г. Владивосток |
|
09 октября 2013 г. |
Дело N А51-13279/2013 |
Резолютивная часть постановления оглашена 03 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 октября 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Калугина Владимира Михайловича
апелляционное производство N 05АП-9586/2013
на решение от 26.06.2013
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-13279/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Калугина Владимира Михайловича (ИНН 253900368449, ОГРН 304253919600042, дата государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя 14.07.2004)
к Администрации г. Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.12.2002), Управлению градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
об оспаривании решения;
при участии:
от ИП Калугина В.М.: Бойко А.А., представитель по нотариальной доверенности от 18.04.2013 (со специальными полномочиями), сроком действия три года, без права передоверия; паспорт;
от Администрации г. Владивостока: Морошкин А.Н., представитель по доверенности от 03.12.2012 (со специальными полномочиями), сроком действия до 31.12.2013; удостоверение N 2084;
от Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока: Морошкин А.Н., представитель по доверенности от 19.12.2012 (со специальными полномочиями), сроком действия до 31.12.2013; удостоверение N 2084;
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Калугин Владимир Михайлович обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Администрации г. Владивостока от 03.04.2013 N 8301/20У в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, расположенного в г. Владивостоке в районе ул. Русская, 39, ориентировочной площадью 20 кв.м., на кадастровом плане территории для целей, не связанных со строительством, вид разрешенного использования: объекты розничной торговли, цель предоставления: размещение торгового павильона, и об обязании Управления градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока утвердить и выдать схемы расположения земельного участка.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 26.06.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, предприниматель обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что Методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденные Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2011 N 613, на которые ссылается суд первой инстанции, имеют рекомендательный характер, а также предназначены для применения полностью или частично для разработки норм и правил благоустройства территорий городских и сельских поселений, муниципальных районов, городских округов либо внутренних территорий города федерального значения для применения при проектировании, контроле за осуществлением мероприятий по благоустройству территории.
Указывает, что данная территория не благоустроена, газоны не выделены, а также не имеет статуса парка, зоны отдыха или рекреационной зоны, на кадастровом учете не стоит.
Поскольку испрашиваемый земельный участок не располагается на территории рекреационных зон, соответственно, установленные для данных зон виды и параметры разрешенного использований к нему применяться не могут.
Полагает, что утверждение суда первой инстанции о том, что испрашиваемый земельный участок представляет часть газона, размещение временных объектов на которых недопустимо не соответствует действительности. Из представленной фототаблицы видно, что в настоящий момент данный участок земли представляет собой захламленную мусором и отходами жизнедеятельности человека территорию.
Указание суда в мотивировочной части решения на постановление Администрации г. Владивостока от 27.12.2010 N 1596 где указан перечень оснований для отказа в предоставлении услуги не имеет никакого правового обоснования в связи с тем, что заявителем были выполнены все требования регламента.
На основании распоряжения Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2013 "О замене судьи", в связи с уходом в отпуск судьи Е.Н. Номоконовой, в судебном составе, рассматривающем дело N А51-13279/2013 произведена замена, судья Е.Н. Номоконова заменена на судью О.Ю. Еремееву.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации слушание дела начинается сначала.
В судебном заседании 03.10.2013 представитель предпринимателя доводы апелляционной жалобы поддержал, решение суда первой инстанции просил отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока и администрации г. Владивостока на доводы апелляционной жалобы возразил. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Представитель администрации г. Владивостока представил суду апелляционной инстанции схему взаимного расположения земельных участков в районе ул. Русская,39, которая приобщена к материалам дела.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции находит судебный акт подлежащим отмене в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено, что 10.04.2012 индивидуальный предприниматель Калугин Владимир Михайлович обратился в Департамент земельный отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (в настоящее время - Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края) с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 3 года земельного участка ориентировочной площадью 20 кв.м., расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Русская, 39, для целей, не связанных со строительством: для установки и эксплуатации павильона розничной торговли.
Департамент письмом от 12.03.2013 N 20/03/02-13/4160 направил в адрес главы г. Владивостока обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Письмом от 03.04.2013 N 8301/20У Администрация г. Владивостока сообщила о невозможности утвердить и выдать схему расположения земельного участка, сославшись на то, что в границах формируемого земельного участка расположены элементы озеленения (газон), оформленный посадками кустарников и деревьев.
Не согласившись с данным отказом, посчитав, что он не соответствует закону и нарушает права и законные интересы предпринимателя в сфере предпринимательской деятельности, заявитель оспорил его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался Методическими рекомендациями по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденные Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2011 N 613, а также Нормативами градостроительного проектирования Владивостокского городского округа, утвержденными постановлением главы г. Владивостока от 10.02.2011 N 111, и исходил из того, что испрашиваемый земельный участок представляет собой часть газона с имеющимися зелеными насаждениями, размещение временных сооружений на которых недопустимо.
Арбитражный суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции ошибочными, поскольку при принятии судебного акта не учтено следующее.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации" граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органом местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса РФ (далее по тексту - ЗК РФ) граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании такого заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Из материалов дела видно, что предприниматель реализовал право, предоставленное ему статьей 34 ЗК РФ, и обратился в Департамент с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством - размещение торгового павильона.
В свою очередь, Департамент, действуя в соответствии со статьей 34 ЗК РФ, направил заявление предпринимателя в администрацию для подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории.
В силу пункта 2.3 Регламента предоставления администрацией города Владивостока услуги "Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного постановлением администрации г. Владивостока от 27.12.2010 N 1596 (далее по тексту - Регламент N 1596), результатом предоставления услуги является: 1) издание распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; 2) отказ в предоставлении услуги.
Согласно пункту 2.8 Регламента N 1596 основаниями для отказа в предоставлении услуги являются: 1) в заявлении не указаны: цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю; 2) несоответствие вида разрешенного использования земельного участка с территориальным зонированием.
Как видно из материалов дела, обращаясь в департамент как в надлежащий орган государственной власти с заявлением о предоставлении земельного участка, предприниматель указал испрашиваемое право на землю (аренда сроком на 3 года), предполагаемые размеры участка (площадь 20 кв. м) и местоположение (г. Владивосток, в районе ул. Русская, 39), цель использования земельного участка (для целей, не связанных со строительством - размещение торгового павильона).
Соответствие территориального зонирования испрашиваемого земельного участка (зона Ж-3), виду его разрешенного использования (размещение торгового павильона) подтверждено администрацией г. Владивостока.
В связи с этим, у администрации города Владивостока отсутствовали основания, предусмотренные Административным регламентом, для отказа предпринимателю в утверждении и выдаче схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории.
В свою очередь, администрация, рассмотрев указанное заявление, не нашла оснований для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории. При этом основанием для принятия администрацией оспариваемого отказа явилось наличие в границах формируемого земельного участка элементов озеленения микрорайона (газон), оформленного посадками кустарников и деревьев.
Действительно, как следует из представленных в материалы дела фотоматериалов, спорный земельный участок расположен на территории между деревьями, произрастающими в конструктивно обозначенных границах газона, рядом с уже установленным павильоном.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, с учетом приведенных нормативных положений, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что обстоятельства, приведенные в оспариваемом ненормативном акте ответчика, не могли послужить основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Статьей 85 ЗК РФ установлено, что использование земель населенных пунктов осуществляется с учетом территориального зонирования и градостроительных регламентов, утвержденных для каждой территориальной зоны.
Согласно статье 61 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений.
Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения. Государственное регулирование в области охраны зеленого фонда городских и сельских поселений осуществляется в соответствии с законодательством.
Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации утверждены приказом Госстроя России от 15.12.1999 N 153, пунктом 1.1.1 которых предусмотрено, что зеленый фонд города является составной частью природного комплекса города и включает в себя озелененные и лесные территории всех категорий и видов, образующие систему городского озеленения в пределах городской черты, а также озелененные территории, лесные территории за пределами городской черты, если эти территории решениями федеральных органов управления или органов управления субъектов Федерации переданы в ведение местного городского самоуправления для экологической защиты и организации рекреации городского населения.
Доказательств того, что территория в районе испрашиваемого земельного участка относится к зеленому фонду города, в пределах которого запрещается хозяйственная и иная деятельность, администрацией не представлено.
Коллегия принимает во внимание, что Методическими рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденными Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2011 N 613, не допускается размещение некапитальных нестационарных сооружений, в том числе на газонах.
Вместе с тем, исходит из того, что на сегодняшний день правила по благоустройству территорий муниципального образования не разработаны и не утверждены законодательным органом Приморского края.
Довод администрации о том, что спорная территория является сквером, коллегией отклоняется.
Из содержания Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденными Приказом Госстроя РФ от 15.12.1999 N 153, следует, что в составе объектов озеленения, включая скверы, предусмотрена посадка деревьев и кустарников, устройство газонов, цветников, дорожно-тропиночной сети, возможно размещение на территории скверов малых архитектурных форм.
Согласно п. 4.20 Правил после полного завершения всех видов работ распоряжением администрации города производится передача объекта озеленения на содержание специализированной организации.
Сведений о наименовании сквера, его характеристиках (размера сквера и виде насаждений), сведений о приемке сквера в эксплуатацию и передаче его на содержание ответчики в нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ не представили.
Вместе с тем, администраций г. Владивостока в суде апелляционной инстанции представлена приобщенная к материалам дела схема взаимного расположения земельных участков в районе ул. Русская, 39, из которой усматривается, что земельный участок, испрашиваемый заявителем не налагается на земельный участок, являющийся по пояснениям администрации г. Владивостока, спланированным сквером по ул. Русской, 41, и находящийся в муниципальной собственности (кад. N 25:28:050050:131).
Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является этапом предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в рамках которого проводится формирование границ земельного участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории и корректировка границ и площади согласовываемого земельного участка по сравнению с земельным участком, указанным ориентировочно в заявлении.
Земельный участок как объект прав возникает после его описания в Едином государственном реестре земель и государственного учета, что, в свою очередь, производится после утверждения схемы расположения на местности.
В соответствии с пунктом 4.24 Положения об Управлении градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока, утвержденного решением Думы г. Владивостока от 03.04.2009 N 259, полномочия по утверждению схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора возложены на Управление градостроительства и архитектуры г. Владивостока.
Согласно пункту 1 Приложения N 2 "Инструкция о порядке заполнения формы схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории" и в соответствии с Приложением N 1 "Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории" к Распоряжению главы г. Владивостока от 24.09.2009 N 633-р "Об утверждении формы схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории", на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, кроме чертежа, адреса участка, заявителя, целей использования, границ формируемого участка и сведений государственного кадастра недвижимости, указываются: границы охранных, санитарно-защитных, водоохранных зон, прибрежно-защитных полос, береговых полос, зон охраны памятников истории и культуры, технических зон железной дороги, взрывоопасных зон, красных линий (автодорог, инженерных коммуникаций), охранных зон инженерных коммуникаций, ограничение застройки (РЛЛ), военных объектов, запретных зон, запретных районов, беспрепятственный проход и проезд, функциональных зон в соответствии с генеральным планом и иных зон с особыми условиями использования земель, доступ к земельному участку (проход или проезд от земельных участков общего пользования).
Из приведенных нормативных правовых актов следует, что вопрос о возможности или невозможности предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка может решаться только после завершения процедуры формирования земельного участка, его постановки на кадастровый учет, и с учетом сведений содержащихся в кадастровом паспорте земельного участка.
Следовательно, вопросы сохранения зеленых насаждений на земельном участке, даже с учетом того, что они не входят в состав зеленого фонда, подлежат разрешению при принятии Департаментом решения о предоставлении земельного участка, в том числе путем внесения соответствующих условий в договор аренды.
Оценка указанных администрацией в оспариваемом отказе в утверждении схемы расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории от 19.11.2012 N 56763/1У обстоятельств для целей решения вопроса о возможности предоставления земельного участка в круг полномочий органа местного самоуправления порядке статьи 34 ЗК РФ не входит. Нормами статьи 34 ЗК РФ не предусмотрены полномочия органа местного самоуправления оценивать возможность предоставления испрашиваемого земельного участка при рассмотрении обращения органа государственной власти об утверждении схемы его расположения. Соответственно, при вынесении обжалуемого решения администрация пришла к преждевременному выводу относительно того, что предоставление испрашиваемого земельного участка с учетом вышеназванных норм права и фактических обстоятельств будет противоречить требованиям законодательства.
Таким образом, орган местного самоуправления был обязан составить и утвердить схему расположения испрашиваемого заявителем земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с учетом зонирования территории (пункт 4 статьи 34 ЗК РФ), с учетом норм отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (пункт 3 статьи 33 ЗК РФ), в том числе с учетом планов благоустройства территории города, нахождения участков в непосредственной близости от зданий (в том числе жилых многоквартирных домов в соответствии с нормами отвода придомовой территории), строений, сооружений, на инженерных коммуникациях, красных линиях, местах общего пользования, и выдать утвержденную схему заявителю с указанием всех имеющихся ограничений.
Исходя из изложенного, оспариваемое решение администрации города Владивостока не соответствует Земельному кодексу РФ и нарушает права и законные интересы предпринимателя в сфере предпринимательской деятельности, с связи с чем, в соответствии с ч.2 ст. 201 АПК РФ, подлежит признанию незаконным.
В связи с этим, основания для отказа заявителю в удовлетворении заявленного требования отсутствуют.
В силу пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ при признании судом незаконными действий органов местного самоуправления, суд в резолютивной части решения указывает на обязанность органов местного самоуправления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и способ такого устранения.
Поскольку судом не установлено оснований для отказа заявителю в утверждении и выдаче схемы расположения спорного земельного участка на кадастровой карте территории, а также в связи с тем, что полномочия по утверждению и выдаче схем расположения земельных участков на кадастровой карте территории принадлежат управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока, суд апелляционной инстанции обязывает, Управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока в месячный срок с момента вынесения настоящего постановления, утвердить и выдать индивидуальному предпринимателю Калугину Владимиру Михайловичу схему расположения на кадастровом плане территории земельного участка, ориентировочной площадью 20 кв.м., расположенного в районе ул. Русская, 39, для целей, не связанных со строительством (размещение торгового павильона).
На основании вышеизложенного, решение суда первой инстанции в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ подлежит отмене, апелляционная жалоба предпринимателя удовлетворению.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, учитывая результаты рассмотрения спора, понесенные ИП Калугиным Владимиром Михайловичем расходы по уплате государственной пошлины по заявлению в сумме 200 рублей и апелляционной жалобе в размере 100 рублей подлежат отнесению на администрацию г. Владивостока.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 26.06.2013 по делу N А51-13279/2013 отменить.
Решение Арбитражного суда Приморского края от 26.06.2013 по делу N А51-13279/2013 отменить.
Признать незаконным решение администрации г. Владивостока, изложенное в письме N 8301/20у от 03.04.2013 об отказе в утверждении и выдаче индивидуальному предпринимателю Калугину Владимиру Михайловичу схемы расположения земельного участка, расположенного в районе ул. Русская, 39 ориентировочной площадью 20 кв.м., на кадастровом плане соответствующей территории для целей не связанных со строительством (размещение торгового павильона), как не соответствующее Земельному кодексу РФ.
Обязать Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока в месячный срок с момента вынесения настоящего постановления утвердить и выдать индивидуальному предпринимателю Калугину Владимиру Михайловичу схему расположения на кадастровом плане территории земельного участка, ориентировочной площадью 20 кв.м., расположенного в районе ул. Русская, 39, для целей, не связанных со строительством (размещение торгового павильона).
Взыскать с администрации г. Владивостока в пользу индивидуального предпринимателя Калугина Владимира Михайловича судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 (триста) рублей, в том числе по заявлению в сумме 200 (двести) рублей и апелляционной жалобе в сумме 100 (сто) рублей.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-13279/2013
Истец: ИП Калугин Владимир Михайлович
Ответчик: Администрация г. Владивостока, Управление градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока