г. Воронеж |
|
10 октября 2013 г. |
Дело N А64-2132/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 октября 2013 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Донцова П.В.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щеголевой Е.В.,
при участии:
от Некоммерческой организации учреждения "НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ МЕДИКО-ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ" - Тамбовского регионального отделения Всероссийской общественной организации инвалидов "Чернобылец": Бетин А.А., генеральный директор, приказ N 1 от 21.03.2011, паспорт;
от администрации города Тамбова: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Некоммерческой организации учреждения "НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ МЕДИКО-ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ" - Тамбовского регионального отделения Всероссийской общественной организации инвалидов "Чернобылец" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 12.07.2013 по делу N А64-2132/2013 (судья Е.В. Малина) по заявлению Некоммерческой организации учреждения "НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ МЕДИКО-ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ" - Тамбовского регионального отделения Всероссийской общественной организации инвалидов "Чернобылец" (ОГРН 1026801159758) к Администрации города Тамбов (ОГРН 1056882343352) о признании незаконным бездействия Администрации города Тамбова по непринятию мер по разработке и утверждению Порядка предоставления преференций по арендной плате за пользование муниципальными нежилыми помещениями, нарушающими права и законные интересы в сфере предпринимательской и другой экономической деятельности,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация учреждение "НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ МЕДИКО-ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ" - Тамбовского регионального отделения Всероссийской общественной организации инвалидов "Чернобылец" ("НИИ МЕДИКО-ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ", Учреждение) обратилась в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к администрации города Тамбова (далее также - Администрация) о признании незаконным бездействия Администрации по непринятию мер по разработке и утверждению Порядка предоставления преференций по арендной плате за пользование муниципальными нежилыми помещениями, нарушающими права и законные интересы в сфере предпринимательской и другой экономической деятельности.
Решением арбитражного суда от 12.07.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Учреждение обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что вывод суда о том, что ни одним законодательным актом не предусмотрена обязанность именно Администрации утвердить Порядок предоставления преференций по арендной плате - является ошибочным.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Учреждения поддержал доводы апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Доводы отзыва Администрации на апелляционную жалобу сводятся к тому, что требования заявителя к Администрации, заявленные в рамках настоящего спора, являются преждевременными и адресованными к ненадлежащему лицу, поскольку, по мнению ответчика, предоставление преференций - это полномочия Тамбовской городской думы.
Администрация явку своих представителей в судебное заседание не обеспечила. В связи с чем, в силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), дело рассмотрено судом в отсутствие участника процесса, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 03.10.2013 (с учетом выходных дней).
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителя Учреждения, оценив все доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в целях реализации Федерального Закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Закона Тамбовской области от 26.05.2011 N 14-3 "О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Тамбовской области", долгосрочной целевой программы Тамбовской области по поддержке социально ориентированных организаций на 2012-2014 г.г. (с изменениями от 29.02.2012) N 212, Устава города Тамбова, постановления администрации города Тамбова N 2718 от 15.04.2009 "Об утверждения порядка разработки, утверждения и реализации городских целевых программ" постановлением N 8139 от 12.10.2012 Администрацией утверждена городская целевая программа "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций города Тамбова на 2013-2015г.г.".
Посчитав, что муниципальными органами не исполняются вышеназванные законодательные акты, не разрабатывается и не утверждается Порядок предоставления поддержки в виде предоставления преференций по арендным платежам за пользование муниципальным нежилым помещением, заявитель обратился в арбитражный суд с указанным заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии совокупности оснований, предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ.
Апелляционная коллегия полагает данные выводы верными исходя из следующего.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействия) необходимо одновременное существование указанных в ст. 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Федеральным законом от 05.04.2010 N 40-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" внесен ряд изменений в Закон N 7-ФЗ, Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", содержание которых направлено на формирование системы мер экономической поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также гарантий реализации таких мер.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных данным Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 данного Федерального закона.
Исходя из перечисленных в статье 31.1 Закона видов деятельности, социально ориентированные организации специализируются на социальной поддержке и защите граждан, помощи пострадавшим от стихийных бедствий и социальных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам, подготовке населения к предотвращению несчастных случаев и к преодолению последствий стихийных бедствий, благотворительной юридической помощи, профилактике социально опасного поведения, добровольчестве, образовании, науке, культуре, искусстве, здравоохранении, спорте и тому подобной благотворительности, а также охране и заботе об окружающей среде, памятных местах и животных.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными данным Федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами вышеназванной деятельности.
Осуществление некоммерческими организациями вышеуказанных видов деятельности дает им право претендовать на получение поддержки органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Формы оказания поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций определены пунктом 3 статьи 31.1 Закона N 7-ФЗ, к ним в частности относятся:
1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;
2) предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
3) размещение у социально ориентированных некоммерческих организаций заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
4) предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
При этом законодатель в пункте 1 данной статьи установил, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными данным Федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами следующих видов деятельности.
Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования наряду с установленными пунктом 3 данной статьи формами поддержки вправе оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям в иных формах за счет бюджетных ассигнований соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (пункт 4 статьи 31.1 Закона N 7-ФЗ).
Согласно пункту 6 статьи 31.1 Закона N 7-ФЗ оказание имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению.
В соответствии с пунктом 7 статьи 31.1 Закона N 7-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации вправе утверждать перечни государственного и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций).
Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) социально ориентированным некоммерческим организациям.
Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах утвердивших их федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций.
Согласно пункту 3 статьи 31.3 Закона N 7-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций относится создание условий для деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе, разработка и реализация муниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций с учетом местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.
Согласно части 1 статьи 19 Закона N 135-ФЗ государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в целях, в том числе поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Федеральным Законом от 12.01.1996 N 7-З "О некоммерческих организациях" (пункт 13.1).
Положениями пункта 1 части 3 статьи 19 Закона N 135-ФЗ установлено, что государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 данной статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется на основании федерального закона, правового акта Президента Российской Федерации, правового акта Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя.
Муниципальная преференция - это предоставление отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи муниципального имущества, иных объектов гражданских прав, либо путем предоставления имущественных льгот.
В настоящее время в соответствии со статьей 19 Закона N 135-ФЗ преференции могут предоставляться не категориям арендаторов, а конкретному лицу под определенный вид деятельности.
Как усматривается из представленных в материалы дела нормативных актов и установлено судом первой инстанции, преференции по уплате арендных платежей некоммерческим организациям устанавливаются на основании решения Тамбовской городской Думы. Муниципальному образованию предоставлено право решения вопроса о предоставлении такого рода преференций.
Перечень организаций, которым предоставляется муниципальная преференция по арендным платежам, является приложением к бюджету городского округа город Тамбов, который рассматривается на публичных слушаниях, утверждается Тамбовской городской Думой. Данное обстоятельство подтверждается представленным в материалы дела решением Тамбовской городской Думы.
Следует отметить, что Перечень арендаторов муниципального имущества, которым предоставляются преференции по арендным платежам в 2011 г. был утвержден Приложением N 10 к решению Тамбовской городской Думы от 29.12.10 N 119, в 2012 г. - приложением N 10 к решению Тамбовской городской Думы N 119 от 29.12.10, в 2013 г.- решением Тамбовской городской Думы от 26.12.12 N 815.
Судом установлено, что администрацией города Тамбова было принято постановление N 8139 от 12.10.2012 "Об утверждении городской целевой программы "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций города Тамбова на 2013-2015 г.".
Также Администрацией принято постановление от 01.03.2013 N 1761 "Об утверждении Порядка предоставления на конкурсной основе субсидии из бюджета городского округа - город Тамбов социально ориентированным некоммерческим организациям города Тамбова".
В настоящее время утвержден Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки.
Однако Учреждение в данный Реестр не внесено. Вместе с тем, доказательств оспаривания бездействия по невнесению в реестр данной организации не имеется.
Как видно из письма Комитета по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова от 02.09.2013 N 5-56-42/13 Учреждение обращалось в названный орган по вопросу оказания ему экономической поддержки. Однако ему было отказано по причине имеющейся задолженности по арендным платежам и расторжения договора аренды.
Как указал уполномоченный орган, вопрос предоставления Учреждению муниципальной преференции по арендным платежам не может быть рассмотрен, поскольку данная организация не является арендатором муниципального имущества.
Доказательств того, что от заявителя в Администрацию поступали какие-либо иные обращения или заявления по вопросам предоставления муниципальных преференций, на которые Администрацией не даны ответы, материалы дела не содержат.
Как видно из письменных пояснений Администрации в суде первой инстанции (л.д. 50) Администрацией подготовлен проект Положения о системе поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций, который будет направлен для утверждения в Тамбовскую городскую Думу.
Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции не усматривает обстоятельств, позволяющих сделать вывод о доказанности незаконного бездействия Администрации и нарушение этим бездействием прав и законных интересов заявителя.
Апелляционным судом установлено, что фактически требования заявителя направлены на защиту неопределенного круга лиц (некоммерческих организаций), поскольку установление порядка предоставления преференций по арендной плате относится не только к заявителю по настоящему делу, однако, Учреждение, обращаясь с такими требованиями, данными полномочиями не наделено.
Апелляционная инстанция отмечает, что данные требования направлены к понуждению издать нормативный акт, что также нельзя признать надлежащим способом защиты прав отдельно взятого субъекта.
Следует также отметить, что законодателем не определено, когда и в течение какого периода ответчик должен определить порядок, о котором заявляет Учреждение.
Вместе с тем, как следует из представленных заявителем в материалы дела документов, видно, что в настоящее время, Тамбовской городской думой принято решение от 31.07.2013 N 1005, которым утверждено Положение "О системе поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в городе Тамбове".
Согласно пункту 2 статьи 1 данного Положения к полномочиям администрации города Тамбова относится, в том числе, разработка и утверждение порядка предоставления субсидий из бюджета городского округа - город Тамбов на оказание финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям.
Таким образом, в настоящее время определен орган, который утверждает порядок предоставления преференций по арендной плате.
Согласно пункту 1 статьи 4 данного Положения к полномочиям Тамбовской городской Думы относится, в том числе, утверждение порядка и условий предоставления во владение и (или) пользование муниципального имущества социально ориентированным некоммерческим организациям.
При изложенных обстоятельствах апелляционная инстанция приходит к выводу, что совокупность оснований, предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ, необходимая для удовлетворения заявленных требований о признании бездействия незаконным, в настоящем случае отсутствует.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не принял уточненных требований, не могут быть приняты во внимание, поскольку суд правомерно указал на возможность заявления иных требований в самостоятельном порядке.
Остальные доводы апелляционной жалобы фактически повторяют приведенные при рассмотрении в суде первой инстанции и направлены на несогласие с принятым судебным актом, однако, не свидетельствуют о его незаконности.
Представленные ответы Комитета по управлению имуществом от 02.09.2013 не могут повлиять на законность обжалуемого судебного акта, поскольку не имеют правового значения для рассмотрения настоящего спора и не относятся к предмету рассматриваемого спора, а могли бы иметь значение при рассмотрении вопроса по конкретному обращению заявителя.
Заявление, которое подано в Арбитражный суд Тамбовской области ранее, и по результатам рассмотрения которого вынесено определение о прекращении производства по делу, также не свидетельствует о правомерности позиции заявителя жалобы.
Таким образом, оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции у апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 12.07.2013 по делу N А64-2132/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-2132/2013
Истец: Некомерческая организация учреждение "НИИ МЕДИКО_ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ"Тамбовского регионального отделения Всероссийскогой общественной организации инвалидов "Чернобылец", Учреждение "НИИ МИРТ" ТРО ВООИ"Чернобылец"
Ответчик: Администрация г Тамбова, Администрация города Тамбова
Третье лицо: Тамбовская городская Дума