г. Москва |
|
10 октября 2013 г. |
Дело N А40-24874/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Р. Валиева
судей Е.Б. Расторгуева, О.Н. Лаптевой
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.В. Казаковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.06.2013
по делу N А40-24874/2013, принятое судьей Е.Н. Коротковой
по иску ООО "ТрансГрупп АС"
(ОГРН 1027739558990, 107078, г. Москва, Докучаев переулок, д.6, стр. 2)
к ОАО "Российские железные дороги"
(ОГРН 1037739877295; 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д.2)
о взыскании 302 527 руб. неосновательного обогащения
при участии в судебном заседании:
от истца: Колодяжный К.Н. (по доверенности от 01.01.2013),
от ответчика: Айвазова Л.C. (по доверенности от 23.11.2010)
УСТАНОВИЛ
ООО ТрансГруппАС" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ОАО "Российские железные дороги" (далее - ответчик) о взыскании 302 527 руб. - неосновательного обогащения, возникшего на стороне ответчика вследствие необоснованного списания с Единого лицевого счета истца данной суммы в качестве добора тарифа в связи с отцепкой вагонов в пути следования и их отправкой в ремонт.
Решением суда от 04 июня 2013 года исковые требования удовлетворены в полном объеме. При этом суд указал, что произведенный истцом перерасчет провозных платежей не основан ни на законе, ни на условиях договора N 171-жд от 21.02.2007 г.
С решением не согласился ответчик, подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшееся по делу решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске.
По мнению заявителя жалобы, суд не принял во внимание, что иск о неосновательном обогащении может быть удовлетворен только при внедоговорных отношениях.
Суд не применил в порядке ст.6 ГК РФ, по аналогии закона, п. 39.4 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 г. N 29, регулирующих перевозку порожних вагонов.
Суд не учел п. 5.5 договора N 497 об оплате расходов на перевозку вагонов в ремонт собственнику.
Истец просит решение суда оставить в силе, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Заслушав доводы и возражения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все доказательства по делу, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных в ст.270 АПК РФ, для отмены решения от 04 июня 2013 года и удовлетворения жалобы.
Как усматривается из материалов дела и достоверно установлено судом первой инстанции, между истцом (заказчик) и ответчиком (исполнитель) заключен договор N 171-жд от 21.12.2007 года на организацию расчетов, согласно условиям которого расчеты по оплате услуг перевозчика производятся путем снятия ответчиком денежных средств с лицевого счета истца.
За перевозки, осуществленные ответчиком в марте 2012 года, с единого лицевого счета истца N 1000368335 была списана сумма в размере 302 527 руб. в качестве добора провозной платы. Основанием для списания денежных средств явились те обстоятельства, что 19 вагонов были отцеплены от основных отправок на промежуточных станциях для устранения технической неисправности, после устранения которой, следовали до станции назначения по досылочным ведомостям.
Согласно транспортным железнодорожным накладным ЭЖ867096, ЭЗ053493, ЭЗ154721, ЭЖ998421, ЭЗ411255, ЭЗ644681, ЭЗ847738, ЭЖ399486, ЭЖ948852, ЭЗ327348, АН779434, АН819758, ЭЗ476291, ЭЗ983569, ЭЗ443996, ЭЗ772791, ЭЗ290872, ЭЗ410015, ЭЗ567717 истцом заключены договоры перевозки грузов железнодорожным транспортом, где ответчик выступает перевозчиком.
Согласно п.2 ст. 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно ст.25 Устава железнодорожного транспорта в соответствии с договором перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю, грузоотправитель обязуется оплатить перевозку груза.
Согласно п.2 ст.790 ГК РФ плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
В отношении перевозок ж/д транспортом, порядок установления платы за перевозку определен в Уставе и Федеральным законом N 17-ФЗ от 10.01.2033 г. "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".
Согласно ст. 2 Устава, ст. 8 Закона плата за перевозку грузов взимается на основе тарифов, утверждаемых в централизованном порядке уполномоченным органом Постановлением ФЭК от 17.06.2003 г. N 47т/5 утвержден Прейскурант 10-1, которым установлены тарифы на перевозку грузов.
Истцом произведена оплата тарифа по ставкам, установленным Прейскурантом, размеры оплаты указаны в накладных.
Отметками в накладных подтверждается, что: вагон 61606802 отцеп по ст.Ташеба и ремонт по ст. Абакан (накладная ЭЖ867096); Ввагон 60391646 отцеп по ст.Ташеба и ремонт по ст. Абакан (накладная Э3053493); вагон 67239905 отцеп по ст.Ташеба и ремонт по ст. Абакан (накладная ЭЗ154721); вагон 55234298 отцеп по ст.Ташеба и ремонт по ст. Абакан (накладная ЭЖ998421); вагон 56456643 отцеп по ст.Ташеба и ремонт по ст. Абакан (накладная Э3411255); вагон 52286655 отцеп по ст.Ташеба и ремонт по ст. Абакан (накладная ЭЗ644681); вагон 56280282 отцеп по ст.Ташеба и ремонт по ст. Абакан (накладная ЭЗ847738); вагон 61532313 отцеп по ст.Ташеба и ремонт по ст. Абакан (накладная ЭЖ399486); вагон 65165052 отцеп по ст.Ташеба и ремонт по ст. Абакан (накладная ЭЖ948852); вагон 56342983 отцеп по ст.Ташеба и ремонт по ст. Абакан (накладная ЭЗ327348); вагон 55261358 отцеп по ст.Зюрзя и ремонт по ст. Красноуфимск (накладная АН779434); вагон 67429126 отцеп по ст.Исилькуль и ремонт по ст. Входная (накладная АН819758); вагон 55428163 отцеп по ст.Анжерская и ремонт по ст. Тайга (накладная ЭЗ476291); вагон 52336500 отцеп по ст.Вологда 1 и ремонт по ст. Лоста (накладная ЭЗ983569); вагон 61347589 отцеп по ст.Ташеба и ремонт по ст.Абакан (накладная ЭЗ443996); вагон 61134169 отцеп по ст.Ташеба и ремонт по ст.Абакан (накладная ЭЗ772791); вагон 62843073 отцеп по ст.Ташеба и ремонт по ст.Абакан (накладная ЭЗ290872); вагон 61062055 отцеп по ст.Ташеба и ремонт по ст.Абакан (накладная ЭЗ410015); вагон 63050645 отцеп по ст.Ташеба и ремонт по ст.Абакан (накладная ЭЗ567717).
После производства ремонта вагоны следовали по досылочным ведомостям. За доставку груза по данным вагонам ответчиком был произведен добор тарифа на общую сумму 302 527 руб.
Согласно п.8 Правил перевозок ж/д транспортом грузов группами вагонов по одной накладной, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.03 г. N 32, в случае отцепки в пути следования вагона (группы вагонов) от маршрутной или групповой отправки (далее -основная отправка) вследствие его (их) неисправности перевозчик обязан составить об этом акт общей формы в двух экземплярах с указанием в нем причин отцепки вагона (группы вагонов), а также номера отправки, наименования и кода станции назначения груза, наименования и кода грузополучателя, его почтового адреса, наименования и кода груза.
Данные об отцепленном вагоне (группы вагонов), также вычеркиваются перевозчиком из следовавшего с основной отправкой вагонного листа. Такое исправление указанием причины отцепки вагона (группы вагонов) заверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика и строчным штемпелем станции отцепки.
После устранения неисправности на основании данных акта общей формы перевозчиком на каждый отцепленный вагон составляются новый вагонный лист и досылочная дорожная ведомость, с которыми такой вагон следует на станцию назначения. Досылочная дорожная ведомость заполняется перевозчиком по форме и в порядке, установленным в правилах заполнения перевозочных документов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
Срок доставки груза, находящегося в отцепленном от маршрутной или групповой отправки вагоне, после устранения неисправности вагона исчисляется исходя из нормы суточного пробега, установленной для повагонной отправки.
Таким образом, указанные Правила устанавливают, что после устранения технической неисправности вагоны следуют до станции назначения в рамках ранее заключенного договора. Отцепка вагонов влияет только на исчисление сроков доставки, но не влечёт за собой добор тарифа, не изменяет условия договора о его цене.
Согласно п.39.4 Правил выдачи грузов, утвержденных Приказом МПС от 18.0б.2003 г. N 29, по прибытии на железнодорожную станцию назначения собственных порожних вагонов, перевозимых маршрутной или групповой отправкой, и при наличии в накладной в разделе "Отметки в пути следования" отметок о выполнении текущего отцепочного ремонта не на железнодорожной станции обнаружения технической неисправности, произошедшей по причинам, не зависящим от перевозчика, кратчайшее расстояние перевозки определяется: для вагонов, прибывших по основной накладной, - от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции назначения; для вагонов, отцепленных для текущего ремонта по причинам, не зависящим от перевозчика, - отдельно от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции обнаружения технической неисправности, от железнодорожной станции обнаружения технической неисправности до железнодорожной станции ремонта и от железнодорожной станции ремонта до железнодорожной станции назначения.
В случае если отцепка произошла по причинам, зависящим от перевозчика, кратчайшее расстояние перевозки определяется от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции назначения как для вагонов, прибывших по основной накладной, так и для отцепленных вагонов.
Таким образом, изменение расстояния, согласованного сторонами при заключении договора перевозки, возможно в случае производства ремонта порожних вагонов не на станции обнаружения технической неисправности (в случае отсутствия вины перевозчика). В данном случае имела место перевозка груза (уголь каменный).
Кроме того, доказательств, что ремонт вагонов произошел по независящим от перевозчика причинам, ответчик не представил.
При таких обстоятельствах п. 39.4 Правил не может создавать для ответчика законных оснований для добора тарифа.
Не является основанием для списания со счета истца спорных денежных средств и п. 5.5 договора N 497 от 19.10.2010 г., так как он регулирует отношения между собственником вагонов и истцом.
Между тем, из представленных в дело железнодорожных накладных прямо следует, что вагоны не принадлежат перевозчику.
Более того, применение к истцу ответственности по п. 5.5 договора N 497 от 19.10.2010 г. возможно только при доказанности образования повреждений вагона вследствие действий/бездействия истца или лиц, за которых отвечает истец (грузоотправитель, грузополучатель, третьи лица на путях не общего пользования).
Такие доказательства в настоящее дело не представлены.
Поскольку денежные средства списаны ответчиком не в соответствии с условиями договора N 497 от 19.10.2010 г., нормы о неосновательном обогащении подлежат применению на основании п.3 ст.1103 ГК РФ.
С учетом того, что нормы материального права, регулирующие спорные отношения, суд первой инстанции применил верно, процессуальных нарушений не допустил, решение отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 04 июня 2013 года по делу N А40-24874/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Р. Валиев |
Судьи |
Е.Б. Расторгуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-24874/2013
Истец: ООО "ТрансГрупп АС"
Ответчик: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"