г. Красноярск |
|
16 октября 2013 г. |
Дело N А33-1263/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "15" октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "16" октября 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Севастьяновой Е.В.,
судей: Дунаевой Л.А., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поповой Е.С.,
при участии:
от ответчика: Бондаренко И.М., представителя по доверенности от 14.12.2012, паспорт,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 2466039624, ОГРН 1022402652469, Красноярский край, г. Красноярск)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "08" июля 2013 года по делу N А33-1263/2013, принятое судьей Куликовской Е.А.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "РУСАЛ Транспорт Ачинск" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ответчик, Фонд социального страхования) N 227 от 29.11.2012 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 08 июля 2013 года требования общества с ограниченной ответственностью "РУСАЛ Транспорт Ачинск" удовлетворены частично. Признано недействительным решение от 29.11.2012 N 227 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, принятое Государственным учреждением - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиалом N 8 (Ачинский), в части доначисления и предложения уплатить 277 932 рубля 04 копейки страховых взносов, 18 952 рубля 87 копеек пени, 13 478 рублей 61 копейки штрафа. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом в части доначисления страховых взносов в сумме 61 287 рублей 40 копеек, пени - 17 235 рублей 79 копеек, штрафа - 12 257 рублей 48 копеек, Фонд социального страхования обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции в указанной части отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Фонд социального страхования ссылается на следующие доводы:
- оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых работнику для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации, производится в рамках трудовых отношений, в связи с чем, независимо от источника финансирования такой выплаты, подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке;
- компенсационные выплаты работникам в связи с выходом на пенсию подлежат обложению страховыми взносами, поскольку напрямую зависят от трудовых отношений, исчисляются в размере среднего заработка работника, на основании заявления работника и приказа организации, в трудовом договоре предусмотрены выплаты в соответствии с коллективным договором.
Общество с ограниченной ответственностью "РУСАЛ Транспорт Ачинск" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором выразило несогласие с изложенными в ней доводами, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворнеия.
Заявитель (общество с ограниченной ответственностью "РУСАЛ Транспорт Ачинск") в судебное заседание не явился и не направил своих представителей, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителей заявителя.
Представитель Фонда социального страхования изложил доводы апелляционной жалобы. Просил отменить решение Арбитражного суда Красноярского края в обжалуемой части, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку доводы апелляционной жалобы касаются только выводов суда первой инстанции в части признания недействительным решения от 29.11.2012 N 227 в части доначисления страховых взносов в сумме 61 287 рублей 40 копеек, пени - 17 235 рублей 79 копеек, штрафа - 12 257 рублей 48 копеек и от общества не поступили возражения, суд апелляционной инстанции в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой части.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
На основании решения N 400 от 03.09.2012 Филиалом N8 (Ачинский) Государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации проведена выездная проверка общества с ограниченной ответственностью "РУСАЛ Транспорт Ачинск" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации за период с 01.01.2010 по 31.12.2011.
В ходе проведения проверки фондом установлено, что за проверяемый период база для начисления страховых взносов определялась с нарушением статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", в результате выявлено занижение налогооблагаемой базы в сумме 2 325 754 рубля 91 копейка, в том числе:
- установлены нарушения порядка расходования средств Фонда социального страхования РФ на выплату страхового обеспечения согласно Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", в результате чего не приняты к зачету расходы в общей сумме 212 396 рублей 15 копеек, произведенные страхователем с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством либо не подтвержденные документами в установленном порядке; из них 210 539 рублей 01 копейка расходов не приняты к зачету в связи с нарушением продления листков нетрудоспособности, 1 857 рублей 14 копеек расходов - в связи с неверным применением индексации пособий при рождении ребенка;
- занижена база для начисления страховых взносов по оплате дополнительных выходных дней, предоставляемых работнику для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации за 2011 год в общей сумме 77 346 рублей 60 копеек;
- не включены в объект обложения страховыми взносами выплаты поощрений в связи с выходом на пенсию, произведенные на основании пункта 2.1.8. раздела 2 коллективного договора ООО "Русал Транспорт Ачинск" на 2011-2012 годы, в общей сумме 2 036 012 рублей 16 копеек.
Результаты проверки отражены в акте выездной проверки от 30.10.2012 N 496 ВНиМ(Д) (получен страхователем 31.10.2012).
Рассмотрев акт выездной проверки от 30.10.2012 N 496 ВНиМ(Д), письменные возражения плательщика, при участии представителя лица, в отношении которого проводилась проверка, директор Филиала N 8 (Ачинский) Государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации 29.11.2012 вынес решение N 227 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах".
Решением N 227 от 29.11.2012 обществу с ограниченной ответственностью "РУСАЛ Транспорт Ачинск" доначислено и предложено уплатить:
- недоимку по страховым взносам в сумме 279 843 рубля 04 копейки;
- штрафные санкции в сумме 13 489 рублей 38 копеек;
- пени в сумме 18 968 рублей 02 копейки;
а также предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета.
Не согласившись с решением N 227 от 29.11.2012 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах", принятым Филиалом N8 (Ачинский) Государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, общество с ограниченной ответственностью "РУСАЛ Транспорт Ачинск" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного решения недействительным.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом апелляционной инстанции установлено, что оспариваемое решение вынесено ответчиком в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением процедуры рассмотрения материалов проверки (страхователю была предоставлена возможность представить возражения на акт проверки, страхователь был уведомлен о времени и месте рассмотрения материалов проверки).
Как следует из апелляционной жалобы Государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, ответчик обжалует решение суда первой инстанции в части признания недействительным решения Фонда социального страхования N 227 от 29.11.2012 в части доначисления страховых взносов в сумме 61 287 рублей 40 копеек, пени - 17 235 рублей 79 копеек, штрафа - 12 257 рублей 48 копеек, из них:
2 243 рубля 05 копеек - недоимка по доначисленным страховым взносам, выплаченным работникам за дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами, пени - 630 рублей 81 копейка, штраф - 448 рублей 61 копейка;
59 044 рубля 35 копеек - недоимка по доначисленным страховым взносам, выплаченным работникам в виде компенсационной выплаты при увольнении, в связи с выходом на пенсию, пени - 16 604 рубля 98 копеек, штраф - 11 808 рублей 87 копеек.
Суд апелляционной инстанции считает, что Фонд социального страхования не доказал законность принятого решения N 227 от 29.11.2012 в указанной части, исходя из следующего.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 3 указанного закона контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляет, в том числе Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
а) организации;
б) индивидуальные предприниматели;
в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с указанной статьей ООО "РУСАЛ Транспорт Ачинск" в проверяемый период являлось плательщиком страховых взносов.
В силу положений части 2 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, а также вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений и перечислений страховых взносов.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, составной частью которой является федеральный бюджет.
Согласно пункту 17 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" с 1 января 2010 года финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.
Из положений статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) следует, что оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статей 262 ТК РФ предусмотрено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка в порядке, который устанавливается федеральными законами.
Таким образом, указанные выплаты среднего заработка работодатель производит в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 08.06.2010 N 1798/10 по делу N А71-3574/2009, выплаты за дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Таким образом, оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ не подлежит обложению страховыми взносами, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пени и штрафа.
Как следует из представленных в материалы дела документов (акта выездной проверки от 30.10.2012 N 496 ВНиМ(Д), решения от 29.11.2012 N 227) основанием к начислению обществу 2 243 рублей 05 копеек - страховых взносов, пени - 630 рублей 81 копейки и штрафа - 448 рублей 61 копейки послужили выводы Фонда социального страхования о неправомерном неначислении обществом страховых взносов на суммы оплаченных дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом в размере 77 346 рублей 60 копеек, произведенных обществом.
С учетом приведенных выше выводов, принимая во внимание правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 08.06.2010 N 1798/10 по делу N А71-3574/2009, суд апелляционной инстанции приходит выводу, что оплата дополнительных дней отдыха для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов не подлежит.
