город Омск |
|
14 октября 2013 г. |
Дело N А75-9172/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Зориной О.В.
судей Семёновой Т.П., Смольниковой М.В.
при ведении протокола судебного заседания: Зинченко Ю.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7514/2013) Федеральной налоговой службы на определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 июня 2013 года (судья Зуева И.В.), вынесенное по заявлению Федеральной налоговой (ИНН 8603109468, ОГРН 1048600529933) о включении требования кредитора в реестр требований кредиторов должника по делу N А75-9172/2012 о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Северстройподряд" (ИНН 8603111178, ОГРН 1038601756599)
при участии в судебном заседании представителей:
от Федеральной налоговой службы - Галиуллина А.И. по доверенности от 28.12.2012;
установил:
определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.01.2013 по делу N А75-9172/2012 в отношении общества с ограниченной ответственностью "Северстройподряд" (далее - ООО "Северстройподряд", должник) введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Пермяков Вячеслав Валерьевич.
Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России, заявитель, уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с требованием о включении в реестр требований кредиторов ООО "Северстройподряд" задолженности по налогам и страховым взносам в размере 67 151 452 руб. 81 коп.
Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.06.2013 по делу N А75-9172/2012 в удовлетворении требований отказано.
Не соглашаясь с принятым судебным актом ФНС России обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила определение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт о признании обоснованными требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал, что ФНС России представлено достаточно доказательств, подтверждающих как возникновение спорной задолженности, так и соблюдение процедуры по принудительному взысканию с должника долга.
Отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Временный управляющий должника, ООО "Северстройподряд", надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ФНС России поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил определение уда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителя ФНС России, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения определения Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.06.2013 по настоящему делу.
В соответствии с частью 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
По правилам со статьей 71 Закона о банкротстве для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Указанные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
При этом в арбитражный суд могут быть предъявлены возражения относительно требований кредиторов (пункт 2 статьи 71 Закона о банкротстве).
При наличии возражений относительно требований кредиторов арбитражный суд проверяет обоснованность требований и наличие оснований для включения указанных требований в реестр требований кредиторов (пункт 3 статьи 71 Закона о банкротстве).
Требования кредиторов, по которым не поступили возражения, рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов (пункт 4 статьи 71 Закона о банкротстве).
Таким образом, независимо от того, заявлены возражения или нет относительно требования кредитора, суд в любом случае проверяет наличие оснований для включения требования в реестр требований кредиторов должника в заявленном размере.
В обоснование заявленных требований ФНС России ссылалась на наличие у ООО "Северстройподряд" задолженности, в том числе, по налогам в сумме 66 294 607 руб. 91 коп., из которых: основной долг в сумме 39 309 822 руб., пени в сумме 24 979 871 руб. 36 коп., штрафы в сумме 2 004 914 руб. 55 коп., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд России, на обязательное медицинское страхование в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования в сумме 111 685 руб. 20 коп., в том числе: основной долг в сумме 39 745 руб. 20 коп., пени в сумме 71 940 руб. 20 коп.
Суд первой инстанции отказал в установлении указанных требований, сославшись на пропуск налоговым органом сроков взыскания задолженности по налогам, в связи с отсутствием доказательств, подтверждающих принятие налоговым органом мер по обращению взыскания на имущество должника.
Повторно оценив обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции считает необходимым указать следующее:
Согласно абзацу второму пункта 19 в Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" (далее - Пленум N 25) предусмотрено, что при установлении не подтвержденных судебным решением требований уполномоченного органа по налогам в деле о банкротстве установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности, и возможность принудительного исполнения которых в установленном налоговым законодательством порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.
Возможность принудительного взыскания утрачивается при истечении срока давности взыскания налогов в судебном порядке (пункт 3 статьи 46, пункт 3 статьи 48 НК РФ, пункт 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации"), а также при пропуске налоговым органом срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановления о взыскании налогов за счет имущества должника (подпункт 3 пункта 1 и подпункт 3 пункта 2 статьи 14, пункт 3 статьи 15 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Указанные сроки подлежат применению судом независимо от того, заявлялись ли соответствующие возражения со стороны должника.
Таким образом, ФНС России, реализуя свои права путем обращения с требованием о включении в реестр требований кредиторов должника, обязана соблюдать следующие сроки:
- срок выставления требований об уплате налога (статья 70 НК РФ),
- срок взыскания задолженности за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках (статья 46 НК РФ), возможность взыскания задолженности за счет иного имущества налогоплательщика при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах в банках (пункт 7 статьи 46, статья 47 НК РФ),
- срок для судебного взыскания недоимки (пункт 3 статьи 46 НК РФ) или срок для принудительного предъявления к исполнению.
