город Ростов-на-Дону |
|
15 октября 2013 г. |
дело N А53-10811/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 октября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В..
судей Н.Н. Смотровой, С.С. Филимоновой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Близнюк А.А.
при участии:
от ЗАО "Русская свинина": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого
акционерного общества "Русская свинина"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 1515.07.20133 по делу N А53-10811/2013 принятое судьей Чернышевой И.В.
по заявлению закрытого акционерного общества "Русская свинина"
к Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области
о признании недействительными предписаний
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "РУССКАЯ СВИНИНА" ( далее общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными предписаний N 4/4/3.8-26/247 от 18.01.2013, N 5/8/08.03-212 от 18.01.2013, N 3/10/08.03.201 также от 18.01.2013, вынесенных Региональной службой государственного строительного надзора Ростовской области ( далее ГСН, региональная служба).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 15.07.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемые предписания соответствуют закону, не нарушают права и законные интересы общества поскольку их содержание фактически воспроизводит положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, в любом случае подлежащие обязательному исполнению лицами при осуществлении строительства, тогда как их неисполнение может существенным образом повлиять на права о охраняемые законом интересы третьих лиц, либо создать угрозу причинения вреда.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, заявление удовлетворить.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии с частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при неявке в судебное заседание лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 18.01.2013 должностным лицом Региональной Службы проведена проверка на объекте: Комбикормовый завод мощностью 200 т/сутки", расположенном по адресу: Ростовская область, Каменский район, пос. Глубокий, пер. Переездный, 54 "Б", в результате которой были выявлены нарушения, отраженные в акте проверки от 18.01.2013 N 3/11/08.03.201.
По результатам проверки обществу было выдано предписание N 3/10/08.03.201 от 18.01.2013 об устранении нарушений при строительстве вышеуказанного объекта капитального строительства и приведения его в соответствие с градостроительным законодательством, а именно:
1. Остановить эксплуатацию объекта капитального строительства "Комбикормовый завод мощностью 200 т/сутки (1 этап строительства)" эксплуатируемого без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, предусмотренного статьёй 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации и исключить доступ рабочих и посторонних лиц в производственные и административные здания.
2. Выполнить страховочные и защитные мероприятия по ограждению опасных зон и исключению возможности обрушения конструкций, поражения людей током, газом, паром по проекту, разработанному членом саморегулируемой организации, имеющему свидетельство о допуске к выполнению видов работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства данных видов работ.
3. Произвести обследование конструкций остальных построенных зданий и сооружений в соответствии с требованиями ГОСТ Р 53778-2010 и СП 13-102-2003. Внести изменения в проектную документацию и направить откорректированную проектную документацию на повторную государственную экспертизу в соответствии с "Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145: весовой с лабораторией (поз. 10 по генплану);
- строительных конструкций котельной и дымовой трубы (поз. 13 по генплану); четырёх силосов хранения зерна по 250т. каждый (поз.4 по генплану); четырёх силосов для комбикорма по 100мi каждый (поз.9 по генплану); насосной станции (поз.7 по генплану);
- очистных сооружений (поз. 12,12а и 126 по генплану); фундамента водонапорной башни (поз. 14 по генплану); трёх выгребов (поз. 12, 12а и 12б и по генплану); инженерных сетей водопровода, бытовой и ливневой канализации, электрических сетей, наружного газопровода; шести емкостей для хранения шротов (поз. 20-25 по генплану, V=70Mi каждый), восьми емкостей для хранения шротов (поз. 1-8 по генплану, V=150мi каждый).
4. предоставить отчёты о техническом состоянии строительных конструкций, выполненных "Промышленные Технологии ЮГ", ООО "Научно-технический центр "Академстрой" с устранением нарушений СП 13-102-2003:
- отсутствует перечень приборов и инструментов, применяемых для проведения обмерных работ. Для подтверждения прохождения периодической проверки необходимо предоставить копии свидетельств о проверке (пункт 8.22 СП 13-102-2003, пункты 2.5, 2.7, 2.8 ПР 50.2.006);
- для оценки прочности бетона на сжатие и определения фактического класса бетона конструкций по прочности выполнен 1 шурф, испытания проводились на 2-х участках монолитной железобетонной балки, в расчёт принималось среднее значение прочности бетона на этих двух участках (табл.В.1). согласно пункту 8.3.4 СП 13-102-2003 при определении средней прочности бетона конструкции число участков испытаний следует принимать на 3-х участках.
5. внести изменения проектную (рабочую) документацию и направить откорректированную документацию на повторную экспертизу, представив откорректированную документацию с приложением положительного заключения в региональную службу. (п.6)
Выявленные нарушения согласно предписанию было необходимо устранить в срок до 08.04.2013.
