г. Вологда |
|
14 октября 2013 г. |
Дело N А05-2654/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2013 года.
В полном объёме постановление изготовлено 14 октября 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Докшиной А.Ю. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы муниципального образования "Вельский муниципальный район" в лице Управления но финансам и исполнению бюджета администрации муниципального образования "Вельский муниципальный район" на определение Арбитражного суда Архангельской области от 04 июля 2013 года о наложении судебного штрафа и на решение Арбитражного суда Архангельской области от 04 июля 2013 года по делу N А05-2654/2013 (судья Полуянова Н.М.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Вельские коммунальные системы" (ОГРН 1052907019890; далее - Общество, ООО "Вельские коммунальные системы") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к муниципальному образованию "Вельский муниципальный район" в лице Управления но финансам и исполнению бюджета администрации муниципального образования "Вельский муниципальный район" (далее - Управление) о признании незаконными действий по возврату исполнительного листа N 114693, выданного Арбитражным судом Архангельской области 30.01.2009 по делу N A05-9626/2008, по причине нарушения срока предъявления исполнительного листа к исполнению и о возложении на ответчика обязанности исполнить решение Арбитражного суда Архангельской области от 09 декабря 2008 года по делу N A05-9626/2008 и наложить на ответчика штраф в размере 100 000 руб. (с учетом уточнения требований, принятого судом).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрации муниципального образования "Тегринское" (далее - Администрация).
Решением суда заявленные требования удовлетворены.
Определением суда на муниципальное образование "Вельский муниципальный район" в лице Управления но финансам и исполнению бюджета администрации муниципального образования "Вельский муниципальный район" наложен судебный штраф в сумме 5000 руб.
Ответчик в апелляционных жалобах просит решение суда и определение суда о наложении штрафа по настоящему делу отменить. Полагает, что срок, установленный для предъявления исполнительного листа, заявителем пропущен. Также считает, что его действия по возврату исполнительного листа по причине нарушения срока предъявления исполнительного листа не являются основанием для наложения судебного штрафа, поскольку ответчиком возврат исполнительного листа произведен в пределах срока, предусмотренного бюджетным законодательством. Управлением приняты меры по урегулированию спора, заявителю предложен график погашения задолженности.
Третье лицо в отзыве на апелляционную жалобу с ее доводами согласилось, также просит отменить решение и определение суда о наложении штрафа и отказать заявителю в удовлетворении требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Как видно из материалов дела, на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Архангельской области от 09.12.2008 по делу N А05-9626/2008 30.01.2009 заявителю выдан исполнительный лист N 114693 о взыскании с муниципального образования "Тегринское" в пользу ООО "Вельские коммунальные системы" 5 199 771 руб. 98 коп. задолженности.
Названный исполнительный лист 29.08.2009 предъявлен к исполнению в Администрацию.
В соответствии с соглашением о замене лица в обязательстве от 07.10.2009, заключенным администрацией муниципального образования "Вельский муниципальный район" (Новый должник), муниципальным образованием "Тегринское" (Прежний должник) и обществом с ограниченной ответственностью "Вельские коммунальные системы" (Кредитор), стороны признали задолженность в соответствии с исполнительным листом N 114693, выданным Арбитражным судом Архангельской области 30.01.2009 по делу N А05-9626/2008 на сумму 5 199 771 руб. 98 коп.; Новый должник обязуется оплатить задолженность Прежнего должника по указанному исполнительному листу согласно графику: октябрь - ноябрь 2009 года - 2 000 000 руб., декабрь 2009 года - 1 300 000 руб., февраль 2010 года - 1 899 711 руб. 98 коп. В соглашении указано, что оно вступает в силу с момента подписания и действует до полного исполнения сторонами обязательств по настоящему соглашению.
Администрация произвела оплату задолженности по исполнительному листу от 20.01.2009 N 114693 за счет средств казны муниципальное образование "Тегринское" платежными поручениями: от 02.11.2009 N 109 на сумму 1 000 000 руб., от 09.11.2009 N 44223 - 500 000 руб., от 09.11.2009 N 44224 - 500 000 руб., от 29.03.2010 N 688 - 1 000 000 руб., всего на сумму 3 000 000 руб.
Определением Арбитражного суда Архангельской области от 28.12.2011 по делу N А05-9626/2008 в связи с заключением соглашения о замене лица в обязательстве от 07.10.2009 и в соответствии с частью 1 статьи 48 АПК РФ произведена замена должника по исполнительному листу N 114693, выданному Арбитражным судом Архангельской области 30.01.2009 по делу N А05-9626/2008, с муниципального образования "Тегринское" на муниципальное образование "Вельский муниципальный район".
В связи с утратой заявителем указанного исполнительного листа заявитель обратился в суд с заявлением о выдаче дубликата исполнительного листа N 114693.
Определением Арбитражного суда Архангельской области от 19.07.2012 по делу N А05-9626/2008 заявление удовлетворено; 27.07.2012 ООО "Вельские коммунальные системы" выдан дубликат исполнительного листа N 114693.
Общество обратилось с заявлением от 30.11.2012 N 962 в Управление по финансам и исполнению бюджета администрации муниципального образования "Вельский муниципальный район", предъявив к исполнению дубликат исполнительного листа по делу N А05-9626/2008 от 27.07.2012 на бланке серии АС N 000035752, выданного на основании решения Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-9626/2008, указав в заявлении, что задолженность в сумме 3 000 000 руб. оплачена администрацией муниципального образования "Тёгринское", задолженность по исполнительному листу по состоянию на 30.11.2012 составляет 2 199 771 руб. 98 коп.
Глава муниципального образования "Вельский муниципальный район" уведомлением от 12.02.2013 N 01-41/450 о возвращении исполнительного документа возвратил дубликат исполнительного листа на основании пункта 3 статьи 242.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), указав причину возврата исполнительного документа: нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению.
Посчитав действия ответчика незаконными и нарушающими права и законные интересы Общества, ООО "Вельские коммунальные системы" обратилось в арбитражный суд.
Ответчик представил в материалы дела письмо от 04.06.2013 N 01-31/2373, согласно которому он гарантирует оплату исполнительного листа, выданного на основании решения Арбитражного суда Архангельской области от 09.12.2008 по делу N А05-9626/2008 по следующему графику: до 31.12.2013 - 1 000 000 руб., до 01.05.2014 - 1 199 771 руб. Заявитель не согласился с графиком погашения задолженности, предложенным ответчиком.
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 242.1 БК РФ предусмотрено, что исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с Бюджетным кодексом РФ на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ), с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 242.1 этого же Кодекса к исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Дубликат исполнительного листа направляется на исполнение вместе с надлежащим образом заверенной судом копией определения суда о его выдаче.
Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение (пункты 5 и 6 статьи 242.2 БК РФ).
В пункте 3 названной статьи установлен закрытый перечень оснований для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, к которым относятся: непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 этой статьи; несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об исполнительном производстве"; нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.
В силу пункта 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, для исполнения судебных актов по иска к муниципальным образованиям о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), исполнительный лист и документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 названного Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
Именно на финансовом органе лежит обязанность по исполнению исполнительных документов, должником по которым является муниципальное образование.
В рассматриваемом случае заявитель правомерно направил исполнительный лист (дубликат) для исполнения в финансовый орган муниципального образования "Вельский муниципальный район" - Управление по финансам и исполнению бюджета администрации муниципального образования "Вельский муниципальный район".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 321 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 статьи 15 Закона об исполнительном производстве исполнительный лист может быть предъявлен к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу.
Согласно частям 3, 4 статьи 321 АПК РФ срок предъявления исполнительного листа к исполнению прерывается предъявлением его к исполнению, если федеральным законом не установлено иное, частичным исполнением судебного акта. Аналогичное правило изложено в пункте 1 статьи 21 Закона об исполнительном производстве.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 названного Закона после перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется. Время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что установленный законом срок для предъявления исполнительного листа к исполнению заявителем не пропущен, поскольку впервые исполнительный лист о взыскании задолженности предъявлен к исполнению в пределах установленного законом срока 26.08.2009.
Исполнительный лист частично исполнялся должником (Администрацией) в ноябре 2009 года - марте 2010 года, что свидетельствует о прерывании срока предъявления исполнительного документа к исполнению.
Взыскателю исполнительный лист N 114693 должниками - муниципальное образование "Тёгринское" и муниципальное образование "Вельский муниципальный район" (с учетом заключенного соглашения о замене лица в обязательстве) не возвращался, об утере исполнительного документа и об отказе от исполнения должники не заявляли.
Ответчик, заключив соглашение о замене лиц в обязательстве от 07.10.2009, зная о том, что по определению арбитражного суда от 28.12.2011 является должником по исполнительному листу N 114693, об отсутствии исполнительного документа также не заявлял, мер по исполнению исполнительного документа не принимал.
Поскольку в связи с утратой исполнительного документа заявителю выдан дубликат ранее выданного исполнительного листа, судом правомерно указано, что срок предъявления исполнительного листа к исполнению прерывался в период с 26.08.2009 (дата предъявления исполнительного листа к исполнению) до 19.07.2012 (дата, когда суд установил факт утраты исполнительного листа).
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что установленный законом для предъявления исполнительного листа к исполнению трехлетний срок Обществом не пропущен, в связи с чем у ответчика отсутствовали правовые основания для возврата исполнительного листа без исполнения.
Действия ответчика, выразившиеся в возврате исполнительного листа по причине нарушения срока предъявления исполнительного листа к исполнению, являются незаконными и нарушают права и законные интересы заявителя, так как заявитель лишен возможности получить исполнение по вступившему в законную силу судебному акту.
В силу пункта 1 статьи 119 АПК РФ судебные штрафы налагаются арбитражным судом в случаях, предусмотренных Кодексом.
Согласно части 2 статьи 332 данного Кодекса за неисполнение указанных в исполнительном листе действий лицом, на которое возложено совершение этих действий, на это лицо арбитражным судом, выдавшим исполнительный лист, может быть наложен судебный штраф в порядке и размере, установленных в главе 11 АПК РФ.
В данном случае взыскателем соблюден порядок предъявления исполнительного листа, установленный нормами бюджетного законодательства.
Из материалов дела усматривается, что объективные препятствия для исполнения ответчиком исполнительного документа отсутствовали.
Совершение ответчиком действий по возврату исполнительного листа в пределах срока, предусмотренного бюджетным законодательством, не может служить основанием для освобождения ответчика от ответственности за неисполнение судебного акта, поскольку возврат исполнительного листа в данном случае является необоснованным.
Непринятие должником мер для исполнения решения суда привело к нарушению права взыскателя, лишив его возможности в установленный законом срок получить присужденное.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции, учитывая, что срок для добровольного исполнения решения суда истек, а также принимая во внимание, что ответчик не представил доказательств уважительности причин неисполнения исполнительного листа, полагает обоснованным и соответствующим нормам действующего законодательства вывод суда первой инстанции о наличии оснований для наложения на ответчика судебного штрафа за неисполнение указанных в исполнительном листе действий.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены судебных актов не имеется. Апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 04 июля 2013 года по делу N А05-2654/2013 и определение от 04 июля 2013 года о наложении судебного штрафа того же суда по тому же делу оставить без изменения, апелляционные жалобы муниципального образования "Вельский муниципальный район" в лице Управления по финансам и исполнению бюджета администрации муниципального образования "Вельский муниципальный район" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-2654/2013
Истец: ООО "Вельские коммунальные системы"
Ответчик: Муниципальное образование "Вельский муниципальный район" в лице Управления по финансам и исполнению бюджета администрации муниципального образования "Вельский муниципальный район"
Третье лицо: администрация МО "Тегринское", администрация муниципального образования "Тегринское", Отдел судебных приставов по Вельскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области