г. Томск |
|
10 октября 2013 г. |
Дело N А27-6720/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2013 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего М.Х. Музыкантовой
судей: Н.В. Марченко, А.Л. Полосина,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Орловой Е.В.
с использованием средств аудиозаписи
с участием в заседании
от заявителя: Таловская И.Ю. по доверенности N 14 от 01.09.2013 г., паспорт,
от заинтересованного лица: без участия (извещен),
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью "КМПК-сервис НК"
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 11.07.2013 по делу N А27-6720/2013 (судья Власов В.В.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "КМПК-сервис НК" (ИНН 4252000447, ОГРН 1104252000401)
к Отделу Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Новокузнецку
о признании незаконным и отмене предписания об устранении нарушений требований ГИБДД по обеспечению безопасности дорожного движения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "КМПК-Сервис НК" (далее по тексту - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным предписания N 206 от 21.02.2013 отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Новокузнецку (далее по тексту - административный орган, Отдел ГИБДД) об устранении нарушений требований ГИБДД по обеспечению безопасности дорожного движения.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 11.07.2013 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на нарушение судом норм материального права (неправильное истолкование закона), несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела.
Подробно доводы Общества изложены в апелляционной жалобе.
Административный орган отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) не представил.
В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы жалобы, настаивала на ее удовлетворении.
Отдел ГИБДД о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции явку своего представителя не обеспечил.
На основании частей 1, 3 статьи 156 (далее по тексту - АПК РФ) апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ в полном объеме, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением Отдела ГИБДД N 121 от 19.02.2013 административным органом 21.02.2013 проведена проверка в отношении ООО "КМПК-Сервис НК", по результатам которой составлен акт и выдано предписание об устранении нарушений требований ГИБДД по обеспечению безопасности дорожного движения N206 от 21.02.2013.
Полагая, что указанное предписание не соответствует закону, нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд первой инстанции с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционных жалоб, при этом исходит из следующего.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации как одного из видов общественной безопасности установлены Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее по тексту - Федеральный закон N 196-ФЗ).
Задачами Федерального закона N 196-ФЗ являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (статьи 1 Закона).
Этим же Законом на юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, возложена обязанность организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, и соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей (статья 20).
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, ООО "КМПК-сервис НК" является коммерческой организацией, субъектом предпринимательской деятельности, осуществляемой с целью получения прибыли. Использование автомобиля связано с осуществлением обществом предпринимательской деятельности. Согласно выписке из ЕГРЮЛ видами деятельности ООО "КМПК-сервис НК являются: техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, оптовая торговля, розничная торговля в специализированных магазинах, аренда прочих транспортных средств и оборудования; деятельность прочего сухопутного транспорта; прочая вспомогательная транспортная деятельность; торговля автомобильными деталями, узлам и принадлежностями.
Из карточек учета транспортных средств следует, что заявитель имеет в собственности и использует в своей предпринимательской деятельности три грузовых фургона.
Согласно пункту 2.3.1 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 водитель обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 3 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных названным Постановлением, техническое состояние и оборудование участвующих в дорожном движении транспортных средств в части, относящейся к безопасности дорожного движения и охране окружающей среды, должно отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил и руководств по их технической эксплуатации.
Согласно пункту 12 Основных положений должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация.
В соответствии с абзацем 6 пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ перед тем как допустить водителя автомобиля к работе, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в том числе, организовывать предрейсовые медицинские осмотры водителей.
Целью проведения осмотра является своевременное определение нарушений и отклонений в состоянии здоровья водителя, что обеспечивает безопасность дорожного движения. Предрейсовый осмотр позволяет выявить обстоятельства, препятствующие работнику выполнять трудовые функции (например, заболевание или состояние опьянения).
Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона N 196-ФЗ установлено, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
В Письме Минздрава России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32 приведены Методические рекомендации "Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств", утвержденные Минздравом России совместно с Минтрансом России 29.01.2002 (далее по тексту - Методические рекомендации). Согласно Методическим рекомендациям своевременное выявление у водителей автотранспортных средств физиологических и функциональных отклонений, возникающих при потреблении различных алкогольных и психоактивных веществ, является одной из важнейших задач в обеспечении безопасности дорожного движения. С этой целью в каждой организации, имеющей автотранспорт, необходимо организовать и в обязательном порядке проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств.
Основной задачей предрейсовых медицинских осмотров является выявление у водителей признаков различных заболеваний, признаков употребления алкоголя, наркотиков, запрещенных лекарственных препаратов, остаточных явлений алкогольной интоксикации (похмельного синдрома), утомления. В случае выявления указанных признаков водители не допускаются к управлению транспортными средствами.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ требования по обеспечению безопасности дорожного движения (в том числе по проведению предрейсовых медицинских осмотров данного водителя) распространяются на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств. То есть сфера действия данного Закона не ограничивается хозяйствующими субъектами, которые оказывают услуги по перевозке грузов и пассажиров.
Таким образом, все организации и предприниматели, эксплуатирующие транспортные средства, вне зависимости от осуществляемых видов деятельности, обязаны организовывать предрейсовые медицинские обследования (осмотры) водителей (единственного водителя).
С учетом изложенного, доводы Общества о том, что на него не распространяются требования статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ, не состоятельны.
Оспариваемое предписание вынесено в рамках пункта 25 приложения N 1 к "наставлению по техническому надзору ГИБДД МВД РФ", утвержденного приказом МВД РФ от 07.12.2000 N 1240, который предусматривает, что в случае выявления нарушений нормативных правовых актов при выпуске транспортных средств на линию, проведении проверок руководителю юридического лица или иному должностному лицу, ответственному за техническое состояние и эксплуатацию транспортного средства, выдается предписание. Таким образом, предписание выдано в рамках действующего законодательства и предоставленных полномочий.
При этом пунктом 20 вышеназванных Наставлений предусмотрено, что контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов осуществляется путем проведения: проверок транспортных средств при выпуске их на линию; плановых и внеплановых проверок; контрольных проверок по выполнению ранее выданных предписаний.
Согласно пункту 21.1 Наставлений проверки транспортных средств при выпуске их на линию проводятся: не реже двух раз в год - для юридических лиц с количеством транспортных средств 50 и более единиц в городах (25 и более единиц - в сельских населенных пунктах); не реже 1 раза в год - для иных юридических лиц.
Как правильно указал суд первой инстанции, требование, изложенное в предписании об организации и проведении в срок до 11.03.2013 предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, в соответствии с установленным законом порядком, является исполнимым и правомерным.
Судом первой инстанции верно отклонен довод заявителя о фактическом исполнении предписания, поскольку исполнение предписания не свидетельствует о его незаконности или неисполнимости, вместе с тем, исполнение или не исполнение предписания подлежит установлению в рамках разрешения дела об административном правонарушении (в случае его возбуждения). Более того, как правильно указал суд первой инстанции, исполнение предписания в реальности (заключение договора со специализированной организацией) свидетельствует о том, что заявитель понимал сущность требования предписания, имел реальную возможность его исполнить, то есть воспринимал как обязательный для исполнения ненормативный правовой акт.
Ссылка заявителя на факт признания недействительным ранее выданного предписания N 122 от 28.01.2013, арбитражным судом правомерно отклонена, поскольку суд не связан выводами судов по другому делу о правовой квалификации рассматриваемых отношений и толковании правовых норм.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции, отказав Обществу в удовлетворении заявления о признании недействительным оспариваемого предписания, принял законный и обоснованный судебный акт.
С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что из представленных заявителем доказательств и иных материалов дела не усматривается несоответствия оспариваемого предписания положениям действующего законодательства Российской Федерации и наличия нарушений прав заявителя как хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Заявителем иных доводов и доказательств, подтверждающих обоснованность своих требований, в арбитражный суд не представлено.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого предписания и об отсутствии нарушения в данном случае прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.
Доводы подателя жалобы аналогичные доводам, приводимым в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана основанная на материалах дела надлежащая правовая оценка, оснований для пересмотра которой у апелляционного суда не имеется.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 110, 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 11.07.2013 года по делу N А27-6720/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
М.Х. Музыкантова |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-6720/2013
Истец: ООО "КМПК-Сервис НК"
Ответчик: ОГИБДД УМВД России по г. Новокузнецку, Отдел Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Новокузнецку