12.04.2013 сотрудниками Региональной службы проведена проверка соблюдения требований предписания от 18.01.2013 N 3/10/08.03.201 об устранении нарушений и установлен факт не выполнения страховочных и защитных мероприятий по ограждению опасных зон и исключению возможности обрушения конструкций, не было проведено обследование конструкций остальных построенных зданий и сооружений в соответствии с требованиями СП 13-102-2003 с внесением изменений в проектную документацию и не направило откорректированную проектную документацию на повторную экспертизу.
Таким образом, предписание не исполнено, нарушения не устранены, что зафиксировано в акте проверки N 44/12/08.03.201 от 12.04.2013
В тот же день, 18.01.2013 должностным лицом Региональной Службы проведена вторая проверка на ином объекте капитального строительства: реконструкция комбикормового завода ЗАО "Русская свинина", расположенного по адресу: пер. Переездный, 54 "Б" в пос. Глубокий, Каменского района, Ростовской области, застройщиком которого является ЗАО "Русская свинина", в ходе которой также были выявлены нарушения:
- отсутствует разрешительная документация на реконструкцию объекта капитального строительства "Реконструкция комбикормового завода ЗАО "Русская свинина";
- ЗАО "Русская свинина" осуществляет реконструкцию указанного объекта капитального строительства, по проектной документации, разработанной корпорацией "Севкавэлеваторспецстрой" (шифр 20/6.10) не прошедшую экспертизу. Положительное заключение экспертизы проектной документации на реконструкцию объекта капитального строительства отсутствует;
- в нарушение требований раздела 6 СНиП 12-03-2001 ЗАО "Русская свинина" не выполнило устройство ограждения территории стройплощадки на территории действующего предприятия и за пределами производственной площадки, на которой также осуществляется реконструкция, для обеспечения безопасности строительства. Не обеспечена безопасность строительной площадки от проникновения посторонних лиц;
- ЗАО "Русская свинина" заблаговременно до начала реконструкции объекта капитального строительства не направило в уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора орган исполнительной власти субъекта РФ извещение о начале таких работ, к которому прилагаются необходимые документы.
По результатам данной проведенной проверки обществу также было выдано предписание от 18.01.2013 N 4/4/3.8-26/247 об устранении нарушений в срок до 08.04.2013.
12.04.2013 должностным лицом Региональной службы проведена проверка соблюдения выполнения требования предписания PC ГСН РО от 18.01.2013 N 4/4/3.8-26/247, в ходе которой установлен не выполнение обществом требований надзорного органа, выявленные 18.01.2013 нарушения устранены не были.
18.01.2013 должностным лицом ГСН проведена еще одна проверка на объекте капитального строительства: "Скотоубойное предприятие мощностью 80 тонн мяса в сутки с мясоперерабатывающим цехом," расположенном по адресу: ул. Н.Элеваторная, 1-А, п. Глубокий, Каменского района, Ростовской области, застройщиком которого является ЗАО "Русская свинина".
В ходе вышеуказанной проверки выявлены нарушения проектной документации и нормативных документов в области строительства, а именно:
- не проведено обследование конструкций и сооружений в соответствии с требованиями СП 13-102-2003;
- не представлены проекты консервации построенных зданий и сооружений, а именно фундаментов котельной и фундаментов под оборудование, цеха технических полуфабрикатов, резервуаров хозяйственно-питьевого водоснабжения; металлоконструкций главного производственного цеха; административно-бытового корпуса; пункта мойки, дезинфекции и сушки автомашин; весовой для большегрузных автомобилей, котельной, стен блока подсобных цехов, котельной и административно-бытового корпуса;
- не представлены отчёты о техническом состоянии строительных конструкций выполненные ООО "А1 Эксперт" (шифр 18/ЭБ) с устранением нарушений СП 13-102-2003.
- предписано выполнить консервацию конструкций всех зданий и сооружений объекта капитального строительства.
По результатам проведенной проверки обществу выдано предписание от 18.01.2013 N 5/8/08.03.212 об устранении нарушений в срок до 08.04.2013, а 12.04.2013 должностным лицом Региональной Службы проведена проверка соблюдения выполнения требования предписания ранее выданного предписания PC ГСН РО от 18.01.2013 N 5/8/08.03.212, в результате которой установлено, что ЗАО "Русская свинина" не выполнило требования вышеуказанного предписания.
По факту неисполнения обществом "Русская свинина" трех предписаний от 18.01.2013 N N 4/4/3.8-26/247, 5/8/08.03-212, 3/10/08.03.201 в отношении данного юридического лица были возбуждены дела об административных правонарушениях, по признакам наличия в его действиях состава правонарушений, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ с направлением протоколов об административных правонарушениях с материалами в арбитражный суд для рассмотрения и принятия по ним решений.
