г. Владивосток |
|
14 октября 2013 г. |
Дело N А24-2364/2013 |
Резолютивная часть постановления оглашена 08 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 октября 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей А.В. Гончаровой, С.В. Гуцалюк,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Оссорское жилищно-коммунальное хозяйство",
апелляционное производство N 05АП-10319/2013
на решение от 30.07.2013
судьи И.Ю. Жалудя
по делу N А24-2364/2013 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению муниципального унитарного предприятия "Оссорское жилищно-коммунальное хозяйство" (ИНН 8203010908, ОГРН 1114177001718, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 27.06.2011)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю в Карагинском и Пенжинском районах (ИНН 4101099804, ОГРН 1054100005068, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 24.02.2005)
о признании незаконным и отмене постановления от 17.06.2013 N 78 о привлечении к административной ответственности,
при участии: стороны не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Оссорское жилищно-коммунальное хозяйство" (далее по тексту - заявитель, предприятие) обратилось в арбитражный суд в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю в Карагинском и Пенжинском районах (далее по тексту - административный орган, управление, Роспотребнадзор) от 17.06.2013 N 78, которым предприятие привлечено к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 200000 руб.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 30.07.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, предприятие обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Камчатского края от 30.07.2013 отменить. В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что не является надлежащим субъектом ответственности за вменяемое правонарушение, поскольку не является управляющей компанией в п. Оссора и в силу статьи 162 Жилищного кодекса РФ не может брать на себя какие-либо обязательства по оказанию услуг населению.
Роспотребнадзор по тексту представленного в материалы дела письменного отзыва на апелляционную жалобу с доводами апелляционной жалобы не согласился, обжалуемое решение считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 03.10.2013 объявлялся перерыв, о чем лица, участвующие в деле, были уведомлены в соответствии с Информационным письмом Президиума ВАС РФ N 113 от 19.09.2006 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
Стороны, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156 АПК РФ, суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие их представителей.
Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение подлежит отмене как вынесенное с неправильным применением норм материального права в силу следующего.
06.06.2013 в управление поступила жалоба жителей п. Оссора Карагинского района Камчатского края, в том числе на то, что во дворе домов N 47 и N 55 по ул. Лукашевского названного посёлка образовались огромные лужи из канализационных вод, которые изливаются из септиков и жировиков.
В период с 11.06.2013 по 13.06.2013 на основании распоряжения руководителя административного органа от 06.06.2013 N 383/1 проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой выявлено, что выгреба жилых домов N 47 и N 55 по ул. Лукашевского в п. Оссора Карагинского района Камчатского края переполнены, хозяйственно-бытовые сточные воды из отстойников и жировиков изливаются по двору располагающихся жилых домов, образуя зловонные лужи. Своевременная и регулярная откачка хозяйственно-бытовых сточных вод из выгребов не производится, что нашло отражение в акте проверки от 13.06.2013 N 383.
Полагая, что ответственным за допущенные нарушения является предприятие, Роспотребнадзор посчитал, что заявитель допустил нарушение требований пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее по тексту - Закон N 52-ФЗ), пункта 2.3.4 "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88 (далее по тексту - СаНПиН 42-128-4690-88).
13.06.2013 по выявленным фактам в отношении предприятия МУП "Оссорское ЖКХ" составлен протокол об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 КоАП РФ, а 17.06.2013 - вынесено оспариваемое постановление N 78 о признании заявителя виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, с наложением административного штрафа в размере 200000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель оспорил его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал, сочтя, что материалами дела подтверждается факт совершения обществом вмененного ему правонарушения, нарушения порядка привлечения к административной ответственности и назначения наказания не установлено.
Исследовав представленные в дело доказательства и оценив их по правилам статьи 71 АПК РФ, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что административным органом неверно квалифицировано рассматриваемое противоправное деяние по статье 8.2 КоАП РФ как несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Из материалов дела следует, что событие вмененного предприятию правонарушения заключается в нарушении требований пункта 1 статьи 22 Закона N 52-ФЗ и пункта 2.3.4 СанПиН 42-128-4690-88, а именно выгреба жилых домов N 47 и N 55 по ул. Лукашевского в п. Оссора Карагинского района Камчатского края переполнены, хозяйственно-бытовые сточные воды из отстойников и жировиков изливаются по двору располагающихся жилых домов, образуя зловонные лужи. Своевременная и регулярная откачка хозяйственно-бытовых сточных вод из выгребов не производится.
Пунктом 1 статьи 2 Закона N 52-ФЗ установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со статьей 8 этого же Закона граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно пункту 1 статьи 22 Закона N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Санитарные правила содержания территорий населенных мест СанПиН 42-128-4690-88 содержат основные положения, которые следует строго соблюдать для обеспечения санитарного состояния территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых и гражданских зданий, в частности пунктом 2.3.4 предусмотрено, что выгреб следует очищать по мере его заполнения, но не реже одного раза в полгода.
Между тем, правовые основы деятельности предприятий в области обращения с отходами производства и потребления регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту - Закон N 89-ФЗ).
Статьей 1 указанного Закона N 89-ФЗ определено, что отходы производства и потребления - это остатки сырья материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Под "обращением с отходами" понимается не только деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, но и деятельность, в процессе которой образуются отходы.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона N 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, ведение которого осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Согласно положениям статей 65 и 210 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое постановление.
Однако в материалах дела, в протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении административного органа не содержится данных о том, что общество осуществляло деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона N 89-ФЗ.
При названных обстоятельствах следует признать, что общество привлечено к административной ответственности неправомерно.
Выводы судебной коллегии в указанной части согласуются с позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 20.07.2010 N 4433/10.
Пунктом 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
Таким образом, неправильная квалификация выявленного правонарушения является самостоятельным основанием для признания незаконным постановления по делу об административном правонарушении и его отмены.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований на основании пункта 2 статьи 269 АПК РФ отменить, признав незаконным постановление управления о назначении административного наказания от 17.06.2013 N 78.
Доводы заявителя и административного органа, изложенные по тексту апелляционной жалобы и возражений на неё, судебной коллегией не оцениваются, как не имеющие правового значения.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 30.07.2013 по делу N А24-2364/2013 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю в Карагинском и Пенжинском районах от 17.06.2013 N 78 о признании муниципального унитарного предприятия "Оссорское жилищно-коммунальное хозяйство" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 200000 руб.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н.Н. Анисимова |
Судьи |
А.В. Гончарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-2364/2013
Истец: МУП "Оссорское жилищно-коммунальное хозяйство"
Ответчик: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю в Карагинском и Пенжинском районах
Третье лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю