Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2013 г. N 05АП-10990/13
г. Владивосток |
|
16 октября 2013 г. |
Дело N А51-9183/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 10 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 октября 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей В.В. Рубановой, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.С. Лисовской,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Ленинскому району г. Владивостока Приморского края,
апелляционное производство N 05АП-10990/2013
на решение от 25.07.2013
судьи Н.Н. Куприяновой
по делу N А51-9183/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Федерального казенного предприятия "Российская государственная цирковая компания" в лице филиала - "Владивостокский государственный цирк" (ИНН 7702060003, ОГРН 1027739272527)
к Руководителю ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Владивостока Сидоренко Елене Владимировне, Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ленинскому району г. Владивостока (ИНН 2536119435ОГРН 1022501303516)
о признании незаконными действий должностного лица,
при участии:
от Руководителя ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Владивостока Сидоренко Е.В.: Воробьева Я.А. по доверенности от 15.04.2013, срок действия 1 год;
от ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Ленинскому району г. Владивостока: Воробьева Я.А. - главный специалист-эксперт по доверенности N 10-Д от 21.06.2013, срок действия 1 год, Белоусова А.Н. - заместитель начальника отдела по доверенности N 2-Д от 15.01.2013, срок действия 1 год;
от Федерального казенного предприятия "Российская государственная цирковая компания" в лице филиала - "Владивостокский государственный цирк": не явились,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное предприятие "Российская государственная цирковая компания в лице филиала - "Владивостокский государственный цирк" (далее - заявитель, ФКП "Росгосцирк") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий руководителя ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Владивостока Сидоренко Елены Владимировны, выразившиеся в принятии незаконных решений N 035 004 10 ВД 0004101 от 16.09.2011, N 035 004 11 ВД 0011543 от 29.03.2011, N 035 004 11 ВД 0015307 от 06.05.2011, N 035 004 11 ВД 0044565 от 28.11.2011, N 035 004 12 ВД 0001316 от 09.02.2012, N 035 004 12 ВД 0001325 от 09.02.2012, N 035 004 12 ВД 0002727 от 16.03.2012, повлекших списание денежных средств на общую сумму 5.058.134,59 руб., а также обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Владивостока устранить допущенные ею нарушения прав и законных интересов ФКП "Росгосцирк" путем возврата всех незаконно списанных денежных средств.
Решением от 25.07.2013 суд удовлетворил требования предприятия.
Обжалуя в апелляционном порядке вынесенный судебный акт, Пенсионный фонд выражает несогласие с восстановлением судом первой инстанции пропущенного срока на обращение в арбитражный суд по части требований. Кроме того, указывает, что по четырем решениям 2010-2011 гг. были выставлены инкассовые поручения, которые были отозваны из банка, списание по ним не производилось.
Из апелляционной жалобы следует, что поскольку у предприятия имеются открытые расчетные счета, следовательно, действия по принятию решения о взыскании недоимки и выставлению инкассовых поручений на такие счета не противоречат части 9 статьи 19 Закона N 212-ФЗ и на Федеральное казенное предприятие "Российская государственная Цирковая компания" не распространяются нормы пункта 1 части 4 статьи 18 данного Закона.
Извещенное надлежащим образом о месте и времени судебного заседания Федеральное казенное предприятие "Российская государственная цирковая компания" в лице филиала - "Владивостокский государственный цирк" явку представителя в суд не обеспечило. Суд, руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя предприятия.
В судебном заседании представители Руководителя ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Владивостока Сидоренко Е.В., ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Ленинскому району г. Владивостока поддержали доводы апелляционной жалобы. Решение Арбитражного суда Приморского края просят отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе. Пояснили, что решение суда первой инстанции не обжалуется в части прекращения производства по делу.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
Согласно расчетам за 2010-2011 годы по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, ФКП "Росгосцирк" в лице Филиала "Владивостокский государственный цирк" исчислил к уплате страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии и на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
В установленные законом сроки платежи во внебюджетные фонды не были произведены, что послужило основанием для выставления Пенсионным фондом требований об оплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафных санкций. Пенсионный фонд предложил Страхователю погасить задолженность в сроки, указанные в требованиях. Поскольку в установленные срок Страхователь не исполнил требования органа Пенсионного Фонда в полном объеме и не уплатил в добровольном порядке начисленные страховые взносы и пени, ГУ - УПФ РФ по Ленинскому району г. Владивостока приняло Решения N 035 004 10 ВД 0004101 от 16.09.2011, N 035 004 11 ВД 0011543 от 29.03.2011, N 035 004 11 ВД 0015307 от 06.05.2011, N 035 004 11 ВД 0044565 от 28.11.2011, N 035 004 12 ВД 0001316 от 09.02.2012, N 035 004 12 ВД 0001325 от 09.02.2012, N 035 004 12 ВД 0002727 от 16.03.2012 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках.
На основании указанных решений Пенсионный фонд направил в банки, где открыты расчетные счета Предприятия инкассовые поручения, по которым с расчетного счета, открытого во Владивостокском филиале ОАО "Банк Москвы" списано 5.058.134,59 руб.
Заявитель, полагая, что оспариваемые действия по принятию Решений о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках не соответствуют действующему законодательству, обратился с соответствующим требованием в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом.
Взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 Закона N 212-ФЗ, за исключением случаев, указанных в части 4 статьи 18 и части 5 статьи 19 Закона N 212-ФЗ (взыскание в судебном порядке).
Согласно части 1 статьи 19 Закона N 212-ФЗ, в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
В силу положений части 2 статьи 19 Закона N 212-ФЗ взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов (далее - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.
Частью 3 статьи 19 Закона N 212-ФЗ установлено, что до принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 Закона N 212-ФЗ.
При этом, в силу части 9 статьи 19 указанного выше закона взыскание страховых взносов может производиться с расчетных (текущих) счетов в валюте Российской Федерации, а при недостаточности средств на счетах в валюте Российской Федерации - со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в иностранной валюте.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 18 Закона N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок взыскание недоимки (пени) по страховым взносам с организации, которой открыт лицевой счет, производится в судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования предприятия, исходил из того, что сам по себе факт наличия у организации лицевого счета исключает возможность принудительного взыскания страховых взносов с такого плательщика, независимо от того, имеются ли у организации расчетные счета, на которые поступают денежные средства от коммерческой деятельности.
Анализируя пункт 1 части 4 статьи 18 Закона N 212-ФЗ во взаимосвязи с нормами бюджетного законодательства (статьи 220.1, 239 Бюджетного Кодекса РФ), апелляционный суд считает, что судебный порядок взыскания направлен на обеспечение иммунитета в отношении средств бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно устава Федерального казенного предприятия "Российская государственная цирковая компания", утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.07.2007 N 454, заявитель является казенным предприятием, унитарным предприятием на праве оперативного управления и является коммерческой организацией.
Пунктом 16 Устава закреплено, что источниками формирования имущества предприятия являются:
- имущество, закрепленное в установленном порядке за предприятием собственником или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти, средства федерального бюджета, преданные предприятию по основаниям и на условиях, которые предусмотрены бюджетным законодательством Российской Федерации, а также имущество, поступившее иным путем;
- доходы предприятия от его деятельности;
- иные источники, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
У Федерального казенного предприятия "Российская государственная цирковая компания" имеется лицевой счет получателей бюджетных средств в ОФК по Южно-Восточному административному округу УФК по г. Москва, а также расчетный счет, открытый в коммерческом банке ОАО "Сбербанк России".
На основании статьи 220.1 БК РФ лицевые счета открываются в соответствии с положениями БК РФ в Федеральном казначействе для учета операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках бюджетных полномочий.
Представленное в материалы дела Постановление Правительства от 30.12.2011 N 1250 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета государственным цирковым организациям", подтверждает, что предоставляемые субсидии направлены на приобретение оборудования и ремонт.
Указанный выше расчетный счет (N 40502810800020106844 в ОАО "Сбербанк России") характеризуется как расчетный счет, открываемый банками организациям, находящимся в федеральной собственности, основной целью которых является извлечение прибыли.
Согласно пункту 3.2.3 банк имеет право списывать со счета денежные средства по расчетным документам в соответствии с законодательством.
В договоре отсутствуют какие-либо положения по бюджетным средствам, которые являются федеральной собственностью ФКП "Российская государственная цирковая компания" по их зачислению или списанию в определенный период.
Кроме того, согласно Положению о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, от 26.03.2007 N 302п, куда входит План счетов бухгалтерского учета кредитных организаций, счет 405 имеет наименование "Счета организации, находящиеся в федеральной собственности" и включен в раздел 4 "Операции с клиентами". В подразделе Плана счетов 40502 счет имеет наименование "Коммерческие организации".
Коллегия соглашается с позицией Пенсионного фонда о том, что действия по принятию решения о взыскании недоимки и выставлению инкассовых поручений на такие счета не противоречат части 9 статьи 19 Закона N 212-ФЗ.
Кроме того, судом не учтено следующее.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
- несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку в данном случае страховые взносы исчислены предприятием самостоятельно, факт наличия задолженности не оспаривается заявителем, при наличии законно установленной обязанности платить страховые взносы, коллегия не усматривает в списании спорных сумм нарушений прав и законных интересов предприятия, в связи с чем требования казенного предприятия удовлетворению не подлежали.
Данный вывод также правомерен в отношении четырех обжалуемых решений о взыскании от 16.09.2010, от 06.05.2011, от 29.03.2011, от 28.11.2011, так как в виду того, что инкассовые поручения, выставленные на основании этих решений, были отозваны, списание по ним не производилось, они не могли нарушать права предприятия.
Довод апелляционной жалобы о необоснованном восстановлении судом первой инстанции пропущенного предприятием процессуального срока на подачу заявления подлежит отклонению.
Частью 4 статьи 198 АПК РФ суду предоставлено право восстановить пропущенный срок подачи заявления в случае признания судом уважительных причин такого пропуска. В рассматриваемом случае, исследовав и оценив представленные доказательства, связанные с причиной пропуска Предприятием установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячного срока на обращение в арбитражный суд, исходя из оценки фактических обстоятельств по делу, арбитражный суд пришел к выводу о том, что причины пропуска заявителем срока на подачу заявления в суд по данному делу являются уважительными и имеются основания для его восстановления.
При этом коллегия апелляционного суда считает необходимым отметить, что восстановление срока является правом суда и не подлежит обжалованию в отличие от отказа в восстановлении срока.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований предприятия.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 25.07.2013 по делу N А51-9183/2012 отменить.
В удовлетворении требований Федерального казенного предприятия "Российская государственная цирковая компания" в лице филиала - "Владивостокский государственный цирк" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
В.В. Рубанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.