г. Воронеж |
|
11 февраля 2010 г. |
Дело N А35-5702/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.01.2010 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 11.02.2010 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей Сергуткиной В.А.
Протасова А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.
при участии:
от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области: представители не явились, уведомлены надлежащим образом,
от ООО "Промстройматериалы": представители не явились, уведомлены надлежащим образом,
от Брянской таможни: представители не явились, уведомлены надлежащим образом,
от ОАО "Курскпромбанк": представители не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 02.11.2009 г. по делу N А35-5702/2009 (судья Малахова И.Н.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Промстройматериалы" к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области об оспаривании постановления от 04.06.2009 о назначении административного наказания по делу N 07-01-121/2009, при участии Брянской таможни, ОАО "Курскпромбанк",
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Промстройматериалы" (далее - ООО "Промстройматериалы", Общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением об оспаривании постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области (далее - ТУ ФСФБН в Курской области) от 04.06.2009 г. по делу N 07-01-121/2009.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены открытое акционерное общество "Курскпромбанк" и Брянская таможня.
Решением Арбитражного суда Курской области от 02.11.2009 г. по делу N А35-5702/2009 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТУ ФСФБН в Курской области обратилось с апелляционной жалобой в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как незаконное и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы административный орган ссылается на то, что Обществом не выполнена обязанность по соблюдению порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, поскольку указание в графе 1 справки о подтверждающих документах даты оформления предварительной грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) не отвечает требованиям пункта 2 Порядка заполнения справки о подтверждающих документах, содержащегося в приложении N 1 к Положению о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций, утвержденному ЦБ РФ 01.06.2004 года N 258-П, (далее - Положение N 258-П), предусматривающего указание в графе 1 справки даты ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации, а не даты таможенного оформления товаров.
ТУ ФСФБН в Курской области, надлежащим образом уведомленное, в судебное заседание представителей не направило. Суду представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
ООО "Промстройматериалы", надлежащим образом уведомленное, в судебное заседание представителей не направило. Суду представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором также ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу ООО "Промстройматериалы" просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, жалобу Управления без удовлетворения. По мнению Общества, порядок представления резидентом подтверждающих документов и информации в банк паспорта сделки (далее - ПС) не включает в себя порядок заполнения справки о подтверждающих документах, а Положение N 258-П предусматривает возможность повторного представления справки о подтверждающих документах в случае возврата уполномоченным банком справки о подтверждающих документах. Общество указывает на отсутствие в действующем законодательстве понятия "дата ввоза", в связи с чем при применении Положения N 258-П в прежней редакции существовала правовая неопределенность при заполнении графы 1 справки, а поскольку предварительное декларирование относится к действиям, направленным на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации, то Обществом была указана в графе 1 дата оформления подтверждающих документов, то есть предварительных ГТД. ООО "Промстройматериалы" полагает, что его действия никоим образом не повлияли на отчетность, представляемую уполномоченному банку, и не несли существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
ОАО "Курскпромбанк" и Брянская таможня явку представителей в судебное заседание не обеспечили, возражений на апелляционную жалобу не представили.
В материалах дела имеется ходатайство Брянской таможни о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
В порядке ст.ст. 156, 266 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие надлежащим образом уведомленных лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании приказа руководителя ТУ Росфиннадзора в Курской области N 160-р от 10.04.09г. главным контролером-ревизором отдела валютного контроля и правовой работы Жилиной И.И. проведена плановая выездная проверка соблюдения ООО "Промстройматериалы" валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования за период с 01.01.08г. по 01.03.09г.
Приказами руководителя ТУ Росфиннадзора в Курской области N 190-р от 28.04.09г., N 203-р от 05.05.09г. был продлен срок проверки соблюдения ООО "Промстройматериалы" валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.
В ходе проверки установлено, что 19.11.2007 г. ООО "Промстройматериалы" (Покупатель) и ЗАО "Тальновский щебзавод" (Украина, продавец) заключили контракт N 1-08, согласно которому покупатель обязуется оплатить и принять товар, а продавец обязуется изготовить и передать покупателю товар (щебень, отсев) на условиях данного контракта. Общая сумма контракта - 94950000,00 рублей.
Поставка товара осуществляется на условиях DAF граница Украина-Российская Федерация, станция перехода Зерново-экс/Суземка-экс (Инкотермс 2000). Оплата за каждую поставляемую партию товара осуществляется в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счет продавца в течение 5-ти дней с даты отгрузки. Датой отгрузки считается отметка станции отправления. Срок действия контракта (в редакции дополнительного соглашения от 04.12.2008 N 9) - до 31.12.09г.
