Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 8 октября 2013 г. N 03АП-4625/13
г. Красноярск |
|
08 октября 2013 г. |
Дело N А74-1690/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "01" октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "08" октября 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Споткай Л.Е.,
судей: Бабенко А.Н., Бутиной И.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бахтеевой Э.Б.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Управление капитальным строительством "Жилстрой" - Кадочникова Д.В., представителя по доверенности от 17.06.2013,
от открытого акционерного общества "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13) - Долгополова А.В., представителя по доверенности от 23.12.2012,
от муниципального предприятия г. Абакана "Абаканские тепловые сети" - Левченко Д.А., представителя по доверенности от 01.10.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление капитальным строительством "Жилстрой"
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "18" июля 2013 года по делу N А74-1690/2013, принятое судьей Шумским А.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управление капитальным строительством "Жилстрой" (далее - ООО УКС "Жилстрой", ОГРН 1051901009027, ИНН 1901066721) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с иском к муниципальному предприятию г. Абакана "Абаканские тепловые сети" (далее - МП "АТС", ОГРН 1021900525030, ИНН 1901003640), к открытому акционерному обществу "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)" (далее - ОАО "Енисейская ТГК", ОГРН 1051901068020, ИНН 1901067718) о признании недействительным договора о подключении объекта капитального строительства к системе теплоснабжения города Абакана от 29.12.2011 N 219 в редакции дополнительного соглашения от 25.06.2012 в части пунктов 2.3.1, 3.1 - 3.7, 4.1 - 4.5.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 18 июля 2013 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным решением, ООО УКС "Жилстрой" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. В апелляционной жалобе заявитель указывает следующее:
- признание решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 24 августа 2012 года по делу N А74-3007/2012 недействующим приказа N 16-п в части, относящейся к ответчику "Абаканская ТЭЦ" влечет отпадение у этого ответчика права на получение платы за подключение;
- выдача ответчиками технических условий без каких-либо оговорок о необходимости реконструкции тепловых сетей означает, что на момент их выдачи подключение объекта истца к системе теплоснабжения было возможно при той пропускной способности и мощности сетей, которые существовали у ответчиков, следовательно, условия о возмездности не подлежали включению в договор;
- в инвестиционных программах отсутствуют мероприятия, необходимые для обеспечения возможности подключения объекта истца по адресу: ул. Торосова, 15А, без выполнения которых подключение было бы невозможно;
- выводы суда первой инстанции о том, что модернизация принадлежащего ответчику "Абаканская ТЭЦ" головного участка означает увеличение пропускной способности тепловой сети и является основанием для установления условия о возмездности договора, сделан без анализа мероприятий по модернизации головного участка; указанное мероприятие намечено к осуществлению на 2012-2014 гг.
- наличие у ответчика "Абаканская ТЭЦ" о возможности подключения объекта истца при тех резервах тепловых ресурсов пропускной способности и мощности сети, которые существовали у этого ответчика на момент заключения договора подтверждается Инвестиционной программой ОАО "Енисейская ТГК" по развитию объектов, используемых в сфере теплоснабжения г. Абакан на 2011-2014 гг.;
- поскольку между истцом и МП "АТС" заключен отдельный договор на строительство тепловой сети к объекту истца (договор подряда от 27.08.2012 N 87), то у МП "АТС" отсутствует право на получение с истца платы по спорному договору;
- с 11.05.2011 у ответчиком отсутствовали утвержденные инвестиционные программы, поскольку соответствующие решения об их утверждении не принимались уполномоченным органом государственной власти Республики Хакасия (Государственным комитетом по тарифам и энергетике Республики Хакасия);
- инвестиционная программа ответчиков, в период действия которой был издан приказ N 16-п, утратила силу ко времени заключения спорного договора (29.12.2011), следовательно, данный приказ не мог применяться для целей определения условий о цене спорного договора;
- вывод суда первой инстанции о наличии у председателя Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия полномочий на утверждение инвестиционных программ в сфере теплоснабжения является необоснованным и не соответствует должностной компетенции председателя;
- судом первой инстанции не учтено, что в силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О теплоснабжении", пункта 2.1.62 Положения о Государственном комитете по тарифам и энергетике Республики Хакасия решения об утверждении инвестиционных программ подлежали опубликованию;
- поскольку ответчиками не соблюдена процедура регулирования тарифа, то у них отсутствовало право на включение в спорный договор условий о платности;
- ответчиками допущено злоупотребление правом.
