Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 октября 2013 г. N 13АП-18658/13
г. Санкт-Петербург |
|
14 октября 2013 г. |
Дело N А56-12377/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Семиглазова В.А.
при ведении протокола судебного заседания: Брюхановой И.Г.
при участии:
от истца (заявителя): Попова Л.А. по доверенности от 09.10.2013 N 151
от ответчика (должника): Заусайлова Е.В. по доверенности от 27.09.2013 N 02-24/40
от 3-го лица: не явился, извещен.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18658/2013) ООО "Раут"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.07.2013 по делу N А56-12377/2013 (судья Ю.Н. Звонарёва), принятое
по заявлению ООО "Раут"
к ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области 3-е лицо: МОо "Город Выборг" ( прежнее наименование МО "Выборгское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области в лице Администрации муниципального образования)
об оспаривании решения налогового органа
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Раут" (место нахождения: г. Выборг, Ленинградская область, улица Гагарина, дом 9, ОГРН: 1024700871084, далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании недействительным решения Инспекции ФНС России по Выборгскому району Ленинградской области (далее - инспекция, налоговый орган) N 104-11 от 28.12.2012 в части:
доначисления суммы неуплаченных (излишне возмещенных) налогов с учетом состояния расчетов с бюджетом по НДС в сумме 152 695 руб.;
привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ в сумме 2743 руб.;
начисления пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога на 28.12.2012 по НДС в сумме 8 299,55 руб.,
об обязании Инспекции возвратить списанные денежные средства в счет неуплаченных налогов и сборов по требованию N 14147 от 18.02.2013, вынесенному на основании решения Инспекции от 28.12.2012 N 104-11 по итогам выездной проверки.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено муниципальное образование "Город Выборг" (прежнее наименование муниципальное образование "Выборгское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области) в лице администрации муниципального образования.
Решением суда первой инстанции от 30.07.2013 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам.
В судебном заседании представитель Общества доводы по жалобе поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель инспекции с доводами жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения.
Третье лицо, уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило, что в силу ст. 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела в отношении Общества инспекцией проведена выездная налоговая проверка по вопросам полноты и своевременности исчисления и уплаты налогов и сборов. По итогам проверки составлен акт от 30.11.2012 N 101-11.
На акт проверки Обществом представлены возражения.
По результатам рассмотрения материалов проверки, возражений налогоплательщика инспекцией принято решение от 28.12.2012 N 104-11 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением Обществу были начислен к уплате налог на добавленную стоимость в сумме 152 695 руб.; начислены пени по НДС в сумме 8 299,55 руб., а также применена ответственность, предусмотренная пунктом 1 ст. 123 НК РФ в виде штрафа в размере 2 743 руб.
Апелляционная жалоба Общества решением УФНС России по Ленинградской области от 15.02.2013 N 16-21-04/02017@) оставлена без удовлетворения.
Во исполнение решения от 28.12.2012 N 104-11 Инспекцией были взысканы в порядке ст. 46 НК РФ суммы налога, пеней и штрафа, что подтверждается представленными Обществом инкассовыми поручениями и выпиской банка по расчетному счету ООО "Раут" (л.д. 146-150).
Считая решение налогового органа противоречащим требованиям налогового законодательства и нарушающим права и законные интересы хозяйствующего субъекта, Общество обратилось в арбитражный суд с требованием об оспаривании ненормативного акта налогового органа.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, указал на правомерность начисления НДС, пени и налоговых санкций.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Основанием для доначисления НДС за 2010 год в размере 152 695 рублей, пени в сумме 8299,55 рублей, привлечения к ответственности по ст. 123 НК РФ в виде штрафа в размере 2743 рублей, явился вывод налогового органа о неправомерном неполном исчислении и уплате в бюджет НДС за 3 квартал 2010 года в качестве налогового агента.
В ходе проверки инспекцией установлено, что между Обществом и МО "Выборгское городское поселение" на аукционе 30.07.2010 заключен договор купли-продажи имущества N 545, согласно условий которого Обществом приобретено имущество: встроенные нежилые помещения N 1 - 5 общей площадью 77,2 кв.м., инв. N 5286, расположенные в цокольном этаже кирпичного жилого дома до 1940 года постройки по адресу: г. Выборг, ул. Кривоносова, д. 6.
Стоимость имущества в соответствии с протоколом о результатах аукциона составляет 1 001 000 рублей.
Оплата имущества Обществом осуществлена платежными поручениями от 04.08.2010 N 2144 в сумме 901 000 рублей, от 09.07.2010 N 1859 в сумме 100 000 рублей (оплата задатка за участие в торгах).
По акту приема-передачи от 25.08.2010 имущество передано Обществу.
Учитывая положения ст. 161 НК РФ, налоговый орган исчислил НДС, подлежащий перечислению в бюджет в качестве налогового агента при приобретении государственного имущества из стоимости хозяйственной постройки, в размере 152 695 рублей (1 001 000 x 18% / 118%).
