г. Самара |
|
11 октября 2013 г. |
Дело N А55-12724/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 октября 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Апаркина В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Калибник Н.А.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Пакт-Самара" - Севостьянова И.Ю., доверенность от 27.09.2013 года,
от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании 07 октября 2013 года в зале N 6 апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пакт-Самара"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 13 августа 2013 года
по делу N А55-12724/2013 (судья Бойко С.А.), принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пакт-Самара" (ОГРН 1056312016705, ИНН 6312061426), г. Самара
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области, г. Самара
о признании незаконным и отмене постановления от 19.04.2013 N 36-13/218,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Пакт-Самара" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнения - л.д. 22) об отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области 19.04.2013 N 36-13/218 о привлечении к административной ответственности по ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ и назначении наказания в виде наложения штрафа в размере 40 000 руб. и прекращении производства по делу ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения.
Решением суда 1 инстанции 13 августа 2013 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда 1 инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. При этом ссылается на то обстоятельство, что бухгалтер полагала необходимым сдавать формы отчетности только после достижения суммы по договору 50 000 долларов и как только ей указали на то, что нужно подавать сведения сазу, уже 03.12.2012 года бухгалтер подала все необходимые формы и исполнила обязанности. Кроме того, по мнению Общества, половина инкриминируемых правонарушений совершена в одном отчетном банковском периоде (1 месяц), тогда как несоблюдение резидентом порядка и сроков представления документов в отношении нескольких валютных операций, осуществленных в течение отчетного месяца, образует одно событие правонарушения.
Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В судебное заседание представитель Управления не явился, о дате и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом.
В соответствии с п. 5 ст. 156, АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствии Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области, участвующих в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Общества, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда 1 инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, 02.04.2013 года контролер-ревизором валютного контроля Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области Суховым А.С. по результатам проверки соблюдения обществом с ограниченной ответственностью "Пакт-Самара" актов валютного законодательства был составлен протокол N 36-13/218 о совершении Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ (л.д. 103-106).
На основании данного протокола постановлением Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области от 19.04.2013 N 36-13/218 Общество привлечено к административной ответственности по ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей (л.д. 11-17, 114-121).
Из содержания постановления и других материалов дела следует, что 27.01.2012 года ООО "Пакт-Самара" (продавец) и ТОО "Квант", Республика Казахстан (покупатель) заключили договор N 11-КП/12, в соответствии с которым продавец обязуется передать в собственность Покупателю товар в ассортименте и количестве, установленной накладной и счет-фактурой, а покупатель обязуется принять и оплатить (п. 1.1), оплата производится в рублях РФ на основании счетов, выставленных Продавцом на расчетный счет Продавца на условиях: предоплата 100% (п. 5.1), общая стоимость Договора составляет 10000000 руб. (п. 5.3), отгрузка и поставка товара по настоящему контракту производится на условиях FCA-Самара согласно (Инкотермс 2010) (п. 6.1), срок поставки - в течение 20 календарных дней после поступления 100% предоплаты на расчетный счет продавца (п. 6.2), датой поставки товара считается дата подписания накладной сторонами, либо продавцом и представителем покупателя (п. 6.3), договор вступает в силу с момента его подписания и действует до 31.12.2013 года (п. 10.1).
14.02.2012 года на основании договора купли-продажи N 11-КП/12 от 27.01.2012 в уполномоченном банке - филиале Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации Кировское отделение N 6991 ООО "Пакт-Самара" оформило паспорт сделки N 12020034/1481/1272/1/0.
Согласно паспорту сделки дата завершения исполнения обязательств по контракту - 31.12.2013 г., общая сумма контракта 10 000 000 руб.
Во исполнение указанного договора ООО "Пакт-Самара" была осуществлена отгрузка товаров в адрес ТОО "Квант", что подтверждается товарной накладной от 17.04.2012 N 689 на сумму 262 868,39 руб.
Согласно п. 9.3 Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" датой оформления подтверждающего документа является наиболее поздняя по сроку дата его подписания одной из сторон, т.е. в данном случае 19.04.2012 г.
Следовательно, месяцем оформления подтверждающих документов является апрель 2012 года.
В соответствии с требованиями п. 9.2.2 Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 N 138-И ООО "Пакт-Самара" обязано было оформить и представить в уполномоченный банк - филиал Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации- Кировское отделение N 6991 справку о подтверждающих документах и подтверждающий документ не позднее 23.05.2012 года.
Фактически справка была представлена в уполномоченный банк только 03.12.2012 года, т.е. просрочка составила 135 рабочих дня (л.д.90).
Данное обстоятельство послужило основанием для привлечения Общества к административной ответственности по ч. 6.3 ст. 15.25. КоАП РФ.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
Между тем согласно ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП Российской Федерации нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на тридцать дней влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч. 4 ст. 5 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 N 173-ФЗ Центральный банк РФ устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их предоставления.
В силу части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет, составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.
Пунктом 2 части 3 статьи 23 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что Центральным Банком устанавливается порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля (уполномоченным банкам).
Положением Центрального Банка РФ от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществление уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" установлен порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций.
В соответствии с данным порядком действие Положения распространяется на валютные операции между резидентом и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через банковские счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банках за пределами территории Российской Федерации (банк-нерезидент) за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом и нерезидентом (п. 1.1);
- в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций и подтверждающие ввоз товаров на территорию Российской Федерации или вывоз товаров с территории Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы) (п. 2.1);
- подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к Положению (п. 2.2);
- резидент представляет в банк ПС документы, указанные в п. 2.2 Положения, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации или ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без подачи таможенной декларации, либо (в случае выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них) документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. Датой оформления указанных подтверждающих документов является наиболее поздняя по сроку дата их подписания одной из сторон, если условиями контракта предусмотрено подписание подтверждающего документа обеими (всеми) сторонами по контракту, в остальных случаях - дата составления подтверждающего документа (п. 2.4).
Согласно Указанию ЦБ РФ от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" справка о подтверждающих документах, указанная в п. 2.2 Положения N 258-П, составляемая в соответствии с Приложением 1 к Положению N 258-П и представляемая в уполномоченный банк в порядке и в сроки, установленные Положением N 258-П, является формой учета по валютным операциям для резидентов, за исключением кредитных организаций и валютных бирж.
Следовательно, в соответствии с п.2.4 указанного Положения ЦБ РФ Общество обязано было оформить и представить в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах и подтверждающие документы не позднее 15.05.2012 г., тогда как фактически представило из только 03.12 2012 г.
С 01.10.2012 вступила в силу Инструкция ЦБ РФ от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением".
Со дня вступления в силу Инструкции N 138-И утратило силу Положение Центрального ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществление уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" и Указание Банка России от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" (п. 21.2 Инструкции N 138-И).
В соответствии с п.9.2 данной Инструкции справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы подлежат представлению резидентом в банк ПС в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы, т.е. в данном случае на момент привлечения общества к административной ответственности не позднее 23.05.2012 г.
Из материалов дела усматривается, что с учетом положений п.2 ст.1.7. КоАП РФ ООО "Пакт-Самара" привлечено к административной ответственности за несоблюдение установленных сроков представления форм учета по валютным операциям и подтверждающих документов в уполномоченный банк: справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы должны были быть представлены в уполномоченный банк не позднее 23.05.2012 года, а фактически представлены лишь 03.12.2012 года, т.е. с просрочкой в 135 рабочих дня.
Данный факт Общество не отрицает.
При таких обстоятельствах Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области постановлением от 19.04.2013 N 36-13/218 правомерно привлекло к административной ответственности ООО "Пакт-Самара" по ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 40 000 руб., т.е. в минимальном размере, предусмотренном санкцией данной правовой нормы.
Вопреки доводам, изложенным в апелляционной жалобе, вина Общества в совершении указанного административного правонарушения применительно к положениям п.2 ст.2.1. КоАП РФ материалами дела доказана.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда, данная правовая норма подлежит применению в исключительных случаях.
Вопреки положениям ст. 65 АПК РФ Обществом не представлено доказательств исключительности данного конкретного случая.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается в пренебрежительном отношении Общества к исполнению обязанностей, возложенных на него законодательством о валютном регулировании и валютном контроле.
Применительно к положениям ст. 2.9 КоАП РФ просрочка исполнения Обществом указанной публично-правовой обязанности по представлению в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах в 135 рабочих дней не дает оснований для вывода о малозначительности совершенного административного правонарушения.
На данные обстоятельства правомерно указано в обжалуемом решении суда 1 инстанции.
Из содержания оспариваемого постановления органа финансово-бюджетного надзора следует, что административное наказание Обществу назначено в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ, - 40 000 рублей.
С учетом изложенного, доводы, приведенные в апелляционной жалобе Общества, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
При таких обстоятельствах суд 1 инстанции обоснованно отказал ООО "Пакт-Самара" в удовлетворении заявления, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 13 августа 2013 года по делу N А55-12724/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.Н. Апаркин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-12724/2013
Истец: ООО "Пакт-Самара" в лице генерального директора Воронина А. Н.
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области