Ответчики представили отзыв на апелляционную жалобу, в которых выразили согласие с решением суда первой инстанции.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзывах на нее.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства:
23.03.2011 Госкомитет по тарифам и энергетике РХ приказом N 16-п утвердил плату за подключение к системе теплоснабжения города Абакана в части источников тепловой энергии и тепловых сетей филиала "Абаканская ТЭЦ" ОАО "Енисейская ТКГ (ТГК-13)" и МП "АТС".
Решением Абаканского городского совета депутатов от 28.04.2011 N 329 согласована Инвестиционная программа МП "АТС" по развитию объектов, используемых в сфере теплоснабжения города Абакана, на 2011 - 2014 годы. Инвестиционная программа утверждена председателем Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия.
Целью указанной программы является увеличение мощности объектов, используемых в сфере теплоснабжения, для обеспечения возможности подключения к сетям теплоснабжения МП "АТС" вновь создаваемых объектов недвижимости.
Указанная инвестиционная программа предусматривает выполнение следующих мероприятий:
-проектно-изыскательские работы и строительство магистральной тепловой сети длиной 2635 м диаметром 2 Ду 700 мм от неподвижной опоры НО-18 на Северной магистральной тепловой сети до тепловой камеры ТК-19А по ул. И. Ярыгина;
-проектно-изыскательские работы и строительство квартальных тепловых сетей 8 - 9 микрорайонов I жилого района;
- проектно-изыскательские работы и строительство квартальных тепловых сетей незастроенной части II жилого района;
-проектно-изыскательские работы и строительство тепловой сети от тепловой камеры ТК 95 по ул. Крылова до микрорайона "Полярный";
-модернизация тепловой сети от ТК-2 по ул. Чертыгашева до ТК П11 по ул. Пушкина (перемычка по ул. М. Жукова);
- строительство тепловой сети от ТК-14 (в районе жилого дома N 152 по ул. Аскизская) до ТК-1 (в районе жилого дома N 43 по ул. Аскизская).
23.03.2011 председателем Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия также утверждена Инвестиционная программа ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" по развитию объектов, используемых в сфере теплоснабжения города Абакана, на 2011 - 2014 годы.
Целью указанной программы является увеличение пропускной способности программы тепловых сетей, используемых в сфере теплоснабжения, для обеспечения возможности подключения к сетям теплоснабжения филиала "Абаканская ТЭЦ" ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости.
Указанная инвестиционная программа предусматривает выполнение следующих мероприятий:
-модернизация участка магистральной тепловой сети по ул. Чертыгашева от тепловой камеры ТК-8 (перекресток улиц Ярыгина и Чертыгашева) до тепловой камеры ТК-12 (перекресток улиц Чертыгашева и Карла Маркса) длиной 490 м с увеличением диаметров на участке длиной 210 м от ТК-8 до ТК-10 (в районе дома N 85 по улице Чертыгашева) с 2 Ду 400 мм до 2 Ду 600 мм и с увеличением диаметра на участке длиной 280 м от ТК-10 до ТК-12 с 2 Ду 400 мм до 2 Ду 500 мм;
-модернизация участка магистральной тепловой сети по улице Торговая от тепловой камеры ТК-53 (в районе дома N 15 по улице Торосова) до тепловой камеры ТК-24/11 (в районе дома N 13 по улице Торговая) длиной 50 м с увеличением диаметра с 2 Ду 250 мм до 2 Ду 400 мм;
- модернизация головного участка магистральной тепловой сети с организацией второго вывода тепловой сети от теплофикационной установки ТЭЦ до НО-227 со строительством узла коммерческого учета отпускаемого теплоносителя и строительством павильона задвижек в районе НО-227.
26.12.2011 ООО УКС "Жилстрой" обратилось в МП "АТС" с заявкой исх. N 103 о заключении договора на подключение к тепловой сети объекта капитального строительства -пятиэтажного жилого дома со встроено-пристроенной стоянкой для автотранспорта, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Торосова 15А.
29.12.2011 между ООО УКС "Жилстрой" (заказчик), МП "АТС" (исполнитель-1) и ОАО "Енисейская ТГК" (исполнитель-2) подписан договор N 219 о подключении объекта капитального строительства к системе теплоснабжения города Абакана.
В соответствии с пунктом 1.1 договора N 219 (в редакции дополнительного соглашения от 25.06.2012) договор регулирует имущественные и иные отношения, возникающие между сторонами при подключении к тепловой сети г. Абакана (далее - тепловая сеть) строящегося, реконструируемого или построенного, но не подключённого объекта капитального строительства заказчика: многоквартирного пятиэтажного жилого дома со встроено-пристроенной стоянкой для легковых автомобилей (далее - объект), расположенного на земельном участке с кадастровым номером 19:01:010108:43 по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Торосова, 15А с тепловой нагрузкой 0,75024 Гкал/ч. Подключение объекта капитального строительства к тепловой сети осуществляется в точке присоединения, определённой техническими условиями подключения к системе теплоснабжения (далее - ТУ) (Приложение N2) до 2013 г.
Согласно пункту 1.2 договора N 219 договором подтверждаются намерения заказчика, выраженные в заявке на подключение объекта к системе теплоснабжения от 26.12.2011 (приложение N 1 к настоящему договору).
В пункте 1.3 договора предусмотрено, что для подготовки объектов, используемых в сфере теплоснабжения, исполнители на эксплуатируемых ими сетях осуществляют мероприятия по увеличению их мощности и (или) пропускной способности, включая создание новых объектов согласно инвестиционной программе ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" по развитию объектов, используемых в сфере теплоснабжения города Абакана, на 2011 - 2014 годы и инвестиционной программе МП "АТС" по развитию объектов, используемых в сфере теплоснабжения города Абакана, на 2011 - 2014 годы, утверждённые Председателем Государственного комитета по тарифам и энергетике РХ от 23.03.2011.
Согласно пункту 1.5. договора работы по присоединению к системе теплоснабжения объекта в точке подключения, фактическое присоединение (Приложение N 3 к настоящему договору) осуществляются заказчиком самостоятельно или исполнителем-1 на основании отдельного договора, заключаемого заказчиком. Размер платы за эти работы определяется дополнительно соглашением сторон.
В пункте 3.1 договора предусмотрено, что размер платы за подключение определяется в соответствии с платой за подключение к системе теплоснабжения города Абакана (за 1 Гкал/час тепловой мощности), в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 3.2 договора (в редакции дополнительного соглашения от 25.06.2012) размер платы за подключение объекта заказчика к системе теплоснабжения по настоящему договору определяется как произведение общей тепловой нагрузки объекта, указанной в пункте 1.1 договора, и платы за подключение к системе теплоснабжения города Абакана, установленной Государственным комитетом по тарифам и энергетике Республики Хакасия. Размер платы за подключение может быть изменён при изменении платы за подключение к системе теплоснабжения города Абакана, в соответствии с действующим законодательством. Размер платы за подключение к системе теплоснабжения составляет 5 699 156 рублей 90 копеек без НДС, НДС 18% - 1 025 848 рублей 24 копейки, итого с НДС - 6 725 005 рублей 14 копеек. Размер платы за подключение к системе теплоснабжения может быть изменен согласно пункту 2.3.3, пункту 3.7 настоящего договора, в связи с корректировкой тепловой нагрузки, но которая не может превышать размер максимальной нагрузки, указанный в технических условиях (приложение N 2 к настоящему договору). Размер платы за подключение к системе теплоснабжения делится между исполнителями в соотношении: 49,249% - составляющая исполнителя-1; 50,751% - составляющая исполнителя-2.
В разделе 4 договора закреплены положения об ответственности сторон за ненадлежащее исполнение договорных обязательств.
В приложении N 2 к договору определены технические условия для присоединения (условия подключения).
Из пункта 14 технических условий следует, что присоединение к тепловой сети возможно выполнить согласно проекту ООО "Абаканпроект" "Внутриквартальные тепловые сети 8,9 микрорайона I жилого района г. Абакана. Тепловые сети 8 микрорайона" в тепловой камере УТ-23; в проекте предусмотреть в точке присоединения установку фланцевой запорной арматуры; врезка в тепловую сеть должна быть выполнена до начала отопительного сезона, начало которого устанавливается постановлением главы города Абакана; в проекте предусмотреть возможность подачи горячего водоснабжения по открытой схеме (при подключении объекта до 01.01.2013 - в соответствии с главой 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении") и по закрытой схеме (при подключении объекта после 01.01.2013 - в соответствии с главой 7 Федерального закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
В приложении N 3 к договору сторонами согласована схема границ тепловых сетей, согласно которой точка подключения определена на границе земельного участка, предоставленного истцу.
Сторонами составлен акт о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования объекта капитального строительства к подключению тепловой сети по договору от 29.12.2011 N 219.
Стороны составили акт о присоединении к тепловой сети в соответствии с договором от 29.12.2011 N 219 о выполнении работы по подключению к системе теплоснабжения г. Абакана объекта: многоквартирного пятиэтажного жилого дома со встроено-пристроенной стоянкой для автотранспорта, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Торосова, 15А.
Истец исполнил обязательства по оплате услуг по договору о подключении объекта капитального строительства к системе теплоснабжения г. Абакана.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 24 августа 2012 года по делу N А74-3007/2012 признан недействующим пункт 2 приказа Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 23 марта 2011 года N 16-П "Об утверждении платы за подключение к системе теплоснабжения города Абакана" в части утверждения платы за подключение к системе теплоснабжения города Абакана в части источников тепловой энергии и тепловых сетей филиала "Абаканская ТЭЦ" ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13) в связи с несоответствием Федеральному закону от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", Приказу Федеральной службы по тарифам от 08.04.2005 N 130-э "Об утверждении Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности)".
Приказом Государственного комитета по тарифам и энергетике РХ от 06.11.2012 N 118 утверждена плата за подключение к системе теплоснабжения города Абакана в части источников тепловой энергии и тепловых сетей филиала "Абаканская ТЭЦ" ОАО "Енисейская ТКГ (ТГК-13)" и МП "АТС" (в размере идентичном, установленному в приказе N 16-п), приказ от 23.03.2011 N 16-П "Об утверждении платы за подключение к системе теплоснабжения города Абакана" признан утратившим силу.
27.08.2012 между МП "АТС" (подрядчик) и ООО УКС "Жилстрой" (заказчик) заключен договор подряда N 87, предметом которого является выполнение работ по строительству тепловой сети к многоквартирному пятиэтажному жилому дому со встроенной стоянкой для автомобилей по ул. Торосова, 15А в г. Абакане. Срок выполнения работ установлен с 06.11.2012 по 31.12.2012 (пункт 1.2 договора).
16.10.2012 ООО УКС "Жилстрой" и МП "АТС" подписан акт о приемке выполненных работ по строительству тепловой сети.
Полагая условия договора N 31, предусматривающие платность подключения объекта заказчика к системе теплоснабжения города Абакана, противоречащими действующему законодательству, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Как следует из материалов дела, истцом заявлено требование о признании недействительными условий договора N 219, устанавливающих обязанности для истца по внесению платы за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и ответственность истца за неисполнение обязательств по внесению платы, в силу их ничтожности, как не соответствующих требованиям статей 422 и 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360 (далее - Правила N 360), пункта 11 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 (далее - Правила N 83).
В статьях 421 и 422 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать императивным нормам, действующим в момент его заключения.
Согласно части 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
В соответствии с частью 8 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение, предоставленными правообладателю земельного участка.
На основании части 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства от 13.02.2006 N 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - Правила определения техусловий) и Правила заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры (далее - Правила о подключении), а также Постановлением Правительства от 09.06.2007 N 360 утверждены Правила заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры (далее - Правила N 360).
В соответствии с пунктом 5 Правил N 360 договор о подключении является публичным договором и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных данными Правилами.
Согласно подпунктам 1 и 3 пункта 14 Правил N 360 (в редакции, действующей на момент подписания договора), если в утвержденную в установленном порядке инвестиционную программу организации коммунального комплекса - исполнителя по договору о подключении (далее - инвестиционная программа исполнителя) включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, и установлены тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов капитального строительства (далее - тариф на подключение), размер платы за подключение определяется расчетным путем как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства (увеличения потребляемой нагрузки - для реконструируемого объекта капитального строительства) и тарифа на подключение. При включении мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения в утвержденную инвестиционную программу исполнителя, но в случае отсутствия на дату обращения заказчика утвержденных в установленном порядке тарифов на подключение, заключение договора о подключении откладывается до момента установления указанных тарифов.
Если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, плата за подключение не взимается.
Аналогичное положение содержится в пункте 11 Правил определения технических условий.
Исходя из указанных норм, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что плата за подключение может взиматься при одновременном соблюдении следующих условий:
-наличие утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы организации коммунального комплекса (исполнителя) по финансированию строительства и модернизации этой системы;
-включение в эту инвестиционную программу мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства заявителя (заказчика);
-установление органом местного самоуправления тарифа на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемого (реконструируемого) объекта капитального строительства. При этом в случае отсутствия на дату обращения заказчика утвержденных в установленном порядке тарифов на подключение, заключение договора о подключении откладывается до момента установления указанных тарифов.
В силу пункта 5 части 2 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", утверждение инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, по согласованию с органами местного самоуправления поселений, городских округов относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, решениями Государственного комитета по тарифам и энергетике утверждены инвестиционные программы ОАО "Енисейская ТГК" и МП "АТС" на 2011-2014 гг. Указанные программы согласованы также с Главой г. Абакана.
В качестве одного из мероприятий инвестиционной программы ОАО "Енисейская ТГК" предусмотрена модернизация головного участка магистральной тепловой сети с организацией второго вывода тепловой сети от теплофикационной установки ТЭЦ до НО-227 со строительством узла коммерческого учета отпускаемою теплоносителя и строительством павильона задвижек в районе 110-227.
В качестве одного из мероприятий инвестиционной программы МП "АТС" предусмотрено строительство тепловой сети от ТК - 14 (в районе жилого дома N 152 по ул. Аскизская) до ТК - 1 (в районе жилого дома N 43 по ул. Аскизская). Указанное мероприятие осуществляется МП "АТС" на южном направлении тепловой сети г. Абакана.
Целью вышеперечисленных мероприятий является увеличение пропускной способности как головного участка тепловой сети на 105,522Гкал/час для подключения к тепловой сети вновь создаваемых объектов, так и увеличение пропускной способности участков тепловой сети после их разветвления, повышения располагаемых напоров у конечных потребителей, подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (пункт 3.1 инвестиционной программы ОАО "Енисейская ТГК" и раздел II инвестиционной программы МП "АТС").
Согласно пояснениям ответчиков, а также графической части схемы теплоснабжения г. Абакана поставка всего объема тепловой энергии для нужд потребителей, расположенных на территории г. Абакана, осуществляется через головной участок тепловой сети, подлежащей модернизации.
Из материалов дела следует, что объект по адресу: г. Абакан, ул. Торосова, 15А подключается к источнику теплоснабжения - филиал "Абаканская ТЭЦ" ОАО "Енисейская ТГК" по южному направлению, на котором согласно инвестиционной программе МП "АТС" предусмотрены мероприятия по увеличению пропускной способности.
Спорный договор технологического присоединения к тепловой сети от 29.12.2011 N 219 заключен в период действия вышеуказанных инвестиционных программ ОАО "Енисейская ТГК" и МП "АТС".
Доводы заявителя апелляционной жалобы о необоснованном взимании платы за подключение со ссылкой на то, что объект истца не включен в инвестиционные программы, не основаны на нормах права.
Так, в инвестиционные программы включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения (головного участка магистральной тепловой сети), к которой будет подключаться объект капитального строительства, то есть в зоне действия истца и ответчиков.
Согласно инвестиционным программам источником ее реализации является установление платы за подключение к сетям теплоснабжения.
Поскольку подача в город тепловой энергии от Абаканской ТЭЦ производится по единым магистральным тепловым сетям, принадлежащим ОАО "Енисейская ТГК", к которым подключены все потребители города Абакана, то утверждение в инвестиционной программе мероприятий по модернизации головного участка магистральной тепловой сети с организацией второго вывода тепловой сети от теплофикационной установки ТЭЦ до НО-227 со строительством узла коммерческого учета отпускаемого теплоносителя и строительством павильона задвижек в районе НО-227, влечет обязанность каждого лица, подключающегося к сети инженерно-технического обеспечения г. Абакана вносить плату за подключение.
Доказательства того, что для подключения возведенного им объекта к сети инженерно-технического обеспечения не требовалось проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети, к которой непосредственно присоединен объект строительства, истцом не представлены.
Доводы истца о несоблюдении установленного Законом о теплоснабжении, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка утверждения указанных инвестиционных программ оценены и правомерно отклонены судом первой инстанции.
Поскольку правила согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения Правительством Российской Федерации не утверждены, принимая во внимание, что ни законодательство Российской Федерации, ни законодательство Республики Хакасия не регламентирует порядка подготовки, рассмотрения, принятия, опубликования, вступления в силу ненормативных правовых актов, доводы истца о несоблюдении установленного Законом о теплоснабжении, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка утверждения указанных инвестиционных программ признаются арбитражным судом несостоятельными как основанные на неверном толковании норм права
Как правильно указал суд первой инстанции, данные инвестиционные программы не являются обязательными для неопределенного круга лиц и рассчитанными на неоднократное применение, не содержат каких-либо конкретных правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, следовательно, не являются нормативными правовыми актами. Порядок подготовки, рассмотрения, принятия, опубликования, вступления в силу ненормативных правовых актов действующим законодательством не установлен, какие-либо специальные правила согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения Правительством Российской Федерации не утверждены.
На момент заключения договора N 219 плата за подключение к системе теплоснабжения города Абакана была установлена приказом Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 23.03.2011 N 16-П, то есть на основании инвестиционной программы муниципального образования город Абакан по развитию объектов теплоснабжения города на период 2008 - 2013 годы, утверждённой решением Абаканского городского Совета депутатов от 18.02.2010 N 212.
Доводы истца о том, что с утратой действия инвестиционной программы действие приказа Госкомитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 23.03.2011 N 16-П автоматически прекратилось, правомерно отклонен судом первой инстанции как основанный на неправильном толковании норм права.
Так, в соответствии частью 1 статьи 40, статьёй 43 Закона Республики Хакасия "О нормативных правовых актах Республики Хакасия" нормативный правовой акт действует бессрочно, если в самом акте или в акте о введении его в действие не оговорено иное. Нормативный правовой акт или его отдельные положения прекращают своё действие в следующих случаях: истечение срока, на который было рассчитано действие акта (его отдельных положений); признание акта (его отдельных положений) утратившим силу органом, принявшим этот акт, либо иным уполномоченным на то органом; вынесение соответствующего судебного решения.
Поскольку приказ Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 23.03.2011 N 16-П не содержал указания на срок его действия (являлся бессрочным), на момент заключения договора N 31 условий, предусмотренных статьёй 43, не наступило, то данный приказ являлся действующим.
Ссылки заявителя жалобы на то, что признание решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 24 августа 2012 года по делу N А74-3007/2012 недействующим приказа N 16-п в части, относящейся к ответчику "Абаканская ТЭЦ" влечет отпадение у этого ответчика права на получение платы за подключение, отклоняются судом.
Так, на момент заключения договора от 29.12.2011 N 219 приказ N 16-п, в установленном законом порядке недействующим признан не был, плата за подключение внесена истцом в добровольном порядке на основании договора, на момент заключения договора размер платы истцом не оспаривался (указанное обстоятельство подтверждено представителем истца в суде апелляционной инстанции).
Исходя из положений статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признание нормативного акта недействующим на будущее время не означает признание его недействительным с момента издания нормативного акта;
В силу статей 12 и 13 Гражданского кодекса Российской Федерации истец не лишен возможности иным образом защищать свои права, нарушенные вследствие издания публично-правовым образованием незаконного акта об утверждении платы в период его действия, что не противоречит правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6171/10, от 17.01.2012 N 9608/11.
Установив, что в инвестиционные программы включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, соответствующим органом была утверждена плата за подключение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о соответствии действующему законодательству условий договора, предусматривающих внесение истцом платы за подключение объекта капитального строительства к тепловым сетям и ответственность за нарушение данной обязанности.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что выдача ответчиками технических условий без каких-либо оговорок о необходимости реконструкции тепловых сетей означает наличие у ответчиков возможности по подключению объекта истца к системе теплоснабжения при той пропускной способности и мощности сетей, которые существовали у ответчиков, признаются несостоятельными.
Доводы заявителя жалобы об отсутствии у МП "АТС" права на получение с истца платы по спорному договору со ссылкой на то, что между истцом и МП "АТС" заключен отдельный договор на строительство тепловой сети к объекту истца (договор подряда от 27.08.2012 N 87), отклоняются судом. Так, предметом указанного договора являлось выполнение МП "АТС" работ по строительству тепловой сети в пределах границ земельного участка истца, а именно: от точки подключения на границе земельного участка до стены дома. Выполнение МП "АТС" указанных работ не имеет правового значения для разрешения настоящего спора, поскольку внесение платы за подключение обусловлено проведением ответчиками мероприятий по подключению объекта истца в рамках инвестиционных программ, то есть за пределами принадлежащего истцу земельного участка.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Таким образом, судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства и материалы дела, им дана надлежащая правовая оценка. Основания для отмены решения, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "18" июля 2013 года по делу N А74-1690/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
Л.Е. Споткай |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-1690/2013
Истец: ООО "Управление капитальным строительством "ЖИЛСТРОЙ"
Ответчик: МП г. Абакана "Абаканские тепловые сети", ОАО "Енисейская территориальная генерирующая компания" (ТГК-13)