г. Москва |
|
14 октября 2013 г. |
Дело N А40-27821/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Москвиной Л.А.,
судей: |
Пронниковой Е.В., Цымбаренко И.Б., |
при ведении протокола |
секретарём судебного заседания Артюковой О.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "МЕТРО Кэш энд Керри"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25 июля 2013 года по делу N А40-27821/2013 судьи Нариманидзе Н.А.(148-213)
по заявлению ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" (ОГРН 1027700272148, 125445, г.Москва, Ленинградское ш., 71Г)
к УФАС РФ по Кировской области
об оспаривании постановления
при участии:
от заявителя: |
Самойлов М.Н. по дов. от 03.08.2011 N 465/11/д; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Метро Кэш Энд Керри" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 07.02.2013 г. N 1а-13 о привлечении к административной ответственности по ч.5 ст. 19.8 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Решением суда от 25.07.2013 отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований, мотивировав решение наличием в действиях Общества события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, а также соблюдением процедуры и сроков давности привлечения Предпринимателя к ответственности.
Не согласившись с решением суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение и производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях события административного правонарушения, правовых и фактических оснований для привлечения к административной ответственности.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и не обоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился. При указанных обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст.121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе разъяснений, данных в п.5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 г. N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие указанного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав позицию заявителя, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
В соответствии с ч.1 ст.71 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В рассматриваемом случае судом первой инстанции, вопреки доводам заявителя, дана надлежащая правовая оценка собранным по делу доказательствам, которую поддерживает и апелляционный суд.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с приказом N 456 от 19.11.2012 г. специалистами Кировского УФАС России была проведена внеплановая проверка ООО "Метро Кэш Энд Керри" (юридический адрес:, г. Москва, Ленинградское шоссе, 71 Г) в отношении деятельности на территории Кировской области с целью проверки действий общества на соответствие требованиям статей 9, 13-15 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" при заключении договоров поставки с поставщиками продовольственных товаров в отношении деятельности на территории Кировской области.
ООО "Метро Кэш Энд Керри" в соответствии с требованием о предоставлении документов (информации) от 20.11.2012 г. N 4909/04 должно было представить в Кировское УФАС России в срок до 07 декабря 2012 года следующие документы и ин-формацию:
- реестр действующих договоров поставки продовольственных товаров торговых объектов ООО "МЕТРО Кэш Энд Керри", расположенных на территории Кировской области, в т.ч. по группам товаров: мясо и мясная продукция, молоко и молочная продукция, хлеб и хлебобулочные изделия, яйцо;
- реестр действующих договоров оказания услуг по рекламированию товаров, маркетингу и подобных услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров (с указанием наименования товара и размера вознаграждения получателя) торговых объектов ООО "МЕТРО Кэш Энд Керри", расположенных на территории Кировской области;
-копии договоров поставки продовольственных товаров (по группам товаров: мясо и мясная продукция, молоко и молочная продукция, хлеб и хлебобулочные изделия, яйцо) со всеми приложениями (в том числе определяющих цену то-ара, размер вознаграждения получателя), протоколами разногласий и согласования разногласий, переписка по согласованию условий договоров торговых объектов ООО "МЕТРО Кэш Энд Керри", расположенных на территории Кировской области.
- копии договоров с поставщиками товаров (по группам товаров: мясо и мясная продукция, молоко и молочная продукция, хлеб и хлебобулочные изделия, яйцо) об оказании услуг по рекламированию товаров, маркетингу и подобных услуг торговых объектов ООО "МЕТРО Кэш Энд Керри", расположенных на территории Кировской области, направленных на продвижение продовольственных товаров, договоры возмездного оказания услуг со всеми приложениями, переписка по согласованию условий договоров;
- сведения по выплаченным премиям поставщикам продовольственных товаров (наименование товара, наименование поставщика, дата и номер договора, стоимость услуги или процент вознаграждения, объем поставки по договору в натуральном и стоимостном выражении, в том числе выделить НДС, сумма или установленный процент вознаграждения, выплаченная сумма вознаграждения) торговых объектов ООО (МЕТРО Кэш Энд Керри", расположенных на территории Кировской области;
- сведения по оказанным услугам по рекламированию товаров, маркетингу и подобных услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров, договорам возмездного оказания услуг (наименование товара, наименование поставщика, дата и номер договора, объем поставки по договору в натуральном и стоимостном выражении,
сумма или установленный процент вознаграждения, выплаченная сумма вознаграждения) торговых объектов ООО "МЕТРО Кэш Энд Керри", расположенных на территории Кировской области;
- сведения по номенклатуре закупаемых товаров торговых объектов ООО "МЕТРО Кэш Энд Керри", расположенных на территории Кировской области в зависимости от сроков годности (менее 10 дней, от 10 до 30 дней, свыше 30 дней), полное наименование поставщика, дата и номер договора, срок оплаты по договору;
- письменные пояснения о том, каким образом в ООО "МЕТРО Кэш Энд Керри" обеспечивается выполнение требований ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации";
- переписку с органами государственной власти Кировской области, органами местного самоуправления Кировской области, иными органами, осуществляющими функции указанных органов или организациями, касающуюся регулирования торговой деятельности хозяйствующих субъектов, отличающуюся от норм, установленных статьей 15 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
- входящую переписку с производителями продовольственных товаров Кировской области по вопросам заключения договоров поставки продовольственных товаров в 2012 году (копии заявок на заключение договоров поставки и копии ответов на них, в т.ч. отказов от заключения договоров поставки и т.д.).
Общество документы и информацию, запрошенные требованием о предоставлении документов (информации) N 4909/04 от 20.11.2012 г. не представило, каких-либо ходатайств о продлении срока предоставления документов не направило.
Неисполнение заявителем установленной Законом обязанности по представлению документов образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ.
15.01.2013 г. ведущим специалистом-экспертом отдела финансовых рынков и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области Овчинниковым А.Е. в отношении заявителя был составлен протокол N 1а об административном правонарушении по ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ и 07.02.2013 г. вынесено постановление N 1а-13 о наложении штрафа в размере 300 000 рублей.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с п. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Частью 5 ст. 19.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
В настоящем случае, срок давности привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, административным органом соблюден.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно разъяснениям п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 не установлено.
Согласно п. 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обстоятельства, указанные в частях 1 или 2 ст. 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Доказательств того, что обществом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных правил и норм, несоблюдение которых влечет административную ответственность, в материалы дела не представлено и судом не установлено.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что у антимонопольного органа имелись законные основания для привлечения заявителя к административной ответственности, административным органом был соблюден установленный порядок привлечения к ответственности, в связи с чем, отсутствуют нарушения норм материального и процессуального права при вынесении оспариваемого постановления.
Довод заявителя о том, что Общество по территориальному признаку не подлежит контролю со стороны УФАС по Кировской области не может быть обоснованным в виду следующего.
Полномочия, функции, порядок работы антимонопольного органа предусмотрены Федеральным законом "О защите конкуренции" N 135-ФЗ, Постановление Правительства "Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе" от 30.06.2004 N 331, Постановление Правительства "Вопросы ФАС" от 07.04.2004 г. N 189 Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службе (утв. Приказом ФАС России от 26.01.2011 г. N30).
Статья 23 Федерального закона "О защите конкуренции" в части 1 пункте 11 предусматривает следующие полномочия антимонопольного органа - "проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями..., получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме".
Данные полномочия антимонопольных органов корреспондируют с соответствующей обязанностью коммерческих организаций.
Частью 1 статьи 25 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ, закреплена обязанность, в том числе коммерческих организаций..., "представлять в антимонопольный орган по его мотивированному требованию документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями для рассмотрения заявления и материалов о нарушении антимонопольного законодательства, осуществления контроля за экономической концентрацией или определения состояния конкуренции".
В части 4 статьи 25.1 Закона установлены основания для проведения внеплановых проверок, которым, в частности, является поручение Президента РФ или Правительства РФ.
Статья 25.4 Закона о защите конкуренции устанавливает порядок истребования документов и информации при проведении проверки, а также -сроки для соответствующих действий хозяйствующих субъектов.
Хозяйствующий субъект не имеет права и полномочий самостоятельно устанавливать сроки для предоставления истребуемых у него документов.
В соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службе (утв. Приказом ФАС России от 26.01.2011 г. N 30) территориальный орган осуществляет свою деятельность на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации (территории региона).
Согласно ч. 11 ст. 25.1 Закона "О защите конкуренции" установлено, что в рамках проведения проверки антимонопольный орган вправе проверять деятельность структурных подразделений проверяемого, лица, в том числе филиалов и представительств.
На территории Кировской области находится обособленное подразделение ООО "МЕТРО Кэш Энд Керри" по адресу г. Киров, ул. Московская, 205.
Кировским УФАС России у 000 "МЕТРО Кэш Энд Керри" запрашивались необходимые документы в отношении деятельности на территории Кировской области. Документы, которые бы затрагивали деятельность ООО "Метро Кэш Энд Керри" на территории других субъектов Российской Федерации Кировским УФАС России не запрашивались.
Заявитель также ссылается на тот факт, что в силу ст. 24 ФКЗ " О правительстве Российской Федерации" поручения в адрес антимонопольного органа в рассматриваемый период времени вправе были давать: Президент РФ, Председатель Правительства РФ или его заместитель, курирующий соответствующее направлении, при этом никто из указанных лиц поручений на проведение внеплановой проверки ООО "Метро Кэш Энд Керри" не давал.
Согласно требования ст. ст. 2,3 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 г. N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" руководство деятельностью Федеральной антимонопольной службу осуществляет Правительство Российской Федерации.
В рассматриваемом случае, заседание рабочей группы по координации работы по реализации Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" проводилась под председательством Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Зубкова В.А.
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 25.1 КоАП РФ, основаниями для проведения внеплановой проверки являются поручения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
При осуществлении деятельности Федеральная антимонопольная служба руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.
Таким образом, внеплановая проверка по соблюдению действующего законодательства проведена территориальным органом ФАС России в соответствии с действующим законодательством проведена территориальным органом ФАС России в соответствии с действующим законодательством, а запрошенные в рамках проверки документы и информация соответствовали целям и задачам проверки.
Довод апелляционной жалобы о том, что административное наказание в отношении Общества вынесено без учета всех обстоятельств, влияющих на возможный размер наказания, является необоснованным.
Административный штраф в отношении ООО "МЕТРО Кэш Энд Керри" применен антимонопольным органом в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 5 статьи 19.8 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела.
При принятии решения о назначении размера административного штрафа были учтены все обстоятельства дела, в том числе финансовое положение Общества, а также тот факт, что запрашиваемые документы не были представлены и на момент рассмотрения административного дела (запрашиваемые документы не представлены и в настоящее время).
На основании изложенного исходя из фактических обстоятельств дела, а также целей и задач применения Закона "О защите конкуренции", установленных статьей 1 Закона, антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для снижения размера штрафа в виду его несоразмерности степени тяжести совершенного Обществом правонарушения.
Исходя из вышесказанного, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с ошибочным толкованием норм материального права, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 25 июля 2013 года по делу N А40-27821/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А.Москвина |
Судьи |
Е.В.Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-27821/2013
Истец: ООО "МЕТРО Кэш энд Керри"
Ответчик: ФАС РФ Управление по Кировской области, Федеральная антимонопольная служба РФ Управление по Кировской области