г. Самара |
|
17 октября 2013 г. |
Дело N А65-9263/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 октября 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пышкиной Н.Ю.,
судей Балакиревой Е.М., Романенко С.Ш.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сусловой К.А.,
в отсутствие лиц, участвующий в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 октября 2013 года в зале N 6 апелляционную жалобу Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома г. Казани" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 июля 2013 г. по делу NА65-9263/2013 (судья Хасаншин И.А.), по иску Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома г.Казани" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г.Казань, (ОГРН 1021603478533, ИНН 1659036709) при участии третьих лиц - Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал", г.Казань, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан о признании сведения земельного участка с кадастровым номером 16:50:280904:26 в части кадастровой стоимости земельного участка, определенной в размере 1 248 497,6 рублей кадастровой ошибкой, как не соответствующей 9-му виду разрешенного использования земель; об обязании исправить данную кадастровую ошибку путем внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка 16:50:280904:26, указав кадастровую стоимость в размере 2 756 760,16 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома г.Казани" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г.Казань об исправлении кадастровой ошибки путем внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:280904:26, общей площадью 304 кв.м, расположенного по адресу г.Казань, Кировский район, п. Куземетьево, ул. Куземетьевская, указав ее равной 2 756 760,16 рублей, на основании удельного показателя кадастровой стоимости для вида разрешенного использования: "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений, промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического. Продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
Определением суда от 14.05.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ, Кабинет Министров Республики Татарстан, МУП "Водоканал".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.07.2013 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы, заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 16:50:280904:26, расположенный по адресу г.Казань, Кировский район, п. Куземетьево, ул. Куземетьевская находится в пользовании МУП "Водоканал", распоряжение которым на основании пункта 10 статьи 3 Закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ" осуществляется органом местного самоуправления.
На основании государственного контракта от 26.07.2010 N 3К/2010, заключенного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (заказчиком) с федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (исполнителем), последним были выполнены работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан, по результатам которых 25.08.2011 составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан. На основании этого постановления ФБУ "Кадастровая палата" внесла результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в кадастр недвижимости.
Кадастровая стоимость спорного земельного участка определена в размере 1 248 497,60 руб., удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка определен в размере 4 106,90 руб., исходя из 13-го вида разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железнодорожных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов).
В соответствии с кадастровым паспортом разрешенным использованием земельного участка 16:50:280904:26 является размещение канализационной насосной станции.
Истец считает, что земельные участки под объектами МУП "Водоканал" с учетом их функционального использования относятся к 9-му виду разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений, промышленности, коммунального хозяйства, материально - технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
Полагая, что применение удельного показателя кадастровой стоимости не соответствующего виду разрешенного использования земельного участка, влечет за собой неправильное определение кадастровой стоимости земельного участка, истец обратился в арбитражный суд с заявленным иском.
Устанавливая фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, суд первой инстанции обосновано отказал в иске, исходя из отсутствия оснований для вывода о наличии кадастровой ошибки.
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Федерального закона N 221-ФЗ) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
В соответствии с частью 3 данной статьи государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Статьей 3 Федерального закона N 221-ФЗ предусмотрено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Статьей 4 указанного Закона установлено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Возможность исправления воспроизведенных в государственном кадастре недвижимости ошибок в документах, представленных для внесения сведений, предусмотрена статьей 28 Федерального закона N 221-ФЗ.
Согласно пунктам 1 и 2 указанной нормы, ошибками в государственном кадастре недвижимости является:
техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (техническая ошибка);
воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
В соответствии с частью 4 статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости сведений об объекте недвижимости (часть 1 статьи 16 Закона о кадастре недвижимости).
Согласно пункту 5 рассматриваемой статьи орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.
Как следует из пунктов 4, 18 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 (далее по тексту - Порядок), исправление кадастровых ошибок в кадастровых сведениях относится к одной из кадастровых процедур, выполняемых уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета при внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости, и сопровождается принятием соответствующего решения.
В соответствии с пунктом 47 Порядка основанием для исправления кадастровой ошибки являются: представленные (поступившие в порядке информационного взаимодействия) документы, необходимые для кадастрового учета изменений объекта недвижимости; вступившее в законную силу решение суда об исправлении кадастровой ошибки.
Системный анализ смысла и содержания приведенных норм права указывает на то, что возможность исправления кадастровой ошибки поставлена в зависимость либо от наличия документов, перечисленных в статье 22 Федерального закона N 221-ФЗ; либо от наличия документов, поступивших в орган кадастрового учета, в порядке информационного взаимодействия; либо от наличия вступившего в законную силу решения суда об исправлении кадастровой ошибки.
Соответственно, что для установления наличия (отсутствия) кадастровой ошибки суду надлежит проверить достоверность сведений, на основании которых внесены данные о земельном участке в ГКН.