Не согласившись с принятыми предписаниями, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Повторно рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого по делу решения в виду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
К объектам капитального строительства частью 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации отнесены здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Согласно части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации предметом государственного строительного надзора является проверка:
- соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
- наличия разрешения на строительство;
- выполнения требований к осуществлению строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, установленных частями 2 и 3 статьи 52 ГрадК РФ.
Основаниями проведения проверки являются:
- программа проверок, разрабатываемая должностным лицом органа государственного строительного надзора;
- получение извещений, а именно: получение от лиц, осуществляющих строительство, извещений о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, а также в случае получения от лиц, осуществляющих строительство, извещений о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства;
- обращения физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
По результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. Приостановление строительства, реконструкции объекта капитального строительства на указанный срок осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора, предусмотренного ГрадК РФ, а также федерального государственного экологического надзора в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осуществляются в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах.
Должностные лица органов государственного строительного надзора при проведении проверок осуществляют следующие полномочия:
- беспрепятственно посещают объекты капитального строительства во время исполнения служебных обязанностей;
- требуют от заказчика, застройщика или подрядчика представления результатов выполненных работ, исполнительной документации, общего и (или) специального журналов, актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, образцов (проб) применяемых строительных материалов;
- требуют от заказчика, застройщика или подрядчика проведения обследований, испытаний, экспертиз выполненных работ и применяемых строительных материалов, если оно требуется при проведении строительного контроля, но не было осуществлено;
- составляют по результатам проведенных проверок акты, на основании которых дают предписания об устранении выявленных нарушений;
- вносят записи о результатах проведенных проверок в общий и (или) специальный журналы;
- составляют протоколы об административных правонарушениях и (или) рассматривают дела об административных правонарушениях, применяют меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
- осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Согласно уведомлению N 308-1009 от 27.12.2012 общество было поставлено в известность о проведении проверки при строительстве объекта капитального строительства по адресу: Комбикормовый завод мощностью 200 т\сутки ( 1 этап строительства) по адресу: Каменский район, пос. Глубокий, пер. Переездный, 54-б в период с 15.01.2013 по 22.01.2013 на предмет исполнения предписания NN23/9/08.03.201 от 02.11.2012.
Уведомлением от 27.12.2012 N 3.8.-1010 обществе извещалось о проведении проверки при реконструкции объекта капитального строительства "Реконструкция комбикормового завода ЗАО "Русская свинина", расположенного по адресу: пер.Переездный, 54-б на предмет выполнения требований ранее выданного предписания "25/3/3.8-26/247 от 02.11.2012.
В соответствии с уведомлением N 3-8-1013 от 27.12.2012 предметом проверки являлось "Скотоубойное предприятие мощностью 80 тонн мяса в сутки с мясоперерабатывающим цехом, по адресу: Ростовская область, Каменский район, р.п. Глубокий, ул. Н.Элеваторвная1-а, а именно: исполнение предписания N 24/7/08.212 от 02.11.2012.
Доказательств недействительности ранее выданных предписаний, общество суду не представило.
Таким образом, судом первой инстанции при разрешении спора правомерно и обоснованно установлено соответствие закону оспариваемых предписаний Службы строительного надзора, наличие полномочий на их издание и отсутствие нарушения этими актами прав и законных интересов заявителя, в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспариваемые предписания не нарушают права и законные интересы общества поскольку их содержание фактически воспроизводит положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, в любом случае подлежащие обязательному исполнению лицами при осуществлении строительства, тогда как их неисполнение может существенным образом повлиять на права о охраняемые законом интересы третьих лиц, либо создать угрозу причинения вреда.
Судом апелляционной инстанции не принимаются доводы апелляционной жалобы о том, что судом не проверены предписания на предмет их соответствия нормам Градостроительного кодекса РФ в виду того, что оспариваемые предписания выданы уполномоченным лицом по результатам государственного контроля, соответствуют требованиям статьи 54 Градостроительного кодекса РФ и направлены на устранение нарушений норм градостроительного законодательства.
Судебной коллегией также не принимаются доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что судом не проверены предписания на предмет их соответствия нормам Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)", которые предусматривают, что при выявлении множественности нарушений совершенных одним субъектом выдается одно предписание, в связи с тем, что предметом проверки являлись три отдельных объекта капитального строительства, по каждому из которых выявлены нарушения градостроительного законодательства, которые и послужили основанием для выдачи надзорным органом предписаний.
На основании изложенного, основания для отмены принятого по делу решения и удовлетворения апелляционной жалобы общества у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.07.2013 по делу N А53-10811/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-10811/2013
Истец: ЗАО "Русская свинина"
Ответчик: Региональная служба государственного строительного надзора РО, Региональная служба государственного строительного надзора Ростовской области