город Ростов-на-Дону |
|
14 октября 2013 г. |
дело N А53-8120/2013 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Ильиной М.В., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Назыковым А.Л.,
при участии:
от истцов - представителя Проняева В.А. (доверенность от 05.02.2013),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ростова-на-Дону
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 25 июля 2013 года по делу N А53-8120/2013
по иску индивидуальных предпринимателей Халын Ю.Г., Даденко Е.В., Даденко Е.Е., Мирошниченко Т.И.
к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ростовской области,
при участии третьих лиц - Правительства Ростовской области, администрации города Ростова-на-Дону,
об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
принятое в составе судьи Палий Ю.А.,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальные предприниматели Халын Юрий Геннадьевич, Даденко Евгений Викторович, Даденко Евгений Евгеньевич, Мирошниченко Татьяна Ивановна обратились в арбитражный суд с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области" об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:44:0011122:144, площадью 3079 кв.м., расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Автомобильный, 29.
Определением суда от 30.04.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Правительство Ростовской области, Администрация г. Ростова-на-Дону.
Истец уточнил исковые требования, просил установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 3079 кв.м., кадастровый номер 61:44:0011122:144, находящегося по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Автомобильный, 29, равной его рыночной стоимости в размере 23 471 217 рублей.
Решением арбитражного суда от 25.07.2013 кадастровую стоимость земельного участка площадью 3079 кв.м, кадастровый номер 61:44:0011122:144, находящегося по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Автомобильный, 29, установлена равной его рыночной стоимости в размере 23 471 217 рублей с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.
Администрация города Ростова-на-Дону обжаловала решение суда в порядке главы 34 АПК РФ, просила решение суда отменить, в иске отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована неприменимостью к спорному участку положений главы III.1 Федерального закона "Об оценочной деятельности", недопустимостью изменения кадастровой стоимости за прошедший период. Рыночная стоимость должна была определяться на момент разрешения спора. Кадастровая стоимость не могла устанавливаться на 01.01.2007. Решение суда направлено на снижение поступлений в местный бюджет по земельному налогу.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 07 по 14 октября 2013 года. Участвовавший в заседании до перерыва представитель истцов просил решение суда оставить без изменения, после перерыва заседание продолжено в отсутствие представителей участвующих в деле лиц. Заявитель жалобы явку своего представителя не обеспечил.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя истцов, апелляционный суд не нашел оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, индивидуальным предпринимателям Халын Юрию Геннадьевичу, Даденко Евгению Викторовичу, Даденко Евгению Евгеньевичу, Мирошниченко Татьяне Ивановне на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок площадью 3 079 кв.м, кадастровый номер 61:44:0011122:144, находящийся по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Автомобильный, 29. Согласно кадастровому паспорту N 61/001/13-80017 от 18.02.2013 кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет 46 578 311,46, рублей.
Суд руководствовался постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной от 28.06.2011 N 913/11, по смыслу которого законодатель не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка посредством указания его рыночной стоимости, причем в этом случае достоверность кадастровой стоимости и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не является. Для удовлетворения требований заинтересованного лица об установлении кадастровой стоимости в размере доказанной им рыночной стоимости земельного участка нет необходимости проверять достоверность результатов государственной кадастровой оценки в виде кадастровой стоимости спорного земельного участка или законность нормативного акта, которым они утверждены, потому что такое требование направлено не на оспаривание кадастровой оценки в целом, а на уточнение ее результатов применительно к данному конкретному земельному участку. Предмет таких требований заключается в изменении кадастровой стоимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Суд указал, что права индивидуальных предпринимателей, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной, законодательство допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Судом была назначена экспертиза для определения рыночной стоимости спорного земельного участка на момент внесения сведений о земельном участке в государственный кадастр недвижимости (по состоянию на 01.01.2007), проведение экспертизы было поручено экспертам общества с ограниченной ответственностью "Компания ВЕАКОН-АрсГор" Харченко Александру Евгеньевичу, Кульчугаевой Анастасии Тавмуратовне. По результатам проведения экспертизы представлено заключение эксперта N 32-2013 от 17.07.2013, в соответствии с которым рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2007 составила 23 471 217 рублей.
Оценивая экспертное заключение, суд пришел к выводу, что представленное заключение эксперта соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, содержит достаточную информацию и статистический анализ о стоимости сравнимых и схожих земельных участков. Рыночная стоимость спорного земельного участка определена экспертом по состоянию на 01.01.2007, то есть на дату проведения государственной кадастровой оценки земель. Кадастровая стоимость спорного земельного участка была сформирована посредством перемножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости для кадастрового квартала, в котором находиться спорный земельный участок. Удельные показатели кадастровой стоимости были определены по состоянию на 01.01.2007 с целью определения и исчисления кадастровой стоимости земельных участков, которые будут созданы в последующем. На основании изложенного, суд приходит к выводу о доказанности истцами рыночной стоимости спорного земельного участка в размере 23 471 217 рублей.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы основаны на толковании земельного законодательства, отличном от правового подхода, изложенного в соответствующем постановлении Президиума ВАС РФ. Относительно довода о недопустимости установления кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2007 апелляционный суд отмечает следующее.
В постановлении Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 N 10761/11 указано следующее: "В постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых была определена до вступления в законную силу положений главы III.1 Закона об оценочной деятельности. При этом Президиум исходил из того, что хотя установленная этим Законом административная процедура пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости и определения кадастровой стоимости в размере рыночной на спорные отношения не распространяется, кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером). Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату. Именно поэтому статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости. Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости"). В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки. На эту же дату необходимо определять и рыночную стоимость тех объектов недвижимости, сведения о которых не были внесены в кадастр на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в частности вновь образуемых земельных участков, в силу следующего. Согласно действующим нормативным актам кадастровая стоимость вновь образованного земельного участка определяется самостоятельно кадастровым органом при постановке вновь образуемого земельного участка на кадастровый учет на основании имеющихся результатов проведенной государственной кадастровой оценки, утвержденных до образования такого участка. В настоящее время определение кадастровой стоимости образуемых земельных участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 (далее - методические указания). Методические указания применяются и для определения кадастровой стоимости земельных участков в случае образования нового земельного участка путем раздела. Так, подпункт 2.1.17 Методических указаний определяет, что в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемого земельного участка) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка. Поскольку при определении кадастровой стоимости вновь образуемого земельного участка применяется удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка, который был рассчитан в соответствии с теми данными, которые использовались при проведении государственной кадастровой оценки земель до существования нового участка, датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость нового участка, следует считать дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость преобразуемого участка. При этом то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости".
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о дате определения кадастровой стоимости подлежат отклонению. Довод о снижении налоговых поступлений по земельному налогу не имеет непосредственного правового отношения для решения вопроса об изменении кадастровой стоимости в целях ее приведения в соответствии с рыночной стоимостью земельного участка.
Экспертное заключение заявителем жалобы по существу не оспорено.
При таких обстоятельствах в апелляционной жалобе надлежит отказать, решение суда подлежит оставлению без изменения.
Поскольку администрация города Ростова-на-Дону участвует в настоящем деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на нее не распространяется льгота по уплате государственной пошлины, установленная частью 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации. Доказательств уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе администрация не представила.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 25 июля 2013 года по делу N А53-8120/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с администрации города Ростова-на-Дону в доход федерального бюджета 2 000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-8120/2013
Истец: Даденко Евгений Викторович, ИП Халын Юрий Геннадьевич, Мирошниченко Татьяна Ивановна
Ответчик: Даденко Евгений Викторович, Даденко Евгений Евгеньевич, Мирошниченко Татьяна Ивановна, ФГБУ "Федеральначя кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации. кадастра и картографии" по Ростовской области, ФГБУ Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РО
Третье лицо: Администрация г. Ростова-на-Дону, Правительство Ростовской области, ООО "Комапия ВЕАКОН-АрсГор"