город Ростов-на-Дону |
|
15 октября 2013 г. |
дело N А32-18537/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 октября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Соловьевой М.В..
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.А. Близнюк
при участии:
от Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" : представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 3131.07.20133 по делу N А32-18537/2013, принятое судьей Хахалевой Н.В.
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу
к Федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России"
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией на услуги связи N 108074, по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от Решением Арбитражного суда Ростовской области от 11.02.2013 года ФГУП "Почта России" привлечено к административной за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 30 500 рублей. Судебный акт мотивирован доказанностью наличия состава и события правонарушения.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Не согласившись с принятым судебным актом, Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе ФГУП "Почта России" просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы апеллянт указывает, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, что данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл.34 АПК РФ.
Представители лиц, участвующих в деле в судебное заседание не явились. О времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Управление направило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Согласно части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле..
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 21.05.2013 года в ходе рассмотрения обращения директора ООО "Империя" - Кочнева Д.С. (входящий N от 01.04.2013 N 2-11-363-св) государственным инспектором Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций - Гуйко О.В. была проведена проверка Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" по вопросам соблюдения требований действующего законодательства в области лицензируемого вида деятельности.
В результате проведенной проверки было установлено, что ФГУП "Почта России" осуществляется предпринимательская деятельность с нарушением требований лицензии N 108074 "Услуги почтовой связи", которое выразилось в следующем: в отделение почтовой связи Коржевский - 353577 Таманского почтамта ОСП УФПС Краснодарского края - филиала ФГУП "Почта России" 13.02.2013 г. поступила ценная посылка N 15300058928052 с наложенным платежом (7120 рублей), отправленная из г. Иваново 07.02.2013 г. ООО "Империя". Данное почтовое отправление вручено 19.02.2013 г. получателю - Серебряковой О.В., с которой взыскана сумма наложенного платежа 7120 рублей, почтовый сбор - 292,40 рублей. При вручении почтового отправления N 15300058928052, начальником ОПС Коржевский-353577 Полежаевой О.Н. было установлено отсутствие бланка почтового перевода, в связи с чем ею был составлен дубликат почтового перевода наложенного платежа. Взысканные денежные средства направлены 19.02.2013 электронным переводом N 19968 в адрес ООО "Империя" в г. Москва. После обращения директора ООО "Империя" - Кочнева Д.С. в управление Роскомнадзора по Южному федеральному округу по факту не получения предприятием перевода денежных средств, наложенный платеж был вторично направлен 18.04.2013 за N 300162 в адрес ООО "Империя", г. Иваново. Электронный перевод наложенного платежа за посылку N 15300058928052 должен был быть переведен ООО "Империя", г. Иваново не позднее 23.02.2013 г. Данная денежная сумма поступила в г. Иваново для зачисления 19.04.2013 г. (согласно распечатки трассы прохождения электронного перевода N 300162), то есть допущено замедление при осуществлении почтовых переводов денежных средств на 56 дней, что является нарушением п. 1 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ "О связи", п.п. 4, 5 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 108074, п.п. 33, 47 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 г. N 221.
15.05.2013 г. в адрес ФГУП "Почта России" управлением была направлена телеграмма, которой законному представителю заинтересованного лица предлагалось явиться 21.05.2013 г. в 11 час. 00 мин. в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу для составления протокола об административном правонарушении. Данная телеграмма была получена заинтересованным лицом 16.05.2013 г., что подтверждается представленным в материалы дела уведомлением о вручении.
По результатам рассмотренных сведений 21.05.2013 г. государственным инспектором Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций - Гуйко О.В., в отсутствии надлежащим образом уведомленного законного представителя ФГУП "Почта России", в присутствии представителя ФГУП "Почта России" по доверенности от 27.02.2013 г. - Коцюба И.В., в отношении заинтересованного лица был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ N 516/13 - за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Протокол соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, что в силу ст. 26.2 КоАП РФ и п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" допускает применение указанного Протокола в качестве доказательства совершения лицом, в отношении которого он был составлен, административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Управление обратилось в арбитражный суд, с заявлением о привлечении ответчика к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа, в том числе на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Статья 8 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" закрепляет, что в перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) могут быть включены следующие требования:
1) наличие у соискателя лицензии и лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;
2) наличие у соискателя лицензии и лицензиата работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей профессиональной подготовкой и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности;
3) наличие у соискателя лицензии и лицензиата необходимой для осуществления лицензируемого вида деятельности системы производственного контроля;
4) соответствие соискателя лицензии и лицензиата требованиям, установленным федеральными законами и касающимся организационно-правовой формы юридического лица, размера уставного капитала, отсутствия задолженности по обязательствам перед третьими лицами;
5) иные требования, установленные федеральными законами.
Таким образом, на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 46 Федерального Закона РФ от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ "О связи" оператор связи обязан: оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи; руководствоваться при проектировании, построении, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации сетей связи нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи, осуществлять построение сетей связи с учетом требований обеспечения устойчивости и безопасности их функционирования. Связанные с этим расходы, а также расходы на создание и эксплуатацию систем управления своих сетей связи и их взаимодействие с единой сетью электросвязи Российской Федерации несут операторы связи; соблюдать требования, касающиеся организационно-технического взаимодействия с другими сетями связи, пропуска трафика и его маршрутизации и устанавливаемые федеральным органом исполнительной власти в области связи, а также требования к ведению взаиморасчетов и обязательным платежам; представлять статистическую отчетность по форме и в порядке, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; предоставлять по запросам федерального органа исполнительной власти в области связи для реализации его полномочий информацию, в том числе о техническом состоянии, перспективах развития сетей связи и средств связи, об условиях оказания услуг связи, услуг присоединения и услуг по пропуску трафика, о применяемых тарифах и расчетных таксах, по форме и в порядке, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании пункта 4 требований к лицензии N 108074 лицензиат обязан обеспечить предоставление пользователю: приема почтовых отправлений; обработки почтовых отправлений; перевозки почтовых отправлений; доставки (вручения) почтовых отправлений; почтового перевода денежных средств.
В соответствии с пунктом 5 требований к лицензии N 108074 лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 33 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 г. N 221, почтовые отправления (почтовые переводы) доставляются (выплачиваются) в соответствии с указанными на них адресами или выдаются (выплачиваются) в объектах почтовой связи.
Порядок доставки почтовых отправлений (выплаты почтовых переводов) в адрес юридического лица определяется договором между ним и оператором почтовой связи.
В ячейки абонентских почтовых шкафов, почтовые абонентские ящики, ячейки абонементных почтовых шкафов, почтовые шкафы опорных пунктов опускаются в соответствии с указанными на них адресами, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи:
а) простые почтовые отправления;
б) извещения о регистрируемых почтовых отправлениях и почтовых переводах;
в) извещения о простых почтовых отправлениях, размеры которых не позволяют опустить их в ячейки почтовых шкафов;
г) простые уведомления о вручении почтовых отправлений и выплате почтовых переводов.
В пункте 47 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 г. N 221, закреплено, что операторы почтовой связи обязаны:
а) пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки;
б) обеспечивать сохранность принятых от пользователей почтовых отправлений и почтовых переводов;
в) обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора;
г) оказывать в установленных законодательством случаях и порядке содействие правоохранительным органам при проведении оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий;
д) бесплатно удостоверять доверенности граждан на получение их представителями адресованных им почтовых отправлений и почтовых переводов;
е) соблюдать тайну связи.
Оператором почтовой связи ФГУП "Почта России" разработаны и утверждены сроки осуществления почтовых переводов денежных средств между краевыми, областными и районными центрами Российской Федерации - не более 3 рабочих дней (Приказ ФГУП "Почта России" от 21.03.2006 г. N 81 "Об утверждении сроков осуществления почтовых переводов денежных средств").
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом установлено, что ФГУП "Почта России" было допущено осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований лицензии N 108074 "Услуги почтовой связи", выразившимся в том, что заинтересованным лицом нарушены сроки перевода денежных средств в адрес ООО "Империя".
Факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами дела, а именно: обращением директора ООО "Империя" - Кочнева Д.С. (входящий N от 01.04.2013 N 2-11-363-св), письмом УФПС Краснодарского края - филиала ФГУП "Почта России" от 23.04.2013 N 30.1.3.1.-8/2210, протоколом об административном правонарушении от 21.05.2013 г. N 516/13.
Таким образом, ФГУП "Почта России" имело возможность соблюдения лицензионных требований и условий, однако им не были приняты все зависящие от него меры.
Судом первой инстанции правомерно сделан вывод о том, что в действиях ответчика усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Срок привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не истек. Так как постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей не может быть вынесено по истечении года со дня совершения административного правонарушения,
Согласно ст. 4.1. КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения, назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ, при этом учитывается характер совершенного правонарушения, а также обстоятельства, смягчающие (отягчающие) административную ответственность.
Учитывая изложенное, а также то, что заинтересованное лицо ранее к аналогичной ответственности привлекалось (в материалах дела имеются указанные доказательства), суд правомерно привлек ФГУП "Почта России" к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 30 500 рублей.
Судом апелляционной инстанции не принимается довод предприятия о том, что при назначении наказания необходимо учитывать обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, предприятием были приняты все зависящие от него меры по соблюдению лицензионных условий в виду следующего.
Судом первой инстанции сделан вывод, что предприятием не приняты все зависящие от него меры по соблюдению лицензионных условий, выразившиеся в том, что заинтересованным лицом нарушены сроки перевода денежных средств в адрес ООО "Империя". В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что юридическое лицо приняло все зависящие от него меры для соблюдения указанных выше норм и правил действующего законодательства.
При назначении административного наказания, судом первой инстанции учтено наличие отягчающего ответственность ответчика обстоятельства, а именно, что заинтересованное лицо ранее к аналогичной ответственности привлекалось (в материалах дела имеются указанные доказательства).
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.07.2013 по делу N А32-18537/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Судья |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-18537/2013
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Краснодарскому краю, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному Федеральному округу
Ответчик: ФГУП "Почта России"
Третье лицо: ФГУП "Почта России"