г. Москва |
|
15 октября 2013 г. |
Дело N А41-6938/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Мищенко Е.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Ишаевым А.С.,
при участии в заседании:
от заявителя - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 18 по г. Москве и Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 19 июля 2013 года по делу N А41-6938/13, принятое судьей Валюшкиной В.В., по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 18 по г. Москве и Московской области о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Стеклопром" штрафа в размере 15 938 рублей 04 копеек,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 18 по г. Москве и Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "СТЕКЛОПРОМ" о взыскании штрафа в сумме 15 983 рублей 04 копеек.
Решением от 19 июля 2013 года Арбитражный суд Московской области в удовлетворении заявленных требований Пенсионного фонда отказал.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы материального права. Просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на наличие ошибок в формах АДВ-6-3 и СЗВ-6-2, в которых неверно выполнен расчет уплаты страховых взносов, вследствие чего были нарушены права всех застрахованных лиц организации и страховые взносы не были внесены на лицевые счета всех застрахованных лиц, а также расхождение в указании фамилии, имени, отчества Слышика И.Ю.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 18 по г. Москве и Московской области, ООО "Стеклопром", извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 14.08.2012 страхователь представил в орган Пенсионного фонда Российской Федерации отчетность индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за второй квартал 2012 года.
20.08.2012 орган Пенсионного фонда Российской Федерации по телекоммуникационным каналам связи проинформировал организацию о выявленных ошибках и расхождениях, об устранении выявленных ошибок и представлении исправлений в срок до 24.08.2012.
В установленный срок сведения индивидуального персонифицированного учета представлены не были, в связи с чем органом Пенсионного фонда Российской Федерации составлен акт N 1024 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 30.08.2012 по признакам правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996, за представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Рассмотрев материалы проверки, орган Пенсионного фонда Российской Федерации принял решение N 1024 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 20.09.2012, которым привлек организацию к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в сумме 15 983 рублей 04 копеек.
Направленное страхователю требование N 1024 от 08.10.2012 об уплате финансовой санкции исполнено не было, что послужило основанием для обращения органом Пенсионного фонда Российской Федерации в суд с заявлением.
Апелляционный суд признает обоснованным вывод суда первой инстанции о незаконности решения Пенсионного фонда от 20.09.2012 N 1024 о привлечении ООО "Стеклопром" к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 9 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования. Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным настоящим пунктом, плательщик представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, установленные в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Одновременно в силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, предусмотренные подпунктами 1-10 данного пункта: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.
Вместе со сведениями, предусмотренными данным пунктом, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
На основании пункта 4 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ указанные сведения представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации. Копия сведений о каждом застрахованном лице передается указанному лицу страхователем в этот же срок.
Формы документов утверждены постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации N 192п от 31.07.2006 "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению" (зарегистрировано в Минюсте России 23.10.2006 за номером 8392, опубликовано в издании "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 48 от 27.11.2006, N 49 от 04.12.2006).
Несоблюдение названных норм является нарушением, которое может выражаться в непредставлении в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представлении неполных и (или) недостоверных сведений. К страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В соответствии со статьей 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В обоснование правомерности привлечения организации к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, органом пенсионного фонда представлен протокол проверки РСВ-1 N060 054 12 РС 0835744 от 15.08.2012 (л.д.17), согласно которому выявлено тринадцать ошибок с указанием об ошибке сверки с платежами на момент подачи РСВ.
Вместе с тем, указанный документ не может являться доказательством правомерности привлечения к ответственности, предусмотренной Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", поскольку доказывает лишь факт предоставления расчетов по страховым взносам с выявленными ошибками, ответственность за ненадлежащее предоставление которого регулируется нормами Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Одним из документов, на основании которых осуществляется обмен документами персонифицированного учета в электронном виде между страхователем и страховщиком, является распоряжение Правления Пенсионного фонда Российской Федерации N 190р от 11.10.2007 "О внедрении защищенного электронного документооборота в целях реализации законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании", которым утверждены Технология обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации, Регламент обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации, Протокол обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации, Регламент обеспечения безопасности информации при защищенном обмене электронными документами в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации по телекоммуникационным каналам связи.
Так, в соответствии с Технологией обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации система электронного документооборота ПФР (СЭД ПФР) представляет собой совокупность программных и технических средств, а также организационных мер, обеспечивающих функционирование процесса документооборота между сторонними организациями и органами ПФР.
Абонент СЭД - юридическое (физическое) лицо - участник СЭД ПФР. При представлении Абонентами-страхователями индивидуальных сведений о застрахованных лицах Абонент соблюдает следующий порядок: формирует файлы со сведениями о застрахованных лицах и иными необходимыми сведениями для отправки в орган ПФР, проверяет правильность подготовки отчета проверочной программой Пенсионного фонда РФ, обеспечивает достоверность передаваемых документов, после подготовки сведений о застрахованных лицах в требуемом формате подписывает их ЭЦП и в зашифрованном виде отправляет в орган ПФР, при этом отправленные сведения считаются представленными своевременно, если дата их доставки в территориальный орган ПФР будет не позднее срока, установленного действующим законодательством Российской Федерации.
Факт доставки (представления) документов подтверждается соответствующей квитанцией о доставке, сформированной в соответствии с "Протоколом обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации", факт приема документов органом ПФР - соответствующим протоколом контроля, подтверждающего правильность формы представления документа (формата) и подлинность ЭЦП на документе.
В течение 4 рабочих дней с момента отправки сведений абонент получает в зашифрованном виде протокол контроля сведений о застрахованных лицах, подписанный ЭЦП органа ПФР; отправляет в орган ПФР квитанцию о доставке протокола контроля, подписанную ЭЦП, что является подтверждением получения протокола. Протокол контроля, подписанный ЭЦП органа ПФР и ЭЦП страхователя, сохраняется в архиве.
Если в протоколе содержится информация о том, что сведения о застрахованных лицах не прошли контроль, то страхователь устраняет указанные в протоколе ошибки и повторяет всю процедуру представления сведений.
Условия, при которых функционирует система электронного документооборота, не позволяющие при наличии определенных расхождений принимать от страхователя сведения индивидуального (персонифицированного) учета, не свидетельствуют о том, что выявляемые данной системой ошибки могут быть автоматически квалифицированы страхователем как недостоверные или неполные сведения, за непредставление которых в установленный срок Федеральным законом N 27-ФЗ предусмотрена ответственность.
Согласно положениям статей 40, 42 Закона 212-ФЗ, регулирующего отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, нарушением законодательства признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность (далее - правонарушение). При этом, виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.
В соответствии с требованиями статьи 39 Закона 212-ФЗ в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом; выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов.
Таким образом, привлекая учреждение к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона о персонифицированном учете, орган ПФР должен не только констатировать факт несвоевременного представления сведений, но и обязан был определить все элементы состава данного правонарушения, в том числе виновность учреждения.
С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 03.07.2008 N 630-О-П, в случаях, когда суды при рассмотрении дела не исследуют по существу его фактические обстоятельства, а ограничиваются установлением формальных условий применения нормы, право на судебную защиту, закрепленное статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, оказывается существенно ущемленным.
Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей.
Таким образом, в акте проверки, являющемся итоговым актом такого контроля, обосновывается факт правонарушения и наличие в деянии лица признаков состава правонарушения, указывается норма законодательства, определяющая конкретный вид правонарушения, диспозицию правонарушающего деяния и соответствующую санкцию. Таким актом, по существу, возбуждается преследование за совершение правонарушения, то есть начинается процесс привлечения к ответственности.
Между тем, в акте проверки и в решении о привлечении к ответственности отсутствует установление всех элементов состава данного правонарушения, в том числе виновности общества.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что из акта от 30.08.2012 N 1024 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства, и решения от 20.09.2012 N 1024 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства не следует, в чем выразилась недостоверность предоставленных страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В представленных заявителем в материалы дела формах АДВ-6-3 и СЗВ-6-2, которые и являются документами индивидуального (персонифицированного) учета, противоречий не имеется.
По мнению суда, в рассматриваемом случае заявителем не представлены доказательства, которые бы свидетельствовали о неполноте и (или) недостоверности представленных страхователем в отношении застрахованных лиц сведений индивидуального (персонифицированного) учета при том, что перечень таких сведений поименован в п. 2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о недоказанности оснований привлечения организации к ответственности является обоснованным. При таких обстоятельствах оснований для взыскания начисленной суммы штрафа не имеется.
Кроме того, суд первой инстанции правильно установил несоответствие нормам действующего законодательства порядка производства по делу о правонарушении в сфере индивидуального (персонифицированного) учета.
Порядок проведения проверок плательщиков страховых взносов, оформление результатов проверки, и порядок привлечения к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования".
Так, в соответствии со статьей 38 Федерального закона N 212-ФЗ акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов акта проверки в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
В доказательство направления страхователю акта N 1024 от 30.08.2012 заявителем в материалы дела представлен список от 04.09.2012.
В силу пунктов 2, 3 статьи 39 Закона N 212-ФЗ перед вынесением решения по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Данное лицо вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя.
Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов.
Как указывалось выше, в соответствии со статьей 38 Федерального закона N 212-ФЗ в случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма. Лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям, приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Согласно списку N 1516 почтовых отправлений, акт проверки от 30.08.2012 направлен в адрес организации сопроводительным письмом N 318-32/3596 04.09.2012, таким образом, считается полученным обществом - 11.09.2012, 15-тидневный срок предоставления возражений плательщиком страховых взносов - 02 октября 2012 включительно.
Между тем, решение вынесено органом пенсионного фонда 20.09.2012, то есть до истечения пятнадцатидневного срока, предусмотренного статьей 38 Федерального закона N 212-ФЗ для представления плательщиком страховых взносов письменных возражений по указанному акту в целом или по его отдельным положениям, а также документов (их заверенных копий), подтверждающих обоснованность возражений.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о существенном нарушении органом Пенсионного фонда Российской Федерации процедуры привлечения организации к ответственности, что не позволило обществу реализовать предоставленные права: давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, а органу Пенсионного фонда Российской Федерации при рассмотрении материалов проверки установить, в том числе, наличие смягчающих ответственность обстоятельств.
Таким образом, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 18 по г. Москве и Московской области, считает ее ошибочной, основанной на неправильном толковании норм законодательства.
Также апелляционный суд не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии оспариваемого судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19.07.2013 по делу N А41-6938/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
Е.А. Мищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-6938/2013
Истец: ГУ - УПФ РФ N18 по г. Москве и Московской области, Управление ПФ РФ N18 по г. Москве и Московской области
Ответчик: ООО "Стеклопром"
Третье лицо: ООО "Стеклопром"