Следовательно, включение спорных выплат в облагаемую базу и доначисление в связи с этим страховых взносов в размере 2 243 рубля 05 копеек, пени - 630 рублей 81 копейка, а также привлечение общества к ответственности в виде штрафа в размере 448 рублей 61 копейка суд апелляционной инстанции считает незаконным.
Решением от 29.11.2012 N 227 Фонд социального страхования также доначислил заявителю страховые взносы, пени и штраф на суммы, выплаченные работникам в виде компенсационной выплаты при увольнении, в связи с выходом на пенсию.
Суд апелляционной инстанции считает незаконным доначисление указанных сумм страховых взносов, пеней и штрафов по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ к объекту обложения страховыми взносами относятся, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц именно по трудовым договорам.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
В соответствии со статьей 40 ТК РФ коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
В отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 ТК РФ регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 ТК РФ регулирует социально-трудовые отношения.
Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Таким образом, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Указанный вывод согласуется с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 14 мая 2013 года N 17744/12.
Согласно представленным в материалы дела документам (акту выездной проверки от 30.10.2012 N 496 ВНиМ(Д), решению от 29.11.2012 N 227) решением от 29.11.2012 N 227 обществу, в том числе, доначислены 59 044 рубля 35 копеек страховых взносов, 16 604 рубля 98 копеек пени, 11 808 рублей 87 копеек штрафа в связи с тем, что Фонд социального страхования пришел к выводу о неправомерном неначислении обществом страховых взносов на суммы, выплаченные работникам в виде компенсационной выплаты при увольнении, в связи с выходом на пенсию.
Судом апелляционной инстанции установлено, что компенсационные выплаты и выплаты материальной помощи работникам ООО "РУСАЛ Транспорт Ачинск" в связи с выходом на пенсию в 2011-2012 годах произведены страхователем в соответствии с коллективным договором ООО "РУСАЛ Транспорт Ачинск" на 2011-2012 годы (зарегистрирован Комитетом по труду Администрацией города Ачинск от 06.05.2011 N 18, утвержден Конференцией работниками ООО "РУСАЛ Транспорт Ачинск" от 25.04.2011). Указанным коллективным договором предусмотрено, что работодатель обязан работникам, достигшим пенсионного возраста и увольняющимся с предприятия в связи с уходом на пенсию по собственному желанию при достижении пенсионного возраста, в том числе льготного, в связи с получением работником инвалидности первой или второй группы, производить компенсационную выплату в зависимости от общего стажа работы на предприятии:
- от 10 до 15 лет - один среднемесячный заработок;
- от 15 до 20 лет - два среднемесячных заработка;
- 20 лет и более - три среднемесячных заработка.
При этом ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что указанные выплаты являются оплатой труда работников, то есть носят систематический характер, зависят от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, исчисляются исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, являются компенсационными или стимулирующими выплатами, предусмотрены трудовыми договорами.
Учитывая вышеизложенное правовое обоснование, позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 14.05.2013 N 17744/12, установление спорных выплат коллективным договором общества, суд апелляционной инстанции приходит выводу, что суммы, выплаченные работникам в виде компенсационной выплаты при увольнении, в связи с выходом на пенсию обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов не подлежит.
При таких обстоятельствах решение Государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации 227 от 29.11.2012 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части доначисления страховых взносов в сумме 61 287 рублей 40 копеек, пени - 17 235 рублей 79 копеек, штрафа - 12 257 рублей 48 копеек обоснованно признано судом первой инстанции недействительным.
Доводы апелляционной жалобы, оспаривающие изложенные выше выводы, основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем, подлежат отклонению как несостоятельные.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 270 АПК РФ оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Красноярского края от "08" июля 2013 года в обжалуемой части.
Таким образом, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда Красноярского края в обжалуемой части подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба Фонда социального страхования - без удовлетворения.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд социального страхования освобожден от уплаты государственной пошлины, в том числе, за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "08" июля 2013 года по делу N А33-1263/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Е.В. Севастьянова |
Судьи |
Л.А. Дунаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-1263/2013
Истец: ООО РУСАЛ Транспорт Ачинск
Ответчик: ГУ-Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