г. Санкт-Петербург |
|
14 октября 2013 г. |
Дело N А56-14423/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Лопато И.Б., Савицкой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: Кузнецовой Н.Л. по доверенности от 15.03.2013, Середа О.М. по доверенности от 15.03.2013.
от ответчика: Сидненко Ю.А. по доверенности от 27.06.2013 N 05-06/12549, Хабибуллина В.Д. по доверенности от 11.03.2013 N 05-06/04836.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18169/2013) МИФНС России N 25 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.07.2013 по делу N А56-14423/2013 (судья Александрова Е.Н.), принятое
по заявлению ООО "Дирекция театрально-зрелищных касс"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу
об оспаривании постановлений
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Дирекция театрально-зрелищных касс" (191002 г.Санкт-Петербург, Щербаков пер., д.14/1 литера А, пом.8Н, ОГРН 1087847013066, далее - ООО "ДТЗК", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу (197136 г.Санкт-Петербург, ул.Ленина, д.11/64, ОГРН 1047822999872, далее - налоговый орган, инспекция) о назначении административного наказания от 28.02.2013:
- N 13170070, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ);
- N 13170071, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ;
- N 13170072, который заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ.
Решением суда от 29.07.2013 заявленные требования удовлетворены, оспариваемые постановления признаны незаконными и отменены.
Не согласившись с решением суда, налоговый орган направил апелляционную жалобу и дополнения к апелляционной жалобе, в которых просит решение от 29.07.2013 отменить. Податель жалобы считает, что заявитель является платежным агентом и на него распространяются обязанности, установленные Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", которые ООО "ДТЗК" не выполняются.
В судебном заседании представили инспекции поддержали доводы жалобы, ООО "ДТЗК" возражало против ее удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании поручения N 4082 от 30.01.2013 сотрудниками налогового органа 30.01.2013 проведена проверка соблюдения ООО "ДТЗК", осуществляющего деятельность через билетные кассы, законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, полноты учета выручки денежных средств, а также использования организацией, осуществляющей прием платежей физических лиц, специального банковского счета для осуществления соответствующих расчетов, о чем составлены Акты N 011100, 011100/1, 01110/2 соответственно.
Инспекция установила, что в билетной кассе, расположенной по адресу: г.Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., д.82, в момент наличных денежных расчетов при оплате гражданином билета стоимостью 300 рублей на спектакль "Принц и нищий" в Санкт-Петербургом государственной бюджетном учреждении культуры "Театр-фестиваль "Балтийский дом", продавец-кассир приняла наличные денежные средств, оформила документ на бланке строгой отчетности "билет", который выдала на руки вместе со сдачей.
Установленная в помещении билетной кассы контрольно-кассовая техника не применена, кассовый чек при приеме от физического лица наличных денежных средств не выдан.
В ходе проверки инспекция установила, что согласно представленному договору на распространение билетов, заключенному между ООО "ДТЗК" и СПб ГБУК "Театр-фестиваль "Балтийский дом" (далее - театр), общество (агент) от своего имени по поручению и за вознаграждение принципала (театра) оказывает услуги по продаже билетов на зрелищные мероприятия, проводимые театром.
Инспекция пришла к выводу, что общество является платежным агентом, однако в нарушение Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ), не использует специальный банковский счет для приема платежей наличными денежными средствами от физических лиц в счет оплаты за услуги по продаже билетов на зрелищные мероприятия, не использует контрольно-кассовую технику, не ведет кассовую книгу для учета наличных денег, принятых платежным агентом.
Усмотрев в действиях ООО "Дирекция театрально-зрелищных касс" признаки составов административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 15.1, частью 2 статьи 15.1, частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченное должностное лицо налогового органа 25.02.2013 составило протоколы об административном правонарушении N 13170070, 13170071, 13170072 соответственно.
Постановлениями от 28.02.2013 N 13170070, 13170071, 131701072 общество признано виновным в совершении вышеуказанных административных правонарушениях, и ему назначено наказание:
- по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ - в виде предупреждения;
- по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ - в виде штрафа в сумме 40 000 рублей;
- по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ - в виде штрафа в сумме 40 000 рублей.
Не согласившись с данными постановлениями, заявитель оспорил их в судебном порядке.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 30 000 до 40 000 рублей.
Привлекая общество к административной ответственности по ч. 2ст.14.5 КоАП РФ, инспекция исходила из того, что заявитель является платежным агентом, который в соответствии с п.12 ст.4 Закона N 103-ФЗ обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой.
В силу части 1 статьи 15.1 КоАП РФ административным правонарушением является нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Привлекая общество к административной ответственности по ч.1 ст.15.1 КорАП РФ, инспекция вменила заявителю нарушения пунктов 5.1, 3.3 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденного Банком России 12.10.2011 N 373-П, выразившиеся в отсутствии у общества кассовой книги для учета наличных денег, принятых платежным агентом.
Согласно части 2 статьи 15.1 КоАП РФ нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов - на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В постановлении N 13170071 налоговый орган указал, что общество на исполняет установленную ч.14 ст.4 Закона N 103-ФЗ обязанность при приеме платежей использовать специальный банковский счет для осуществления расчетов, а также установленную частью 15 ст.4 названного Закона обязанность по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет, в связи с отсутствием специального банковского счета.
Таким образом, привлечение ООО "Дирекция театрально-зрелищных касс" к административной ответственности как по статье 15.1, так и по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ, основано на выводах инспекции о том, что общество является платежным агентом, принимает платежи от физических лиц, направленные на исполнение денежных обязательств физического лица перед театром по оплате зрелищного мероприятия.
Суд первой инстанции не согласился с правовой позицией налогового органа, правомерно исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона N 103-ФЗ, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 1 Закона 103-ФЗ положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
В статье 2 Закона N 103-ФЗ установлены, в том числе, следующие понятия:
плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;
платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;
оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Частью 1 статьи 3 данного Закона установлено, что под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Из смысла указанных норм следует, что деятельность платежного агента заключается только в приеме денежных средств, платежный агент не принимает участия в оказании услуг между плательщиком и поставщиком услуг, платежный агент не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств.
В соответствии со статьей 4 Закона N 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов (часть 14).
Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета) (часть 15).
Как следует из материалов дела, между ООО "ДТЗК" (исполнитель) и театром "Балтийский Дом" (заказчик) заключен договор N 148/01 от 31.12.2012, в соответствии с которыми заявитель осуществляет комплекс услуг по распространению среди населения и иных лиц билетов, дающих право на посещение зрелищных мероприятий, проводимых заказчиком, и/или зрелищных мероприятий, организацию проведения которых для третьих лиц на своей сценической площадке осуществляет заказчик.
Налоговый орган настаивает, что реализация через театральную кассу билетов свидетельствует о приеме платежей от физических лиц и подпадает под действие Закона N 103-ФЗ.
Между тем, из положений Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" следует, что его действие распространяется на отношения, связанные с оказанием единственной услуги - приему платежей, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком; платежный агент не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств.
В рассматриваемом случае гражданин, приобретающий в театральной кассе билет на спектакль, никаких денежных обязательств перед театром не имеет; реализация обществом входных билетов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности в соответствии с пунктом 20 части 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации является самостоятельным видом услуг, не облагаемых НДС.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что общество не является субъектом вменяемых правонарушений, и в его действиях отсутствует составы правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 14.5, частями 1 и 2 статьи 15.1 КоАП РФ, является правомерным.
Доводы налогового органа отклоняются судом апелляционной инстанции, как основанные на ошибочном понимании норм материального права.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29 июля 2013 года по делу N А56-14423/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-14423/2013
Истец: ООО "Дирекция театрально-зрелищных касс"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N25 по Санкт-Петербургу