Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 9 октября 2013 г. N 08АП-8354/13
город Омск |
|
09 октября 2013 г. |
Дело N А70-4268/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Зайцевой И.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8354/2013) Государственного учреждения - Тюменское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 1 на решение Арбитражного суда Тюменской области от 31.07.2013 по делу N А70-4268/2013 (судья Безиков О.А.)
по заявлению открытого акционерного общества "Сибнефтепровод" в лице филиала "Служба безопасности" (ОГРН 1027200789220; ИНН 7201000726)
к Государственному учреждению - Тюменское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 1 (ОГРН 1027200820503, ИНН 7202029421)
об оспаривании в части решения N 67 от 15.02.2013
при участии в судебном заседании представителей:
от Государственного учреждения - Тюменское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 1 - Скороходова А.А. (по доверенности от 29.12.2012); Таркова А.В. (по доверенности от 17.05.2013);
от открытого акционерного общества "Сибнефтепровод" в лице филиала "Служба безопасности" - Самбольская О.А. (по доверенности от 17.05.2013); Гандюрина А.Р. (по доверенности от 17.12.2012); Бабкина Н.Л. (по доверенности от 17.05.2013),
установил:
Открытое акционерное общество "Сибнефтепровод" (далее - ОАО "Сибнефтепровод", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к Государственному учреждению - Тюменское региональное отделение фонда социального страхования РФ в лице Филиала N 1 (далее - Государственное учреждение, Фонд социального страхования, ответчик) о признании частично недействительным решение Фонда социального страхования от 15.02.2013 N 67, которым не приняты к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в общей сумме 73 554, 72 рублей.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 31.07.2013 по делу N А70-4268/2013 заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным и несоответствующим Федеральному закону от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" решение N 67 от 15.02.2013 Государственного учреждения, принятое в отношении Общества, в части непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 73 554,72 руб.
Суд обязал Государственное учреждение принять к зачету расходы Общества на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 73 554,72 руб.
Этим же решением суда с Государственного учреждения в пользу Общества взысканы судебные расходы в сумме 2000 (две тысячи) рублей, понесенные в связи с уплатой государственной пошлины.
Судебный акт мотивирован наличием оснований для признания решения Фонда социального страхования в части непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения незаконным.
Не согласившись с принятым судебным актом, Государственное учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что листки нетрудоспособности серии ВШ N 2680210, серии ВЧ 2118163, серии ВФ 5104018, ВЧ 2396465 оформлены с нарушением действующего законодательства, поскольку предельный срок выдачи листка нетрудоспособности лечащими врачами 30 дней и 10 дней фельдшером единолично, в то время как указанный срок при выдаче листков нетрудоспособности был нарушен.
Представители Государственного учреждения, ОАО "Сибнефтепровод" в лице филиала "Служба безопасности" участвовали в судебном заседании посредством видеоконференц-связи. Полномочия представителей проверены Арбитражным судом Тюменской области.
От ОАО "Сибнефтепровод" в лице филиала "Служба безопасности" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Представитель Государственного учреждения поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на неё, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Фондом социального страхования проведена выездная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по результатам проведения которой составлен акт N 831/р от 28.12.2012.
По итогам рассмотрения указанного акта, письменных возражений заявителя и иных материалов, Фондом социального страхования вынесено решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 15.02.2013 N 67 (далее - Решение от 15.02.2013 N 67).
Данным решением заявителю отказано в принятии расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 104 580,41 рубль, а также предложено произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем отражения суммы не принятых к зачету расходов в сумме 104 580,41 рубль в бухгалтерском учете и отчетности за период с 01.01.2013 по 31.03.2013.
Оспариваемая сумма расходов в размере 73 554,72 рублей не принята Фондом социального страхования к зачету в связи с выявленными нарушениями законодательства РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
Не согласившись с принятым решением в указанной части, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
31.07.2013 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, которое обжаловано Государственным учреждением в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность принятого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона Российской Федерации от 16.07.1999 N 165-ФЗ, основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Порядок обязательного социального страхования неработающих граждан определяется федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (статья 1 Федерального закона Российской Федерации от 16.07.1999 N 165-ФЗ).
В силу статьи 5 части 1, 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ) обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы.
Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении случаев, указанных в части 1 настоящей статьи, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования (статья 5 часть 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ).
Условия и продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности установлены статьей 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ.
Согласно данной норме пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи.
Согласно пунктам 1, 5 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица.
Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика также сведения о среднем заработке, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж.
Порядок оформления листков нетрудоспособности в спорный период был предусмотрен Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.08.2007 N 514 "О Порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности" (далее - Порядок N514).
Следовательно, наступление такого страхового случая как временная утрата трудоспособности подтверждается в установленном порядке оформленным листом нетрудоспособности, что является основанием для назначения государственного пособия. Его начисление и выплата осуществляется страхователь по месту работы застрахованного лица.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
Порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации установлен статьей 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, согласно части 3 которой территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи.
Страховщик при этом имеет право проводить проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения. В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (статья 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ).
Аналогичная норма содержится в пункте 3 части 1 статьи 11 Федерального закона Российской Федерации от 16.07.1999 N 165-ФЗ, согласно которому предусмотрено, что страховщики имеют право не принимать к зачету расходы, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Таким образом, за счет средств фонда социального страхования осуществляется оплата пособия, выплаченного страхователем в соответствии с требованиями законодательства, пособия, выплаченные с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании (не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов), к расходам фонда могут быть не приняты.
В ходе проверки выявлен ряд нарушений в оформлении листков нетрудоспособности, что, по мнению Фонда социального страхования, противоречит требованиям "Порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями", утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.08.2007 N 514 и "Порядка выдачи листков нетрудоспособности", утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.06.2011 N 624н.
Указанные доводы подателя жалобы является неправильными исходя из следующего.
В ходе проведенной Фондом социального страхования выездной проверки заявителя выявлены, в частности, следующие нарушения, с которыми заявитель выразил свое несогласие:
1) листки временной нетрудоспособности от 25.02.2010 серии ВФ N 5104018, от 23.03.2010 серии ВЧ N 2396465 на имя Тарасова А.В. (выплачено пособие в марте 2010 года в сумме 36 383,55 рублей) выданы и оформлены в нарушение пункта 14 Порядка N 514, которым определено, что при сроке временной нетрудоспособности, превышающем 30 календарных дней, решение вопроса дальнейшего лечения и выдачи листков нетрудоспособности осуществляется врачебной комиссией;
2) листок временной нетрудоспособности от 27.04.2010 серии ВШ N 2680210 на имя Бельтюкова Н.Г. (выплачено пособие в июне 2010 года в сумме 15 917,81 рублей) и листок временной нетрудоспособности от 19.02.2011 серии ВЧ N 2118163 на имя Репина Р.А. (выплачено пособие в апреле 2011 года в сумме 21 253,36 рублей) выданы и оформлены в нарушение пункта 13 Порядка N 514, в силу которого, фельдшер единолично выдает листок временной нетрудоспособности на срок до 5 календарных дней и продлевает его на срок до 10 календарных дней, а в исключительных случаях, после консультации с врачебной комиссией медицинской организации - до 30 календарных дней (с обязательной записью в первичной медицинской документации).
Спорные листки временной нетрудоспособности были выданы в период с 25.02.2010 по 19.02.2011, следовательно, на данные правоотношения распространяются нормы Порядка N 514, действовавшего в рассматриваемый период времени.
1) Листки временной нетрудоспособности от 25.02.2010 серии ВФ N 5104018, от 23.03.2010 серии ВЧ N 2396465 на имя Тарасова А.В.
Пунктом 5 Порядка N 514 определено, что выдача и продление листка нетрудоспособности осуществляется медицинским работником после осмотра гражданина и записи данных о состоянии его здоровья в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного, обосновывающей необходимость временного освобождения от работы.
Согласно пункту 12 Порядка N 514 при амбулаторном лечении заболеваний (травм), отравлений и иных состояний, связанных с временной потерей гражданами трудоспособности, медицинский работник единолично выдаёт листок нетрудоспособности единовременно на срок до 10 календарных дней (до следующего осмотра гражданина медицинским работником) и единолично продлевает его на срок до 30 календарных дней. При сроках временной нетрудоспособности, превышающих 30 календарных дней, листок нетрудоспособности выдается по решению врачебной комиссии.
В силу пункта 14 Порядка N 514 при сроке временной нетрудоспособности, превышающем 30 календарных дней, решение вопроса дальнейшего лечения и выдачи листка нетрудоспособности осуществляется врачебной комиссией.
Пунктом 20 Порядка N 514 также определено, что при выписке гражданина после стационарного лечения листок нетрудоспособности выдается за весь период стационарного лечения, а для граждан, находящихся вне места регистрации по месту жительства (по месту пребывания, временного проживания), - с учетом дней для проезда к месту регистрации. При продолжении временной нетрудоспособности листок нетрудоспособности может быть продлен до 10 календарных дней.
