город Ростов-на-Дону |
|
14 октября 2013 г. |
Дело N А53-2751/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Ильиной М.В., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Назыковым А.Л.,
при участии:
от истцов:
от ООО "Бизнес Строй" - представителя Шевякова Р. Ю. (доверенность от 26.11.2012),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.07.2013 по делу N А53-2751/2013
по иску ООО "Бизнес Строй", ООО "Плюс", ООО "Дон-Штайн", ООО "ХАДИ", ИП Магомедхалимова Р.М., ИП Санамовой Р.Г., ИП Ашрафьяна И.А.
к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ростовской области,
при участии третьих лиц - Правительства Ростовской области, администрации г. Ростова-на-Дону,
об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
принятое судьей Губенко М.И.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Бизнес Строй", общество с ограниченной ответственностью "Плюс", общество с ограниченной ответственностью "ХАДИ", общество с ограниченной ответственностью "Дон-Штайн", индивидуальный предприниматель Магомедхалимов Рустам Магомедраупович, индивидуальный предприниматель Санамова Рита Гарниковна обратились в Арбитражный суд Ростовской области с требованием к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:44:0040205:1, в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2007.
Представитель истцов в судебное заседание явился, заявил ходатайство об изменении исковых требований, просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 61:44:0040205:1 в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2007, а именно в размере 156 943 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Правительство Ростовской области, администрация города Ростова-на-Дону.
Решением арбитражного суда от 08.07.2013 исковые требования удовлетворены, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 61:44:0040205:1, расположенного по адресу: г. Ростов- на-Дону, ул. Туркестанская, 1 площадью 26 403 кв.м., установлена в размере его рыночной стоимости, а именно 156 943 000 руб.
Правительство Ростовской области обжаловало решение суда в порядке главы 34 АПК РФ, просило решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована доводами о недопустимости заключения эксперта как доказательства, рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2007 не могла являться объектом судебной экспертизы. Пересмотр кадастровой стоимости на основании установления рыночной стоимости возможен при наличии отчета об оценке и положительного заключения эксперта саморегулируемой организации по этому отчету. Положения главы III.1 Федерального закона "Об оценочной деятельности" к спорному земельному участку неприменимы. Действовавшим ранее законодательством не предусматривалась возможность установления кадастровой стоимости на прошедший период.
В судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель ООО "Бизнес Строй" просил решение суда оставить без изменения. Остальные участвующие в деле лица, в том числе заявитель апелляционной жалобы, явки представителей не обеспечили. Дело рассмотрено судом в порядке части 3 статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение представителя в судебном заседании, суд не нашел оснований для отмены решения суда по приведенным в жалобе доводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истцам на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 61:44:0040205:1, расположенный по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Туркестанская, 1 площадью 26 403 кв.м. Из кадастрового паспорта земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 02.10.2012 N 61/001/12-476361 следует, что кадастровая стоимость земельного участка составляет 463 039 972,2 рубля.
Суд пришел к выводу о необходимости назначения экспертизы по определению рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2007. Оценив заключение, подготовленное ТПП РО фирмой "Донэкспертиза" по результатам проведенного экспертного исследования, суд пришел к выводу о том, что оно соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, содержит достаточную информацию и статистический анализ о стоимости сравнимых и схожих земельных участков. Рыночная стоимость спорного земельного участка определена по состоянию на 01.01.2007, то есть на дату проведения государственной кадастровой оценки земель, составляет 156 943 000 рублей. ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", являясь органом кадастрового учета, не оспорило как возможность применения к спорным правоотношениям положений части 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, так и результаты определения рыночной стоимости земельных участков, изложенные в заключении эксперта. При сравнении приведенных данных о стоимости спорных земельных участков суд пришел к выводу о существенном расхождении между кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка. Установив значительное превышение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:44:0040205:1, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Туркестанская, 1 площадью 26 403 кв.м., суд призналт заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению в части установления кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере рыночной, а именно 156 943 000 рублей.
Суд руководствовался постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной от 28.06.2011 N 913/11, по смыслу которого законодатель не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка посредством указания его рыночной стоимости, причем в этом случае достоверность кадастровой стоимости и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не является. Для удовлетворения требований заинтересованного лица об установлении кадастровой стоимости в размере доказанной им рыночной стоимости земельного участка нет необходимости проверять достоверность результатов государственной кадастровой оценки в виде кадастровой стоимости спорного земельного участка или законность нормативного акта, которым они утверждены, потому что такое требование направлено не на оспаривание кадастровой оценки в целом, а на уточнение ее результатов применительно к данному конкретному земельному участку. Предмет таких требований заключается в изменении кадастровой стоимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Суд указал, что права индивидуальных предпринимателей, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной, законодательство допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы основаны на толковании земельного законодательства, отличном от правового подхода, изложенного в соответствующем постановлении Президиума ВАС РФ. Относительно довода о недопустимости установления кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2007 апелляционный суд отмечает следующее.
В постановлении Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 N 10761/11 указано следующее: "В постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых была определена до вступления в законную силу положений главы III.1 Закона об оценочной деятельности. При этом Президиум исходил из того, что хотя установленная этим Законом административная процедура пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости и определения кадастровой стоимости в размере рыночной на спорные отношения не распространяется, кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером). Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату. Именно поэтому статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости. Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости"). В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки. На эту же дату необходимо определять и рыночную стоимость тех объектов недвижимости, сведения о которых не были внесены в кадастр на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в частности вновь образуемых земельных участков, в силу следующего. Согласно действующим нормативным актам кадастровая стоимость вновь образованного земельного участка определяется самостоятельно кадастровым органом при постановке вновь образуемого земельного участка на кадастровый учет на основании имеющихся результатов проведенной государственной кадастровой оценки, утвержденных до образования такого участка. В настоящее время определение кадастровой стоимости образуемых земельных участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 (далее - методические указания). Методические указания применяются и для определения кадастровой стоимости земельных участков в случае образования нового земельного участка путем раздела. Так, подпункт 2.1.17 Методических указаний определяет, что в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемого земельного участка) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка. Поскольку при определении кадастровой стоимости вновь образуемого земельного участка применяется удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка, который был рассчитан в соответствии с теми данными, которые использовались при проведении государственной кадастровой оценки земель до существования нового участка, датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость нового участка, следует считать дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость преобразуемого участка. При этом то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости".
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о дате определения кадастровой стоимости подлежат отклонению. Довод о недопустимости экспертного заключения несостоятелен, противоречит сложившейся арбитражной практике и разъяснениям, данным в постановлениях Президиума ВАС РФ.
При таких обстоятельствах в апелляционной жалобе надлежит отказать, решение суда подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 08 июля 2013 года по делу N А53-2751/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-2751/2013
Истец: Ашрафьян Игорь Аванесович, Магомедхалимов Рустам Магомедраупович, ООО "Бизнес Строй", ООО "Плюс", ООО "ХАДИ", ООО Совместное предприятие "Дон-Штайн", ООО СП "Дон-Штайн", Санамова Рита Гарниковна
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации , кадастра и картографии", филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ростовской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии" по Ростовской области
Третье лицо: Администрация г. Ростова-на-Дону, ИП Махомедхалимов Р. М., Правительство Ростовской области