г. Челябинск |
|
09 октября 2013 г. |
Дело N А76-7944/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Столяренко Г.М.,
судей Бабкиной С.А., Серковой З.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Энгельгардт Е.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.07.2013 по делу N А76-7944/2013 (судья Каюров С.Б.).
В судебном заседании приняли участие представители:
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Челябинской области - Гаврилов И.А. (доверенность от 17.01.2013);
общества с ограниченной ответственностью "Маунтсервис" - Ваняшкин Е.А. (доверенность от 08.05.2013).
Общество с ограниченной ответственностью "Маунтсервис" (далее - ООО "Маунтсервис", истец), ОГРН 1127415001988, ИНН 7415076923, обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Челябинской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 23 по Челябинской области) от 16.04.2013 N 743 об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, возложении на регистрирующий орган обязанности осуществить государственную регистрацию изменений в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) на основании заявления ООО "Маунтсервис" от 09.04.2013.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 24.07.2013 требования удовлетворены: соответствующее решение Межрайонной ИФНС России N 23 по Челябинской области признано незаконным, на регистрирующий орган возложена обязанность осуществить государственную регистрацию изменений в ЕГРЮЛ на основании заявления ООО "Маунтсервис" от 09.04.2013.
В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России N 23 по Челябинской области просила решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Как указал податель апелляционной жалобы, наименование общества - "Росси Телли", указанное в представленном заявителем заявлении о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержит слово "Росси", которое, по его мнению, является устойчивым общеизвестным буквенным сочетанием, сокращенным от слов "Россия", "российский", вызывающим стойкую ассоциацию участия государства в деятельности данного лица, деятельности организации в государственных интересах. Межрайонная ИФНС России N 23 по Челябинской области отметила, что у нее имеются основания не доверять заключению от 05.03.2013, выданному специалистом Ивановой В.М., поскольку автономная некоммерческая организация "Центр судебных экспертиз по ЦФО" (далее - АНО "ЦСЭ по ЦФО") с 11.01.2013 находится в стадии ликвидации, а, следовательно, ее деятельность должна быть направлена на завершение данной процедуры, а не на осуществление уставной деятельности. Кроме того, названная автономная организация не является источником выплаты дохода в пользу физических лиц, откуда следует вывод о том, что специалист Иванова В.М. не является ее работником. Регистрирующий орган также указал, что в заключении содержится предположение о том, что "Росси Телли" является заимствованием из итальянского языка, однако в заявлении о внесении изменений в сведения о юридическом лице новое наименование ООО "Маунтсервис" - "rossi telli" указано на английском языке, а не итальянском.
В судебном заседании представитель Межрайонной ИФНС России N 23 по Челябинской области доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил судебный акт отменить; представитель ООО "Маунтсервис" против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил судебный акт оставить без изменения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ООО "Маунтсервис" было зарегистрировано при создании 06.06.2012 (л.д. 31).
09.04.2013 единственным участником ООО "Маунтсервис" принято решение N 1 об изменении фирменного наименования общества на общество с ограниченной ответственностью "Росси Телли" ("Rossi Telli" - на английском языке), видов экономической деятельности, утверждении устава в новой редакции. Осуществление регистрации изменений поручено Гюбнер Л.А. (л.д. 66).
09.04.2013 ООО "Маунтсервис" обратилось в Межрайонную ИФНС России N 23 по Челябинской области с заявлением по форме Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в том числе изменения фирменного наименования общества (л.д. 59-65)
Как следует из материалов дела и расписки, выданной регистрирующим органом (л.д. 58), к заявлению о государственной регистрации были приложены: решение участника ООО "Маунтсервис", устав (л.д. 89-100), документ об уплате государственной пошлины в размере 800 руб. (л.д. 57), копия заключения специалиста в области лингвистического исследования от 11.03.2013 о том, что в наименовании общества с ограниченной ответственностью "Росси Телли" отсутствуют наименования "Россия", "Российская Федерация" или образованные на их основе слова и словосочетания (л.д. 68-80).
Решением Межрайонной ИФНС России N 23 по Челябинской области от 16.04.2013 N 743 в государственной регистрации отказано на основании подпункта "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации юридических лиц) в связи с непредставлением на государственную регистрацию документа об уплате государственной пошлины за право использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименовании юридического лица (подпункт "г" п. 1 ст. 17 Закона). В решении регистрирующий орган сослался на подпункт 71 п. 1 ст. 333.33, п. 5 ст. 333.34 Налогового кодекса Российской Федерации (л.д. 22).
Ссылаясь на то, что фирменное наименование "Росси Телли" не содержит слов, производных от наименований "Россия", "Российская Федерация", является заимствованием из итальянского языка "rossi telli" (красные братья), что также подтверждается заключением специалиста, представленным в регистрирующий орган, а для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, были поданы все необходимые документы, ООО "Маунтсервис" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании решения Межрайонной ИФНС России N 23 по Челябинской области от 16.04.2013 N 743 незаконным и возложении на нее обязанности осуществить государственную регистрацию изменений в ЕГРЮЛ на основании заявления общества от 09.04.2013.
Суд первой инстанции признал решение об отказе в государственной регистрации незаконным, посчитав недоказанным то обстоятельство, что новое наименование общества "Маунтсервис" включает в себя устойчивое общеизвестное буквенное сочетание, сокращенное от слов "Россия", "российский", и вызывающее стойкую ассоциацию участия государства в деятельности данной организации.
Суд апелляционной инстанции полагает выводы суда верными, оснований для отмены или изменения судебного акта не усматривает.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу п. 1 ст. 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.
Фирменное наименование юридического лица на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или соответственно в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму юридического лица (п. 3 названной нормы).
Включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 4 названной нормы).
Случаи, в которых регистрирующий орган отказывает в государственной регистрации названы в ст. 23 Закона о государственной регистрации юридических лиц, их перечень является исчерпывающим.
В частности в силу подпункта "а" п. 1 названной нормы основанием для отказа в государственной регистрации является непредставление заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, в силу подпункта "ж" - несоответствие наименования юридического лица требованиям федерального закона.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона о государственной регистрации юридических лиц для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений; в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции в двух экземплярах; г) документ об уплате государственной пошлины.
Согласно п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица - 800 руб. (подпункты 1, 3); за право использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц - 50 000 руб. (подпункт 71).
В силу п. 5 ст. 333.34 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за право использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц уплачивается при государственной регистрации юридического лица при его создании либо при регистрации соответствующих изменений учредительных документов юридического лица.
Межрайонная ИФНС России N 23 по Челябинской области, проанализировав документы, представленные ООО "Маунтсервис" в целях государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о фирменном наименовании общества, пришла к выводу о том, что новое наименование общества содержит слово "Росси", образованное на основе слов и словосочетаний "Россия", "Российская Федерация", в связи с чем заявителю следовало представить документ об уплате государственно пошлины за право использования соответствующего наименования в размере, установленном подпункт 71 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации. Поскольку такой документ представлен не был, регистрирующий орган принял решение об отказе в государственной регистрации.
Между тем, как верно указал суд первой инстанции, вывод Межрайонной ИФНС России N 23 по Челябинской области о том, что наименование "Росси Телли" ("Rossi Telli") содержит устойчивое общеизвестное буквенное сочетание, производное от официальных наименований "Российская Федерация", "Россия" или "российский", относимыми, допустимыми, достоверными и достаточными в своей совокупности доказательствами не подтвержден. Довод о том, что наименование общества "Росси Телли" вызывает стойкую ассоциацию участия государства в его деятельности либо осуществления организацией деятельности в государственных интересах, также не обоснован, основан на предположениях.
Суд в данной части принимает во внимание, что к заявлению о государственной регистрации, представленному заявителем 09.04.2013 Межрайонной ИФНС России N 23 по Челябинской области, было приложено заключение специалиста АНО "ЦСЭ по ЦФО" в области лингвистического исследования Ивановой В.М. по вопросу о том, имеется ли в наименовании ООО "Росси Телли" наименования: "Россия", "Российская Федерация" или образованные на их основе слова и словосочетания. По результатам исследования специалист пришел к выводу об отсутствии в наименовании юридического лица соответствующих слов.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы Межрайонной ИФНС России N 23 по Челябинской области о том, что АНО "ЦСЭ по ЦФО" с 11.01.2013 находится в стадии ликвидации, не является источником выплаты дохода в пользу физических лиц, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку не являются основанием для сомнения в компетенции специалиста, выполнившего заключение, а также в достоверности сделанных им выводов. Выводы специалиста, отраженные в заключении, регистрирующим органом не опровергнуты; на допущение специалистом ошибок, нарушения законодательства при проведении исследования и составлении заключения регистрирующий орган не ссылался. Суд первой инстанции при таких обстоятельствах правомерно принял во внимание вышеуказанное заключение, отклонив соответствующие возражения регистрирующего органа.
Иные доводы подателя апелляционной жалобы также аналогичны доводам Межрайонной ИФНС России N 23 по Челябинской области, изложенным в отзыве на заявление ООО "Маунтсервис", подлежат отклонению. Им дана надлежащая оценка судом первой инстанции, оснований не согласиться с которой у апелляционного суда не имеется.
Учитывая, что 09.04.2013 заявителем в регистрирующий орган были представлены все необходимые в соответствии с п. 1 ст. 17 Закона о государственной регистрации юридических лиц для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, связанных с изменением его наименования, документы, суд первой инстанции правомерно указал, что в государственной регистрации обществу "Маунтсервис" отказано неправомерно, оснований для принятия соответствующего решения у Межрайонной ИФНС России N 23 по Челябинской области не имелось.
При таких обстоятельства, суд апелляционной инстанции полагает, что судебный акт от 24.07.2013 отмене не подлежит; изложенные в нем выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, нормы материального права судом применены верно. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Межрайонной ИФНС России N 23 по Челябинской области не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.07.2013 по делу N А76-7944/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Г.М. Столяренко |
Судьи |
С.А. Бабкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-7944/2013
Истец: ООО "Маунтсервис"
Ответчик: МИФНС России N 23 по Челябинской области