администрации Ульяновской области от 11 мая 2005 года N 479-р и распоряжения Главного управления образования администрации Ульяновской области от 17 мая 2005 года N 500 путем реорганизации Ульяновского профессионального лицея; Ульяновского технического лицея, созданного на базе Ульяновского среднего профессионально-технического училища N 7 на основании приказа Министерства образования РФ от 21 июня 1994 года N 211, распоряжения Главы администрации Ульяновской области от 13 сентября 1994 года N 935-р и приказа Управления образования администрации области от 04 октября 1994 года N 411; Ульяновского среднего профессионально-технического училища N 7 - СПТУ N 7, созданного путем переименования технического училища N 3 (ТУ N 2) на основании приказа Областного управления профессионально-технического образования от 28 мая 1973 года N 97; Технического училища N 2 (ТУ N 2), созданного путем переименования городского профессионально-технического училища N 4 (ГПТУ N 4) на основании приказа Областного управления профессионально-технического образования от 12 мая 1966 года N 87; Городского профессионально-технического училища N 4 (ГПТУ N 4), созданного путем переименования технического училища N 3 (ТУ N 3) на основании приказа от 10 мая 1963 года N 84; Технического училища N 3 (ТУ N 3), созданного путем переименования ремесленного училища N 3 на основании приказа Областного управления профессионально-технического образования в 1956 г.; Ремесленного училища N 3, созданного приказом областного управления трудовых резервов от 01 октября 1945 года N 256.
Таким образом, с 1971 года по настоящее время спорное имущество - здание Профтехучилища и площадка ПТУ находились во владении правопредшественников, а в настоящее время находятся во владении ОГБОУ СПО Ульяновский профессионально-педагогический колледж.
Согласно распоряжению Совета министров РСФСР от 22 июля 1991 года N 803-р здания, сооружения и другие основные фонды профессиональных учебных заведений, входящих в систему Министерства образования РСФСР, созданные за счет централизованных государственных капитальных вложений и находящиеся на балансе предприятий, объединений и организаций, должны быть переданы на баланс учебных заведений.
Из Приложения N 2 к Постановлению Совета министров СССР от 21 марта 1969 года N 213 "О мерах по увеличению выпуска автомобилей на Ульяновском автомобильном заводе" следует, что здание профессионально-технического училища N 2 создано за счет централизованных государственных капитальных вложений.
При указанных обстоятельствах следует признать, что профессионально- техническое училище N 2, а ныне - ОГБОУ СПО Ульяновский профессионально-педагогический колледж являлся законным владельцем спорного здания Профтехучилища и площадки ПТУ, предоставленных для осуществления образовательной деятельности.
Согласно абзацу 2 пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении 2 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся к федеральной собственности. Отдельные объекты из их числа могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Независимо от передачи этих объектов в собственность указанных национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований, административное управление ими до момента приватизации осуществляется Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 7 Приложения 2 к Постановлению ВС РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 к объектам, относящимся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, относятся учреждения здравоохранения и народного образования, культуры и спорта, кроме указанных в Приложении 3 (не входящие в состав имущества предприятий).
Согласно плану приватизации Государственного предприятия Ульяновский автомобильный завод, утвержденный распоряжением Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом от 16 октября 1992 года N 561-р, объекты недвижимого имущества - профтехучилище площадью 7 786 кв.м, Лит. А, А1, А2, АЗ, А4, а, а1, Б, Г, I, II-VIII и площадка ПТУ площадью 6 391 кв.м, расположенная по адресу: гор. Ульяновск, Московское шоссе - не вошли в приватизационную массу ОАО "УАЗ", что лицами, участвующими в деле не оспаривается.
Согласно п. 6 Постановления N 3020-1 передача объектов, указанных в пункте 3 настоящего Постановления, в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется постановлением Правительства Российской Федерации. Правительство обязано принять окончательное решение в 3-месячный срок со дня регистрации предложений Верховных Советов, Советов народных депутатов указанных национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований в Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом.
В соответствии с п. 9 Постановления N 3020-1 право собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов, районов на объекты, указанные в пунктах 3 и 4 настоящего Постановления, возникает с момента принятия решения о праве собственности в соответствии с пунктами 6, 7 или 8 настоящего Постановления.
Порядок определения пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности установлен распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 года N 114-пр.
В силу пунктов 5, 7, 8 указанного распоряжения Президента РФ Верховный Совет республики в составе Российской Федерации, Совет народных депутатов края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт - Петербурга утверждает представленные соответствующим комитетом по управлению имуществом перечни объектов и вносит в Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом предложение об их передаче в государственную собственность соответствующего национально государственного, национально- или административно - территориального образования.