Листок временной нетрудоспособности от 25.02.2010 серии ВФ N 5104018, выдан хирургом медицинского учреждения на имя Тарасова А.В. по причине заболевания и нахождения на стационарном режиме лечения в период с 19.02.2010 по 22.03.2010, с указанием сведений о том, что Тарасов А.В. продолжает болеть, в связи с чем, выдан новый листок нетрудоспособности N 2396465.
Листок временной нетрудоспособности от 23.03.2010 серии ВЧ N 2396465, выдан терапевтом медицинского учреждения на имя Тарасова А.В. по причине заболевания и нахождения на амбулаторном режиме лечения в период с 23.03.2010 по 24.03.2010. В строке "Приступить к работе" указана дата с 25.03.2010.
Итого общее количество дней нетрудоспособности по вышепоименованным листкам составило 32 и 2 дня соответственно.
Таким образом, Тарасов А.В. в период с 19.02.2010 по 22.03.2010 находился на стационарном лечении, следовательно, листок нетрудоспособности правомерно выдан на весь период стационарного лечения, а с 23.03.2010 по 24.03.2010 находился на амбулаторном лечении, в связи с чем, листок нетрудоспособности выдан единолично врачом-терапевтом. На амбулаторном лечении Тарасов А.В. находился менее чем 30 дней, соответственно не требовалось решение врачебной комиссии.
Таким образом, вывод Фонда социального страхования о выдаче листков нетрудоспособности серии ВФ N 5104018 и серии ВЧ N 2396465 Тарасову А.В. с нарушением пункта 14 Порядка N 514 является необоснованным. Из имеющихся в деле документов видно, что вышеуказанные листки временной нетрудоспособности составлены с соблюдением установленных норм Порядка N 514.
Как правильно указал суд первой инстанции, является ошибочным мнение Фонда социального страхования о том, что вынесение вопроса на врачебную комиссию для продления листка нетрудоспособности каждые 10 дней (свыше 30-дневного срока нетрудоспособности).
Установленное пунктом 12 Порядка N 514 правило о том, что при сроках временной нетрудоспособности, превышающих 30 календарных дней, листок нетрудоспособности выдаётся по решению врачебной комиссии, развернуто в пункте 14 Порядка N 514, согласно которому при сроке временной нетрудоспособности, превышающем 30 календарных дней, решение вопроса дальнейшего лечения и выдачи листка нетрудоспособности осуществляется врачебной комиссией. В этом же пункте установлено, что листок нетрудоспособности выдаётся с периодичностью продления по решению врачебной комиссии не реже чем через 30 календарных дней.
Таким образом, действующие в рассматриваемом периоде нормы не содержат требования о необходимости вынесения вопроса на врачебную комиссию для продления листка нетрудоспособности каждые 10 дней (свыше 30-дневного срока нетрудоспособности), как и не содержит запрета лечащему врачу осуществлять продление листка нетрудоспособности с 31 дня каждые 10 дней до следующего заседания врачебной комиссии, единолично.
2) Листки временной нетрудоспособности от 27.04.2010 серии ВШ N 2680210 на имя Бельтюкова Н.Г. и от 19.02.2011 серии ВЧ N 2118163 на имя Репина Р.А.
В соответствии с пунктом 13 Порядка N 514 установлено, что фельдшер или зубной врач единолично выдает листок нетрудоспособности единовременно на срок до 5 календарных дней и продлевает его на срок до 10 календарных дней, а в исключительных случаях, после консультации с врачебной комиссией медицинской организации (по подчиненности), - до 30 календарных дней (с обязательной записью о проведенной консультации в первичной медицинской документации).
Таким образом, фельдшер вправе единолично выдать листок нетрудоспособности на срок до 10 календарных дней.
Статьей 49 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 (действующих в проверяемый период) также определено, что лечащий врач единолично выдает листок нетрудоспособности сроком до 30 дней.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что фельдшер также вправе единолично выдать листок нетрудоспособности сроком до 30 дней, но в исключительных случаях и после консультации с врачебной комиссией. При этом внесение сведений о консультации с врачебной комиссией при продлении листка нетрудоспособности до 30-ти дней в листок нетрудоспособности пунктом 13 Порядка N 514 не предусмотрено.
Из материалов дела следует, что листок временной нетрудоспособности от 27.04.2010 серии ВШ N 2680210 выдан фельдшером медицинского учреждения на имя Бельтюкова Н.Г. по причине заболевания и нахождения на амбулаторном режиме лечения, который с 27.04.2010 по 06.05.2010 составил 10 календарных дней, а также продлен с 07.05.2010 по 12.05.2010 на 6 календарных дней. Итого количество дней нетрудоспособности составило 16.
