г. Вологда |
|
14 октября 2013 г. |
Дело N А44-2685/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2013 года.
В полном объёме постановление изготовлено 14 октября 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и Пестеревой О.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Якуненковой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов Новгородского района Ярихиной А.Д. на решение Арбитражного суда Новгородской области от 30 июля 2013 года по делу N А44-2685/2013 (судья Киселева М.С.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Святая София Н" (ОГРН 1065321092957; далее - должник, ООО "Святая София Н") обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления об оценке вещи или имущественного права от 23.05.2013, вынесенного судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов Новгородского района Ярихиной А.Д. (далее - судебный пристав).
При участии в деле взыскателей: общества с ограниченной ответственностью "Энергоинвест" (далее - ООО "Энергоинвест"), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области (далее - налоговый орган); третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "Инвенцен" (далее - ООО "Инвенцен"), общества с ограниченной ответственностью "Аудит-Оценка" (далее - общество "Аудит-Оценка").
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 30 июля 2013 года по делу N А44-2685/2013 заявленные требования удовлетворены.
Судебный пристав с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что вынося 23.05.2013 постановление об оценке вещи или имущественного права, действовал в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 227-ФЗ, Закон об исполнительном производстве). При этом отмечает, что не обладает специальными познаниями для оценки достоверности произведенной специалистом (оценщиком) оценки.
ООО "Святая София Н", взыскатели и третьи лица отзывы на жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, постановлениями судебного пристава-исполнителя Химухиной Е.В. от 02.02.2012 и от 06.02.2012 возбуждены исполнительные производства N 375/12/21/53, N 376/12/21/53, 598/12/21/53 и N 604/12/21/53 должником по которым выступает ООО "Святая София Н", а взыскателями - налоговый орган и ООО "ЭНЕРГОИНВЕСТ".
Названные исполнительные производства постановлением судебного пристава от 02.04.2012 N 21211/12/21/53 объединены в сводное исполнительное производство N 11668/11/21/53 СД.
Из постановления судебного пристава Химухиной Е.В. от 13.03.2013 следует, что для определения рыночной стоимости оценка имущества по исполнительному производству N 11668/11/21/53 СД, арестованного 07.04.2010 (здание цеха по производству питьевой воды, расположенного по адресу: Новгородский район, д. Витка, д.239а, общей площадью 510,10 кв.м, год постройки - декабрь 2007), поручена специалисту-оценщику ООО "Инвенцен" (л.д.142).
Постановлением об оценке вещи или имущественного права от 23.05.2013 судебным приставом-исполнителем Ярихиной А.Д. принят отчет от 15.03.2013 N 15/03/2013 об оценке рыночной стоимости имущества, проведенный ООО "Инвенцен", с которым 13.02.2013 заключен государственный контракт N 7 на оказание услуг по оценке недвижимого имущества, арестованного в ходе исполнительного производства.
Согласно указанному отчету рыночная стоимость здания цеха по производству питьевой воды, расположенному по адресу: Новгородский район, д. Витка, д.239а, общей площадью 510,10 кв.м, составляет 5 357 000 руб. (л.д.9).
Не согласившись с постановлением от 23.05.2013, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
На основании пункта 1 статьи 85 Закона N 229-ФЗ оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника привлечь оценщика для оценки в числе прочего вещей, стоимость которых по предварительной оценке превышает 30 000 руб. (пункт 7 части 2 статьи 85 Закона N 229-ФЗ).
Согласно части 4 этой же статьи Закона об исполнительном производстве, если судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки отдельной вещи или имущественного права, то судебный пристав-исполнитель:
1) в акте (описи имущества) указывает примерную стоимость вещи или имущественного права и делает отметку о предварительном характере оценки;
2) назначает специалиста из числа отобранных в установленном порядке оценщиков;
3) выносит постановление об оценке вещи или имущественного права не позднее трех дней со дня получения отчета оценщика. Стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке.
Поскольку в данном случае стоимость предварительной оценки имущества превышала 30 000 руб., привлечение судебным приставом-исполнителем специалиста-оценщика являлось обязательным в установленный статьей 85 Закона N 299-ФЗ месячный срок.
Порядок осуществления оценочной деятельности на территории Российской Федерации установлен Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ).
На основании статьи 12 Закона N 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком", оспаривание отчета об оценке в рамках исполнительного производства возможно путем подачи заявления об оспаривании соответствующего постановления судебного пристава-исполнителя, поскольку величина рыночной стоимости, определенная независимым оценщиком в рамках исполнительного производства, носит рекомендательный характер и не является обязательной.
В силу статьи 15 Закона N 135-ФЗ оценщик обязан соблюдать при осуществлении оценочной деятельности требования названного Закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральные стандарты оценки, а также стандарты и правила оценочной деятельности, утвержденные саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является.
В разделе III Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007 N 256 (далее - ФСО N 1), перечислены подходы к оценке - затратный, сравнительный и доходный, а в пункте 6 раздела II ФСО N 1 указано, что итоговая стоимость объекта оценки определяется путем расчета стоимости объекта оценки при использовании подходов к оценке и обоснованного оценщиком согласования (обобщения) результатов, полученных в рамках применения различных подходов к оценке.
Согласно пункту 20 раздела IV ФСО N 1 оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода. Оценщик вправе самостоятельно определять конкретные методы оценки в рамках применения каждого из подходов.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 18 раздела IV ФСО N 1 оценщик осуществляет сбор и анализ информации, необходимой для проведения оценки объекта оценки. Оценщик изучает количественные и качественные характеристики объекта оценки, собирает информацию, существенную для определения стоимости объекта оценки теми подходами и методами, которые на основании суждения оценщика должны быть применены при проведении оценки, в том числе информацию о спросе и предложении на рынке, к которому относится объект оценки, включая информацию о факторах, влияющих на спрос и предложение, количественных и качественных характеристиках данных факторов.
На основании пункта 22 раздела IV ФСО N 1 сравнительный подход применяется, когда существует достоверная и доступная для анализа информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов.
Судебный пристав-исполнитель в процессе осуществления исполнительных действий в соответствии с частью 1 статьи 64 Закона N 229-ФЗ и пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее - Закон о судебных приставах) обязан совершать действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, в том числе принимать меры для проверки достоверности отчета оценщика.
Отчет оценщика не имеет для судебного пристава-исполнителя заранее установленной силы, не является обязательным к применению. В случае, если у судебного пристава-исполнителя возникнут сомнения в полноте и правильности выводов оценщика, он, руководствуясь интересами сторон исполнительного производства, вправе и обязан принять комплекс мер по проверке таких выводов.
Рыночной стоимостью объекта оценки является наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки, и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме (статья 3 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
В рассматриваемом случае как следует из отчета от 15.03.2012 N 15/03/2013, итоговая величина рыночной стоимости здания цеха по состоянию на 15 марта 2013 года составляет округленно 6 321 260 руб. с НДС и 5 357 000 руб. без НДС.
При этом, согласно пункту 16.6 данного отчета к определяемой рыночной стоимости применена корректировка стоимости на вынужденный характер продажи в размере 0,3 % от стоимости 7 652 000 руб.
Проанализировав в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ названный отчет, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о несоответствии определенной оценщиком рыночной стоимости статье 3 Закона N 135-ФЗ.
Из отчета ООО "Инвенцен" усматривается, что при проведении оценки использованы только затратный и сравнительный методы.
В силу пункта 10 федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 254, в тексте отчета об оценке должны присутствовать ссылки на источники информации, используемой в отчете, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, либо приложены копии материалов и распечаток. В случае если информация при опубликовании на сайте в сети Интернет не обеспечена свободным и необременительным доступом на дату проведения оценки и после даты проведения оценки или в будущем возможно изменение адреса страницы, на которой опубликована используемая в отчете информация, или используется информация, опубликованная не в периодическом печатном издании, распространяемом на территории Российской Федерации, то к отчету об оценке должны быть приложены копии соответствующих материалов.
Как следует из представленного отчета 15.03.2012 N 15/03/2013, расчет стоимости здания цеха производился на основе сравнительного подхода. В качестве аналогов использованы объекты, информация о которых размещена на сайте www.avito.ru/velikiy_novgorod/kommercheskaya_nedvizhimost/prodam:
zdanie_147651630 (аналог N 1);
prjizvodstvo_ul._b._sankt-peterburgskaya_143660452 (аналог N 2)
prjizvodstvo_g._velikij_novgorod_ul.rabo_134474066 (аналог N 3) (л.д.29).
Распечатки страниц с интернет-сайта об аналогах объекта оценки с адреса страницы к отчету не приложены.
При проверке указанной информации судом по адресам страниц, указанных в Отчете, обнаружена только информация по второму аналогу.
Согласно пункту 4 ФСО N 3 при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться принципа проверяемости: состав и последовательность представленных в отчете об оценке материалов и описание процесса оценки должны позволить полностью воспроизвести расчет стоимости и привести его к аналогичным результатам.
В данном случае это требование не соблюдено.
Помимо того, как правильно отметил суд первой инстанции, учитывая постоянное обновление информационных ресурсов и наличие значительного временного отрезка между датой отчета (15.03.2013) и датой принятия постановления об оценке (23.05.2013), опубликование информации не в периодическом печатном издании, к отчету об оценке должны быть приложены копии страниц информационного ресурса, на которые имеются ссылки в отчете.
Кроме того, в нарушение требований статьи 11 Закона N 135-ФЗ, определяющей, что в отчете об оценке объекта оценки должно быть указано точное описание объекта оценки, в отчете не указана балансовая стоимость оцениваемого здания цеха.
В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом N 229-ФЗ, судебный пристав-исполнитель, в частности, принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, при этом он обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций (пункт 1 статьи 12, статья 13 Закона о судебных приставах).
В соответствии с пунктом 1 статьи 50 Закона N 229-ФЗ стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, в том числе обжаловать постановления судебного пристава.
Согласно статьям 24, 63 Закона об исполнительном производстве лица, участвующие в исполнительном производстве, извещаются об исполнительных действиях и о мерах принудительного исполнения или вызываются к судебному приставу-исполнителю либо на место совершения исполнительных действий; взыскатель и должник при наличии к тому оснований, вправе заявить отвод специалисту, участвующему в исполнительном производстве.
Соблюдение требований, указанных в статье 24 Закона N 229-ФЗ является гарантией соблюдения прав сторон в исполнительном производстве, обеспечивает законность процедур исполнения.
Норма, обязывающая судебного пристава-исполнителя информировать всех участников исполнительного производства о проведенных мероприятиях в рамках отдельного исполнительного производства, носит общий характер и распространяет свое действие на все стадии исполнительного производства и касается любых мер принудительного исполнения.
В данном случае должнику стало известно о поручении оценки специалисту-эксперту после получения постановления об оценке вещи.
Доказательств направления должнику постановления о поручении оценки суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что поскольку судебный пристав не уведомил надлежащим образом должника о привлечении специалиста и о производимой специалистом оценке имущества, должник не имел возможности воспользоваться своими правами, предусмотренными частью 1 статьи 50 и частью 2 статьи 63 Закона N 229-ФЗ.
Помимо того, в подтверждение занижения стоимости оцененного ООО "Инвенцен" имущества обществом предъявлен отчет об оценке от 06.06.2013 N 42/06, составленный для ООО "Святая София Н" обществом "Аудит-Оценка" из которого следует, что по состоянию на 03.06.2013 итоговая величина рыночной стоимости оцениваемого объекта составляет 14 380 000 руб. с НДС.
В связи с этим, апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что постановлением от 23.05.2013 судебным приставом нарушены права и законные интересы ООО "Святая София Н".
С учетом изложенного суд правомерно признал оспариваемое постановление судебного пристава об оценке имущества должника недействительным.
Выводы суда, изложенные в решении от 30.07.2013, соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.
Оснований для отмены судебного акта не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 30 июля 2013 года по делу N А44-2685/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов Новгородского района Ярихиной А.Д. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-2685/2013
Истец: ООО "Святая София Н"
Ответчик: Судебный пристав-исполнитель ОСП Новгородского района Ярихина А. Д., УФССП России по Новгородской области
Третье лицо: Межрайонная ИФНС России N 9 по Новгородской области, ООО "Аудит-Оценка", ООО "Инвенцен", ООО "ЭнергоИнвест"