г. Красноярск |
|
10 октября 2013 г. |
Дело N А33-549/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "30" сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "10" октября 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Споткай Л.Е.,
судей: Бутиной И.Н., Радзиховской В.В.,
при ведении протокола судебного заседания Савицкас Н.В.,
при участии: от муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства закрытого административно-территориального образования Солнечный Красноярского края: Загребанцева Д.Б., представителя по доверенности N 2 от 25.01.2013;
от открытого акционерного общества "Красноярскэнергосбыт": Ткаченко С.А., представителя по доверенности от 27.11.2012 N 512,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства закрытого административно-территориального образования Солнечный Красноярского края
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "29" марта 2013 года по делу N А33-549/2013, принятое судьей Михайловой Т.В.,
установил:
открытое акционерное общество "Красноярскэнергосбыт" (далее ОАО "Красноярскэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства Закрытого административно-территориального образования Жилищно-коммунального хозяйства Солнечный Красноярского края (далее - МУП ЖКХ ЗАТО Солнечный) о взыскании задолженности по договору на электроснабжение N 1480 от 02.10.2006 за потребленную электроэнергию в период с 01.08.2012 по 31.10.2012 (далее - спорный период) в размере 5 500 522,41 руб.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "29" марта 2013 года иск удовлетворен.
С муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Закрытого административно-территориального образования Солнечный Красноярского края (ИНН 2439005538, ОГРН 1022401093318, п. Солнечный Ужурский район Красноярский край) в пользу открытого акционерного общества "Красноярскэнергосбыт" (ИНН 2466132221, ОГРН 1052460078692, г.Красноярск) взыскано 5 500 522 руб. 41 коп. - долга, а так же 50 502 руб. 61 коп. - расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с данным решением муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства закрытого административно-территориального образования Солнечный Красноярского края обратилось с апелляционной жалобой, просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать по следующим основаниям:
- истец необоснованно применяет четвертую ценовую категорию,
- в соответствии с пунктом 97 Основных положений N 442 Гарантирующий поставщик определяет ценовую категорию на основании уведомления, полученного от потребителя МУП ЖКХ ЗАТО Солнечный о самостоятельно выбранной новой ценовой категории и только с 01.07.2013 года в случае отсутствия уведомления в отношении потребителей с максимальной мощностью не менее 670 кВт, энергопринимающие устройства которых непосредственно присоединены к объектам электросетевого хозяйства, входящим в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, должна применяться четвертая или шестая ценовая категория
- МУП ЖКХ ЗАТО Солнечный вправе выбрать первую ценовую категорию,
- применение истцом расчетного способа ставки за мощность необоснованно,
- истец неправомерно отказался осуществлять расчет за энергию по профилям имеющейся нагрузки, мотивируя тем, что не все объекты оснащены интервальными приборами учета, т.е. приборами позволяющими снимать почасовую нагрузку,
- истец не учел, что ответчик проводил реконструкцию объекта "бойлерная" с изменением схемы кабельной линии, в связи с чем, у данного объекта была изменена схема подключения, а именно, данный объект был подключен к прибору учета, позволяющему снимать почасовые профили нагрузки, установленного на ЦРП-10, фидер 16 и 26, от которых запитана и котельная N 2,
- указанные обстоятельства подтверждаются актом N 554 от 20.08.2007, подписанным представителями истца и ответчика,
- суммарная мощность энергии, потребляемая объектами МУП ЖКХ, отраженная в технических условиях фактически не изменилась и мощность потребляемых объектов, не оснащенных приборами учета, позволяющими снимать почасовую нагрузку, не превышает 2,5% от максимальной мощности всех точек поставки, следовательно, необходимо применять расчеты по профилям имеющейся нагрузки,
- при таких обстоятельствах, применение истцом при расчетах пункта 143 "Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", утв. Постановлением Правительства РФ N 442 от 04.05.2012, является необоснованным.
Определением Третьего арбитражного суда от 20.05.2013 апелляционная жалоба принята к производству.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца подтвердил, что с учетом подключения объекта "бойлерная" к прибору учета, позволяющему снимать почасовые профили нагрузки, установленного на ЦРП-10, фидер 16 и 26, мощность потребляемых объектов, не оснащенных приборами учета, позволяющими снимать почасовую нагрузку, не превышает 2,5% от максимальной мощности всех точек поставки. Истец представил расчет задолженности, произведенный на основании почасовых профилей нагрузки объектов МУП ЖКХ, исходя из которого, сумма долга ответчика на 01.11.2012 составила 102 092 рубля 13 копеек.
Представители ответчика пояснили, что с указанным расчетом согласны, расчет составлен верно, с суммой долга 102 092 руб. 13 коп. согласны, спора по ценовой категории нет.
До начала исследования доказательств, представитель муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства закрытого административно-территориального образования Солнечный Красноярского края Загребанцев Д.Б. отозвал заявленное ходатайство (поступившее в канцелярию Третьего арбитражного апелляционного суда 30.09.2013) о приобщении к материалам дела дополнительных документов, поскольку данные документы имеются в материалах дела.
В соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктами 31, 35 Регламента Третьего арбитражного апелляционного суда, на основании распоряжений председателя Третьего арбитражного апелляционного суда, в связи с нахождением судьи Бабенко А.Н. в очередном отпуске, произведена замена судьи Бабенко А.Н. на судью Радзиховскую В.В., в связи с ежегодным очередным отпуском судьи Белан Н.Н., произведена замена судьи Белан Н.Н. на судью Бутину И.Н.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
02.10.2006 между ОАО "Красноярскэнергосбыт" (гарантирующий поставщик) и МУП ЖКХ ЗАТО Солнечный (абонент) заключен договор на электроснабжение N 1480 (в редакции соглашений, дополнительных соглашений, соглашений о внесении изменений в договор) (далее по тексту - договор), по условиям которого гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, а также путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а абонент обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги (пункт 1.1. договора).
Пунктом 2.1. договора стороны предусмотрели, что гарантирующий поставщик подает электроэнергию (мощность) в точки поставки абонента, указанные в Приложении N 3 к настоящему договору в количестве, определенном в соответствии с согласованными ежегодно договорными объемами потребления электроэнергии (мощности) по настоящему договору с помесячной детализацией (приложение N 1) и категорией надежности электроснабжения, соответствующей выполненному технологическому присоединению в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Согласно пункту 3.1. договора объем электроэнергии (мощности), поставленной по настоящему договору, оплачивается абонентом по цене, установленной (рассчитанной) в соответствии с порядком определения цены на основании действующих на момент оплаты федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также актов уполномоченных органов власти в области государственного регулирования тарифов.
Согласно пункту 6.1. договора электроустановки абонента должны иметь необходимые приборы учета электроэнергии для расчетов с гарантирующим поставщиком, обеспечивающие измерение фактически потребленной электрической энергии в почасовом режиме.
В силу пункта 6.3. договора учет отпущенной и потребленной электрической энергии осуществляется приборами учета и расчетными методами, указанными в приложении N 3 к договору.
В соответствии с пунктом 7.1 договора расчетным периодом по договору является месяц.
Окончательный расчет производится до 7 числа месяца, следующего за расчетным - за фактическое потребление, определенное на основании приборов учета.
Во исполнение условий договора истец в спорный период поставлял ответчику электроэнергию.
На оплату потребленной электроэнергии истцом ответчику были выставлены счета-фактуры.
С учетом частичной оплаты оказанных истцом услуг в размере 660 000 руб., проведения зачета встречных однородный требований на основании уведомлений от 19.09.2012 N 109-30/146, от 18.10.2012 N 109-30/171, от 19.11.2012 N 109-30/190, долг ответчика перед истцом составил 5 500 522,41 руб.
В материалы дела представлены технические условия от 03.11.2005 N У8-228, выданные МУП ЖКХ ЗАТО Солнечный, из которых следует, что запрашиваемая мощность объектов ответчика - 6 270,40 кВт, в том числе: бойлерная - 993,40 кВт; водозабор - 1337,20 кВт; котельная N 1 - 1989,60 кВт; котельная N 2 - 1922,70 кВт; ЦРП-10кВ - 27,5 кВт; расположенных по адресу: Ужурский район, ЗАТО Солнечный.
В материалы дела представлен договор аренды объектов электросетевого хозяйства N 04.2400.2408.11/эсх-2011/29 от 10.10.2011, заключенный между открытым акционерным обществом "МРСК Сибири" (пользователь) и открытым акционерным обществом "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" ("ФСК"). В соответствии с пунктом 1.1 договора ФСК передает, а пользователь принимает во временное владение и пользование объекты электросетевого хозяйства, указанные в приложении 1 к договору, находящиеся у ФСК на праве собственности. ФСК передает объекты пользователю вместе со всеми их принадлежностями и относящейся к ним документацией.
В соответствии с приложением N 1 к указанному договору в аренду ОАО "МРСК Сибири" переданы, в том числе, 4 выключателя ВКЭ-10, для коммутации рабочих токов и токов короткого замыкания, номинальное напряжение - 10 кВ, номинальный ток - 630 А, расположенные в подстанции ПС 220/110/10 кВ "Ужур", предназначенные для обслуживания потребителя МУП ЖКХ ЗАТО Солнечный.
Таким образом, МУП ЖКХ ЗАТО Солнечный является одновременно предприятием, энергопринимающие устройства которого присоединены к объектам электросетевого хозяйства, входящим в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть и предприятием, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых в границах балансовой принадлежности составляет не менее 670 кВт.
При этом не все точки поставки ответчика оборудованы приборами учета, позволяющими определить почасовые объемы потребления, что ответчиком не оспаривается.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Постановления Правительства РФ N 442 от 04.05.2012; абзацем 1, 20 пункта 97; абзацем 3 пункта 181 Положений N 442, ОАО "Красноярскэнергосбыт", как гарантирующий поставщик, определило для МУП ЖКХ ЗАТО Солнечный четвертую ценовую категорию.
ОАО "Красноярскэнергосбыт" пояснило, что применение шестой ценовой категории для МУП ЖКХ ЗАТО Солнечный Красноярского края невозможно в связи с отсутствием заявленного почасового планового объема потребления.
В соответствии с абзацем 3 пункта 181 Положений N 442 истцом произведено распределение потребленной электрической энергии и мощности по часам расчетным методом.
Таким образом, ОАО "Красноярскэнергосбыт" при расчетах за потребленную электрическую энергию для МУП ЖКХ ЗАТО Солнечный Красноярского края применяло четвертую ценовую категорию, начиная с 01 апреля 2012 года.
Ответчик полагая, что действия ОАО "Красноярскэнергосбыт" противоречат Правилам N 442, оплату в полном объеме за потребленную энергию в спорный период не произвел.
Указанные выше обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по договору снабжения электрической энергией применяются правила параграфа 6 "Энергоснабжение", если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком заключен договор на электроснабжение N 1480, по условиям которого гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, а также путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а абонент обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги.
В пункте 3.2. договора энергоснабжения, сторонами согласовано, что в случае если в ходе исполнения договора вступил в силу нормативный правовой акт, изменяющий порядок определения цены по договору, или уполномоченным органом власти в области государственного регулирования тарифов принят акт об установлении новой цены, стороны с момента введения его (ее) в действие при осуществлении расчетов по договору обязаны применять новый порядок определения цен и (или) новую цену, без внесения изменений в действующий договор.
В период действия вышеуказанного договора вступило в силу Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", которым утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электроэнергии(далее по тексту Положение N 442).
Согласно пункту 2 статьи 422 Гражданского Кодекса Российской Федерации, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
В соответствии с ч. 6 ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (в ред. Федерального закона от 04.11.2007 N 250-ФЗ) утверждаемые Правительством Российской Федерации основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу.
В подпункте "б" пункта 2 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 отражено, что настоящее постановление применяется при расчете обязательств по продаже и покупке электрической энергии (мощности) на оптовом рынке электрической энергии (мощности) и розничных рынках начиная с апреля 2012 года.
С учетом изложенных норм, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что начиная с апреля 2012 года расчет стоимости потребленной электроэнергии должен производиться с учетом требований Положения N 442 и ОАО "Красноярскэнергосбыт" обоснованно при расчетах за потребленную электрическую энергию для МУП ЖКХ ЗАТО Солнечный Красноярского края применял четвертую ценовую категорию, начиная с 01 апреля 2012 года.
В соответствии с пунктом 97 Положений N 442 гарантирующий поставщик определяет ценовую категорию для осуществления потребителем (покупателем в отношении потребителей) расчетов за электрическую энергию (мощность) по совокупности точек поставки в рамках границ балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя в соответствии с порядком, изложенным в настоящем пункте.
Потребители, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых в границах балансовой принадлежности менее 670 кВт (покупатели в отношении таких потребителей), осуществляют выбор ценовой категории самостоятельно с учетом положений настоящего пункта посредством уведомления гарантирующего поставщика в течение 1 месяца с даты принятия решения об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в соответствующем субъекте Российской Федерации (при этом выбранная ценовая категория применяется для расчетов за электрическую энергию (мощность) с даты введения в действие указанных тарифов на услуги по передаче электрической энергии) и имеют право выбрать:
первую ценовую категорию - при условии выбора одноставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии;
вторую ценовую категорию - в случае, если энергопринимающие устройства, в отношении которых приобретается электрическая энергия (мощность), оборудованы приборами учета, позволяющими получать данные о потреблении электрической энергии по зонам суток, при условии выбора одноставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии;
третью ценовую категорию - в случае, если энергопринимающие устройства, в отношении которых приобретается электрическая энергия (мощность), оборудованы приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, при условии выбора одноставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии;
четвертую ценовую категорию - в случае, если энергопринимающие устройства, в отношении которых приобретается электрическая энергия (мощность), оборудованы приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, при условии выбора двухставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии или осуществления расчетов по двухставочному варианту тарифа на услуги по передаче электрической энергии без выбора варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии;
пятую ценовую категорию - в случае, если энергопринимающие устройства, в отношении которых приобретается электрическая энергия (мощность), оборудованы приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, при условии выбора одноставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии и включения в договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) условия о планировании объемов потребления электрической энергии по часам суток;
шестую ценовую категорию - в случае, если энергопринимающие устройства, в отношении которых приобретается электрическая энергия (мощность), оборудованы приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, при условии выбора двухставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии или осуществления расчетов по двухставочному варианту тарифа на услуги по передаче электрической энергии без выбора варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии, а также при включении в договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) условия о планировании объемов потребления электрической энергии по часам суток.
В отношении потребителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых в границах балансовой принадлежности составляет не менее 670 кВт (далее - потребители с максимальной мощностью не менее 670 кВт), до 1 июля 2013 г. ценовая категория определяется в порядке, установленном в настоящем пункте в отношении потребителей с максимальной мощностью менее 670 кВт, а с 1 июля 2013 г. - без возможности выбора и применения в отношении потребителей с максимальной мощностью не менее 670 кВт первой и второй ценовых категорий в соответствии со следующими требованиями (абз. 9 п. 97 Основных Положений).
Потребители с максимальной мощностью не менее 670 кВт осуществляют выбор ценовой категории самостоятельно с учетом положений настоящего пункта посредством уведомления гарантирующего поставщика в течение 1 месяца с даты принятия решения об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в соответствующем субъекте Российской Федерации (при этом выбранная ценовая категория применяется для расчетов за электрическую энергию (мощность) с даты введения в действие указанных тарифов на услуги по передаче электрической энергии) и имеют право выбрать:
третью ценовую категорию - в случае, если энергопринимающие устройства, в отношении которых приобретается электрическая энергия (мощность), оборудованы приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, при условии выбора одноставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии;
четвертую ценовую категорию - в случае, если энергопринимающие устройства, в отношении которых приобретается электрическая энергия (мощность), оборудованы приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, при условии выбора двухставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии или осуществления расчетов по двухставочному варианту тарифа на услуги по передаче электрической энергии без выбора варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии;
пятую ценовую категорию - в случае, если энергопринимающие устройства, в отношении которых приобретается электрическая энергия (мощность), оборудованы приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, при условии выбора одноставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии и включения в договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) условия о планировании объемов потребления электрической энергии по часам суток;
шестую ценовую категорию - в случае, если энергопринимающие устройства, в отношении которых приобретается электрическая энергия (мощность), оборудованы приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, при условии выбора двухставочного варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии или осуществления расчетов по двухставочному варианту тарифа на услуги по передаче электрической энергии без выбора варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии, а также при включении в договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) условия о планировании объемов потребления электрической энергии по часам суток.
При этом в случае отсутствия уведомления о выборе иной, кроме первой и второй ценовых категорий, для расчетов за электрическую энергию (мощность) начиная с 1 июля 2013 г. в отношении потребителей с максимальной мощностью не менее 670 кВт применяется третья ценовая категория (для случая применения одноставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии) или четвертая ценовая категория (для случая применения двухставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии).
Изменение ценовой категории в рамках требований, предусмотренных настоящим пунктом, осуществляется путем направления уведомления гарантирующему поставщику за 10 рабочих дней до начала расчетного периода, с которого предполагается изменить ценовую категорию. При этом изменение уже выбранного на текущий период регулирования (расчетный период регулирования в пределах долгосрочного периода регулирования в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике) варианта расчета за услуги по передаче электрической энергии не допускается, если иное не предусмотрено настоящим документом, а также указанными Основами ценообразования.
Гарантирующий поставщик обязан производить расчеты по ценовой категории, указанной в уведомлении об изменении ценовой категории, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором потребитель (покупатель) направил соответствующее уведомление, но не ранее: даты, когда были допущены в эксплуатацию приборы учета, позволяющие измерять объемы потребления электрической энергии по зонам суток (переход ко второй ценовой категории); даты, когда были допущены в эксплуатацию приборы учета, позволяющие измерять почасовые объемы потребления электрической энергии (переход к третьей - шестой ценовым категориям).
В соответствии с абз. 20 п. 97 потребители, энергопринимающие устройства которых непосредственно присоединены к объектам электросетевого хозяйства, входящим в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, в том числе переданным по согласованию в установленном порядке с уполномоченным федеральным органом в аренду территориальным сетевым организациям (покупатели в отношении таких потребителей), выбирают между четвертой и шестой ценовыми категориями. При этом указанные потребители (покупатели) имеют право выбрать шестую ценовую категорию, если энергопринимающие устройства, в отношении которых приобретается электрическая энергия (мощность), оборудованы приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, при условии включения в договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) условия о планировании объемов потребления электрической энергии по часам суток.
В соответствии с абз. 20 п. 97 Основных положений (в ред. Постановления Правительства от 30.12.2012 N 1482) потребители, энергопринимающие устройства которых присоединены, в том числе опосредованно через энергопринимающие устройства, объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче, к объектам электросетевого хозяйства, входящим в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, в том числе переданным по согласованию в установленном порядке с уполномоченным федеральным органом в аренду территориальным сетевым организациям (покупатели в отношении таких потребителей), выбирают между четвертой и шестой ценовыми категориями. При этом указанные потребители (покупатели) имеют право выбрать шестую ценовую категорию, если энергопринимающие устройства, в отношении которых приобретается электрическая энергия (мощность), оборудованы приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, при условии включения в договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) условия о планировании объемов потребления электрической энергии по часам суток. При этом в случае отсутствия уведомления о выборе 4 или 6 ценовых категорий для расчетов за электрическую энергию (мощность) в отношении указанных потребителей (покупателей) применяется 4 ценовая категория.
Оплата электрической энергии (мощности) потребителями (покупателями), не выбравшими для расчетов с гарантирующим поставщиком пятую и шестую ценовые категории, производится исходя из фактических объемов потребления за соответствующий расчетный период (абз. 21 Основных Положений).
Определение ценовой категории в отношении покупателя - энергосбытовой организации, указанной в пункте 59 настоящего документа, до 1 июля 2013 г. осуществляется исходя из требований настоящего раздела для категории потребителей с максимальной мощностью менее 670 кВт, которые применяются к совокупности точек поставки в границах балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в отношении которых энергосбытовая организация приобретает электрическую энергию (мощность) в целях компенсации потерь электрической энергии (абз. 22 Основных положений).
Анализ пункта 97 Основных положений позволяет сделать вывод о наличии 4 категорий потребителей (покупателей):
- потребители, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых в границах балансовой принадлежности менее 670 кВт;
- потребители, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых в границах балансовой принадлежности не менее 670 кВт;
- потребители, энергопринимающие устройства которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, входящим в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть;
- покупатель - энергосбытовая организация.
Таким образом, потребители производят выбор ценовой категории в соответствии с требованиями пункта 97, установленными именно для их категории.
Как пояснили стороны в суде первой инстанции и подтвердили в суде апелляционной инстанции, уведомление о выборе ценовой категории ответчиком в адрес гарантирующего поставщика направлено не было.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что ответчик является потребителем с максимальной мощностью не менее 670 кВт.
Также материалами дела подтвержден факт того, что энергопринимающие устройства ответчика присоединены к объектам электросетевого хозяйства, входящим в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть (к сетям ОАО ФСК ЕС").
Таким образом, истец обоснованно относит ответчика к четвертой ценовой категории и производит расчеты по данной ценовой категории с апреля 2012 года.
В суде апелляционной инстанции представители ответчика согласились, что применение истцом при расчетах стоимости электрической энергии четвертой ценовой категории соответствует требованиям действующего законодательства.
Суд, удовлетворяя исковые требования в полном объеме правильно пришел к выводу о том, что МУП ЖКХ ЗАТО Солнечный является одновременно предприятием, энергопринимающие устройства которого присоединены к объектам электросетевого хозяйства, входящим в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть и предприятием, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых в границах балансовой принадлежности составляет не менее 670 кВт.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел также к выводу о том, что в соответствии с абзацем 3 пункта 181 Положений N 442 в связи с отсутствием на всех точках приборов учета, позволяющих измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, гарантирующим поставщиком правомерно произведено распределение потребленной электрической энергии и мощности по часам расчетным методом.
Указанный вывод является ошибочным.
На основании пункта 143 Положений N 442 энергопринимающие устройства потребителя, объекты по производству электрической энергии (мощности) производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке, считаются оборудованными приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления (производства) электрической энергии, в случае если такими приборами учета оборудованы все точки поставки в границах балансовой принадлежности потребителя, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке, кроме тех точек поставки, по которым в соответствии с настоящим пунктом допускается использование интегральных приборов учета.
Использование интегральных приборов учета допускается по точкам поставки на объектах электросетевого хозяйства напряжением 10 кВ и ниже при условии, что суммарная максимальная мощность по данным точкам поставки не превышает 2,5 процента максимальной мощности всех точек поставки в границах балансовой принадлежности потребителя. В этом случае при формировании почасовых объемов потребления электрической энергии учет объемов потребления электрической энергии по точкам поставки, оборудованным интегральными приборами учета, производится следующим образом. Суммарный объем потребления электрической энергии за расчетный период по точкам поставки, оборудованным интегральными приборами учета, распределяется по часам расчетного периода пропорционально доле объема потребления электрической энергии за каждый час расчетного периода, определенного суммарно по всем точкам поставки, оборудованным приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, в суммарном объеме потребления электрической энергии за расчетный период по всем точкам поставки, оборудованным приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления электрической энергии (абз. 2 п. 143 Основных положений).
Согласно абзацу 3 пункта 181 Положений N 442 в случае, если в отношении потребителя, при осуществлении в расчетах за электрическую энергию с которым используется ставка за мощность, не выполнено в соответствии с пунктом 143 Положений 442 требование об использовании приборов учета, позволяющих измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, то вплоть до выполнения указанного требования во всех точках поставки в границах балансовой принадлежности энергопринимающих устройств такого потребителя, которые оборудованы интегральными приборами учета, почасовые объемы потребления электрической энергии в установленные системным оператором плановые часы пиковой нагрузки в рабочие дни расчетного периода полагаются равными минимальному значению из объема потребления электрической энергии, определенного на основании показаний интегрального прибора учета за расчетный период, распределенного равномерно по указанным часам, и объема электрической энергии, соответствующего величине максимальной мощности энергопринимающих устройств этого потребителя в соответствующей точке поставки, а почасовые объемы потребления электрической энергии в остальные часы расчетного периода определяются исходя из равномерного распределения по этим часам объема электрической энергии, не распределенного на плановые часы пиковой нагрузки.
Согласно абзацу 4 пункта 181 Положений N 442 указанный порядок определения почасовых объемов потребления электрической энергии применяется в отношении потребителей с максимальной мощностью не менее 670 кВт с 01 июля 2013 года.
В соответствии с абзацем 9 пункта 95 Положений N 442 почасовые объемы потребления электрической энергии для расчета обязательств потребителей (покупателей), осуществляющих расчеты по третьей - шестой ценовым категориям, определяются на основании показаний приборов учета, позволяющих измерять почасовые объемы потребления электрической энергии. В случае если приборы учета, позволяющие измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, отсутствуют у потребителей, в отношении которых в соответствии с пунктом 97 настоящего документа не осуществляется расчет по первой и второй ценовым категориям, а также в случае недопуска к приборам учета, непредоставления показаний приборов учета, выявления фактов безучетного потребления электрической энергии и иных случаях, указанных в разделе 10 настоящего документа, определение объемов потребления электрической энергии осуществляется в порядке, предусмотренном разделом Х настоящего документа, с применением расчетных способов.
Как следует из материалов дела, в соответствии с абзацем 3 пункта 181 Положений N 442 ответчику в связи с отсутствием на всех точках приборов учета, позволяющих измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, гарантирующим поставщиком произведено распределение потребленной электрической энергии и мощности по часам расчетным методом.
Действительно, из материалов дела следует, что не все точки поставки ответчика оборудованы приборами учета, позволяющими определить почасовые объемы потребления, что ответчиком не оспаривается.
Вместе с тем, истец относит объект МУП ЖКХ - бойлерная с мощностью 993,4 кВт к объектам, не оснащенным прибором учета энергии, позволяющим снимать почасовой расход электрической энергии и соответственно полагает, что объекты, не оснащенные интервальными приборами учета составляет 16% от общей нагрузки на присоединении от ф8-8 и 8-19, что превышает 2,5% максимальной мощности всех точек поставки в границах балансовой принадлежности потребителя, что не позволяет использовать фактически профили, снятые на объектах, оснащенных интервальными приборами учета для расчета фактической мощности согласно пункту 143 Основных положений (т.2, л.д.126).