В соответствии со статьями 45, 69, 70 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога, в котором указывается неуплаченная сумма налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
В силу пунктов 1, 3 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах должника или отсутствии информации о его счетах налоговый орган вправе в соответствии с пунктом 1 статьи 47 НК РФ обратить взыскание на имущество в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 названного Кодекса.
Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Учитывая изложенное, взыскание налога - длящийся процесс.
На первом этапе налоговым органом направляется налогоплательщику требование с предложением в установленный срок уплатить сумму налога. На втором этапе налоговым органом последовательно применяются принудительные меры взыскания, предусмотренные статьями 46 и 47 НК РФ.
Помимо этого уполномоченному органу представлено право на обращение в суд на основании пункта 3 статьи 46 НК РФ за взысканием причитающейся к уплате суммы налога.
В статьях 46 и 47 НК РФ установлены как срок вынесения решения о взыскании налога путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика в банке (в течение двух месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога), так и срок принятия решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика-организации (в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога).
При этом установление этих сроков не изменило ранее занятой законодателем позиции о единстве, взаимосвязанности, неразрывности и последовательности процедуры бесспорного взыскания налога, установленной в статьях 46 и 47 НК РФ.
Исходя из разъяснений, приведенных в пункте 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" и пункте 24 Пленума N 25 при исчислении срока давности взыскания в судебном порядке судам необходимо исходить из того, что он начинает течь с момента окончания установленного пунктом 3 статьи 46 НК РФ 60-дневного срока на бесспорное взыскание недоимки за счет денежных средств.
В обоснование заявленных требований в отношении недоимки ФНС России сослалась на требование N 8832 (листы дела 23-25).
Предметом требования N 8832 является недоимка по разным налогам, сроком уплаты которых обозначено 20.07.2010; основанием для взимания налогов (сборов) является решение от 20.07.2010 N 10-14/017230 (листы дела 10-21), вынесенное по акту проверки от 28.05.2010 N 10-14/65.
Решением от 20.09.2010 N 40369 произведено взыскание налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств ООО "Северстройподряд" на счетах в банках в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 27.08.2010 N 8832, в размере неуплаченных (не полностью уплаченных, перечисленных, не полностью перечисленных) налогов (сборов) в сумме 38 839 630 руб. (лист дела 25).
Этим же решением налоговым органом начислены штрафы в размере 2 175 882 руб. 40 коп. и доначислены пени в размере 16 410 963 руб.
Постановление о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика - организации от 04.10.2010 N 543 на сумму 58 426 475 руб. 40 коп. руб. (принято в пределах годичного срока) было направлено судебному приставу-исполнителю (лист дела 93).
На основании указанного постановления службой судебных приставов 15.10.2010 возбуждено исполнительное производство N 86/08/4779/4/2010 (листы дела 94-95).
Указанное свидетельствует о том, что налоговым органом был соблюден принудительный порядок взыскания налогов.
Между тем из материалов дела усматривается, что постановлением от 28.12.2010 исполнительное производство N 86/08/4779/4/2010 окончено, исполнительный документ возвращен налоговому органу и получен последним 12.01.2011 (лист дела 96).
В соответствии с пунктом 19 Пленума N 25 возможность принудительного взыскания утрачивается и при пропуске налоговым органом срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения Постановления о взыскании налогов за счет имущества должника (подпункт 3 пункта 1 и подпункт 3 пункта 2 статьи 14, пункт 3 статьи 15 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 119-ФЗ), оформленные в установленном порядке требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня принятия.
Частью 3 статьи 15 Федерального закона N 119-ФЗ установлено, что в случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его полного или частичного исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению после перерыва исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.
Федеральный закон N 119-ФЗ утратил силу с 01.02.2008 в связи с принятием Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве).
В силу пункта 5 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, в том числе являются акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
В пункте 6 статьи 21 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их возвращения банком или иной кредитной организацией.
Согласно пункту 3 статьи 22 Закона об исполнительном производстве в случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения, срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.
Как отмечено выше, исполнительное производство в отношении должника, возбужденное на основании постановления налогового органа от 04.10.2010 N 543 о взыскании налога (сбора) за счет имущества налогоплательщика было окончено 28.12.2010, постановление об окончании получено налоговым органом 12.01.2011.
Доказательств повторного обращения налогового органа в службу судебных приставов о взыскании в принудительном порядке образовавшейся задолженности по налогам в материалах дела не имеется.
Следовательно, возможность принудительного взыскания недоимки за счет имущества должника во внесудебном порядке считается утраченной по истечении шестимесячного срока, установленного статьей 21 Закона об исполнительном производстве, то есть в любом случае с 12.07.2011.
С заявлением о включении требования кредитора в реестр требований кредиторов должника уполномоченный орган обратился 04.03.2013, то есть по истечении срока на принудительное исполнение постановления о взыскании налогов за счет иного имущества должника.
Таким образом, в удовлетворении заявления ФНС России о включении недоимки в реестр требований кредиторов судом первой инстанции отказано правильно.
Кроме этого, суд апелляционной инстанции полагает необходимым также руководствоваться правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.02.2011 N 8229/10 по делу N А60-38923/2009-С6, в котором указано, что пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, возможность взыскания которого утрачена.
Так, требования N 7698 сроком уплаты 18.08.2010 (штраф), N 12583 сроком уплаты 24.07.2010 (пени), N 5736 сроком уплаты 24.06.2010 (штраф), N 2581 сроком уплаты 10.04.2010 (пени), N 3911 сроком уплаты 12.05.2012 года (штраф), N 1154 сроком уплаты 25.02.2010 (штраф), N 9715 сроком уплаты 18.10.2010 года (штраф) не обеспечены мерами принудительного взыскания в виде обращения взыскания на иное имущество налогоплательщика (статья 47 НК РФ). В деле имеются только решения об обращении взыскания на денежные средства (статья 46 НК РФ).
Поэтому по требованиям N 7698 сроком уплаты 18.08.2010 (штраф), N 12583 сроком уплаты 24.07.2010 (пени), N 5736 сроком уплаты 24.06.2010 (штраф), N 2581 сроком уплаты 10.04.2010 (пени), N 1154 сроком уплаты 25.02.2010 (штраф), N 9715 сроком уплаты 18.10.2010 года (штраф) к моменту обращения налогового органа с заявлением о включении в реестр требований кредиторов (04.03.2013) истек двухгодичный срок взыскания налогов в судебном порядке, предусмотренный статьей 47 НК РФ.
Требование N 3911 сроком уплаты 12.05.2012 года (штраф) не может быть признано обоснованным, поскольку в отношении данного требования отсутствуют доказательства принятия решения о привлечении к налоговой ответственности, что не позволяет проверить правомерность и основания такого привлечения.
Кроме того отсутствуют доказательства того, что наложение указанного штрафа не связано с недоимкой, возможность взыскания которой была утрачена уже к моменту выставления требования, то есть которая является безнадежной ко взысканию.
Требования об уплате налоговых санкций N 6733 сроком уплаты 22.04.2006 и N 6734 сроком уплаты 22.04.2006 года вообще не обеспечены мерами принудительного взыскания.
Поэтому с учетом правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 24.01.2006 N 10353/05 по делу N 18-1758/04, а также в пункте 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" срок давности взыскания данных санкций истек не позднее 22.12.2007 года.
Учитывая изложенное, а также то, что судом апелляционной инстанции установлена утрата уполномоченным органом возможности взыскания налога, требование ФНС России о включении в реестр требований кредиторов пени и штрафа является необоснованным.
Относительно требования налогового органа о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд России, на обязательное медицинское страхование в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования в сумме 111 685 руб. 20 коп., в том числе: основной долг в сумме 39 745 руб. 20 коп., пени в сумме 71 940 руб. 20 коп., суд апелляционной инстанции считает необходимым указать следующее:
В соответствии с пунктом 15 Пленума N 25, согласно абзацу пятому статьи 2 Закона о банкротстве обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, являются обязательными платежами.
Согласно пункту 3 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страховании" (далее - Федеральный закон N 212) взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 данного Федерального закона, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона N 212 установлено, что сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего федерального закона отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
В соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 19 Федерального закона N 212 в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках. Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.
До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона N 212-ФЗ, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании (пункт 5 статьи 22 Федерального закона N 212-ФЗ).
Решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с иском о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (пункт 5 статьи 19 Федерального закона N 212).
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона (пункт 14 статьи Федерального закона N 212).
Постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов (пункт 3 статьи 20 Федерального закона N 212-ФЗ).
Предусмотренные статьями 19, 20 Закона N 212-ФЗ меры принудительного взыскания задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам за счет денежных средств на счетах в банках и за счет иного имущества налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя - представляют собой последовательные этапы единого внесудебного порядка взыскания задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам, а не самостоятельные, независимые друг от друга процедуры (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.05.2013 N 333/13 по делу N А78-3140/2012).
Как следует из представленных в материалы дела требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 2577, N 1605, N 5, N 192 срок их исполнения установлен до 11.01.2010, 03.05.2010, 31.03.2012, 05.05.2011 (лист дела 52, 57, 63, 65).
Требование по основному долгу (взносы) складывается из двух требований на сумму сумме 39 745 руб. 20 коп. - - N 2577 от 24.12.2009 года со сроком уплаты до 11.01.2010 года и N 1605 со сроком уплаты до 3.05.2010.
В остальной части это требования об уплате пеней на основной долг.
Решение о взыскании N 317 по требованию N 2577 принято органом контроля за уплатой страховых взносов 27.02.2010 (лист дела 53), то есть в пределах двухмесячного срока, решение N 1425 по требованию N 1605 принято 24.06.2010 (лист дела 58), то есть также в пределах двухмесячного срока.
Вместе с тем постановление об обращении взыскания на иное имущество должника- плательщика взносов органами Пенсионного фонда России не принималось, и в деле отсутствует.
Доказательств принятия органом контроля за уплатой страховых взносов решения о взыскании за счет денежных средств на счетах в банках по требованию N 192 уполномоченным органом не представлено.
Принимая во внимание сходство правоотношений и отсутствие специального регулирования в Законе N 212-ФЗ, суд считает возможным применение к спорным правоотношениям сроков подачи заявления в суд и последствий, предусмотренных статьей 47 НК РФ.
Поскольку постановление об обращении взыскания на иное имущество плательщика взносов не принималось и поскольку решение о взыскании взносов за счет денежных средств на счетах в банках было принято своевременно, следует признать, что срок давности для взыскания взносов в судебном порядке должен составлять два года со дня истечения срока, указанного в требовании.
Таким образом срок взыскания предъявленных взносов в судебном порядке по требованию N 2577 истек 11.01.2012 года, а по требованию N 1605 - 3.05.2012 года.
Доказательств соблюдения процедур взыскания пеней (требование N 192) до истечения срока взыскания в судебном порядке взносов (основного долга) в деле нет.
С утратой возможности взыскания в судебном порядке взносов считается утраченной и возможность взыскания пеней.
Установить, что решение по требованию N 5 принято в отношении долга по взносам, срок взыскания которого в судебном порядке не истек, возможным не представляется, поскольку налоговым органом не представлена расшифровка начисления данной пени и поскольку данный срок истек к моменту предъявления требования N 5 по требованию N 2577.
Наличие инкассовых распоряжений в банке не влияет на выводы суда, поскольку, как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ N 8229/10 от 8.02.2011 года, прекращение процедуры принудительного взыскания должно повлечь за собой обязательный отзыв неисполненных инкассовых поручений, выставленных в рамках предшествующего этапа этой процедуры.
Согласно пункту 35 Постановление Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" в случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения, суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого определения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 4 статьи 272, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 июня 2013 года (судья Зуева И.В.), вынесенное по заявлению Федеральной налоговой службы (ИНН 8603109468, ОГРН 1048600529933) о включении требования уполномоченного органа в реестр требований кредиторов должника по делу N А75-9172/2012 о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Северстройподряд" (ИНН 8603111178, ОГРН 1038601756599), оставить без изменения, апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7514/2013) Федеральной налоговой службы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.В. Зорина |
Судьи |
Т.П. Семёнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-9172/2012
Должник: ООО "Северстройподряд"
Кредитор: ЗАО "Томскнефтегазстрой", Мифнс N 6 по ХМАО-Югре
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N6 по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, Администрация Нижневартовского района, временный управляющий ООО "Северстройподряд" Пермяков Вячеслав Валерьевич, Инспекция Гостехнадзора г. Нижневартовск, Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации Нижневартовского района, Кузнецов Владимир Владимирович, МИФНС N 1 по ХМАО - Югре, НП "Межрегиональная Северо-Кавказская СОПАУ "Содружество", Отдел УФМС России по ХМАО - Югре в г. Нижневартовск, ОУФССП по г. Нижневартовску и Нижневартовскому району, Пермяков В. В., Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ ФГУП г. Нижневартовск, РЭО ГИБДД УВД г. Нижневартовска, УМВД России по г. Нижневартовску, Управление Федеральной службы государтсвенной регистрации, кадастра и картографии по ХМАО-Югре
Хронология рассмотрения дела:
03.03.2015 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2371/15
20.01.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-9170/13
14.10.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7514/13
08.10.2013 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-9172/12
30.07.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6272/13