28 августа 2006 г. |
А60-2304/2006 |
Арбитражный суд в составе:
Председательствующего Лихачевой А.Н.
Судей Т.Н.Хаснуллиной, О.Ф.Соларевой
При ведении секретарем судебного заседания Коньшиной С.В.
При участии в судебном заседании:
От истца: не яв.
От ответчика 1: не яв.
От ответчика 2: не яв.
От третьих лиц: не яв.
Рассмотрел в заседании суда апелляционную жалобу ответчика, Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Свердловской области, на решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.06.2006 г. по делу N А60-2304/2006-С4, вынесенное судом первой инстанции в составе судьи Федоровой Е.Н.
Установил: Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие "Орджоникидзевское ремонтно-эксплуатационное предприятие" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Свердловской области, Министерству финансов Свердловской области о взыскании 930 716 руб. 57 коп. убытков, причиненных в результате предоставления гражданам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с июля 2002 по апрель 2003 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора на стороне ответчиков привлечены Финансово-бюджетное управление Администрации г.Екатеринбурга, Управление социальной защиты населения Орджоникидзевского района г.Екатеринбурга, МУ Управление жилищно-коммунального хозяйства Орджоникидзевского района г.Екатеринбурга.
До вынесения решения судом первой инстанции истец в порядке ст.49 АПК РФ уменьшил размер исковых требований до 290 017 руб.60 коп. (л.д.160 т.8) в том числе:
- 46 233 руб.87 коп. убытки, связанные с исполнением ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы";
- 7865 руб.93 коп. убытки, связанные с исполнением Закона РФ "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы";
- 223 578 руб.45 коп. убытки, связанные с исполнением Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов";
- 12 339 руб. 35 коп. убытки, связанные с исполнением Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
От требований о взыскании 18 141 руб.42 коп. убытков, вследствие предоставления льгот по ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и 11 342 руб.63 коп. убытков, вследствие предоставления льгот по ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" истец отказался.
Истец на основании ст.15,16,1069 ГК РФ просит компенсировать свои расходы в сумме 290 017 руб.60 коп. за счет казны Российской Федерации и казны субъекта Российской Федерации, связанные с реализацией ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам Трудовой Славы", Закона РФ "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов", Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
23.06.2006 г. Арбитражным судом Свердловской области (судья Федорова Е.Н.) принято решение о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 6 554 руб.94 коп. убытков, связанных с исполнением Закона РФ "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы". В остальной части требования в иске отказано.
В требовании к Министерству финансов Свердловской области в иске отказано.
В требовании о взыскании 12 339 руб.35 коп. убытков, связанных с исполнением Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в иске отказано.
В отношении требований о взыскании 18 141 руб.42 коп. убытков, связанных с предоставлением льгот по ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и 11 342 руб.63 коп. убытков, связанных с предоставлением льгот по ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" производство по делу прекращено (п.4 ч.1 ст.150 АПК РФ).
Требования о взыскании 46 223 руб.87 коп. убытков, связанных с исполнением ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам Трудовой Славы", и 223 578 руб.45 коп. убытков, связанных с исполнением Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов" выделены в отдельное производство в соответствии со ст.130 АПК РФ (определение от 23.06.2006 г. - л.д.190-192 т.8).
Ответчик, Министерство РФ в лице Управления федерального казначейства по Свердловской области, с решением суда не согласно в части взыскания 6 554 руб.94 коп. убытков за счет казны РФ по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, просит решение в указанной части отменить, взыскать убытки с Министерства финансов Свердловской области за счет казны Свердловской области.
От истца, второго ответчика и третьих лиц отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции в порядке, установленном ст.266 АПК РФ с учетом п.5 ст.268 АПК РФ, в обжалуемой части.
Статья 5 Закона РФ от 15.01.1993 г. N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" предусматривает освобождение Героев, полных кавалеров ордена Славы и совместно проживающих с ними членов их семей от оплаты жилья (в том числе от оплаты технического обслуживания и эксплуатации жилья) и оплаты коммунальных услуг _ независимо от вида жилищного фонда. Указанные льготы независимо от даты смерти (гибели) Героя и полного кавалера ордена Славы предоставляются пережившим супругам и родителям Героя и полного кавалера ордена Славы и сохраняются за указанными лицами.
Статья 11 Закона N 4301-1 предусматривает, что расходы _предприятий, связанные с реализацией настоящего Закона возмещаются местными финансовыми органами на основе счетов, подтвержденных лицами, получившими права и льготы в соответствии с настоящим Законом путем перечисления средств на счета соответствующих _предприятий_ за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.
В соответствии со статьей 56 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002год" Постановлением Правительства РФ от 22.05.2002 г. N 333 были утверждены Правила предоставления и расходования в 2002году средств фонда компенсаций на реализацию Закона РФ "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" и Федерального закона "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы".
Согласно п.1 указанных Правил расходы, связанные с реализацией законов о гарантиях, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций на 2002 г.
Правила предусматривают следующий порядок предоставления субвенций на эти цели: предоставление субвенций осуществляет Министерство финансов РФ в пределах утверждаемых в установленном порядке объемов финансирования и лимитов бюджетных средств, субвенции зачисляются на счета бюджетов субъектов РФ, открытые в органах федерального казначейства по коду "Субвенции", органы федерального казначейства перечисляют субвенции на балансовый счет "Средства бюджетов субъектов РФ", уведомляя финансовые органы субъектов РФ о поступлении указанных средств, финансовые органы субъектов РФ представляют в органы федерального казначейства документы, подтверждающие произведенные за счет средств бюджетов субъектов РФ расходы, связанные с реализацией законов о гарантиях.
Действие данного постановления было продлено на 2003-2004 гг.
Федеральными законами от 30.12.2001 г. N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 г." и от 24.12.2002 г. N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 г." в Приложениях 6,7 Ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2002, 2003 г. В составе Фонда компенсаций были предусмотрены субвенции бюджетам субъектов РФ на реализацию названных законов в размере 114 925,0 тыс.руб. и 158 325,0 тыс.руб., соответственно.
Как следует из документов, представленных заявителем апелляционной жалобы, всего в 2002, 2003 гг. на эти цели в Свердловскую область поступило соответственно 352,4 тыс.руб.(121%) и 436 тыс.руб.(137,5%) - Свод доходов областного бюджета по группам, подгруппам, статьям и подстатьям классификации доходов бюджетов РФ (Приложения N 1 к Законам Свердловской области "Об исполнении Закона Свердловской области "Об областном бюджете на 2002", "Об исполнении Закона Свердловской области "Об областном бюджете на 2003 г.").
По пояснению Минфина РФ, субвенции, предусмотренные федеральным бюджетом на начало финансового года, корректировались в сторону увеличения по мере обращения предприятий за возмещением понесенных расходов по предоставлению льгот данной категории граждан и направлялись в Свердловскую область. Из материалов дела иного не следует.
В связи с исполнением Закона РФ "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы"(N 4301-01) истцом в период с июля 2002 г. по апрель 2003 г. предоставлялись льготы по оплате жилья и коммунальных услуг Герою Советского Союза Шабурову В.И. и его вдове Шабуровой А.И. (л.д.12-15 т.3).
Согласно расчету, предоставленному истцом (л.д.12т.3, л.д.161 т.8), его расходы, в связи с предоставлением указанных льгот за период с 01.07.2002 г. по 30.04.2003 г. составили 7 865 руб.93 коп.
В силу требований ст.11 названного Закона и п.1 Правил истец должен был предъявить свои расходы, связанные с предоставлением льгот, в финансовый орган субъекта РФ и муниципального образования.
Исходя из материалов дела, отчеты по данной категории граждан представлялись истцом только в УЖКХ Орджоникидзевского района, который не является финансовым органом субъекта РФ и муниципального образования.
Следовательно, истец не выполнил установленную действующим законодательством процедуру возмещения расходов, не обращался в уполномоченный орган за компенсацией.
Данное обстоятельство подтверждается также письмом УФК по Свердловской области от 29.06.2006 г. N 13-10/2752 и письмом МУ УЖКХ Орджоникидзевского района г.Екатеринбурга от 11.07.2006 г. N 016-2370.
Согласно п.2 ст.78 Бюджетного Кодекса РФ субвенции, не использованные в установленные сроки, подлежат возврату в соответствующий бюджет.
В силу вышеизложенного следует признать обоснованным утверждение Минфина РФ о надлежащем исполнении обязанности по перечислению субсидий в Свердловскую область и отсутствии у истца права требования возмещения убытков за счет казны РФ в порядке ст.16, 1069 ГК РФ.
Кроме того, материалы дела свидетельствуют о том, что истцом не представлены предусмотренные ст.11 Закона первичные документы, подтверждающие факт предоставления льгот истцом, а именно счета, подтвержденные лицами, получившими льготы.
Лицевой счет Шабурова В.И.(л.д.3 т.7) за весь период не содержит сведений о суммах начисленных на оплату жилья и коммунальных услуг.
Следовательно, требования истца не доказаны по размеру (ст.65, 68 АПК РФ).
На основании вышеизложенного требование истца о взыскании убытков в сумме 7 865 руб.93 коп. за счет казны РФ необоснованно и не подлежит удовлетворению в полном объеме.
Оснований для взыскания указанных убытков за счет казны Свердловской области при вышеизложенных обстоятельствах также не имеется.
Истцу подлежит возврату из федерального бюджета РФ 8506 руб.82 коп. госпошлины, в том числе 1 179 руб.36 коп. в связи с прекращением производства по делу (п.3 ч.1 ст.333.40 Налогового Кодекса РФ), 7327 руб. 46 коп. в связи с уменьшением размера исковых требований (п.3 ч.1 ст.333.22, п.3 ч.1,7 ст.333.40 Налогового Кодекса РФ).
Решение суда первой инстанции подлежит изменению (п.3 ч.1 ст.270 АПК РФ).
Госпошлина по апелляционной жалобе относится на истца согласно ст.110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.110,176, 268, 269, 270, 271 Арбитражного Процессуального Кодекса РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 июня 2006 года по делу N А60-2304/2006-С4 изменить.
В удовлетворении требования о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 7 865 руб.93 коп. убытков, связанных с исполнением Закона РФ "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", отказать.
Возвратить Екатеринбургскому муниципальному унитарному предприятию "Орджоникидзевское ремонтно-эксплуатационное предприятие" из федерального бюджета РФ 8 506 руб.82 коп. госпошлины, уплаченной по платежному поручению N 2563 от 21.12.2005 г. (платежное поручение оставить в деле).
В остальной части решение оставить без изменения.
Взыскать с Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Орджоникидзевское ремонтно-эксплуатационное предприятие" в доход федерального бюджета РФ 1000 рублей госпошлины по апелляционной жалобе.
Исполнительный лист выдать.
Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию.
Председательствующий |
А.Н.Лихачева |
Судьи |
Т.Н.Хаснуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-2304/2006
Истец: ЕМУП "Орджоникидзевский РЭМП"
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов РФ, Министерство финансов Свердловской области, Министерство финансов СО, Управление Федерального казначейства по Свердловской области
Третье лицо: МУ УЖКХ Орджоникидзевского района г. Екатеринбург, МУ УЖКХ Орджоникидзевского р-на г. Екатеринбурга, ТОИОГВ СО УСЗН Орджоникидзевского р-на г. Екатеринбурга, ТОИОГВ СО-УСЗН Орджоникидзеского р-на, Финансово-бюджетное управление Администрации города Екатеринбурга, Финансово-бюджетное управление в МО "город Екатеринбург"
Хронология рассмотрения дела:
28.08.2006 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-271/06