г. Москва |
|
14 октября 2013 г. |
Дело N А41-45536/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Епифанцевой С.Ю., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Нетребской А.С.,
при участии в заседании:
от ПО "Дубрава": Савинова Л.В., по доверенности от 15.01.2013 N 4;
от ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по МО: не явились, извещены;
от КУИ Администрации Наро-Фоминского муниципального района: не явились, извещены;
от ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по г. Москве: не явились, извещены;
от Департамента городского имущества г. Москвы: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ПО "Дубрава" на решение Арбитражного суда Московской области от 27 мая 2013 года по делу N А41-45536/11, принятое судьей Васильевой Е.В. по заявлению Потребительского общества "Дубрава" к ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по МО, третьи лица: КУИ Администрации Наро-Фоминского муниципального района, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по г. Москве, Департамент городского имущества г. Москвы о признании недействительным решения ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по МО от 26.06.2012 NМО-12/РКФ-204505 и исключении из сведений государственного кадастра недвижимости и обязании внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости относительно земельного участка с кадастровым номером 50:26:190901:0016,
УСТАНОВИЛ:
Потребительское общество "Дубрава" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с требованиями:
- признать недействительным решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 26.06.2012 N МО-12/РКФ-204505;
- исключить из государственного кадастра недвижимости описание указанных наименований у земельного участка с кадастровым номером 50:26:190901:0016, расположенного по адресу: г.Москва, поселение Первомайское, пос. Птичное (ранее значился: Московская область, Наро-Фоминский район, Персовмайский с.о., пос. Птичное):
в КВ1. разделе 11 - площадь:216 кв.м.
в КВ2 - план (чертеж, схема) земельного участка;
в КВ5 - описание местоположения границ земельного участка;
в КВ6- описание поворотных точек границ земельного участка,
-обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по г. Москве внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости по площади земельного участка с кадастровым номером 50:26:190901:0016, площадь- 509 кв.м., по плану (чертежу, схеме) земельного участка; по описанию местоположения границ земельного участка; по описанию поворотных точек границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, поселение Первомайской, пос. Птичное (ранее значился: Московская область, Наро-Фоминский район, Первомайский с.о., пос. Птичное) согласно данным и координатам указанным в межевом плане от 13.06.2012, регистрационный N 50-1-72/3001/2012-2756 от 15.06.2012;
- выдать кадастровый паспорт на земельный участок с вышеназванными внесенными изменениями (с учетом принятых судом первой инстанции уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ).
В качестве заинтересованного лица, в отношении которого заявителем предъявлены требованияв деле участвует: ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по МО (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", кадастровый орган, заинтересованное лицо).
В деле также участвуют 3-и лица не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - КУИ Администрации Наро-Фоминского муниципального района, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по г. Москве, Департамент городского имущества г.Москвы.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 мая 2013 года в удовлетворении заявленных требований Потребительскому обществу "Дубрава" отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке.
Заявитель направил в судебное заседание апелляционного суда своего представителя, который поддержал доводы апелляционной жалобы.
ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по МО, КУИ Администрации Наро-Фоминского муниципального района, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по г. Москве, Департамент городского имущества г. Москвы своих представителей в судебное заседание не направили, отзывов на апелляционную жалобу не представили.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителя заявителя, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:26:190901:0016, расположенный по адресу: МО, Наро-Фоминский район, Первомайский с.о., пос. Птичное, в площади 216 кв.м., с назначением: под размещение нежилого строения (магазина) из земель поселений, что подтверждается копий свидетельства о государственной регистрации права о регистрационной записи от 24.10.2003 N 50-01/26-72/2003-141. Относительно данного объекта права правоустанавливающими документами указываются: договор купли-продажи земельного участка от 22.08.2003 N 1596, заключенный между КУИ Администрации Наро-Фоминского района и Обществом, заключению которого предшествовало издание Главой Наро-Фоминского района МО постановления от 15.07.2003 N 1468 "О предоставлении ПО "Дубрава" земельного участка в собственность за плату по нормативной цене.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 06.04.2012 N МО-12/3В-222964 земельный участок с кадастровым номером 50:26:190901:0016 внесен в государственный кадастр недвижимости 21.11.2002, имеет площадь 216 кв.м, относится к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение нежилого строения (магазина).