Согласно материалам дела земельный участок с кадастровым номером 16:50:280904:26, расположенный по адресу г.Казань, Кировский район, п. Куземетьево, ул. Куземетьевская, поставлен на государственный кадастровый учет 20.07.2009, разрешенное использование: для размещения канализационной насосной станции.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 с 01.01.2011 вступили в законную силу и стали действовать новые результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан. Согласно Типовому перечню видов разрешенного использования, утвержденному Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152 "Об утверждении Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (далее - Типовой перечень), земельный участок с кадастровым номером 16:50:280904:26 был отнесен к 13 виду разрешенного использования, который включает в себя, в том числе, "...земельные участки для размещения искусственно созданных внутренних водных путей, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта; земельные участки гидротехнических и иных сооружений...".
Типовой перечень видов разрешенного использования земель, установленный для государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, утвержденный приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) от 29 июня 2007 г. N П/0152, применялся в установленном законом порядке на всей территории Российской Федерации, в том числе и оценщиками, проводящими работы по государственной кадастровой оценке, органами власти и местного самоуправления, вплоть до его отмены уполномоченным органом.
На момент проведения оспариваемой государственной кадастровой оценки данный приказ действовал и подлежал применению.
В результате кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:280904:26 была рассчитана, исходя из 13 вида разрешенного использования, и составляла 1 248 497,60 рублей.
Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал", оказывая услуги организациям и физическим лицам по водоснабжению и водоотведению, относится к предприятиям коммунального хозяйства.
Сторонами не оспаривается, что на спорном земельном участке располагаются объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, а именно водопроводная сеть, состоящая из канализационной насосной станции и системы труб, предназначенных для водоснабжения потребителей МУП "Водоканал".
На основании Постановления Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ", водопроводная сеть - система трубопроводов и сооружений на них предназначенных для водоснабжения. Водопроводно-насосная станция - это неотъемлемая часть системы водоснабжения города Казани, состоящая из трубопроводов и сооружений на них. Следовательно, земельный участок, на котором расположена водопроводно-насосная станция относится к 13-й группе типового перечня видов разрешенного использования земельного участка.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 29.05.2012 N 13016/11 указал, что различными законодательными актами к линейным объектам отнесены дороги, линии связи и электропередачи, трубопроводы и подобные им объекты. Под инженерной инфраструктурой населенных пунктов понимается совокупность соединяющих различных пользователей сетей, проводящих связь, воду, газ, электроэнергию, а также технических устройств, обслуживающих эти сети.
При этом, данным постановлением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации установлено, что отнесение земельного участка к "линейным объектам и инженерной инфраструктуре" влечет присвоение ему 13-го номера вида разрешенного использования и, соответственно, определение кадастровой стоимости этого земельного участка исходя из 13-го вида разрешенного использования.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что сведения в государственном кадастре недвижимости соответствует функциональному назначению расположенных на участке линейных объектов инженерной инфраструктуры фактическому использованию земельного участка, поэтому правовые основания для удовлетворения иска отсутствуют.
Таким образом, суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из отсутствия оснований для вывода о наличии кадастровой ошибки.
Ссылка заявителя жалобы в обоснование своей позиции на письмо N Д06-5143 Министерства экономического развития РФ от 14.10.2011 г. несостоятельна, поскольку данное письмо носит рекомендательный характер при оценке земельных участков.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что вид разрешенного использования спорного земельного участка относится к девятой группе видов разрешенного использования, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Ссылка на правовую позицию, сформулированную Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении от 15.12.2011 N 12651/11, не может быть принята во внимание, поскольку при рассмотрении настоящего дела установлены иные фактические обстоятельства.
При этом апелляционный суд считает необходимым отметить, что Управление Росреестра по РТ в самостоятельном порядке не вправе изменять вид разрешенного использования земельного участка. Такое полномочие предоставлено органам местного самоуправления в соответствии со статьями 11, 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Между тем истец не представил соответствующих решений органа местного самоуправления об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка, на дату утверждения кадастровой стоимости участка его вид разрешенного использования в установленном порядке также не был изменен.
Возражения истца о том, что судом не исследованы все обстоятельства дела, не дана надлежащая правовая оценка представленным по делу доказательствам, а выводы суда, положенные в основу обжалуемого судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нарушают действующие нормы права, не нашли своего подтверждения.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, поскольку они сделаны на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных в дело доказательств, соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Данные доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 июля 2013 г. по делу N А65-9263/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома г. Казани" - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Н.Ю. Пышкина |
Судьи |
Е.М. Балакирева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-9263/2013
Истец: Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома г. Казани", г. Казань
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: Кабинет Министров Республики Татарстан, МУП "Водоканал", г. Казань, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара