город Ростов-на-Дону |
|
16 октября 2013 г. |
дело N А32-40671/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии:
от заявителя: представитель по доверенности от 08.10.2013 N 112 Усенко А.В.;
от заинтересованного лица: представители Павдюрина Э.Г. (доверенность от 01.07.2013), Вадурина С.Г. (доверенность от 26.02.2013);
от третьего лица: представитель по доверенности от 14.02.2013 Терновой Ю.В.;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.08.2013 по делу N А32-40671/2011, принятое судьёй Гонзусом И.П.,
по заявлению закрытого акционерного общества "АНРОСКРЫМ"
к Южному управлению государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
при участии третьего лица - Федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт"
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Анроскрым" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Темрюкского линейного отдела Черноморского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - управление, заинтересованное лицо) от 30.09.2011 N 07-Т.
Решением суд от 16.04.2012, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 07.08.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано на том основании, что общество осуществляет фактическое пользование гидротехническим сооружением - пирс N 6 (причалы N 5 и N 6), следовательно, обязано соблюдать требования, предусмотренные Правилами технической эксплуатации портовых сооружений и акваторий РД 31.35.10-86, утвержденными Минморфлотом СССР 05.08.1987 г. и введенными в действие 01.01.1988 г. (далее - Правила).
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.12.2012 решение суда первой инстанции от 16.04.2012 и постановление суда апелляционной инстанции от 07.08.2012 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению суда кассационной инстанции, судебные акты суда первой и второй инстанции вынесены при неполном установлении и исследовании обстоятельств дела. Также суд кассационной инстанции указал, что судами не проверены доводы общества о том, что оно не является балансодержателем пирса N 6 (причалы N 5 и N 6) и не выяснили, на чьем балансе находится данный объект, кто осуществляет амортизационные отчисления и учитывает при формировании налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.08.2013 оспариваемое предписание признано недействительным. Суд мотивировал решение тем, что материалами дела не подтверждается факт нахождения спорных гидротехнических сооружений на балансе заявителя, а также факт пользования указанными объектами на иных законных основаниях.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГУП "Росморпорт" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что фактическое пользование спорным гидротехническими сооружениями заявителем установлено вступившим в законную силу судебным актом по делу N А32-7433/2012. По мнению заявителя жалобы, ЗАО "Анроскрым" является незаконным фактическим эксплуатантом объекта, в связи с чем обжалуемое решение принято судом без учета всех фактических обстоятельств дела.
Закрытое акционерное общество "Анроскрым" в отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с доводами ФГУП "Росморпорт", указав на законность и обоснованность выводов, изложенных в решении.
Заинтересованное лицо в своем отзыве на апелляционную жалобу поддержало требования третьего лица об отмене решения суда первой инстанции.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали свои доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзывах.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, административным органом на основании распоряжения от 15.09.2011 N 1-03/204 проведена внеплановая проверка деятельности общества на предмет исполнения ранее выданного предписания от 24.06.11 N 05-Т, в ходе, которой установлен факт невыполнения в установленный срок ранее выданного предписания от 24.06.2011 N 05-Т, а именно: в нарушение требований пунктов 1.1.21 и 3.1.14 РД 31.35.10-86 не разработан справочник допускаемых нагрузок на причалы N 5 и 6 пирса N 6, не проведены испытания нестандартных швартовых тумб на пирсе N 6.
В результате выявленных фактов составлен акт проверки от 30.09.2011 N 17-К. Копия акта под роспись вручена сотруднику общества Тютюник О.Н.
На основании результатов проверки должностным лицом управления 30.09.11 вынесено предписание N 07-Т, согласно которому обществу в срок до 29.11.11 предписано:
- разработать справочник допускаемых нагрузок (пункт 1.1.21 РД 31.35.10-86);
- провести испытания нестандартных швартовых тумб (пункт 3.1.14 РД 31.35.10-86).
Копия предписания под роспись вручена главному инженеру общества Тютюник О.Н.
Не согласившись с вышеуказанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 08.11.07 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) предусмотрено, что в целях обеспечения безопасности деятельности, осуществляемой в морском порту, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти устанавливаются определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательные для исполнения администрацией морского порта, а также операторами морских терминалов, иными владельцами объектов инфраструктуры морского порта, капитанами судов, другими лицами, которые осуществляют деятельность и (или) находятся в морском порту, требования в области безопасности мореплавания, требования защиты от актов незаконного вмешательства в морском порту.
В соответствии со статьей 16 Закона N 261-ФЗ наряду с выполнением требований, установленных частью 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, операторы морских терминалов и иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта обязаны:
- осуществлять эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта в соответствии с требованиями обеспечения промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности и требованиями технических регламентов;
- осуществлять мероприятия, связанные с обеспечением защиты объектов инфраструктуры морского порта от актов незаконного вмешательства в морском порту.
Пунктом 1 статьи 15 Закона N 261-ФЗ предусмотрено, что в целях обеспечения безопасности деятельности, осуществляемой в морском порту, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти устанавливаются определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательные для исполнения администрацией морского порта, а также операторами морских терминалов, иными владельцами объектов инфраструктуры морского порта, капитанами судов, другими лицами, которые осуществляют деятельность и (или) находятся в морском порту, требования в области безопасности мореплавания, требования защиты от актов незаконного вмешательства в морском порту.
В соответствии со статьей 16 Закона N 261-ФЗ наряду с выполнением требований, установленных частью 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, операторы морских терминалов и иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта обязаны:
- осуществлять эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта в соответствии с требованиями обеспечения промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности и требованиями технических регламентов;
- осуществлять мероприятия, связанные с обеспечением защиты объектов инфраструктуры морского порта от актов незаконного вмешательства в морском порту.
На основании подпункта 1 пункта 2 статьи 29 Закона N 261-ФЗ не подлежат отчуждению в частную собственность или передаче в муниципальную собственность находящиеся в государственной собственности следующие объекты инфраструктуры морского порта берегозащитные сооружения, волноломы, дамбы, молы, пирсы, причалы.
Правилами технической эксплуатации портовых сооружений и акваторий РД 31.35.10-86, утвержденными Заместителем Министра морского флота СССР 05.08.1987 г., согласованными Главным управлением перевозок, эксплуатации флота и портов ММФ 01.01.1988 г. (далее - РД 31.35.10-86) настоящие Правила технической эксплуатации портовых сооружений и акваторий распространяются на гидротехнические сооружения, крытые склады, открытые грузовые склады и дороги, рельсовые крановые пути, прочие производственные здания и сооружения, акватории и судоходные каналы морских портов и судоремонтных заводов и устанавливают порядок осуществления их технической эксплуатации.
Требования настоящего РД обязательны для всех работников портов, портопунктов, пристаней, судоремонтных заводов, экипажей судов, а также для работников производственных предприятий и организаций других ведомств, расположенных на территории портов и судоремонтных заводов.
На основании пункта 1.2.3 РД 31.35.10-86 в процессе технической эксплуатации портовых сооружений предприятия должны вести техническую документацию, перечисленную в Приложении 4 (обязательном).
Согласно пункту 1.1.15 и 1.1.17 РД 31.35.10-86 техническая эксплуатация сооружений и акваторий в портах должна осуществляться следующими структурными подразделениями: Отделом гидротехнических и инженерных сооружений (ОГиИС), Комплексом социально-бытового обеспечения погрузочно-разгрузочных работ (КСБО), Производственным комплексом механизации погрузочно-разгрузочных работ (ПКМ), Ремонтно-строительным подразделением, Службой капитана порта, Подразделением охраны окружающей среды, Службой техники безопасности и охраны труда и другими производственными структурными подразделениями порта по принадлежности сооружений.
Взаимодействие между производственными структурными подразделениями предприятия, участвующими в технической эксплуатации портовых сооружений и акваторий, должно устанавливаться в соответствии с утвержденной структурной схемой управления предприятия.
Пунктом 1.1.21 РД 31.35.10-86 предусмотрено, что в дополнение к настоящему РД предприятиями должны быть разработаны, в зависимости от местных условий, следующие документы:
- инструкция по предотвращению загрязнения территории предприятия, расположенных на ней портовых сооружений, акватории предприятия, а также атмосферы в районе предприятия, утверждаемая руководителем предприятия;
- справочник допускаемых нагрузок на причалы, крытые и открытые грузовые склады, форма и примерное содержание которого приведены в Приложении 3 (рекомендуемом).
Техническое состояние и режим эксплуатации портовых сооружений и акваторий должны определяться путем регулярных технических осмотров; периодических технических осмотров; контрольно-инспекторских обследований; внеочередных обследований (пункт 1.3.2 РД 31.35.10-86).