Заявитель установив, что фактически использует территорию земельного участка в площади 509 кв.м. обратился в Комиссию по координации и регулированию земельных отношений на территории Наро-Фоминского района муниципального района с заявлением о формировании земельного участка, расположенного под объектом недвижимости - здание магазина N 28 по адресу: МО, Наро-Фоминский район, сельское поселение Первомайское, п. Птичное, ул. Центральная, которая рассмотрев заявление Общества решила: разрешить провести работы по уточнению границ земельного участка, установить его площадь в размере 509 кв.м., что отражено в выписке из протокола от 24.04.2012 N 15 (л.д. 93 т.1).
В дальнейшем 04.06.2012 N 1478 вынесено постановление Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области N 1478 "Об утверждении схемы расположения земельного участка кадастровым номером N 50:26:190901:0016 на кадастровом плане территории в сельском поселении Первомайское" в площади 509 кв.м.
15.06.2012 заявитель обратился в орган кадастрового учета по Московской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 50:26:190901:0016 в соответствии с прилагаемыми документами в связи с: изменением площади и (или) изменением описания местоположения границ земельного участка, изменением иных сведений о кадастровой стоимости земельного участка, изменением иных сведений о кадастровом инженере земельного участка.
26.06.2012 ФГБУ "ФПК Росреестра" вынесено решение N МО-12/РКФ-204505 об отказе в учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 50:26:190901:0016 в соответствии с ч. 4, п.1 ч.5 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре).
Заявитель, считая указанное решение незаконным, обратился с рассматриваемым заявлением в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал следующее.
В порядке ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В качестве оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета орган кадастрового учета в спорном решении сослался на п.4 и пп.1 п.5 ст.27 Закона о государственном кадастре недвижимости, которым предусмотрено принятие решения об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если:
- изменение площади земельного участка и (или) изменение описания местоположения его границ не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ (п.4),
-при уточнении границ земельного участка площадь, определенная в соответствии с требованиями Закона о государственном кадастре будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости (пп.1 п.5).
Согласно имеющимся в материалах дела документам, судом первой инстанции установлено, что при постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:26:190901:0016 в 2002 году определена его площадь в размере 216 кв.м. и дано описание поворотных точек земельного участка в координатах ХY и описание местоположения его границ посредством определения дирекционных углов и горизонтального проложения (КВ:6 и КВ5 соответственно) (л.д.89-92 т.1).
При обращении в орган кадастрового учета заявителем представлен межевой план на земельный участок в площади 509 кв.м, выписка из протокола от 24.04.2012 N 15, постановление Администрации района от 04.06.2012 N 1478, а также свидетельство о регистрации права на земельный участок с кадастровым номером 50:26:190901:0016 в площади 216 кв.м.
Отказывая в проведении изменений площади земельного участка с кадастровым номером 50:26:190901:0016 с 216 кв.м на 509 кв.м, орган кадастрового учета, также учитывал нормы Закона о государственном кадастре, Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) (л.д. 104-105 т.1).
В силу части 1 статьи 16 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.
В соответствии с частью 2 статьи 16 данного Закона постановка на учет и снятие с кадастрового учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляются на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" для осуществления такого учета документов.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 27 Закона о государственном кадастре недвижимости орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме, либо содержанию не соответствуют требованиям Закона.
Статьей 16, пп.7 п.1 ст. 22 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что для осуществления кадастрового учета для возможности внесения сведений уникальных характеристик (к которым относятся описание местоположения границ объекта недвижимости; площадь) в орган кадастрового учета представляются, помимо прочих, следующие документы:
- копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий земельный участок (при отсутствии в кадастре сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости).
