г. Ессентуки |
|
27 февраля 2010 г. |
Дело N А61-1765/09 |
Резолютивная часть определения объявлена 27.02.2010.
Полный текст определения изготовлен 27.02.2010.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Фриева А.Л.,
судей: Сулейманова З.М., Белова Д.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Амироковой Я.Х.,
рассмотрев апелляционную жалобу ФНС России на решение Арбитражного суда РСО-Алания от 12.11.2009 по делу N А61-1765/09 по заявлению ФНС России к ООО "Альфа" об аннулировании лицензии (судья Акимцева С.А.),
при участии в заседании представителей:
от ООО "Альфа": не явился, извещено 01.02.2010,
от ФНС РФ: Абаева З.Х. - по доверенности,
УСТАНОВИЛ:
Федеральная налоговая служба РФ (далее ФНС) обратилась в Арбитражный суд РСО-Алания с заявлением об аннулировании лицензии N Б 095123 от 10.05.2006, выданной обществу с ограниченной ответственностью "Альфа" (далее Общество).
Решением Арбитражного суда РСО-Алания от 12.11.2009 в удовлетворении требования ФНС РФ об аннулировании лицензии отказано.
Не согласившись с данным решением суда, ФНС России обжаловало его в апелляционном порядке. В судебном заседании представитель ФНС России поддержал доводы апелляционной жалобы и просил ее удовлетворить.
Представитель надлежаще извещенного общества в судебное заседание не явился.
Рассмотрев апелляционную жалобу ФНС России и выслушав ее доводы, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о необходимости перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения в арбитражном суде первой инстанции, а также признания Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка правопреемником ФНС России по настоящему делу в связи с допущенными процессуальными нарушениями.
Как видно из материалов дела, 24.09.2009 ФНС России обратилась в Арбитражный суд РСО-Алания с заявлением об аннулировании лицензии N Б 095 123, выданной 10.05.2006 обществу с ограниченной ответственностью "Альфа".
Решением суда от 12.11.2009 требования ФНС РФ об аннулировании лицензии отклонены (резолютивная часть решения объявлена 09.11.2009).
Между тем, на момент вынесения решения суда от 12.11.2009 ФНС России не являлась надлежащим органом, осуществляющим государственные полномочия по контролю и надзору за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, лицензированию деятельности по производству и обороту указанной продукции. Надлежащим органом в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 154, в соответствии с которыми внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации N 506 от 30.09.2004, является вновь созданная Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка.
Согласно Постановлению Правительства России N 154 внесены изменения в Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506, в соответствии с которыми налоговая служба уже не осуществляет контроль и надзор за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции.
В соответствии с Постановлением Правительства России от 24 февраля 2009 г. N 154 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА" утверждено Положение о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка.
В соответствии с пунктом 1 указанного Положения Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере. Согласно пункту 5.3.2. Положения данная служба осуществляет лицензирование в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Принятым Постановлением Правительства Российской Федерации N 810 от 15.10.2009 "Об отдельных полномочиях Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка и Федеральной налоговой службы" (подпункт "а" пункта 1) определено, что с 19 октября 2009 г. вступают в силу подпункты 5.3.1 и 5.3.2 указанного Положения, а также подпункт "б" пункта 2 указанных изменений (в части признания утратившими силу подпунктов 5.3.2 и 5.3.4 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506). Иные пункты Положения вступают в силу 10.11.2009 и 31.12.2009.
Таким образом, государственные полномочия по лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции переданы иному вновь образованному органу - Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка. При этом указанные полномочия считаются переданными с момента вступления в силу соответствующего пункта 5.3.2 Положения, т.е. с 19.10.2009.
Решение суда (резолютивная часть) принято 09.11.2009, что свидетельствует о вынесении судебного акта, которым нарушаются права и затрагиваются интересы Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, не привлеченной к участию в деле. Данное обстоятельство является процессуальным нарушением, влекущим в силу пункта 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта. При таких обстоятельствах апелляционный суд считает необходимым перейти к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде 1 инстанции.
Кроме того, апелляционный суд пришел к выводу о необходимости осуществления процессуального правопреемства по настоящему делу в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от ФНС России к Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка. Осуществляя процессуальное правопреемство, апелляционный суд исходит из того, что полномочия государства по регулированию соответствующей области переданы иному государственному органу. Стороной в отношениях по государственному регулированию деятельности по выдаче лицензии выступает Российская Федерация. Согласно статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации в суде выступают органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, а при передаче функций от одного органа другому к последнему переходит и право выступать в суде, то есть происходит процессуальное правопреемство. Такая передача не обязательно вызвана упразднением органа, ранее ведавшего этими же вопросами, и может не основываться на гражданско-правовом правопреемстве. При передаче функций от одного органа другому к последнему переходит и право выступать в суде, происходит процессуальное правопреемство. Указанный правовой подход соответствует выводам, изложенным также в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.06 N 10348/05, Постановлениях Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.12.2008 N Ф08-6385/2008 и от 07.06.2007 N Ф08-3218/2007.
Кроме того, осуществляя процессуальное правопреемство, апелляционный суд исходит из того, что не может быть исполнен судебный акт апелляционного суда в случае отмены решения суда первой инстанции от 15.09.2009 и удовлетворения требований ФНС России об аннулировании лицензии, поскольку ФНС России в настоящее время не обладает указанными полномочиями по аннулированию лицензий и ведению реестра лицензий.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 48, 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Перейти к рассмотрению дела по правилам, установленным для его рассмотрения в арбитражном суде первой инстанции.
2. Признать Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка процессуальным правопреемником Федеральной налоговой службы Российской Федерации по делу N А61-1765/2009.
3. Судебное заседание по рассмотрению дела N А61-1765/2009 по правилам, установленным для арбитражного суда первой инстанции, назначить на 11 час. 30 мин. 24.03.2010.
4. Известить о времени и месте судебного заседания:
- ООО "Альфа",
- Федеральную службу по регулированию рынка алкогольной продукции,
либо сообщить суду о возможности рассмотрения дела в их отсутствие.
5. Федеральной службе по регулированию рынка алкогольной продукции сообщить суду, поддерживается ли данной службой заявление об аннулировании лицензии, поданное ФНС России.
Председательствующий |
А.Л. Фриев |
Судьи |
З.М.Сулейманов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-1765/2009
Истец: Инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по г. Нальчику, Межригиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу, федеральная служба России по регулированию алкогольного рынка
Ответчик: ООО "Альфа"