город Ростов-на-Дону |
|
11 октября 2013 г. |
дело N А53-8875/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ереминой О.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Косеевой М.С.
при участии:
от ответчика - представитель Асеев А.В. по доверенности от 12.09.2012, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Юг Ком Транс" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.07.2013 по делу N А53-8875/2013
по иску ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" Федерального дорожного агентства"
к ответчику - ООО "Юг Ком Транс"
при участии третьего лица - управления государственного автодорожного надзора по Омской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о возмещении вреда
принятое в составе судьи Корха С.Э.
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" Федерального дорожного агентства" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Юг Ком Транс" о взыскании ущерба в размере 151456 руб. 34 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Управление государственного автодорожного надзора по Омской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Дело рассмотрено в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 01.07.2013 иск удовлетворен, с ответчика в пользу истца взыскано 151456 руб. 34 коп. в возмещение вреда, причиненного федеральной автомобильной дороге транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесного груза.
Решение мотивировано тем, что при перевозке тяжеловесного груза транспортным средством ответчика допущено превышение допустимой осевой нагрузки. Размер вреда правомерно рассчитан истцом по ставкам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 934 от 16.11.2009 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации".
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность и необоснованность решения, просил его отменить.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.09.2009 N 149 "Об утверждении порядка осуществления временных ограничений или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам" на автомобиль VOLVO FH 4X2, государственный регистрационный номер Х 380 КК 161, прицеп (полуприцеп) SCHMITZ SK024, государственный регистрационный номер PC 0027 61 временные ограничения движения в весенний период не распространялись в связи с перевозкой продуктов питания. Расчет причиненного ущерба произведен неверно, поскольку в акте N 17 установлено превышение предельной осевой массы только на вторую ось. Доказательства, свидетельствующие о том, что ответчиком было допущено превышение предельной общей массы транспортного средства или предельных осевых нагрузок, предусмотренных Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации", истцом не представлены. По мнению заявителя, Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 по состоянию на 16.04.2010 не предусматривали учета при определении размера платы в возмещение вреда при превышении предельно допустимой массы транспортного средства или предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства, установленных решением о временном ограничении движения транспортных средств.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика жалобу поддержал.
Представитель ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" Федерального дорожного агентства" в судебное заседание не явился. Учреждение о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом.
Представитель управления государственного автодорожного надзора по Омской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в судебное заседание не явился. Управление о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителя ответчика, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 24.04.2010 на контрольном пункте СПВК-52, расположенном на 589 км. федеральной автомобильной дороги 1Р-402 Тюмень-Омск, при взвешивании транспортного средства VOLVO FH 4X2, государственный регистрационный номер Х 380 КК 161, прицеп (полуприцеп) SCHMITZ SK024, государственный регистрационный номер PC 0027 61, принадлежащих ответчику, выявлено превышение предельно допустимых осевых нагрузок.
По данному факту государственным инспектором Управления государственного автодорожного надзора по Омской области при участии водителя транспортного средства Мирюшкина П.В. составлен акт N 17 от 24.04.2010 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось (л.д. 47). Акт подписан водителем Мирюшкиным П.В. с возражениями, от контрольного взвешивания водитель отказался.
Результаты взвешивания транспортного средства зафиксированы в указанном выше акте. Измерение весовых параметров транспортного средства и прицепа (полуприцепа) произведено на весовом оборудовании, принадлежащем ГП ДРСУ N 4 - Система дорожного контроля СДКА-01,-3-2, имеющем свидетельство о поверке N 26812 от 29.09.2009, действительное до 29.09.2010 (л.д. 72).
В соответствии с пунктом 17 акта N 17 от 24.04.2010, размер нанесенного вреда составил 226814 руб. 69 коп.
Полагая, что ущерб, причиненный федеральной автомобильной дороге, подлежит возмещению ООО "Юг Ком Транс", ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" Федерального дорожного агентства" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно пунктам 11 и 13 статьи 11 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, порядка определения размера такого вреда; порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных и (или) тяжеловесных грузов, и транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных грузов; порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 31 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи. Для получения специального разрешения, указанного выше, требуется: 1) согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в порядке, предусмотренном частью 4 настоящей статьи; 2) возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством, в порядке, предусмотренном частью 8 настоящей статьи.
Согласно частям 8, 9 статьи 31 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется Правительством Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения; высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.
Таким образом, действующим законодательством установлена обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов.
В пунктах 2, 3 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов установлено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств. Осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от: а) превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 30 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", значений (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2011 N 282): предельно допустимой массы транспортного средства; предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог; в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; г) базового компенсационного индекса текущего года (пункт 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов). Формула расчета указана в пункте 6 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов.