С учетом требований изложенных в выше указанных нормативных правовых актах, касающихся осуществления кадастрового учета объектов недвижимости (в данном случае земельного участка) для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений, в том числе, об уникальных характеристиках земельного участка, Общество должно представить копию документа, устанавливающую или удостоверяющую право ПО "Дубрава" на земельный участок в площади 509 кв.м.
Из договора аренды от 10.10.2002 N 939 (том 1 л.д. 55-56) следует, что ранее земельный участок с кадастровым номером 50:26:190901:0016 площадью 216 кв.м. принадлежал обществу на праве аренды. Постановлением главы Наро-фоминского района Московской области от 15.07.2003 года N 1468 право аренды общества прекращено, земельный участок с кадастровым номером 50:26:190901:0016 площадью 216 кв.м. передан ПО "Дубрава" в собственность.
Из изложенного следует, что земельный участок с кадастровым номером 50:26:190901:0016 принадлежал заявителю на праве и аренды, а затем на праве собственности в площади 216 кв.м. Заявителем, в порядке статьи 65 АПК РФ, не представлено доказательств того, что ему когда-либо принадлежал спорный земельный участок в площади 509 кв.м.
Апелляционный суд обращает внимание, что в силу ст. 36 ЗК РФ выписка из протокола от 24.04.2012 N 15, постановление Администрации района от 04.06.2012 N 1478, к таковым не относятся, согласно ч.1 ст.11.3 ЗК РФ. В своей апелляционной жалобе заявитель указывает, что постановлением Администрации района от 04.06.2012 N 1478 на него возложена обязанность по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости. Апелляционный суд отмечает, что указанный заявителем факт несоответствие представленных документов статье 36 ЗК РФ изменить не может.
Кроме того, апелляционный суд обращает внимание, что согласно кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером 50:26:190901:0016 его площадь 216 кв.м. определена согласно требований земельного законодательства, посредством описания поворотных точек и границ данного земельного участка.
Частью 3 статьи 25 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании данного Закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка). При кадастровом учете в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ другого земельного участка (далее - смежный земельный участок), орган кадастрового учета одновременно вносит соответствующие изменения во внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о местоположении границ такого смежного земельного участка.
Согласно ст.11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Частью 2 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 данного Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Статьей 11.9 ЗК РФ законодателем установлены требования к образуемым и изменяемым земельным участкам, касающиеся предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами, в случае их не распространения или отсутствия градостроительных регламентов, размеры определяются в соответствии с данным Кодексом и другими федеральными законами.
Пункты 1 и 2 ст. 33 Земельного кодекса определяют нормы предоставления земельных участков гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства. При этом данная норма регулирует требования к размерам различных земельных участков: как тех, на которые действия градостроительных регламентов распространяются, так и тех, на которые действия данных регламентов не распространяются или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются.
В соответствии позицией изложенной в письме Минэкономразвития РФ от 01.11.2010 N Д23-4459 уточненная площадь земельных участков, в отношении которых распространяется действие градостроительных регламентов, в случае если градостроительные регламенты не установлены, не должна превышать площадь, внесенную в государственный кадастр недвижимости, на величину более чем: минимальный размер земельных участков, установленный в соответствии со ст. 33 Земельного кодекса в отношении земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и виды разрешенного использования которых перечислены в ст. 33 Земельного кодекса; десять процентов в отношении иных земельных участков.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 27 мая 2013 года по делу N А41-45536/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу ПО "Дубрава" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
С.Ю. Епифанцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-45536/2011
Истец: ПО "Дубрава", ФГБУ "ФКП Росреестра"
Ответчик: КУИ Администрации Наро-Фоминского района, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области
Третье лицо: Департамент городского имущества (земельных ресурсов) г. Москвы, Департамент земельных ресурсов г. Москвы, Комитет по управлению имуществом Наро-Фоминского района, Территориальное управление Росимущества по г. Москве, УФК по Московской области (Апрелевское отделение), ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по г. Москве