г. Томск |
|
9 октября 2013 г. |
Дело N А02-239/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.10.2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.10.2013.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Б. Нагишевой
судей Л.Е. Лобановой, И.И. Терехиной
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кощеевой О.Ю.
в отсутствие участвующих в деле лиц,
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального образования "Майминский район" на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 12.07.2013 г. по делу N А02-239/2013 (07АП- 7336/12)
(судья С.В. Амургушев)
по исковому заявлению Администрации муниципального образования "Майминский район" (ОГРН 1030400667769, ИНН 0408008253, ул. Ленина, 22, с. Майма, Майминский район, 649100) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Алтай (ОГРН 1100411000381, ИНН 0411148638, адрес: 649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Набережная, 1), Министерству имущественных отношений Республики Алтай (ОГРН 1020400734683, ИНН 0411006947, адрес: 649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. В.И. Чаптынова, 24), администрации муниципального образования "Майминское сельское поселение" (ОГРН 1050400677040, ИНН 0408011009, адрес: 649100, Республика Алтай, Майминский район, с. Майма, ул. Ленина, 10) о признании права муниципальной собственности на здания водонапорных скважин и земельный участок и по встречному иску Администрации МО "Майминское сельское поселение" о признании права собственности на указанные объекты недвижимости за МО "Майминское сельское поселение",
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования "Майминский район" (далее -Администрация МО "Майминский район") обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Алтай (далее - ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РА), Министерству имущественных отношений Республики Алтай (далее - Минимущество РА), администрации муниципального образования "Майминское сельское поселение" (далее - Администрация сельского поселения) о признании права муниципальной собственности на следующие объекты недвижимого имущества:
здание скважины общей площадью 6,1 кв. метра, инвентарный номер: 84:215:001:000033560 (скважина N 1), расположенной по адресу: Республика Алтай, Майминский район, село Майма, ул. Мира, район дома N 25;
здание скважины общей площадью 6,1 кв. метра, инвентарный номер: 84:215:001:000033770 (скважина N 2) расположенной по адресу: Республика Алтай, Майминский район, село Майма, ул. Мира, район дома N 25;
здание скважины общей площадью 6,1 кв. метра, инвентарный номер: 84:215:001:000033700 (скважина N 3) расположенной по адресу: Республика Алтай, Майминский район, село Майма, ул. Мира, район дома N 25;
здание скважины общей площадью 6,1 кв. метра, инвентарный номер: 84:215:001:000028830 (скважина N 4) расположенной по адресу: Республика Алтай, Майминский район, село Майма, ул. Мира, район дома N 25;
земельный участок с кадастровым номером 04:01:010203:34 площадью 10109 кв. метра, расположенный по адресу: /Республика Алтай, Майминский район, село Майма, улица Мира.
Исковые требования обоснованы ссылками на статьи 8, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что данные объекты недвижимости в настоящее время находятся в безвозмездном пользовании у МУП "Водоканал" на основании распоряжения Администрации от 01.06.2006 N 179-р. Согласно выписке из ЕГРЮЛ учредителем предприятия является Администрация МО "Майминской район". Бремя содержания данных объектов несет муниципальное предприятие района. Земельный участок с кадастровым номером 04:01:010203:34 площадью 10109 кв.м, расположенный по адресу: с. Майма, ул. Мира, на котором находятся объекты недвижимости, образован для целей обслуживания объекта водоснабжения. На основании договора аренды от 11.06.2010 N 251 данный земельный участок передан МУП "Водоканал" в аренду сроком на 11 месяцев. Полномочия по водоснабжению и водоотведению в границах Майминского сельского поселения переданы МО "Майминский район" на основании Соглашения о передаче части полномочий Майминского муниципального образования по организации в границах поселения по электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и обслуживания жилья населения МО "Майминский район" от 22.09.2009, в связи с чем имущество, необходимое для исполнения данных полномочий, может находиться в муниципальной собственности района.
Определением Арбитражного суда Республики Алтай от 21.05.2013 принято встречное исковое заявление Администрации МО "Майминское сельское поселение", уточненное в порядке ст. 49 АПК РФ, в котором Администрация просит признать право муниципальной собственности на вышеуказанные объекты недвижимого имущества за муниципальным образованием "Майминское сельское поселение", а соглашение от 22.06.2009 о передаче части полномочий Майминского муниципального образования по организации в границах поселения электро-, тепло -, газо-, водоснабжения и обслуживания жилья населения МО "Майминский район" признать расторгнутым.
