10 февраля 2012 г. |
А11-4492/2011 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Ю.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 18.11.2011
по делу N А11-4492/2011
принятое судьей Тимчуком Н.Г.
по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу об аннулировании лицензий, выданных закрытому акционерному обществу "Комбинат Владимирский вино-коньячный "Эксима" (600033, г.Владимир, ул.мещерская, д.4; ИНН 3302021281, ОГРН 1033301820419),
при участии в судебном заседании представителей:
Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу - Носова А.Г. по доверенности от 24.01.2012 N 77 АА 4250792 сроком действия до 31.12.2012,
и установил:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (далее - Федеральная служба, уполномоченный орган) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об аннулировании лицензий, выданных закрытому акционерному обществу "Комбинат Владимирский вино-коньячный "Эксима" (далее - ЗАО "КВВК "Эксима", Общество, лицензиат) на производство, хранение и поставку произведенных спиртных напитков N Б068322 от 08.10.2007; на хранение спиртосодержащей пищевой продукции (виноматериалов) N Б 071302 от 14.12.2006.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 18.11.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано. Одновременно суд прекратил производство по делу в части требования об аннулировании лицензий на производство, хранение и поставку произведенных вин от 26.06.2006 N Б095356; на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции от 22.06.2006 N Б071288.
Не согласившись с принятым судебным актом, Федеральная служба обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель Федеральной службы уточнил свою позицию по делу и ходатайствовал об отказе от требования об аннулировании Обществу лицензии на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции N Б 071302. В остальной части поддержал доводы апелляционной жалобы.
ЗАО "КВВК "Эксима" явку представителя в судебное заседание не обеспечило, направило в суд отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает на отсутствие оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что для осуществления предпринимательской деятельности ЗАО "КВВК "Эксима" имеет лицензию от 08.10.2007 N Б068322 (срок действия 08.10.2007 - 08.10.2012) на производство, хранение и поставку произведенных спиртных напитков; лицензию от 14.12.2006 N Б071302 (срок действия 14.12.2006 - 14.12.2011) на хранение спиртосодержащей пищевой продукции (виноматериалов).
Осуществляя контрольные мероприятия по соблюдению юридическими лицами лицензионных требований и положений Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", уполномоченные лица Федеральной службы установили, что ЗАО "КВВК "Эксима" несвоевременно представило декларации в электронном виде за 4 квартал 2009 года, 1 и 3 кварталы 2010 года.
На основании этого обстоятельства уполномоченный орган выдал Обществу предписание от 22.12.2010 N 01-04-02/2348-ЕМ, согласно которому в 10-дневный срок со дня получения данного предписания необходимо представить в электронном виде в "Личный кабинет" на сайте www.fsrar.ru декларации об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по формам приложений N 2, 3, 4, 5, 6, 7 за 4 квартал 2009 года, 1 и 3 кварталы 2010 года, а также постоянно своевременно представлять в территориальные органы Росалкогольрегулирования декларации на бумажном носителе и в электронном виде.
В связи с невыполнением Обществом требований предписания от 22.12.2010 N 01-04-02/2348-ЕМ уполномоченное лицо Федеральной службы приняло решение от 01.03.2011 N 10/43-пр о приостановлении действия выданных Обществу лицензий на срок один месяц до устранения выявленных нарушений.
В установленный срок лицензиат не устранил обстоятельства, повлекшие за собой приостановление действия лицензий, в связи с чем 17.05.2011 Федеральная служба приняла решение N 10/130-пр об обращении в арбитражный суд с заявлением об аннулировании выданных лицензий.
В силу части 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если в соответствии со статьей 49 названного Кодекса истец отказался от иска и отказ принят судом.
В данном случае отказ Федеральной службы от требования об аннулировании выданной Обществу лицензии Б N 071302 от 14.12.2006 на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции не противоречит закону и не нарушает права других лиц, совершен полномочным представителем, апелляционная инстанция принимает отказ от иска и прекращает производство по делу в данной части с отменой ранее принятого судебного акта в части.
Отказывая в удовлетворении требования об аннулировании выданной Обществу лицензии от 08.10.2007 N Б068322, суд первой инстанции руководствовался статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 154 "О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка", постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 858 "О представлении декларации об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда от 02.06.2004 N 10 и исходил из того, что уполномоченный орган не доказал обоснованность заявленного требования.
Изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона N 171 -ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 года N 154 "О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка", Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) является правопреемником Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службы и Федеральной службы по тарифам в отношении всех обязательств в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе обязательств, возникших в результате исполнения судебных решений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 154 "О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка" утверждено Положение о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка (далее - Положение), согласно пункту 5.3.2 которого Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка осуществляет лицензирование в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Пунктом 4 Положения установлено, что Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулировано решением суда на основании заявления лицензирующего органа.
Таким образом, направление в арбитражный суд заявления об аннулировании лицензий, относится к полномочиям Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.
В силу пунктов 1, 3, 4 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота. Организации, осуществляющие закупку этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции, должны декларировать объем использования этилового спирта. Порядок учета производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок представления деклараций и форма деклараций (за исключением порядка представления и формы деклараций о розничной продаже алкогольной продукции) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В пунктах 4, 5 постановления Правительства Российской Федерации N 858 от 31.12.2005 "О представлении декларации об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" разъяснено, что декларации представляются в территориальные органы Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка ежеквартально (за отчетный квартал), не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а за IV квартал года - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Если действие лицензии было приостановлено, а затем возобновлено, то декларации представляются в течение 3 месяцев ежемесячно (за отчетный месяц), в 10-дневный срок после окончания отчетного месяца начиная с месяца, в котором было возобновлено действие лицензии. Организация представляет декларации на бумажном носителе в территориальные органы по месту нахождения организации. В целом по организации и раздельно по каждому своему обособленному подразделению организация представляет декларации в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронном виде в утвержденном формате.
Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть приостановлено решением лицензирующего органа на основании материалов, представленных органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением настоящего Федерального закона, а также по инициативе самого лицензирующего органа в пределах его компетенции в случае невыполнения организацией предписаний лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа. Основанием для аннулирования такой лицензии в судебном порядке является неустранение в установленный срок обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии.
Поскольку положения вышеприведенной правовой нормы не являются императивными, арбитражный суд, разрешая вопрос об аннулировании лицензии, в каждом конкретном случае вправе и обязан оценивать обстоятельства, послужившие основанием для аннулирования лицензии, с учетом характера нарушения, их последствий, наличия либо отсутствия фактов устранения таких последствий.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, установив конкретные обстоятельства дела, изучив доводы уполномоченного органа и Общества, исследовав представленные в дело доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Федеральная служба не представила достаточных доказательств, подтверждающих необходимость применения к ЗАО "КВВК "Эксима" такой меры, как аннулирование лицензии на производство, хранение и поставки произведенных спиртных напитков от 08.10.2007 N Б068322.
Таким образом, суд первой инстанции, законно и обоснованно отказал уполномоченному органу в удовлетворении заявленных требований в части аннулирования лицензии на производство, хранение и поставку произведенных спиртных напитков от 08.10.2007 N Б068322.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд обоснованно прекратил производство по делу на основании отказа Федеральной службы от части требований (заявление от 09.09.2011).
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы с учетом ее уточнения Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Владимирской области от 18.11.2011 по делу N А11-4492/2011 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют. При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба уполномоченного органа по приведенным в ней доводам признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают установленных судом первой инстанции обстоятельств и сделанных на их основе выводов.
В соответствии со статьями 333.21, 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Федеральная служба освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 49, 150, 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Принять отказ Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу от требования об аннулировании выданной закрытому акционерному обществу "Комбинат Владимирский вино-коньячный "Эксима" лицензии Б 071302 от 14.12.2006 на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции.
Решение Арбитражного суда Владимирской области от 18.11.2011 по делу N А11-4492/2011 отменить в части отказа Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу в удовлетворении требования об аннулировании выданной закрытому акционерному обществу "Комбинат Владимирский вино-коньячный "Эксима" лицензии Б 071302 от 14.12.2006 на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции.
Прекратить производство по требованию Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу об аннулировании выданной закрытому акционерному обществу "Комбинат Владимирский вино-коньячный "Эксима" лицензии Б 071302 от 14.12.2006 на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции.
В остальной части решение Арбитражного суда Владимирской области от 18.11.2011 по делу N А11-4492/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный
суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
И.А. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-4492/2011
Истец: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка по Центральму федеральному округу, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу
Ответчик: ЗАО "КВВК "ЭКСИМА"