В связи с чем, на основании абзаца 3 пункта 181 Положений N 442 истец почасовые объемы потребления электрической энергии в установленные системным оператором плановые часы пиковой нагрузки в рабочие дни расчетного периода определяет равными минимальному значению из объема потребления электрической энергии, определенного на основании показаний интегрального прибора учета за расчетный период, распределенного равномерно по указанным часам, и объема электрической энергии, соответствующего величине максимальной мощности энергопринимающих устройств этого потребителя в соответствующей точке поставки, а почасовые объемы потребления электрической энергии в остальные часы расчетного периода определяет исходя из равномерного распределения по этим часам объема электрической энергии, не распределенного на плановые часы пиковой нагрузки.
Соглашаясь с указанным порядком расчета, суд первой инстанции не дал оценки доводам ответчика и документам, представленным в суд первой инстанции, подтверждающим реконструкцию объекта - бойлерной с изменением схемы присоединения и подключения к прибору учета, позволяющему снимать почасовые профили нагрузки, установленного на ЦРП-10, фидер 16 и 26, что подтверждается актом N 554 от 20.08.2007.
Поскольку объект - бойлерная с мощностью 993,4 кВт фактически относится к объектам, оснащенным прибором учета энергии, позволяющим снимать почасовой расход электрической энергии, то соответственно мощность объектов, не оснащенных такими приборами учета не превышает 2,5% максимальной мощности всех точек поставки в границах балансовой принадлежности потребителя, что позволяет использовать в расчетах мощности фактические профили, снятые на объектах, оснащенных интервальными приборами учета.
В суде апелляционной инстанции представитель истца также подтвердил указанные обстоятельства. Согласно расчету истца, выполненному по фактическим профилям, сумма долга за спорный период составила 102 092 рубля 13 копеек.
Представители сторон в суде апелляционной инстанции пояснили, что согласно почасовым профилям нагрузки сумма задолженности муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства закрытого административно-территориального образования Солнечный Красноярского края составляет 102 092 руб. 13 коп. Указанная сумма долга и расчет истца ответчиком не оспаривается. Расчет проверен, является верным.
С учетом изложенного, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 102 092 руб. 13 коп.
Согласно пункту 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются, кроме прочего, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции подлежит изменению, с изложением резолютивной части в иной редакции.
Довод ответчика о том, что 16.09.2013 произведена оплата долга в указанной сумме, не может повлиять на выводы суда, поскольку оплата произведена после вынесения решения судом первой инстанции. Указанное обстоятельство должно учитываться на стадии исполнения судебного акта. Истец подтвердил поступление указанной денежной суммы, исполнительный лист выдаче не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы относятся на сторон пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "29" марта 2013 года по делу N А33-549/2013 изменить. Иск удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Закрытого административно-территориального образования Солнечный Красноярского края (ИНН 2439005538, ОГРН 1022401093318, п. Солнечный Ужурский район Красноярский край) в пользу открытого акционерного общества "Красноярскэнергосбыт" (ИНН 2466132221, ОГРН 1052460078692, г. Красноярск) 102 092 рубля 13 копеек долга.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Красноярскэнергосбыт" (ИНН 2466132221, ОГРН 1052460078692, г. Красноярск) в пользу муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Закрытого административно-территориального образования Солнечный Красноярского края (ИНН 2439005538, ОГРН 1022401093318, п. Солнечный Ужурский район Красноярский край) 1 023 рубля 43 копейки расходов по уплате государственной пошлины.
Возвратить открытому акционерному обществу "Красноярскэнергосбыт" (ИНН 2466132221, ОГРН 1052460078692, г. Красноярск) из федерального бюджета 5 480 рублей 91 копейку государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 29 декабря 2012 года N 1224.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Л.Е. Споткай |
Судьи |
И.Н. Бутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-549/2013
Истец: ОАО Красноярскэнергосбыт
Ответчик: МУП Жилищно-коммунального хозяйства ЗАТО Солнечный Красноярского края