г. Томск |
|
17 октября 2013 г. |
Дело N А03-8644/2013 |
Резолютивная часть определения объявлена 17 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2013 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко Н. В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Орловой О. В. с использованием средств аудиозаписи (до отложения), помощником судьи Большаниной Е. Г. без использования средств аудиозаписи (после отложения и перерыва),
при участии
от административного органа: А. Н. Макухи, доверенность от 11.02.103 года (до отложения),
от лица, привлекаемого к административной ответственности: без участия (извещено),
рассмотрев апелляционную жалобу Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Алтайскому краю в Кулундинском, Благовещанском, Суетском и Табунском районах на определение Арбитражного суда Алтайского края от 23 июля 2013 года по делу N А03-8644/2013, рассмотренному в порядке упрощенного производства
(судья А. Ю. Сбитнев),
по заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в Кулундинском, Благовещанском, Суетском и Табунском районах, Алтайский край, с. Кулунда (ОГРН 1022202281537, ИНН 2225068178)
о привлечении индивидуального предпринимателя Бониной Елены Николаевны, Алтайский край, с. Кулунда (ОГРНИП 304223536200059, ИНН 223501197390) к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в Кулундинском, Благовещанском, Суетском и Табунском районах (далее - административный орган, Территориальный отдел Роспотребнадзора) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Бониной Елены Николаевны (далее - ИП Бонина Е. Н., предприниматель) к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Заявление принято арбитражным судом к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с частью 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением Арбитражного суда Алтайского края от 23.07.2013 года производство по делу по заявлению Территориального отдела Роспотребнадзора прекращено.
Не согласившись с определением суда первой инстанции, Территориальный отдел Роспотребнадзора в апелляционной жалобой и дополнении к ней просит отменить определение суда, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что суд ошибочно квалифицировал действия ИП Бониной Е. Н. по части 1 статьи 14.5, части 1 статьи 14.8 КоАП РФ, при надлежащей квалификации по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ не представлен.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал апелляционную жалобу по указанным в ней доводам.
ИП Бонина Е. Н. с учетом положений статьи 121, 123 АПК РФ о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явилась, своего представителя не направила. На основании статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя апеллянта, проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов, на основании распоряжения от 06.05.2013 N 21/2-55 в отношении ИП Бониной Е.Н. сотрудниками Территориального отдела Роспотребнадзора 15.05.2013 проведена плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства в сфере защиты прав потребителей.
В ходе проверки установлено нарушение предпринимателем при продаже непродовольственных товаров требований законодательства о техническом регулировании: Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 007/2011 "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 797, Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 008/2011 "О безопасности игрушек", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 798.
В нарушение указанных положений нормативных актов ИП Бониной Е. Н. без информации на маркировке наименования продукции, местонахождения изготовителя, уполномоченного изготовителем лица, импортера, информации для связи с ним, товарного знака при наличии, даты изготовления, срока службы продукции, условий хранения, мер безопасности при обращении, инструкции по сборке об изготовителе товара осуществлялась продажа:
детских игрушек: набор из двух кукол, персонала медицинского назначения и набор медицинских инструментов и инвентаря "AMY" LITTLE No:2207 для детей возрастом с трех лет, игрушка детская - "Набор для сюжетно-ролевой игры", набор детской посуды "Collectibles" COOK WARE из пластмассы с блестящей под белый металл окраской для детей возрастом с 3-х лет No: 987 ГОСТ 25779-90 изготовителя Драгон Шайн (АЗИЯ) Лимитед, Rm.1905,19F Kai Так Comm. BLDG 161, Китай, поставщика ООО "Игроторг", г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, 28-30, корп. 41, пом. 6-н в полиэтиленовой упаковке по цене 200-00 руб., игрушка детская из пластмассы "Черепаха с телефоном на панцире "PHONE" No: 508, на колесах с тростью при помощи которой ребенок приводит в движение игрушку (катит), без упаковки, по цене 200-00 руб., игрушка детская из пластмассы "Бабочка" на колесах с тростью при помощи которой ребенок приводит в движение игрушку (катит), без упаковки, по цене 160-00 руб., игрушка детская - игрушка для выдувания мыльных пузырей "Мыльные пузыри" DINOSAUR BUBBLE ГОСТ 25779-90, СаНПиН 2.4.7.007-93, No: 338-С, для детей возрастом от 3-х лет, срок годности не ограничен, изготовителя Драгон Шайн (АЗИЯ) Лимитед, Rm.1905,19F Kai Так Comm. BLDG 161, Китай, поставщика ООО "Игроторг", г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, 28-30, корп. 41, пом. 6-н в потребительской упаковке цилиндрической формы по цене 20-00 руб., игрушка детская музыкальная из пластмассы, металлофон "MUS1C MAKER" Funny TOYS, No: 3050, для детей возрастом с 3-х лет, в полиэтиленовой упаковке, по цене 100-00 руб., игрушка детская - игрушка мягкая "Зайчиха" с розовыми бантами в юбке торговой марки "JOY" "радость в каждый дом!", механическая, звуковая (ходит, поет), состав комбинированный (мех и пластмасса), для детей возрастом с 3-х лет, срок службы не ограничен, Китай, без упаковки, по цене 700-00 руб., игрушка детская - игрушка мягкая "Собака в голубых шортах и розовой кофте с капюшоном" торговой марки "JOY" "радость в каждый дом!", состав комбинированный (мех и пластмасса), игрушка детская из пластмассы, "Вертолет" на колесах "Hairun, No: 0320, для детей возрастом с 3-х лет, Китай, в полиэтиленовой упаковке, по цене 150-00 руб., - игрушка детская - "Лизуны" из синтетического мягкого пластического материала цветные, при встряхивании светятся изнутри (батарейка), без упаковки, по цене 60-00 руб.;
детской одежды и обуви: кофточка детская, трикотажная для девочек "Little" белой и розовой расцветки по цене 190 руб., плавки детские, трикотажные "Donella" 2/3-SM 71LE, 2/3U1104LL, 2/3 - 4151 НД, 4/5, Турция, по цене 60-00 руб., ползунки детские, трикотажные "Русь симбирская" цветные артикул Ф1007, мод. 17-018, рост 62, размер 40, сорт 1, ОТК 6/3, ТУ 53146-2008, 100% хлопок, с надписью на этикетке "Изделие перед использованием стирать!", изготовителя ИП Шаляева Г.А., Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Победы, 25, корп. 5, кв. 25, по цене 75-00 руб., носки детские "ЛИАНА" для возраста детей 0-2 лет, ГОСТ 8541-94, изготовителя страны Кыргызская республика, ООО "Глобус", плуг. Каиида, ул. Карбышева, 4/1, по цене 30-00 руб., носки детские "РОЗА" BEST BABY 15-20, YIMEITING KNITTING Co.LTD, по цене 30-00 руб., платье детское для девочки в комплекте с трусиками цветное, х/б, с рюшами "TN" для возраста 1, 2,3 годов по цене 280-00 руб., брюки детские спортивные для мальчика из трикотажного полотна "L" Bonigdes, по цене 200-00 руб., туфли летние детские (сандалии) кожаные, на липучке, на металлической застёжке с датой изготовления внутри задника обуви, 6-ти партий, размером с 10 по 20, изготовителя страны Россия, ООО "Сандра" г. Давлеканово, по цене 200-00 руб.
Усмотрев в действиях предпринимателя признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, административный орган 23.05.2013 составил протокол об административном правонарушении N 21/1-136.
23.05.2013 материалы дела об административном правонарушении в порядке части 3 статьи 23.1 КоАП РФ направлены в Арбитражный суд Алтайского края для решения вопроса о привлечении ИП Бониной Е.Н. к административной ответственности.
Суд первой инстанции, прекращая производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, исходил из того, что неправомерные действия предпринимателя, выразившиеся в непредставлении потребителям информации о реализуемых детских товарах, подлежат квалификации по части 1 статьи 14.5 или части 1 статьи 14.8 КоАП РФ. В соответствии с правилами статьи 23.1. КоАП РФ рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьями 14.5. и 14.8. КоАП РФ, арбитражным судам не подведомственно.
Вместе с тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно статье 202 АПК РФ дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и Федеральном законе об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 29 АПК РФ к подведомственности арбитражных судов отнесены дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 3 статьи 29 АПК РФ суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных правоотношений и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 данного Кодекса, для юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов и обязательных требований к продукции.
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Субъективная сторона характеризуется виной. Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, в частности субъектом правонарушения может быть изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец.
ИП Бониной Е. Н. вменяется нарушение пунктов 5.3, 5.4 раздела 5 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности игрушек" (ТР ТС 008/2011) и пунктов 2, 8, 9 статьи 9 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" (ТР ТС 007/2011).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" технический регламент представляет собой документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или Постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
На основании пункта 1 статьи 36 указанного Закона за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 5.3 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности игрушек", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 798 (далее - ТР ТС 008/2011) установлено, что маркировка должна содержать следующую информацию: наименование игрушки; наименование страны, где изготовлена игрушка; наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, информацию для связи с ними; товарный знак изготовителя (при наличии); минимальный возраст ребенка, для которого предназначена игрушка или пиктограмма, обозначающая возраст ребенка; основной конструкционный материал (для детей до 3 лет) (при необходимости); способы ухода за игрушкой (при необходимости); дата изготовления (месяц, год); срок службы или срок годности (при их установлении); условия хранения (при необходимости).
Пунктом 5.4 ТР ТС 008/2011 предусмотрено, что в зависимости от вида игрушки в содержание маркировки, включают: комплектность (для наборов), правила эксплуатации игрушки, способы гигиенической обработки, меры безопасности при обращении с игрушкой, предупредительные надписи, инструкцию по сборке. Предупредительная информация должна содержать указание об особых мерах предосторожности при использовании в соответствии с приложением 3 данного технического регламента Таможенного союза.
В пункте 1 статьи 1 ТР ТС 008/2011 определена область применения данного технического регламента, который распространяется на выпускаемые в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза игрушки, ранее не находившиеся в эксплуатации.
Согласно пункту 2 статьи 9 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 798 (далее - ТР ТС 007/2011), маркировка продукции должна содержать следующую информацию: наименование страны, где изготовлена продукция; наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, дистрибьютора; наименование и вид (назначение) изделия; дата изготовления; единый знак обращения на рынке; срок службы продукции (при необходимости); гарантийный срок службы (при необходимости); товарный знак (при наличии).
Пунктом 8 статьи 9 ТР ТС 007/2011 предусмотрено, что маркировка одежды, изделий из текстильных материалов, кожи, меха, трикотажных изделий и готовых штучных текстильных изделий в дополнение к обязательным требованиям должна иметь информацию с указанием: вида и массовой доли (процентного содержания) натурального и химического сырья в материале верха и подкладке изделия (отклонения фактических значений процентного содержания сырья не должно превышать 5 процентов), а также вида меха и вида его обработки (крашеный или некрашеный); размера изделия в соответствии с типовой размерной шкалой или требованиями нормативного документа на конкретный вид продукции; символов по уходу за изделием и (или) инструкции по особенностям ухода за изделием в процессе эксплуатации (при необходимости).
Маркировка обуви должна иметь информацию о размере, модели и (или) артикуле изделия, материале верха, подкладки и подошвы, условиях эксплуатации и ухода за обувью (пункт 9 статьи 9 ТР ТС 007/2011).
В определенную пунктом 1 статьи 1 ТР 007/2011 область применения технического регламента входит продукция, предназначенная для детей и подростков, ранее не находившаяся в эксплуатации (новая), выпускаемая в обращение на территории государств - членов Таможенного союза, независимо от страны происхождения: изделия для ухода за детьми (соски молочные, соски-пустышки, посуда, столовые приборы, санитарно-гигиенические и галантерейные изделия, щетки зубные и массажеры для десен); одежда, изделия из текстильных материалов, кожи и меха, изделия трикотажные и готовые штучные текстильные изделия; обувь и кожгалантерейные изделия; коляски детские и велосипеды; издательская книжная и журнальная продукция, школьно-письменные принадлежности.
В силу прямого указания норм статьи 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Информация о товарах в обязательном порядке должна содержать, в числе прочих, следующие сведения: наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров; гарантийный срок, если он установлен; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров; срок службы или срок годности товаров, установленный в соответствии с Законом о защите прав потребителей, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению; адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера; информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров, если таковое необходимо в соответствии с установленными законом требованиями.
Указанная информация подлежит доведению до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, влечет административную ответственность по части 1 статьи 14.5. КоАП РФ.
Частью 1 статьи 14.8. КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
Статья 14.43 КоАП является специальной по отношению к 14.5 и 14.8 КоАП, в связи с чем в соответствии с правилами квалификации административных правонарушений в случае наличия признаков административного правонарушения, административная ответственность за которое установлена специальной нормой КоАП, вменяемое предпринимателю административное правонарушение подлежит квалификации по специальной норме, то есть по статье 14.43 КоАП.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о неправильной квалификации совершенного правонарушения является неверным. Событие административного правонарушения, указанное в протоколе от 23.05.2013, соответствует объективной части правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.43 КоАП РФ отнесены к подведомственности арбитражных судов.
При изложенных обстоятельствах арбитражным судом первой инстанции необоснованно прекращено производство по настоящему делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Поскольку судом дана ненадлежащая квалификации административного правонарушения и дело о привлечении ИП Бониной Е. Н. к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ по существу не рассмотрено, определение суда первой инстанции о прекращении производства по делу подлежит отмене, а вопрос о привлечении к административной ответственности - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Алтайского края.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 2 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Алтайского края от 23 июля 2013 года о прекращении производства по делу N А03-8644/2013 отменить.
Направить вопрос о рассмотрении заявления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в Кулундинском, Благовещанском, Суетском и Табунском районах по существу на новое рассмотрение в Арбитражный суд Алтайского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н. В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-8644/2013
Истец: ТО Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в Кулундинском, Благовещенском, Суетскоми Табунском районах, ТО УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по АК в Кулундинском,Благовещенском,Суетском и Табунском р-нах
Ответчик: Бонина Елена Николаевна