г. Пермь |
|
09 октября 2013 г. |
Дело N А50-12333/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 октября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Осиповой С. П.
судей Ясиковой Е.Ю., Грибиниченко О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лоренцсон Е.А.
при участии:
от заявителя Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН 1065904083156, ИНН 5904140498) - Носкова В.В., паспорт, доверенность от 25.01.2013;
от заинтересованного лица индивидуального предпринимателя Дубасовой Елены Геннадьевны (ОГРНИП 304590634500448, ИНН 590601508590) - Коврижных А.И., паспорт, доверенность от 22.07.2013;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 08 августа 2013 года
по делу N А50-12333/2013,
принятое судьей Саксоновой А.Н.
по заявлению Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю
к индивидуальному предпринимателю Дубасовой Елене Геннадьевне
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Главное управление МВД России по Пермскому краю (далее - административный орган, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Дубасовой Елены Геннадьевны (далее - предприниматель, заинтересованное лицо) к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 08 августа 2013 года по делу N А50-12333/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом заявитель обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, привлечь предпринимателя к административной ответственности.
В судебном заседании апелляционного суда представитель доводы жалобы поддержал, указав на доказанность состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.14.1 КоАП РФ, отсутствие нарушения порядка привлечения к административной ответственности.
Заинтересованное лицо в письменных возражениях на апелляционную жалобу против ее доводов возражает, оснований для удовлетворения жалобы не усматривает. Представитель заинтересованного лица в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Министерством здравоохранения Дубасовой Е.Г., которая зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в установленном порядке (л.д. 51), выдана лицензия на осуществление фармацевтической деятельности, в том числе в аптеке, расположенной по адресу: г. Пермь, ул. Мира, 20 (л.д. 43).
21.05.2013 и 06.06.2013 сотрудниками ГУ МВД России по Пермскому краю и Управления ФСКН России по Пермскому краю на основании поступившей информации (л.д.7-11) проведены мероприятия по выявлению и пресечению административных правонарушений в сфере фармацевтической деятельности.
В ходе проверки произведен, с участием двух понятых и сотрудников аптеки, осмотр помещения по указанному выше адресу, в результате которого были составлены протоколы осмотра помещения, территории и находящихся там вещей и документов от 21.05.2013 (л.д.12-13) и от 06.06.2013 (л.д.14-15).
При проверке получены объяснения покупателей Дубровинского С.В. от 21.05.2013 (л.д.19) и Пендикова С.Ю. от 06.06.2013 (л.д.20), в которых они указали, что лекарственные препараты "Тропикамид" и "Кетанов" приобретены ими в аптеке без предъявления рецепта врача. В подтверждение факта продажи лекарственного препарата "Кетанов" представлен чек "Информация о покупке" от 06.06.2013 (л.д.16).
Полагая, что в действиях ИП Дубасовой Е.Г. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст.14.1 КоАП РФ, заявителем, в пределах предоставленных п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ полномочий, в отношении предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении N 59 30 000 616 от 20.06.2013 г. (л.д.6). На составление протокола Дубасова Е.Г. не явилась, извещена надлежащим образом (л.д.24-35).
Материалы административного дела и соответствующее заявление были направлены в арбитражный суд для рассмотрения вопроса о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления органа МВД, исходил из недоказанности состава административного правонарушения.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции оснований для отмены судебного акта не установил в связи со следующим.
Частью 4 ст. 14.1 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с п. 47 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию. При этом, лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством РФ (ч. 1 ст. 8 Закона о лицензировании).
Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также лицензионные требования указанной деятельности установлены Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081.
Невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных п.п. "а" - "з" п. 5 названного Положения, в том числе правил отпуска лекарственных препаратов, является грубым нарушением лицензионных требований и влечет за собой ответственность, установленную ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Согласно п. 6.1 Отраслевого стандарта "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения", утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 N 80, отпуск (реализация) лекарственных препаратов осуществляется по рецепту и без рецепта врача, а также по требованиям учреждений здравоохранения на основании договора.
В силу п. 2.1 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2005 N 785, все лекарственные средства, за исключением включенных в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, должны отпускаться аптечными учреждениями (организациями) только по рецептам, оформленным в установленном порядке на рецептурных бланках соответствующих учетных форм. В соответствии с п. 76 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, продажа лекарственных препаратов производится на основании предъявляемых покупателями рецептов врачей, оформленных в установленном порядке, а также без рецептов по перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Поскольку перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13.09.2005 N 578, признан утратившим силу приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2011 N 1000ан "О признании утратившими силу некоторых Приказов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации", необходимо принимать во внимание условия отпуска лекарственных препаратов, содержащиеся в действующих в настоящее время специальных перечнях лекарственных препаратов, в том числе, перечня лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии ЛПУ, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации и т.п.
В соответствия с ч. 1 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.
В силу ст. 65, ч. 5 ст. 205 АПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административные органы. Таким образом, административный орган должен доказать, что имел место факт совершения административного правонарушения: реализация предпринимателем Дубасовой Е.Г. лекарственных средств - "капли глазные "Тропикамид", "Кислота ацетилсалициловая" и "Кетанов", без рецепта, как включенные в указанные выше перечни.
Согласно ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу части 2 названной статьи эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Однако, доказательств относимости лекарственных препаратов, реализация которых без рецепта явилась основанием для возбуждения административным органом производства по делу, к указанным выше перечням ни суду 1 инстанции, ни апелляционному суду заявителем не представлено.
Кроме того, Арбитражным судом Пермского края сделаны выводы о недоказанности состава административного правонарушения в связи со следующим.
Частью 2 ст. 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что к числу сведений, которые в обязательном порядке должны содержаться в протоколе об административном правонарушении, отнесены место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, а также иные сведения, необходимые для разрешения дела. Данные нормы права призваны обеспечить соблюдение процессуальных гарантий лица, привлекаемого к административной ответственности, так как без предоставления их правонарушителю дело об административном правонарушении не может быть признано всесторонне, полно и объективно рассмотренным.
Арбитражным судом из протокола от 20.06.2013 установлено, что Дубасовой Е.Г. вменяется административное правонарушение, выразившееся в том, что 21.05.2013 около 15 час. 20 мин. и 06.06.2013 около 15 час. 50 мин. в принадлежащей ей аптеке, расположенной по адресу: г. Пермь, ул. Мира, 20, осуществлялась фармацевтическая деятельность - розничная продажа лекарственных средств без рецепта врача, а именно капель глазных "Тропикамид" 10 мл. по цене 166 руб. и препарата "Кетанов" по цене 33,50 руб. в нарушение требований п.п. "г" п. 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, п. 2.1 приказа Минздравсоцразвития РФ N 785 "О порядке отпуска лекарственных средств", п. 76 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 N 55. В доказательство совершения предпринимателем правонарушения административным органом представлены, помимо протоколов осмотра помещения, территории и находящихся там вещей и документов от 21.05.2013 и 06.06.2013, также чек "Информация о покупке" от 06.06.2013 (л.д.16), объяснения покупателей Дубровинского С.В. и Пендикова С.Ю. (л.д.19-20), инструкции по медицинскому применению препаратов (л.д.45-49).
Суд первой инстанции, исследовав и оценив в соответствии со ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, не принял свидетельские показания покупателей в качестве безусловных доказательств факта продажи лекарств без рецепта врача. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ данные документы являются лишь поводом к возбуждению дела об административном правонарушении. Протоколы осмотра помещения, территории от 21.05.2013 и 06.06.2013, составленные сотрудниками полиции при проверке аптечного учреждения, не содержат указание на факт безрецептурной продажи названных препаратов, а также на их наличие в аптеке. Более того, объяснениями заведующей аптеки Хусаиновой М.Г. опровергается факт продажи "Тропикамида" 21.05.2013, поскольку в аптеке данный препарат отсутствовал (л.д.17). Вместе с тем данный довод не был проверен административным органом, видеозапись, на которую ссылалась заведующая, не исследовалась, данные по учету лекарственных препаратов не были проверены, оборот лекарственных средств в аптеке не устанавливался.
Относительно продажи лекарственного препарата "Кетанов" без рецепта суд пришел к выводу, что представленный чек "Информация о покупке" таковым доказательством также не является, поскольку сам по себе подтверждает лишь факт продажи, а не безрецептурный отпуск. Кроме того в своих объяснениях консультант Кылосова А.М. указала, что при покупке препарата "Кетанов" покупатель предъявил "записку" от врача с его подписью (л.д.21).
Административный орган в ходе производства по делу об административном правонарушении должен собрать доказательства, подтверждающие конкретные факты о событии правонарушения, а не основываться лишь на пояснениях лиц, доводы которых стали основанием для возбуждения дела об административном правонарушении.
Действующее законодательство (ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ) предоставляет административному органу достаточные возможности для надлежащей фиксации правонарушения. Данные меры не являются обязательными, но их применение позволяет подтвердить основания требований административного органа при совокупной оценке и сопоставлении с контраргументами привлекаемого лица. Однако акта, в котором зафиксировано совершенное правонарушение в момент его совершения (момент продажи), проверяющим составлено не было, контрольная закупка не проводилась, другие действия, направленные на сбор доказательств и фиксацию события не осуществлены.
Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, в материалах дела не имеется. Соответствующие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции отклоняются как основанные на неверном толковании действующего законодательства и как не подтвержденные имеющимися в материалах дела доказательствами.
Иных безусловно влекущих отмену судебного акта апелляционная жалоба Главного управления МВД России по Пермскому краю не содержит.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 08 августа 2013 г. по делу N А50-12333/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Главного управления МВД России по Пермскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
С.П.Осипова |
Судьи |
О.Г.Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-12333/2013
Истец: Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю, ГУ МВД России по Пермскому краю
Ответчик: ИП Дубасова Елена Геннадьевна