Паспорт сделки по контракту оформлен в уполномоченном банке (ОАО "Курскпромбанк") 10.01.08г. за номером 08010004/0735/0000/2/0.
В счет исполнения обязательств по контракту от 19.11.07г. N 1-08 ООО "Промстройматериалы" ввезло на таможенную территорию РФ товар, оформив его в режиме "импорт" по ГТД N 10102150/190608/П010031 (согласно отметке таможенного органа на ГТД выпуск товара разрешен 21.06.2008); по ГТД N 10102150/210608/П010179 (выпуск товара разрешен 23.06.2008); по ГТД N 10102150/200608/П010122 (выпуск товара разрешен 23.06.2008); по ГТД N 10102150/240608/П010375 (выпуск разрешен 26.06.2008); по ГТД N 10102150/260608/П010530 (выпуск товара разрешен 28.06.2008); по ГТД N 10102150/280608/П010711, 10102150/280608/П010708 (выпуск товара разрешен 29.06.2008).
ООО "Промстройматериалы" справку о подтверждающих документах по вышеназванным ГТД представило в уполномоченный банк 21.07.08г., указав в графе 1 даты, не соответствующие датам ввоза товара на таможенную территорию РФ.
Согласно отметкам на накладной N 41662970 товар, оформленный по ГТД N 10102150/190608/ПО10031, ввезен на таможенную территорию РФ 21.06.2008 (в справке - 19.06.2008); согласно отметкам на накладной N 41662972 товар, оформленный по ГТД N 10102150/210608/П010179, ввезен на таможенную территорию РФ 22-23.06.2008 (в справке - 21.06.2008); согласно отметкам на накладной N 41662973 товар, оформленный по ГТД N 10102150/200608/П010122, ввезен на таможенную территорию РФ 22.06.2008 (в справке - 20.06.2008); согласно отметкам на накладной N 41662977 товар, оформленный по ГТД N 10102150/240608/П010375, ввезен на таможенную территорию РФ 25.06.2008 (в справке - 24.06.2008); согласно отметкам на накладной N 41662986 товар, оформленный по ГТД N 10102150/260608/П010530, ввезен на таможенную территорию РФ 28.06.2008 (в справке - 26.06.2008); согласно отметкам на накладной N 41662988 и счете- фактуре от 26.06.2008 N 1/89 товар, оформленный по ГТД NN 10102150/280608/П010711, 10102150/280608/П010708, ввезен на таможенную территорию РФ 29.06.2008 (в справке - 28.06.2008).
По мнению административного органа ООО "Промстройматериалы" не соблюдены требования п. 2.2 Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П).
По результатам проверки 22.05.09г. главным контролером-ревизором отдела валютного контроля и правовой работы Жилиной И.И. в отношении Общества по признакам ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ составлен протокол об административном правонарушении N 07-01-121/2009.
04.06.2009 г. руководителем Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области вынесено постановление по делу N 07-01-121/2009 о назначении ООО "Промстройматериалы" в соответствии с ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ наказания по факту несоблюдения установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.
Посчитав указанное постановление незаконным, Общество обжаловало его в Арбитражный суд Курской области.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Управлением не доказано событие и состав административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции находит данную позицию суда первой инстанции верной с учетом следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ устанавливает ответственность за несоблюдение порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок в виде штрафа, размер которого для юридических лиц составляет от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Порядок валютного регулирования и валютного контроля установлен Федеральным Законом РФ от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон "О валютном регулировании и валютном контроле"). Целью указанного Закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
Частью 2 статьи 5 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" предусмотрено, что для реализации функций, предусмотренных данным законом, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.
Согласно части 4 указанной статьи Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.
Формы учета по валютным операциям для резидентов установлены Указанием Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж", которым к формам учета отнесена справка о подтверждающих документах.
Из части 3 статьи 23 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" следует, что порядок представления уполномоченным банкам резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
При этом на основании пункта 1 части 2 статьи 24 названного Закона резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 этого Закона.
Нормативным актом Банка России, регулирующим порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций, является Положение N 258-П.
Согласно пункту 2.1 указанного Положения в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном этим Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы).
Пункт 2.2 Положения N 258-П закрепляет, что подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к этому Положению.
Как следует из пункта 2 названного приложения, в графе 1 справки о подтверждающих документах в формате ДД.ММ.ГГГГ указывается дата оформления документа, подтверждающего факт выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, или дата вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (дата ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации), или дата оформления документа об исполнении обязательств иным способом, в случаях, указанных в пункте 2.17 настоящего Положения.
Поскольку предметом заключенного Обществом договора поставки является товар, а не работа, услуги, информация или результат интеллектуальной деятельности, то в справке о подтверждающих документах надлежало указывать дату ввоза товара с таможенной территории Российской Федерации.
Подпункт 8 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации определяет ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации как фактическое пересечение товарами таможенной границы и все последующие предусмотренные названным Кодексом действия с товарами до их выпуска таможенными органами.
Исходя из изложенного, в графе 1 справки о подтверждающих документах необходимо было указать любую дату, находящуюся во временном промежутке между датами фактического пересечения товарами таможенной границы Российской Федерации и выпуска товаров таможенными органами.
Материалами дела подтверждается, что приобретенные ООО "Промстройматериалы" по контракту N 1-08 от 19.11.2007 г. и оформленные по ГТД N10102150/190608/П010031, N 10102150/210608/П010179, N10102150/200608/П010122, N 10102150/240608/П010375, N 10102150/260608/П010530, N 10102150/280608/П010711, 10102150/280608/П010708 товары таможенную границу Российской Федерации в дни, указанные Обществом в справке о подтверждающих документах не пересекали. О нахождении товаров в указанную дату на территории страны вывоза свидетельствуют имеющиеся отметки таможенного органа Украины на ГТД и накладных.
Следовательно, указание дат в справке о подтверждающих документах не соответствует требованиям пункта 2 приложения 1 к Положению N 258-П.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что Общество при заполнении справки о подтверждающих документах, представленной в уполномоченный банк, действительно указало в графе 1 сведения, несоответствующие требованиям пункта 2 приложения 1 к Положению N 258-П.
Однако объективную сторону вменяемого Обществу правонарушения образует не представление в банк ПС справки о подтверждающих документах, оформленной с нарушением требований Положения N 258-П, а несоблюдение установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, в том числе справки о подтверждающих документах.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
Согласно пункту 2.14 Положения 258-П Банк ПС возвращает резиденту один экземпляр справок, указанных в пунктах 2.2, 2.5, 2.6 Положения, с отметкой ответственного лица банка ПС о дате и причине возврата вместе с подтверждающими документами и копиями банковских выписок, а также иными документами, представляемыми в соответствии с настоящим Положением (далее - документы, на основании которых заполнены справки), в случаях, если: представленные резидентом справки заполнены и (или) оформлены с нарушением требований, установленных настоящим Положением; информация, указанная в справках, не соответствует сведениям, содержащимся в представленных резидентом документах, на основании которых заполнены справки; документы, на основании которых заполнены справки, не представлены или представлены не все документы, или они оформлены в ненадлежащем порядке.
Указанные справки и документы возвращаются банком ПС резиденту заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в срок, не превышающий 7 рабочих дней, следующих за датой их представления в банк ПС, либо передаются под расписку лицу, действующему на основании доверенности резидента. Второй экземпляр справок, указанных в пунктах 2.2, 2.5, 2.6 Положения 258-П, с отметкой ответственного лица банка ПС о дате и причине возврата помещается в досье по паспорту сделки.
В рассматриваемом случае Банк, осуществляющий контроль за проведением валютных операций, замечаний по оформлению справки о подтверждающих документах Обществу не предъявил.
Справка о подтверждающих документах была представлена Обществом в уполномоченный банк 26.06.2008 г., то есть в установленный законом срок, была проверена на соответствие нормам валютного законодательства и принята валютным контролем банка - уполномоченным на то лицом без замечаний к правильности оформления, что подтверждается печатью банка и подписью ответственного лица на экземпляре справки о подтверждающих документах, представленной в материалах дела.
Таким образом, материалы дела об административном правонарушении не содержат данных, позволяющих прийти к выводу о несоблюдении ООО "Промстройматериалы" установленного порядка представления справки о подтверждающих документах, в связи с чем вывод суда первой инстанции об отсутствии в действиях Общества состава вменяемого ему административного правонарушения является правильным.
С учетом изложенного, суд правомерно удовлетворил заявленное ООО "Промстройматериалы" требование, признав незаконным и отменив постановление административного органа.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а только выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены принятого по делу решения.
Апелляционный суд находит, что выводы суда первой инстанции соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, сделаны с учетом представленных доказательств, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 02.11.2009 г. по делу N А35-5702/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Н.Д.Миронцева |
Судьи |
В.А.Сергуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-5702/2009
Истец: ООО "Промстройматериалы"
Ответчик: ТУ ФС ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО НАДЗОРА В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ, ТУФС финансово-бюджетного надзора в Курской области
Третье лицо: Брянская таможня, ОАО "КУРСКПРОМБАНК"