В таблице 2 приложения к Правилам возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов установлен размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.
В силу пункта 1 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 374, Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на городском наземном электрическом транспорте.
В соответствии с пунктами 5.3, 5.4 указанного Положения, Федеральное дорожное агентство организует расчет платы за перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, и осуществляет определение маршрутов движения по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортных средств с крупногабаритными и тяжеловесными грузами, в том числе осуществляющих международные перевозки в соответствии со специальными разрешениями.
ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" Федерального дорожного агентства" было образовано на основании приказа Российского дорожного агентства от 22.10.1999 N 158.
Полномочия учредителя в отношении ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" Федерального дорожного агентства" осуществляет Федеральное дорожное агентство (Росавтодор). Устав ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" Федерального дорожного агентства" утвержден приказом Федерального дорожного агентства от 01.06.2011 N 68.
Согласно пункту 1.2 Устава ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" Федерального дорожного агентства" является федеральным казенным учреждением, предназначенным для осуществления функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
В силу пункта 3.3.6 Устава согласование маршрутов транспортного средства и выдача специальных разрешений также отнесены к компетенции ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" Федерального дорожного агентства".
Как видно из материалов дела, автомобильная дорога общего пользования федерального значения 1Р 402 Тюмень-Омск закреплена за ГУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" Федерального дорожного агентства" на праве оперативного управления, что подтверждается распоряжением Департамента имущества и земельных отношений от 04.08.2003 N 1833-р (л.д. 52-55).
Факт превышения транспортным средством, принадлежащем ответчику, установленных ограничений по нагрузке на вторую, третью, четвертую и пятую оси подтвержден актом N 17 от 24.04.2010.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.09.2009 N 149 "Об утверждении порядка осуществления временных ограничений или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам" на автомобиль VOLVO FH 4X2, государственный регистрационный номер Х 380 КК 161, прицеп (полуприцеп) SCHMITZ SK024, государственный регистрационный номер PC 0027 61 временные ограничения движения в весенний период не распространялись в связи с перевозкой продуктов питания.
Согласно приказу "Об организации движения транспортных средств в период временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в 2010 году" N 75 от 11.03.2010 ФГУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" Федерального дорожного агентства" в период с 15.04.2010 по 14.05.2010 введено временное ограничение движения транспортных средств, следующих по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в границах Кемеровской, Новосибирской, Омской и Томской областей с превышением временно установленной допустимой нагрузки на ось посредством установки дорожных знаков и знаков дополнительной информации.
Из акта N 17 следует, что транспортное средство остановлено 24.04.2010, то есть в момент действия временных ограничений на Федеральной автомобильной дороге 1Р-402 Тюмень-Омск.
Довод заявителя жалобы о том, что расчет причиненного ущерба произведен неверно, поскольку в акте N 17 установлено превышение предельной осевой массы только на вторую ось, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Министерством транспорта Российской Федерации 27.05.1996 утверждена Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации.
В приложении N 1 (в редакции, действующей в спорный период) к данной инструкции определены параметры, в случае превышения которых (хотя бы одного из них) транспортное средство признается тяжеловесным.
Из материалов дела видно, что превышение предельно допустимого значения полной массы транспортного средства не установлено.
Акт N 17 от 24.04.2010 содержит сведения о превышении фактических осевых нагрузок над допустимыми на вторую, третью, четвертую и пятую оси.
Сумма ущерба, подлежащая взысканию с ответчика, рассчитана по ставкам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 934 от 16.11.2009 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации".
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не усматривает.
О рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчик был извещен надлежащим образом (почтовое уведомление - л.д. 84).
При рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчик возражений не заявил.
К апелляционной жалобе ответчиком приложен отзыв на иск, который, согласно пояснениям представителя ООО "Юг Ком Транс", направлен в Арбитражный суд Ростовской области почтовой связью 22.05.2013 (квитанция - л.д. 127).
Однако, в представленном отзыве, в перечне приложений указана квитанция о направлении отзыва истцу 24.07.2013. Пояснений по вопросу о несоответствии дат направления отзыва и указанных в приложении к нему документов представителем ООО "Юг Ком Транс" не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.07.2013 по делу N А53-8875/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном статьей 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Еремина О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-8875/2013
Истец: Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" Федерального дорожного агентства", ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" Федерального дорожного агентства
Ответчик: ООО "Юг Ком Транс"
Третье лицо: Управление государственного автодорожного надзора по Омской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта