г. Самара |
|
16 октября 2013 г. |
Дело N А55-4521/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 октября 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Бажана П.В., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от заявителя - Крылов М.В., доверенность от 25.07.2013 г.,
от ответчика - Вирт О.И., доверенность от 20.12.2012 г. N 518,
рассмотрев в открытом судебном заседании 09 октября 2013 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 24.06.2013 г. по делу N А55-4521/2013 (судья Черномырдина Е.В.)
по заявлению кооператива "Лодочная станция N 1 по эксплуатации маломерного флота" (ОГРН 1056314027990), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Кооператив "Лодочная станция N 1 по эксплуатации маломерного флота" (далее - заявитель, Кооператив "Лодочная станция N 1", Кооператив) обратился в Арбитражный суд Самарской области к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - ответчик, Министерство) с заявлением, с учетом принятого в порядке ст. 49 АПК РФ изменения предмета требований, о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка от 23.01.2013 г. N 12-4/0770/12-а, об обязании ответчика принять решение о предоставлении кооперативу "Лодочная станция N 1 по эксплуатации маломерного флота" в аренду земельного участка площадью 4210 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0000000:20725, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Западная, 30а (левый берег р. Сухой Самарки) и направить в адрес кооператива "Лодочная станция N 1 по эксплуатации маломерного флота" проекта договора аренды указанного земельного участка.
Решением суда первой инстанции от 24.06.2013 г. заявление удовлетворено. Признан незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении земельного участка от 23.01.2013 г. N 12-4/0770/12-а. Суд обязал Министерство имущественных отношений Самарской области в двухнедельный срок по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении кооперативу "Лодочная станция N 1 по эксплуатации маломерного флота" в аренду земельного участка площадью 4210 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0000000:20725, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Западная, 30а (левый берег р. Сухой Самарки) и направления в адрес кооператива "Лодочная станция N 1 по эксплуатации маломерного флота" проекта договора аренды указанного земельного участка.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось с апелляционной жалобой (с учетом дополнений), в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; неправильное применение норм материального права.
В отзыве на апелляционную жалобу (с учетом дополнений) Кооператив "Лодочная станция N 1", считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании 02.10.2013 г. объявлялся перерыв в соответствии со статьей 163 АПК РФ до 12 часов 05 минут 09.10.2013 г.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что решением Исполнительного комитета Куйбышевского районного Совета депутатов трудящихся г. Куйбышева от 07.06.1977 г. N 142 "О закреплении береговой полосы Левого берега Сухой Самарки для размещения лодочной станции КНПЗ" в пользование Куйбышевскому нефтеперерабатывающему заводу отведены в пользование земельный участок и водная акватория для размещения лодочной станции, береговая полоса 300 м. от высоковольтной мачты, расположенной у территории АТК-1 (л.д. 20-21).
Постановлением главы города Самары от 30.05.1995 г. N 678 предприятиям и организациям предоставлены в аренду сроком на 5 лет, без права выкупа, под объекты отдыха земельные участки в границах городской черты согласно приложениям к данному постановлению NN 1, 2, 3.
Согласно приложению N 3 к названному постановлению Нефтеперерабатывающему заводу предоставлены земельные участки площадью 1,0 га под лодочную стоянку и площадью 0,16 га, из них 0,1 га - акватория, под стоянку дебаркадера (л.д. 52-54).
На основании указанного постановления 22.09.1997 г. между Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству и ОАО "Куйбышевский Нефтеперерабатывающий завод" заключен договор N 28353 аренды земельного участка площадью 1600 кв.м., расположенного по адресу: р. Сухая Самарка, Куйбышевский район, под причал, на срок с 01.05.1997 г. по 01.05.2000 г. (л.д. 143).
Кооператив "Лодочная станция N 1" зарегистрирован решением Исполкома Куйбышевского района г. Самары от 15.03.1983 г. N 73 в качестве самостоятельного юридического лица, что подтверждается Уставом заявителя (л.д. 62, 23-33, 85-91).
По заявлению Кооператива от 19.01.2012 г. на основании решения Исполнительного комитета Куйбышевского районного Совета депутатов трудящихся г. Куйбышева от 07.06.1977 г. N 142 и постановления главы города Самары от 30.05.1995 г. N 678 ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области 06.02.2012 г. принято решение N 63-00-119/12-15004 о внесении сведений в государственной кадастр недвижимости как о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером 63:01:0000000:20725 (дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости: 30.05.1995 г. (л.д. 48, 57).
По результатам проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ и площади земельного участка по заявлению Кооператива ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области 16.07.2012 г. принято решение N 63-00-119/12-121070 о внесении изменения в государственный кадастр недвижимости (уточненная площадь составила 4210 кв.м.) (л.д. 111).
30.10.2012 г. Кооператив "Лодочная станция N 1" обратился в Министерство с заявлением N 12-4/0770/12-а о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Западная, 30а (левый берег р. Сухой Самарки), площадью 4210,00 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0000000:20725, для организации временной лодочной стоянки с размещением пункта охраны, спасательного поста (л.д. 134).
23.01.2013 г. Министерство письмом N 12-4/0770/12-а отказало заявителю в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка для организации временной лодочной стоянки с размещением пункта охраны, спасательного поста (л.д. 8-10).
Отказывая в предоставлении в аренду земельного участка, ответчик указал на того, что по поручению Министерства государственным бюджетным учреждением Самарской области "Региональный центр недвижимости" был осуществлен осмотр испрашиваемого земельного участка, в ходе которого установлено наличие на земельном участке временных объектов (металлические вышки, металлические навесы, металлические шкафы), т. е. участок используется под лодочную станцию. Однако заявителем не были представлены документы в соответствии с п. 5 приложения N 2 к Порядку предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденному постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74, в том числе документы, подтверждающие возникновение прав на объекты, расположенные на земельном участке.
Считая отказ в предоставлении земельного участка незаконным и нарушающим прав и законные интересы заявителя, Кооператив обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, частям 2 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствие со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (пункт 1).
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 2).
Орган местного самоуправления на основании указанного в п. 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 Земельного Кодекса Российской Федерации, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в п. 4 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 5).
На основании постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 (далее - Порядок).
В соответствии с п. 2.1 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
В силу п. 2.2 Порядка к заявлению, указанному в п. 2.1 настоящего Порядка, заявителем в обязательном порядке прилагаются только те документы и информация, необходимость представления которых является исключительно обязанностью заявителя в соответствии с приложением N 2 к настоящему Порядку. При этом заявитель вправе представить и иные необходимые для принятия решения о предоставлении земельного участка документы и информацию по собственной инициативе.
Пунктом 2.4 Порядка предусмотрено, что Министерство в рамках осуществления межведомственного информационного взаимодействия в течение 14 рабочих дней с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка направляет межведомственные запросы в органы и организации в целях получения документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка, в соответствии с приложением N 2 к настоящему Порядку.
В целях установления фактического использования испрашиваемого земельного участка и при наличии оснований, определенных в соответствии с действующим законодательством, Министерство или по его поручению соответствующее государственное учреждение Самарской области осуществляет осмотр земельного участка на местности. Результаты осмотра земельного участка оформляются актом осмотра земельного участка.
При выявлении в процессе рассмотрения заявления препятствий для предоставления земельного участка, предусмотренных действующим законодательством, Министерство в течение 14 дней принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет его в адрес заявителя с указанием причин невозможности предоставления земельного участка.
В силу п. 3.1 Порядка положения пунктов 2.11-2.13 настоящего Порядка не применяются, в том числе в случае, если земельный участок испрашивается заявителем в аренду для использования под временный (некапитальный) объект и имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду с заявленной целью использования, принятый до 01.07.2006 г. в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его издания, правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются в том числе в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный (некапитальный) объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством. Данное правило не распространяется на отношения, возникшие после заключения договора аренды.
Указанная норма земельного законодательства устанавливает основания для предоставления земельных участков, занятых временными объектами, в аренду без проведения торгов.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что единственным основанием для отказа в предоставлении земельного участка явилось то, что на испрашиваемом земельном участке расположены несколько металлических вышек, металлические навесы, металлические шкафы, правоустанавливающие документы на которые не представлены, и пришел к выводу о том, что данное основание отказа противоречит ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации и п.п. 2.3-3.4. Порядка.
Между тем судом при рассмотрении настоящего дела не было учтено следующее.
Как следует из материалов дела, по поручению Министерства государственным бюджетным учреждением Самарской области "Региональный центр недвижимости" был осуществлен осмотр испрашиваемого земельного участка, в ходе которого установлено наличие на земельном участке временных объектов (металлические вышки, металлические навесы, металлические шкафы), что отражено в акте осмотра земельного участка, и не оспаривается заявителем (л.д. 112-113).
Приложением N 2 к Порядку является Перечень документов, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Перечень).
В соответствии с п. 5 Перечня в случае, если на земельном участке располагаются временные объекты, заявители представляют:
акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду с заявленной целью использования, принятый до 01.07.2006 г. в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его издания;
заверенные в установленном порядке копии договоров (иных документов), на основании которых к заявителю перешло право собственности на временный (некапитальный) объект, расположенный на испрашиваемом земельном участке;
сведения, выданные организацией, осуществляющей технический учет объектов капитального строительства, о том, что объект, расположенный на испрашиваемом земельном участке, не подлежит постановке на технический учет в качестве объекта капитального строительства.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Кооперативом при обращении в Министерство вместе с заявлением от 30.10.2012 г. N 12-4/0770/12-а были представлены следующие документы: доверенность представителя юридического лица, паспорт представителя, протоколы общего собрания, Устав, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ, план границ земельного участка, сведения из Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, согласие Отдела водных ресурсов по Самарской области на предоставление земельного участка, письмо из Отдела водных ресурсов по Самарской области, уведомление, договор аренды от 22.09.1997 г., постановление главы города Самары от 30.05.1995 г., решение Исполнительного комитета от 07.06.1977 г. N 142, Устав, землеустроительное дело, заявление, что подтверждается распиской (л.д. 6).
У заявителя отсутствует акт уполномоченного органа власти о предоставлении Кооперативу испрашиваемого земельного участка в аренду с заявленной целью, принятый до 01.07.2006 г. в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его издания.
При этом необходимые документы, предусмотренные п. 5 Перечня, заявителем в Министерство не представлены. Сведения Самарского городского отделения ФФГУП "Ростехинвентаризация" по состоянию на 2007 год о том, что расположенные на земельном участке металлические строения не являются объектами капитального строительства, были представлены заявителем только в ходе судебного заседания суда первой инстанции.
Поскольку представленные документы не соответствовали установленным требованиям, Министерством правомерно применен п. 2.4 Порядка.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемый отказ Министерства в предоставлении земельного участка от 23.01.2013 г. N 12-4/0770/12-а соответствует требованиям ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции на основании п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ следует отменить, в удовлетворении заявления Кооператива "Лодочная станция N 1" - отказать.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 24.06.2013 г. по делу N А55-4521/2013 отменить.
В удовлетворении заявления кооператива "Лодочная станция N 1 по эксплуатации маломерного флота" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Ю. Марчик |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-4521/2013
Истец: Кооператив "Лодочная станция N 1 по эксплуатации маломерного флота"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Самарской области
Третье лицо: Филиал Федерального бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области