Перечни объектов, указанных в п. 4 настоящего Положения, представляются для регистрации согласованными с соответствующими органами государственного управления.
Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом регистрирует представленные перечни объектов в день их поступления.
Перечни объектов, полностью соответствующих указанным требованиям, в трехнедельный срок со дня регистрации направляются в Правительство Российской Федерации для принятия соответствующего решения.
Не исключенные из перечня объекты считаются переданными в государственную собственность республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт - Петербурга с момента принятия постановления Правительства Российской Федерации о его передаче или по истечении 3- месячного срока с момента регистрации перечня, если соответствующее решение Правительства не было принято.
В соответствии с пунктом 10 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 год, утвержденной Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11 июня 1992 года р 2980-1 приватизация образовательных учреждений не допускалась до установления соответствующей процедуры в законодательстве Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" приватизация земельного и жилищного фондов, а также социально-культурных учреждений, объектов культурного и природного наследия должна была регулироваться иными законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
На момент приватизации ОАО "Ульяновский автомобильный завод" (октябрь 1992 года) законодательный акт, регулирующий приватизацию образовательных учреждений, не был принят.
Действовавшие в период выкупа государственного имущества пункт 4 статьи 39 Закона Российской Федерации "Об образовании" и пункт 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 1992 года N 312 "О неотложных мерах по экономической и социальной защите системы образовании" запрещали изъятие зданий и сооружений, используемых учреждениями образования, без согласования с Министерством образования Российской Федерации и Министерством науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации.
Доказательств, свидетельствующих о наличии такого согласия по изъятию здания у ОГБОУ СПО Ульяновский профессиональнопедагогический колледж, в материалах дела отсутствуют.
С учетом изложенного, спорное здание не могло войти в состав государственного имущества ОАО "Ульяновский автомобильный завод", подлежащего приватизации.
Здание Профтехучилища и площадка ПТУ после приватизации государственного имущества ОАО "Ульяновский автомобильный завод" у ОГБОУ СПО Ульяновский профессионально-педагогический колледж также не изымалось.
Распоряжением Главы Администрации Ульяновской области от 07 мая 1999 года N 544-р "О внесении объектов в реестр областной собственности", в связи с истечением 3-месячного срока с момента регистрации в Министерстве государственного имущества РФ перечней объектов, передаваемых в государственную собственность Ульяновской области, и непринятием соответствующего решения Правительством РФ, был утвержден перечень, принятых в государственную собственность Ульяновской области предприятий и учреждений, расположенных на территории Ульяновской области, в том числе Технический лицей (профессиональное училище N 7), гор. Ульяновск, Московское шоссе, N 82.
Таким образом, с момента принятия распоряжения Главы Администрации Ульяновской области от 07 мая 1999 года N 544-р профессиональное училище N 7 (ныне ОГБОУ СПО профессионально-педагогический колледж) и используемое им для реализации уставных целей и задач недвижимое имущество стало собственностью Ульяновской области.
Согласно приказу Главного управления образования администрации Ульяновской области от 20 декабря 2001 года N 842, приказу УТЛ N 10 от 21 января 2002 года Ульяновский технический лицей 10 января 2002 года преобразован в Ульяновский профессиональный лицей.
Спорные объекты - Здание Профтехучилища и Площадка ПТУ как объекты государственной собственности закреплены за образовательным учреждением и находятся в оперативном управлении согласно выписок из реестра областного имущества, выданной Департаментом государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 30 октября 2012 года N 73-ИОГВ-34-02/6486исх и N 73-ИОГВ-34-02/6485исх и на основании Свидетельства о внесении в реестр областного имущества от 06 мая 2002 года присвоен реестровый номер 07390330.
Также в соответствии с данным Свидетельством спорные объекты закреплены за образовательным учреждением на праве оперативного управления.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2004 года N 1565-р "О передаче в ведение субъектов Российской Федерации федеральных государственных учреждений образования, находящихся в ведении Рособразования" Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования "Ульяновский профессиональный лицей" под пунктом 2449 вошло в перечень передаваемых в ведение субъектов Российской Федерации федеральных государственных учреждений образования, находящихся в ведении Рособразования.
Впоследствии, согласно акту приёма-передачи федеральных государственных учреждений образования, подписанного исполняющим обязанности Главы администрации Ульяновской области М.И. Шкановым и руководителем (заместителем) Федерального агентства по образованию Г.А. Балыхиным Федеральное агентство по образованию передало, а государственный орган исполнительной власти администрация Ульяновской области принял в государственную собственность Ульяновской области федеральные государственные учреждения образования в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2004 года N 1565-р.
Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 30 октября 2001 года, закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных законом.
В целях развития этого принципа принят ряд конкретных законоположений, ограничивающих допустимость раздельного оборота земельных участков и находящихся на них объектов недвижимости, а также обеспечивающих соединение прав на эти объекты за одним собственником (статьи 35, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 552 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что с 07 мая 1999 года спорные объекты являются собственностью Ульяновской области.
В материалы дела от ТУФАУГИ предоставлено Свидетельство о внесении в реестр федерального имущества спорного имущества, закрепленного за ОГБОУ СПО Ульяновский профессионально-педагогический колледж на праве оперативного управления от 28 марта 2003 года.
Из данного документа следует, что орган, уполномоченный распоряжаться федеральным имуществом закрепил спорное имущество за ОГБОУ СПО Ульяновский профессионально-педагогический колледж на праве оперативного управления.
В соответствии со статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Статьей 298 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.
Согласно статье 299 Гражданского кодекса Российской Федерации плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарного предприятия или учреждения, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.
Кроме того, в Постановлении Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 года N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что собственник, передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия учреждения.
Следовательно, право на получение стоимости фактического пользования имуществом, закрепленным за учреждением на праве оперативного управления, принадлежит учреждению, а не собственнику имущества.
Правомерность данной правовой позиции подтверждается Определением ВАС от 02 декабря 2010 года N ВАС-15822/10, Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 июля 2010 года N А72-7147/2009.
Таким образом, даже в том случае если бы спорное имущество являлось бы федеральной собственностью у ТУФАУГИ не было оснований для обращения с иском о взыскании неосновательного обогащения.
Территориальное управление Росимущества в Ульяновской области в ходе рассмотрения дела представило свидетельство от 12 апреля 2013 год о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на здание Профтехучилища.
Суд первой инстанции правомерно указал, что данное обстоятельство не является основанием для удовлетворения требований ТУФАУГИ.
В соответствии с п. 58 совместного Постановления Пленума N 10/22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Ссылки Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области об отсутствии согласования перечня объектов, передаваемых в собственность субъекта РФ, согласно распоряжению Главы Администрации Ульяновской области от 07 мая 1999 года N 544-р, являются несостоятельными.
Распоряжение Главы администрации Ульяновской области от 07 мая 1999 года N 544-р "О внесении объектов в реестр областной собственности" являлось предметом судебных разбирательств по делам N А72-6846/05-11/455, N А72-6843/05-11/457, N А72-6847/-5-11/456, N А72-3213/05-25/188.
В ходе рассмотрения вышеуказанных дел суды не нашли оснований для его отмены и признании незаконными действий Комитета по управлению госимуществом в Ульяновской области (правопредшественник ДГИЗО) в части включения имущества в реестр областной собственности.
Кроме того, как уже было указано выше в соответствии с частью 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Спорные объекты - Здание Профтехучилища и Площадка ПТУ как объекты государственной собственности закреплены за образовательным учреждением и находятся в оперативном управлении согласно выписок из реестра областного имущества, выданной Департаментом государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 30 октября 2012 года N 73-ИОГВ-34-02/6486исх и N 73-ИОГВ-34-02/6485исх и на основании Свидетельства о внесении в реестр областного имущества от 06 мая 2002 года присвоен реестровый номер 07390330.
Также в соответствии с данным Свидетельством спорные объекты закреплены за образовательным учреждением на праве оперативного управления.
Действующее законодательство не предусматривает необходимости в повторном закрепление права оперативного управления на одно и тоже имущество.
Учитывая изложенное, исковые требования Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области и областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Ульяновский профессионально-педагогический колледж законно и обоснованно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводам в решении была дана надлежащая правовая оценка.
Судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права.
Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Ульяновской области от 25 июля 2013 года, принятого по делу N А72-7798/2012 и для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьями 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы. Однако, заявитель в соответствии с налоговым кодексом Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины, в связи с чем госпошлина взысканию в доход федерального бюджета не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25 июля 2013 года, принятое по делу N А72-7798/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
С.Ю. Николаева |
Судьи |
Е.М. Балакирева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-7798/2012
Истец: Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, ОГБОУ СПО Ульяновский профессионально-педагогический колледж, Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, Территориальное управление федерального агентства в управлению государственным имуществом по Ульяновской области
Ответчик: Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ульяновский профессионально-педагогический колледж, ОГОУ СПО Ульяновский профессионально-педагогический колледж, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области
Третье лицо: Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Министерство образования Ульяновской области, ОАО "Ульяновский автомобильный завод", ОГБОУ СПО Ульяновский профессионально-педагогический колледж, Правительство Ульяновской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Ульяновской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Россреестра" по Ульяновской области