Поскольку Обществом не исчислен и не уплачен в бюджет НДС с данной операции, сумма доначисленного налога составила 152 695 рублей.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований Общества, указал на неисполнение последним обязанностей налогового агента.
В соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 3 статьи 24 НК РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги, представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления налогового контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами, а также обязанности по удержанию и перечислению в бюджет НДС налоговыми агентами установлены статьей 161 Кодекса.
Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 224-ФЗ) пункт 3 статьи 161 Кодекса дополнен абзацем, согласно которому при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога.
При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
В соответствии с пунктом 11 статьи 9 Закона N 224-ФЗ названные дополнения пункта 3 статьи 161 НК РФ применяются при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) и при передаче имущественных прав, осуществляемых начиная с 01.01.2009.
Таким образом, с 01.01.2009 покупатель муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, признается налоговым агентом, на которого возложена обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет суммы НДС из выплачиваемых продавцу доходов от реализации.
В пункте 3 статьи 167 НК РФ предусмотрено, что в случаях, если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на этот товар, такая передача права собственности в целях главы 21 Кодекса приравнивается к его отгрузке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Следовательно, налоговая база по НДС при реализации недвижимого имущества определяется на дату регистрации права собственности.
Пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 28.12.2010 N 395-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 395-ФЗ) пункт 2 статьи 146 НК РФ дополнен подпунктом 12, согласно которому не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
На основании пункта 1 статьи 5 Закона N 395-ФЗ указанная норма вступила в силу с 01.04.2011.
Как следует из материалов дела, право собственности заявителя на муниципальное имущество зарегистрировано в 2010 году, то есть до 01.04.2011.
Спорное имущество на момент реализации не было закреплено за государственными предприятиями и учреждениями.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Общество как налоговый агент было обязано перечислить в бюджет НДС из выплаченного продавцу дохода от реализации.
С учетом положений пункта 3 статьи 161 Кодекса сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисленная по расчетной ставке, составляет размере 152 695 рублей (1 001 000 x 18% / 118%).
В связи с неуплатой суммы налога суд также признал правомерным решение Инспекции в части начисления Обществу пеней и привлечения к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ в размерах, соответствующих доначисленному налогу.
Суд первой инстанции правомерно отметил то, что указание в договоре купли-продажи муниципального имущества его стоимости без НДС, невыставление счетов-фактур на оплату реализованного имущества, само по себе не исключает обязанности заявителя по исчислению и перечислению налога в бюджет, поскольку наличие такой обязанности прямо следует из закона.
Выводы суда в указанной части основаны на правильном применении положении главы 21 НК РФ, установленных по данному делу фактических обстоятельствах, и не противоречат правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлениях от 17.04.2012 N 16055/11, от 18.09.2012 N 3139/12, от 04.12.2012 N 10295/12.
Довод апелляционной жалобы о том, что реализация спорного имущества осуществлена в порядке приватизации, в связи с чем данная операция в силу пп. 3. п. 2 ст. 146 НК РФ не признается объектом налогообложения, подлежит отклонению.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" действие этого Закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении.
По общему правилу унитарные предприятия и учреждения в силу статьи 143 НК РФ признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, а операции по реализации упомянутого имущества на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ - операциями, подлежащими налогообложению.
Таким образом, при реализации, в том числе муниципального имущества организациями, которым такое имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, данные организации исчисляют и уплачивают в бюджет налог на добавленную стоимость.
В отношении операций по реализации имущества, не закрепленного за унитарными предприятиями и учреждениями и составляющего казну публично-правового образования, абзацем вторым пункта 3 статьи 161 НК РФ, вступившим в силу с 01.01.2009, установлено общее правило о налогообложении этих операций налогом на добавленную стоимость и возложении обязанности по исчислению и уплате названного налога на покупателей такого имущества, признаваемых налоговыми агентами.
Из указанных правил главой 21 Налогового кодекса установлены исключения.
К числу операций, не признаваемых объектом налогообложения, отнесены операции по реализации государственного или муниципального имущества, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства" (подпункт 12 пункта 2 статьи 146 НК РФ, введен Федеральным законом от 28.12.2011 N 395-ФЗ, не действовал в период возникновения спорных правоотношений), а также операции по передаче имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации (подпункт 3 пункта 2 статьи 146 НК РФ).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 146, пунктом 3 статьи 161 НК РФ реализация не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями муниципального имущества, составляющего казну муниципального образования, признается операцией, облагаемой налогом на добавленную стоимость.
В силу специфики субъектов правоотношений, участвующих в сделках по реализации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну муниципального образования, обязанность по уплате налога на добавленную стоимость на основании пункта 3 статьи 161 НК РФ возлагается на покупателей (получателей) этого имущества, которые признаются налоговыми агентами.
В рассматриваемом деле, как подтверждается материалами дела и не опровергается подателем жалобы, реализовано муниципальное имущество, составляющее муниципальную казну (не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями), а, следовательно, положения подпункта 3 пункта 2 статьи 146 НК РФ, к спорным отношениям применению не подлежат.
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.12.2012 N 10295/12.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.07.2013 по делу N А56-12377/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.