Как предусмотрено пунктом 1.3.5 РД 31.35.10-86 периодические технические осмотры сооружений должны выполняться в соответствии с Положением о проведении периодических технических осмотров сооружений предприятий Минморфлота (Приложение 6 (обязательное).
Периодические технические осмотры должны давать достаточно полное представление о состоянии сооружений и данные, необходимые для планирования ремонтов и других мероприятий технической эксплуатации.
Результаты периодических технических осмотров должны оформляться в виде актов и отчетов.
Указания по проведению периодических технических осмотров основных групп портовых сооружений содержатся в соответствующих разделах настоящего РД.
Периодические технические осмотры сооружений должны проводиться не реже одного раза в год.
В силу пункта 3.1.14 РД 31.35.10-86 для обеспечения безопасной швартовки судов и сохранности причальных сооружений должны быть удовлетворены следующие требования, в том числе швартовные и отбойные устройства причального сооружения должны находиться в исправном техническом состоянии на всем протяжении причалов и соответствовать по своим характеристикам судам, швартующимся к причалам.
Согласно статье 3 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Закон N 117-ФЗ) эксплуатирующая организация - это государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение.
Судом первой инстанции установлено, и материалами дела подтверждается, что пирс N 6 (причалы N 5 и N 6) Порта Кавказ находится в федеральной собственности и на основании Распоряжения Министерства имущественных отношений РФ от 09.03.04 N1124-р субъект права Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) "Росморпорт", расположенное по фактическому адресу: г. Москва, ул. Новослободская, 14/19, стр.7 зарегистрировало в Главном Управлении Федеральной регистрационной службе по Краснодарскому краю вид права: "хозяйственное ведение". Объект права: "причальное сооружение пирс N6, протяженностью 135,80 м", находящееся в Краснодарском крае, Темрюкском районе, пос. Коса Чушка, порт "Кавказ" под кадастровым номером 23-23/44-6/2005-285.
Свидетельство о государственной регистрации права выдано 23 марта 2005 г., серия 23-АА, N 1 14055. Письмом от 28.06.11 за N 0324 начальник Таманского управления Азово-Черноморского бассейнового филиала ФГУП "Росморпорт" Якушев С.Н. подтверждает факт передачи пирса N6 (причалы N5,6) на праве хозяйственного ведения ФГУП "Росморпорт" и его нахождение на баланс предприятия, согласно Распоряжению Минимущества РФ N 1124-р от 09.03.04.
Следовательно, ФГУП "Росморпорт" является эксплуатирующей гидротехнические сооружения (пирс N 6, причалы N 5 и N 6) организацией.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что ФГУП "Росморпорт" является оператором морского терминала, находящегося на территории Порта Кавказ.
Из Устава ФГУП "Росморпорт" и Положения о Таманском филиале ФГУП "Росморпорт" (пункт 2.1) следует что предприятие и филиал созданы с целью удовлетворения общественных потребностей в результатах их деятельности и получение прибыли. И для достижения своих целей, указанных в п.2.1 Устава и Положения одним из осуществляемых видов деятельности является осуществление безопасной эксплуатации закрепленных за ним гидротехнических сооружений, систем обеспечения безопасности мореплавания и других объектов портовой инфраструктуры.
Согласно статьей 294 ГК РФ государственное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения владеет пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским Кодексом.
В 2003 г. было создано ОАО "Анроскрым". Согласно Уставу, утвержденному Решением собрания учредителей в форме Протокола N 1 от 14.01.2003 г. основной целью деятельности которого является получение прибыли при осуществлении как основного вида деятельности - организация и осуществление морских паромных железнодорожных и автомобильных перевозок, перегрузочной деятельности при осуществлении паромных перевозок, так и дополнительных, одним из которых является проектирование, строительство, ремонт, техническое обслуживание и эксплуатация железнодорожных, автомобильных и прочих портовых перегрузочных комплексов, береговых портовых и мостовых сооружений, конструкций и оборудования, включая паромные терминалы.
На основании соглашения от 12 ноября 2004 г. между Министерством транспорта и связи Украины и Министерством транспорта Российской Федерации об организации международного прямого железнодорожно-паромного сообщения через порты Кавказ (Россия) и Крым, протоколом Совещания у Министра транспорта РФ от 05.02.2003 г., на ООО "Аншип" и ОАО "Анроскрым" была возложена ответственность по проведению работ по реконструкции и последующей эксплуатации паромных сооружений Порта Кавказ.
В январе 2009 г. Северо-Кавказским межрегиональным управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора было выдано обществу заключение от 26.01.09 N 27-19-11 о соответствии объекта капительного строительства "Реконструкция железнодорожной паромной переправы "Кавказ-Крым", 2-ой пусковой комплекс" требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, которое распоряжением от 26.01.09 N 22-рп было утверждено.
Начало строительства вышеуказанного объекта - июль 2006 г., окончание строительства - декабрь 2008 г.
Материалами, представленными в дело административным органом, не подтверждается факт нахождения вышеуказанных гидротехнических сооружений - пирс N 6, причалы N 5 и N 6, на балансе общества, а также пользования заявителем указанными сооружениями на законных основаниях (предоставление в пользование, аренда и др.).
Общество при осуществлении хозяйственной деятельности на территории Порта Кавказ, эксплуатирует находящиеся у него праве собственности объекты:
- железнодорожные пути 1-5, 12-15 и 20 с переходным мостом, протяженностью 799,4 м;
- железнодорожные пути надвига вагонов на паром;
- железнодорожный переходной мост (аппарель) с постом управления и береговой опорой.
Следовательно, общество является оператором объектом железнодорожной паромной переправы в порту Кавказ.
Заявителем не оспаривается факт технологической связи вышеуказанных сооружений, находящихся в пользовании общества и пирса N 6, находящегося в пользовании ФГУП "Росморпорт".
Также заявитель признает тот факт, что предпринимает меры по получению пирса N 6 в пользование на основании договора аренды, однако, как на момент вынесения оспариваемого предписания, так и в настоящее время, такой договор не заключен.
Таким образом, до оформления обществом в установленном законом порядке права пользования пирсом N 6, находящемся в федеральной собственности, и числящемся на балансе ФГУП "Росморпорт", у заявителя не возникает обязанность по содержанию вышеуказанного гидротехнического сооружения.
Исходя из изложенного, суд считает, что на заявителя не может быть возложена обязанность, предусмотренная Правилами по разработке справочника допускаемых нагрузок и проведения испытаний нестандартных швартовых тумб.
Кроме того, следует указать, что в марте 2012 года ФГУП "Росморпорт" разработан и утвержден в установленном порядке справочник допускаемых нагрузок на пирс N 6 (причалы N 5 и N 6) в порту Кавказ.
А расчеты по нагрузкам от натяжения швартовых, воспринимаемых нестандартными швартовочными тумбами, расположенными на территории гидротехнического сооружения пирс N 6 порта Кавказ, имелись у ФГУП "Росморпорт" уже в 2011 г.
Исходя из вышеизложенного, суд считает, что оспариваемое предписание не является законным и обоснованным, а также нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы заявителя жалобы о том, что незаконное фактическое использование ЗАО "Анроскрым" влечёт для последнего права и обязанности, установленные для лица, эксплуатирующего гидротехнические сооружения, в смысле, придаваемом Законом N 261-ФЗ, не основаны на законе.
Установленный в рамках гражданского дела N А32-7433/2012 факт использования заявителем причала в период навигации для осуществления перегрузочных операций с судов в целях проверки наличия оснований для взыскания неосновательного обогащения, не имеет правового значения для настоящего административного дела, поскольку установленные законодательством в сфере технической эксплуатации портовых сооружений и акваторий права и обязанности не могут быть связаны с незаконным использованием имущества (объектов).
Правовые основания для взыскания неосновательного обогащения в связи с незаконным использованием имущества и для определения публичных обязанностей по содержанию гидротехнических сооружений не являются равнозначными. Фактическое использование объекта в отсутствие титула влечет право законного владельца и пользователя имущества взыскать сумму неосновательного обогащения, однако не означает возможность передачи обязанностей, связанных с содержанием гидротехнических сооружений в целях обеспечения безопасности, возложенных на законного владельца и пользователя, на лицо, пользовавшееся объектом в отсутствие законного основания.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.08.2013 по делу N А32-40671/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-40671/2011
Истец: ЗАО "АНРОСКРЫМ", ОАО "Анроскрым"
Ответчик: Черноморское управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Темрюкский линейный отдел, Черноморское управление государственного морского и речного надзора ФС по надзору в сфере транспорта Темрюкский линейный отдел
Хронология рассмотрения дела:
19.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-37/14
16.10.2013 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15094/13
13.08.2013 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-40671/11
17.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6581/12
07.08.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5146/12
16.04.2012 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-40671/11