г. Санкт-Петербург |
|
16 октября 2013 г. |
Дело N А42-3109/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей
при ведении протокола судебного заседания: Беляевой Ю.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17941/2013) Общества с ограниченной ответственностью "Хибинский дорожный сервис" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.07.2013 по делу N А42-3109/2013 (судья Алексина Н.Ю.), принятое
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Хибинский дорожный сервис"
к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Апатитский" (Отдел государственной инспекции безопасности дорожного движения)
о признании незаконным и отмене постановления от 29.04.2013 N 51 АВ N 604901
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Хибинский дорожный сервис" (ОГРН 1125118000270; 184250, г. Кировск Мурманской области, Апатитское шоссе, д. 7, корп. 1; далее - заявитель, Общество, ООО "ХДС") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Апатитский" (Мурманская область, г. Апатиты, ул. Космонавтов, 16; далее - административный орган), Отделу Государственной инспекции безопасности дорожного движения межмуниципального отдела МВД России "Апатитский" (184209, г. Апатиты Мурманской области, ул. Промышленная, д. 12) о признании незаконным и отмене постановления от 29.04.2013 51 АВ N 604901.
Решением суда от 15.07.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней Общество, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств дела, просит решение суда отменить. По мнению подателя жалобы, административным органом в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о событии вменяемого правонарушения в действиях Общества. Податель жалобы указывает на недоказанность выводов о том, что во время выявления недостатков уровень содержания автомобильной дороги Апатиты-Кировск-Кировск-Коашва был ниже допустимого. Общество утверждает, что дороги находились в состоянии нормативной снегоочистки, снежные валы, сформированы в период снегоочистки и не являются недостатком в содержании дорог и не влияют на безопасность дорожного движения.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
От Отдела поступили письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых административный орган просит решение суда оставить без изменения, против удовлетворения апелляционной жалобы возражает.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 26.03.2013 государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД Межмуниципального отдела МВД России "Апатитский" при повседневном надзоре за условиями движения, составляющими помехи движению и угрозу его безопасности, произведено обследование автомобильных дорог Апатитского и Кировского районов Мурманской области. Выявленные в результате обследования недостатки в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения отражены в Акте от 26.03.2013 (л.д.111-112).
Определением от 26.03.2013 Отделом возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
25.04.2013 должностным лицом Отдела составлен протокол 51 АА 757773, согласно которому Обществом допущено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 12.34 КоАП РФ (л.д.96-98).
Постановлением от 29.04.2013 51 АВ N 604901 заявителю назначено наказание в соответствии с вышеуказанной квалификацией в виде штрафа в размере 20 000 руб. (л.д.87-93).
Обществу вменяется нарушение пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, выразившееся в том, что:
- на участке дороги Апатиты-Кировск (км 07+121) справа в нарушение пункта 3.2.1 ГОСТР Р 50597-93 допущено занижение обочины на 7 см, не отделенной от проезжей части бордюром ("штроба" длиной 4,3 м, шириной 0,5-0,6 м);
- на участке дороги Апатиты-Кировск (км 07+137) справа в нарушение пункта 3.2.1 ГОСТ Р 50597-93 допущено из-за снежно-ледяного наката возвышение обочины над проезжей частью при отсутствии бордюра, а именно на 5,0 см, длиной 15-м;
- на участке дороги Апатиты-Кировск (км 07+358) справа допущено формирование снежного вала высотой 0,5 м ближе 20 м от остановочного пункта общественного транспорта высотой 30-32 см, что не соответствует требованиям
пунктов 3.1.7, 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93;
- на участке дороги Апатиты-Кировск (км 08-139) справа, в нарушение пункта 3.2.1 ГОСТ Р 50597-93 допущено занижение обочины на 8 см, не отделенной от проезжей части бордюром ("штроба" длиной 1,6 м, шириной 0,4 м);
- на пересечении автомобильной дороги Апатиты-Кировск (км 12+309) -автомобильной дороги Кировск-Коашва (км00+00) в одном уровне в зоне треугольника видимости допущено формирование снежных валов высотой 2,0-3,0 м, что не соответствует требованиям пункта 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93;
- на участке дороги Кировск-Коашва (км00+100-км00+211), оборудованном транспортными ограждениями, допущено формирование снежного вала длиной 111 м, шириной 0,5-0,6 м, высотой 0,8-1,2 м слева, что не соответствует требованиям пункта 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93;
- на участке дороги Кировск-Коашва (км 08+613-км08+719), оборудованном транспортными ограждениями, допущено формирование снежного вала длиной 84 м, шириной 0,6 м, высотой 08-1,3 м, слева, что не соответствует требованиям пункта 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93.
