город Воронеж |
|
1 февраля 2010 г. |
N А35-5692/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 1 февраля 2010 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергуткиной В.А.,
судей Семенюта Е.А.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Анзельм К.К.,
при участии:
от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от общества с ограниченной ответственностью "Промстройматериалы": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Брянской таможни: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от открытого акционерного общества "Курскпромбанк": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 02.11.2009 по делу N А35-5692/2009 (судья Малахова И.Н.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Промстройматериалы" к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области, при участии третьих лиц: Брянской таможни, открытого акционерного общества "Курскпромбанк", об оспаривании постановления от 04.06.09 о назначении административного наказания по делу N 07-01-112/2009,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Промстройматериалы" (далее - ООО "Промстройматериалы", Общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением об отмене постановления от 04.06.09 о назначении административного наказания по делу N 07-01-112/2009 Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области (далее - Управление, административный орган) в соответствии с которым на Общество наложен административный штраф в размере 40 000 рублей за совершение административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Курской области от 02.11.2009 заявленное требование удовлетворено, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в связи с неправильным применением норм материального права.
В подтверждение доводов апелляционной жалобы административный орган ссылается на то, что Обществом не выполнена обязанность по соблюдению порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, поскольку указание в графе 1 справки о подтверждающих документах даты оформления предварительной грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) не отвечает требованиям пункта 2 Порядка заполнения справки о подтверждающих документах, содержащегося в приложении N 1 к Положению о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций, утвержденному ЦБ РФ 01.06.2004 года N 258-П, (далее - Положение N 258-П), предусматривающего указание в графе 1 справки даты ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации, а не даты таможенного оформления товаров.
ООО "Промстройматериалы" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным. По мнению Общества, порядок представления резидентом подтверждающих документов и информации в банк паспорта сделки (далее - ПС) не включает в себя порядок заполнения справки о подтверждающих документах, а Положение N 258-П предусматривает возможность повторного представления справки о подтверждающих документах в случае возврата уполномоченным банком справки о подтверждающих документах. Общество указывает на отсутствие в действующем законодательстве понятия "дата ввоза", в связи с чем, при применении Положения N 258-П в прежней редакции существовала правовая неопределенность при заполнении графы 1 справки, и резидент, по мнению Общества, мог сам определить какие предоставить документы в качестве подтверждающих ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации. ООО "Промстройматериалы" были определены в качестве подтверждающих документов - предварительные ГТД. Общество полагает, что его действия никоим образом не повлияли на отчетность, представляемую уполномоченному банку, и не несли существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Брянская таможня и Открытое акционерное общество "Курскпромбанк" (далее - ОАО "Курскпромбанк") отзыв на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области, ООО "Промстройматериалы", Брянская таможня ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие их представителей. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие в порядке статей 123, 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, 11.06.2008 между ООО "Промстройматериалы" (покупатель) и ООО "ЭНЕРГОТРАНС ЛТД" (Украина, поставщик) заключен договор поставки N 45/Э, согласно которому поставщик обязуется систематически поставлять покупателю товар, а покупатель обязуется принимать этот товар и своевременно его оплачивать на условиях данного контракта. Общая сумма контракта определена в размере 60 400 000 рублей РФ. Поставка товара осуществляется на условиях DAF граница Украина - Российская Федерация, станция перехода Зерново/Суземка (Инкотермс 2000). Оплата за каждую поставляемую партию товара предусмотрена в виде 100% предоплаты в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счет продавца. Срок действия договора установлен до 31.12.2008.
По данному контракту в ОАО "Курскпромбанк" 01.07.2008 оформлен паспорт сделки N 08070001/0735/0000/2/0.
В счет исполнения обязательств по контракту от 11.06.2008 N 45/Э ООО "Промстройматериалы" ввезло на таможенную территорию Российской Федерации и оформило в режиме "импорт" товар по ГТД N 10102150/250708/П012683 на сумму 408 304 рублей и по ГТД N 10102150/260708/ПО12750 на сумму 407 398 рублей. Из указанных ГТД следует, что товары отправлены со станции отправления 24.07.2008 и 25.07.2008, а 28.07.2008 еще находились на территории Украины. Выпуск данного товара был разрешен Брянской таможней 28.07.2008. Аналогичные данные содержатся в накладных на товары NN 44629431, 44629489.
Справка о подтверждающих документах с приложением необходимых документов представлена Обществом в уполномоченный банк 11.08.2008. При этом в графе 1 "дата" указаны "25.07.2008" и "26.07.2008".
Осуществив проверочные мероприятия в отношении ООО "Промстройматериалы", Управление установило, что Обществом предоставлена в уполномоченный банк справка о подтверждающих документах, в которой в графе 1 указаны даты, не соответствующие дате ввоза товаров на таможенную территорию, поскольку должны были быть указаны даты от фактического пересечения таможенной границы Российской Федерации до выпуска товаров таможенными органами.
Полагая, что совершенное Обществом деяние, заключающееся в нарушении установленного порядка представления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах, предусмотренного пунктом 2.2 Положения N 258-П и пунктом 2 приложения 1 к нему, содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, должностное лицо Управления 22.05.2009 составило протокол об административном правонарушении N 07-01-112/2009.
Определением от 26.05.2009 по делу N 07-01-112/2009 рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении ООО "Промстройматериалы" было назначено на 04.06.2009.
04.06.2009 по результатам рассмотрения дела Управлением было вынесено постановление о назначении административного наказания по делу N 07-01-112/2009, которым Общество привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО "Промстройматериалы" обратилось за судебной защитой с рассмотренным требованием.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из того, что нарушения порядка оформления справки о подтверждающих документах, представленной в уполномоченный банк, не является нарушением установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, и пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Соглашаясь с выводами суда, апелляционный суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ устанавливает ответственность за несоблюдение порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок в виде штрафа, размер которого для юридических лиц составляет от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Порядок валютного регулирования и валютного контроля установлен Федеральным Законом РФ от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон "О валютном регулировании и валютном контроле"). Целью указанного Закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
Частью 2 статьи 5 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" предусмотрено, что для реализации функций, предусмотренных данным законом, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.
Согласно части 4 указанной статьи Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.
Формы учета по валютным операциям для резидентов установлены Указанием Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж", которым к формам учета отнесена справка о подтверждающих документах.
Из части 3 статьи 23 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" следует, что порядок представления уполномоченным банкам резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
При этом на основании пункта 1 части 2 статьи 24 названного Закона резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 этого Закона.
Нормативным актом Банка России, регулирующим порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций, является Положение N 258-П.
Согласно пункту 2.1 указанного Положения в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном этим Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы).
Пункт 2.2 Положения N 258-П закрепляет, что подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к этому Положению.
Как следует из пункта 2 названного приложения, в графе 1 справки о подтверждающих документах в формате ДД.ММ.ГГГГ указывается дата оформления документа, подтверждающего факт выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, или дата вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (дата ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации), или дата оформления документа об исполнении обязательств иным способом, в случаях, указанных в пункте 2.17 настоящего Положения.
Поскольку предметом заключенного Обществом договора поставки является товар, а не работа, услуги, информация или результат интеллектуальной деятельности, то в справке о подтверждающих документах надлежало указывать дату ввоза товара с таможенной территории Российской Федерации.
Подпункт 8 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации определяет ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации как фактическое пересечение товарами таможенной границы и все последующие предусмотренные названным Кодексом действия с товарами до их выпуска таможенными органами.
Исходя из изложенного, в графе 1 справки о подтверждающих документах необходимо было указать любую дату, находящуюся во временном промежутке между датами фактического пересечения товарами таможенной границы Российской Федерации и выпуска товаров таможенными органами.
Материалами дела подтверждается, что приобретенные ООО "Промстройматериалы" по договору от 11.06.2008 N 45/Э и оформленные по ГТД N N 10102150/250708/П012683, 10102150/260708/ПО12750 товары таможенную границу Российской Федерации в дни, указанные Обществом в справке о подтверждающих документах, то есть 25.07.2008 и 26.07.2008, не пересекали. О нахождении товаров в указанную дату на территории страны вывоза свидетельствуют имеющиеся отметки таможенного органа Украины на ГТД и накладных.
Следовательно, указание дат 25.07.2008 и 26.07.2008 не соответствует требованиям пункта 2 приложения 1 к Положению N 258-П.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что Общество при заполнении справки о подтверждающих документах, представленной в уполномоченный банк, действительно указало в графе 1 сведения, несоответствующие требованиям пункта 2 приложения 1 к Положению N 258-П.
Однако объективную сторону вменяемого Обществу правонарушения образует не представление в банк ПС справки о подтверждающих документах, оформленной с нарушением требований Положения N 258-П, а несоблюдение установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, в том числе справки о подтверждающих документах.
Материалы дела об административном правонарушении не содержат данных, позволяющих прийти к выводу о несоблюдении ООО "Промстройматериалы" установленного порядка представления справки о подтверждающих документах, в связи с чем вывод суда первой инстанции об отсутствии в действиях Общества состава вменяемого ему административного правонарушения является правильным.
С учетом изложенного, суд правомерно удовлетворил заявленное ООО "Промстройматериалы" требование, признав незаконным и отменив постановление административного органа.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а только выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены принятого по делу решения.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-268, пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 02.11.2009 по делу N А35-5692/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного в Курской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
В.А. Сергуткина |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-5692/2009
Истец: ООО "Промстройматериалы"
Ответчик: ТУ ФС ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО НАДЗОРА В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ, ТУФС финансово-бюджетного надзора в Курской области
Третье лицо: Брянская таможня, ОАО "Курскпромбанк"