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 12.07.2013 года в удовлетворении первоначального искового заявление отказано. Встречные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, Администрация муниципального образования "Майминский район" обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования Администрации муниципального образования "Майминский район".
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что спорные объекты должны быть переданы в муниципальную собственность района, а не поселения, что подтверждается имеющимся в материалах дела Решением единственного акционера ОАО "Водоканал" от 10.05.2006, инвентарной карточкой учета основных средств.
Считает, что выводы суда о том, что документом, подтверждающим право муниципальной собственности, является соответствующий реестр муниципальной собственности согласно постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановления N 3020-1), нарушают нормы материального права, поскольку основанием возникновения в силу приведенной судом нормы, является специальное назначение и территориальная принадлежность спорных объектов. Поскольку спорные объекты находятся на территории Майминского района, то в силу положений Постановления N 3020-1 они должны относиться к собственности района. Кроме того, в материалах дела имеются документы, которые содержат перечень спорных объектов, 4 скважин: приложение к решению 33 - й сессии Майминского районного Совета Депутатов N33-15 от 12.09.2006, приложение к решению 17-й сессии Майминского районного Совета депутатов N17-29 от 21.05.2010. Согласно Закону Республики Алтай от 30.11-.2007 N 80 -РЗ "О разграничении муниципального имущества между муниципальным образованием "Майминский район" и сельскими поселениями, входящими в состав муниципального образования "Майминский район" в перечень имущества муниципального образования "Майминское сельское поселение" при разграничении имущества спорные объекты не вошли. Выводы суда о расторжении соглашения от 22.09.2009 также являются незаконными и необоснованными.
Лица, участвующие в деле в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзывы на апелляционную жалобу представили, полномочных представителей не направили, о времени его проведения надлежаще уведомлены. Апелляционный суд считает возможным на основании статьи 156 АПК РФ рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, 10.05.2006 года единственный акционер открытого акционерного общества "Водоканал" принял решение о безвозмездной передаче в собственность Муниципального образования "Майминский район" из состава имущественного комплекса ОАО "Водоканал" недвижимого имущества, предназначенного для организации водоснабжения, расположенного на территории муниципального образования, а также оборудования, инвентаря и техники, закрепленных за Майминским участком водоснабжения согласно приложению.
01.06.2006 года Администрацией муниципального образования "Майминский район" было вынесено распоряжение "О передаче имущества муниципального образования "Майминский район" на баланс МУП "Водоканал".
Согласно приложению N 1 к указанному распоряжению МУП "Водоканал" переданы земельный участок и скважины NN 1-4 по адресу: Республика Алтай, Майминский район, село Майма, ул. Мира.
На переданное имущество составлен акт приема - передачи основных средств.
Полномочия по водоснабжению и водоотведению в границах Майминского сельского поселения переданы МО "Майминский район" на основании соглашения от 22.09.2009 о передаче части полномочий Майминского муниципального образования по организации в границах поселения по электро-, тепло -, газо-, водоснабжения и обслуживания жилья населения МО "Майминский район", в связи с чем имущество, необходимое для исполнения данных полномочий, может находиться в муниципальной собственности района.
Указанное обстоятельство послужило основанием, для обращения Администрации муниципального образования "Майминский район" с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении первоначальных требований и удовлетворяя встречные исковые требования, исходил из того, что с момента постройки спорных объектов недвижимого имущества они эксплуатировались в соответствии с их назначением и используются по настоящее время Администрацией сельского поселения для хозяйственной деятельности, данное спорное имущество из муниципальной собственности не выбывало. Расторгая соглашение от 22.09.2009, заключенное между Майминским муниципальным образованием и муниципальным образованием "Майминский район", согласно которому последнему переданы в том числе, полномочия по организации в границах Майминского муниципального образования электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения и обслуживания для всех категорий потребителей, суд первой инстанции пришел к выводу, что подобные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в части 4 статьи 15 Закона об общих принципах местного самоуправления в РФ, межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.
Апелляционный суд не может согласиться с выводами арбитражного суда, при этом исходит из следующих норм права и обстоятельств дела.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав может осуществляться путем признания права.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Согласно пункту 2 Положения о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунального бытового назначения из федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 года N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" (действовавшего на момент передачи недвижимого имущества), передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность подлежали объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 года N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий", в том числе: сооружения и сети водопровода и канализации, котельные, тепловые сети, электрические сети, объекты благоустройства, другие сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры.
В соответствии с пунктом 2 постановления N 3020-1 объекты жилищного фонда и нежилого фонда (приложение N 3) независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.
В пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" разъяснено, что объекты, указанные в приложении N 3 к Постановлению от 27.12.1991 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
При таких обстоятельствах, спорные объекты недвижимого имущества должны были перейти в собственность Муниципального образования "Майминский район" в соответствии с положениями закона и нормативных актов.
Кроме того, руководствуясь статьей 3.1 Федерального закона Российской Федерации N 137-ФЗ от 25.10.2011 года "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которой в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятыми зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что требование истца о признании права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 04:01:010203:34 площадью 10109 квадратных метров, расположенный по адресу: Республика Алтай, Майминский район, село Майма, улица Мира, подлежит удовлетворению.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к ошибочным выводам об отсутствии оснований для закрепления за Администрации муниципального образования "Майминский район" права собственности на спорные объекты.
Поскольку право собственности на спорные объекты подлежит признанию за истцом по первоначальному иску, основания для удовлетворения встречного иска отсутствуют.
Согласно пункту 1 статьи 450 Гражданского кодекса РФ расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено указанным Кодексом, другими законами или договором.
В силу положений пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса РФ договор может быть изменен или расторгнут по требованию одной из сторон при существенном нарушении договора другой стороной.
В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым (пункт 3 статьи 450 указанного Кодекса).
Пунктом 1 статьи 452 Гражданского кодекса РФ определено, что соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
Согласно пункту 2 статьи 452 Гражданского кодекса РФ требование о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
В соответствии с пунктом 60 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" спор об изменении или расторжении договора может быть рассмотрен судом по существу только в случае представления стороной доказательств, подтверждающих принятие им мер по урегулированию спора, предусмотренных пунктом 2 статьи 452 Гражданского кодекса РФ.
В силу пункта 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Представленное в материалы дела уведомление о расторжении соглашения (т.2 л.д. 54) не может выступать доказательством соблюдения Администрацией муниципального образования "Майминское сельское поселение" досудебного порядка урегулирования спора и подтверждать принятия им мер по урегулированию спора с истцом.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доказательств соблюдения Администрацией муниципального образования "Майминское сельское поселение" досудебного порядка урегулирования спора в суд не представлено, в связи с чем требование о расторжении соглашения от 22.09.2009 года о передаче части полномочий Майминского сельского образования по организации в границах поселения электро-, тепло -, газо-, водоснабжения и обслуживания жилья населения муниципальному образованию "Майминский район" подлежит оставлению без рассмотрения.
При таких обстоятельствах, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, что согласно пункту 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Руководствуясь п. 2 ст. 269, ст. ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 12 июля 2013 года по делу N А02-239/2013 отменить, принять новый судебный акт.
Требование о расторжении соглашения от 22.09.2009 года о передаче части полномочий Майминского муниципального образования по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и обслуживания жилья населения муниципальному образованию "Майминский район" оставить без рассмотрения.
Признать право муниципальной собственности за Администрацией муниципального образования "Майминский район" на следующие объекты недвижимого имущества:
- здание скважины общей площадью 6,1 кв. метра, инвентарный номер: 84:215:001:000033560 (скважина N 1), расположенной по адресу: Республика Алтай, Майминский район, село Майма, ул. Мира, район дома 25;
здание скважины общей площадью 6,1 кв. метра, инвентарный номер: 84:215:001:000033770 (скважина N 2) расположенной по адресу: Республика Алтай, Майминский район, село Майма, ул. Мира, район дома 25;
здание скважины общей площадью 6,1 кв. метра, инвентарный номер: 84:215:001:000033700 (скважина N 3) расположенной по адресу: Республика Алтай, Майминский район, село Майма, ул. Мира, район дома 25;
здание скважины общей площадью 6,1 кв. метра, инвентарный номер: 84:215:001:000028830 (скважина N 4) расположенной по адресу: Республика Алтай, Майминский район, село Майма, ул. Мира, район дома 25;
земельный участок с кадастровым номером 04:01:010203:34 площадью 10109 квадратных метров, расположенный по адресу: Республика Алтай, Майминский район, село Майма, улица Мира.
В удовлетворении встречного искового заявления Администрации муниципального образования "Майминское сельское поселение" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
О.Б. Нагишева |
Судьи |
Л.Е. Лобанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-239/2013
Истец: Администрация МО "Майминский район"
Ответчик: Администрация МО "Майминское сельское поселение", Министерство имущественных отношений Республики Алтай, ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Алтай