Не согласившись с законностью указанного постановления, Общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования, поскольку пришел к выводу о наличии состава вменяемого правонарушения в действиях Общества. Также судом не установлены процессуальные нарушения в ходе привлечения к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, а также возражения Отдела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет административную ответственность по статье 12.34 КоАП РФ.
Статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно статье 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны:
содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил;
информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации;
принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
ГОСТ Р 50597-93 устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения.
Указанный ГОСТ подлежит обязательному применению в силу прямого указания законодателя в пункте 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Пунктом 3.1.7 ГОСТ Р 50597-93 определено, что на дорогах и улицах городов и других населенных пунктов снег с проезжей части следует убирать в лотки или на разделительную полосу и формировать в виде снежных валов с разрывами на ширину 2,0 - 2,5 м.
После очистки проезжей части снегоуборочные работы должны быть проведены на остановочных пунктах общественного транспорта, тротуарах и площадках для стоянки и остановки транспортных средств.
Пунктом 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 установлено, что формирование снежных валов не допускается:
- на пересечениях всех дорог и улиц в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в зоне треугольника видимости;
- ближе 5 м от пешеходного перехода;
- ближе 20 м от остановочного пункта общественного транспорта;
- на участках дорог, оборудованных транспортными ограждениями или повышенным бордюром;
- на тротуарах.
Факты вменяемых Обществу нарушений подтверждаются материалами дела (актом от 26.03.2013, материалами фотофиксации - л.д. 103-110, протоколом об административном правонарушении).
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 12.34 КоАП РФ.
Довод Общества о том, что дороги находились в состоянии нормативной снегоочистки, снежные валы, сформированы в период снегоочистки, не являются недостатком в содержании дорог и не влияют на безопасность дорожного движения отклоняется апелляционной коллегией, поскольку из содержания пункта 3.1.8 ГОСТ 50597-93, нарушение которого вменяется Обществу, следует, что формирование снежных валов не допускается.
В соответствии с заключенным с обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Мурманское дорожное управление" контрактом от 01.06.2012 N 1/06 на Общество, как на субподрядчика, возложена обязанность по обеспечению содержания участков автомобильных дорог (в том числе и спорных) не ниже нормативного уровня "допустимый" (независимо от погодных условий), по улучшению дорожных условий и поддержанию их в состоянии, обеспечивающем бесперебойное и безопасное движение автомобильного транспорта.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, именно Общество является лицом ответственным за содержание спорных участков автомобильных дорог и обязано соблюдать требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Учитывая, что Обществом не представлено доказательств принятия всех необходимых и достаточных мер по соблюдению правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по статье 12.34 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции считает установленным факт наличия вины в его действиях. В данном случае, действиями заявителя нарушены положения законодательства о безопасности дорожного движения, задачами которого являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о наличии в действиях ООО "ХДС" состава правонарушения, за совершение которого заявитель привлечен к ответственности по статье 12.34 КоАП РФ в соответствии с оспариваемым постановлением.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении, судом первой инстанции также не установлено. Оспариваемое постановление вынесено административным органом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении требований, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.07.2013 по делу N А42-3109/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Хибинский дорожный сервис" - без удовлетворения.
Судья |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-3109/2013
Истец: ООО "Хибинский дорожный сервис"
Ответчик: Межмуниципальный отдел МВД РФ "Апатитский", ОГИБДД межмуниципального отдела МВД России "Апатитский"