Листок временной нетрудоспособности от 19.02.2011 серии ВЧ N 2118163 выдан фельдшером медицинского учреждения на имя Репина Р.А. по причине заболевания и нахождения на амбулаторном и стационарном режимах лечения, который с 19.02.2011 по 22.02.2011 составил 4 календарных дня, а также продлевался с 23.02.2011 по 26.02.2011 на 4 календарных дня, с 27.02.2011 по 03.03.2011 на 5 календарных дней, с 04.03.2011 по 15.03.2011, в период нахождения в стационаре, еще на 12 календарных дней, что в общей сложности составило 21 календарный день. Итого количество дней нетрудоспособности составило 25.
В данном случае фельдшером листок нетрудоспособности на имя Бельтюкова Н.Г. выдан на срок 10 дней, то есть единовременно на срок более 5 дней и продлен еще на 6 дней, то есть за пределами общего 10-ти дневного срока; листок нетрудоспособности на имя Репина Р.А. выдан на срок 4 дня, то есть единовременно на срок, не превышающий 5 дней, и был продлен еще на 4, 5, 12 дней соответственно периодам.
Таким образом, в общей сложности срок продления листков нетрудоспособности Бельтюкова Н.Г. и Репина Р.А. не превысил 30-ти дней по каждому листку, следовательно, нарушение пункта 13 Порядка N 514 не подтверждается материалами дела.
Позиция Фонда социального страхования о непринятии к зачету произведенных выплат в отношении Бельтюкова Н.Г. и Репина Р.А., является несостоятельной, поскольку пунктом 13 Порядка N 514 установлено, что листок нетрудоспособности может быть продлен фельдшером до 30-и дней после консультации с врачебной комиссией, а не по решению врачебной комиссии, запись о проведенной консультации должна быть внесена в первичную медицинскую документацию.
Доказательств, подтверждающих отсутствие записи в первичной медицинской документации о проведении фельдшерами консультаций с врачебной комиссией и доказательств того, что листки нетрудоспособности Бельтюкова Н.Г. и Репина Р.А. продлевались фельдшером без консультации с врачебной комиссией, в материалы дела ответчиком не представлено.
Более того, суд апелляционной инстанции отмечает, что названные нарушения были допущены не Обществом, а соответствующими лечебными учреждениями, выдавшими такие листки нетрудоспособности, информации о том, что они были известны заявителю материалы дела не содержат.
Кроме таких негативных последствий, как непринятие расходов у страховщика, раздел 9 Приказа Минздравмедпрома РФ N 206, Постановление ФСС РФ N 21 от 19.10.1994 "Об утверждении Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан" предусматривает, что врачи государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения несут дисциплинарную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за ненадлежащее оформление листов нетрудоспособности.
При этом апелляционный суд отмечает со ссылкой на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10605/12 от 11.12.2012, что основы правового статуса личности в Российской Федерации установлены Конституцией Российской Федерации, в силу статьи 39 которой каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе в случае болезни. Социальные пособия устанавливаются законом. В Российской Федерации охраняется здоровье людей, устанавливаются пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно статье 183 Трудового кодекса Российской Федерации при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.
В силу статьи 1 Закона N 165-ФЗ "Об основах обязательного страхования", обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Согласно пунктам 1, 2, 5 Порядка документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выдаваемый при заболеваниях, травмах и отравлениях и иных состояниях, связанных с временной потерей трудоспособности. Листок нетрудоспособности выдается застрахованным лицам, являющимся гражданами Российской Федерации и работающим по трудовым договорам.
Таким образом, основанием выдачи листка нетрудоспособности лечащим врачом является наличие у обратившегося гражданина заболевания или иного состояния, связанного с временной потерей трудоспособности.
Медико-социальная помощь, гарантируемая гражданам Российской Федерации законодательством об охране здоровья, оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения.
Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Государственной гарантией оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи является ее финансирование за счет средств обязательного медицинского страхования, а также бюджетных средств.
Таким образом, сам по себе факт выдачи листков нетрудоспособности с нарушением порядка оформления, при наличии иных условий для получения гражданами пособий по временной нетрудоспособности, не является основанием для отказа в принятии к зачету этих расходов.
При этом в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ с 01.01.2010 органы Фонда социального страхования Российской Федерации наделены правом предъявлять иски непосредственно к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
Законодатель предусмотрел, что негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности возлагаются непосредственно на эти учреждения, а не на страхователя, который в отличие от страховщика правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями не наделен.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал верный вывод, что заявленные требования подлежат удовлетворению, а оспариваемое заявителем решение Фонда подлежит признанию недействительным в части.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не подлежат распределению, поскольку податель апелляционной жалобы в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Государственного учреждения - Тюменское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 1 оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 31.07.2013 по делу N А70-4268/2013 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.