город Омск |
|
17 октября 2013 г. |
Дело N А81-1385/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смольниковой М.В.,
судей Зориной О.В., Шаровой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Копосовой О.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5742/2013) государственного казенного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа "Дирекция по развитию сельских территорий" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 апреля 2013 года по делу N А81-1385/2012 (судья Максимова О.В.), принятое по иску государственного казенного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа "Дирекция по развитию сельских территорий" (ОГРН 1021801586047, ИНН 1834100050) к дочернему открытому акционерному обществу "Спецгазавтотранс" открытого акционерного общества "Газпром" о расторжении государственного контракта,
и по встречному иску дочернего открытого акционерного общества "Спецгазавтотранс" открытого акционерного общества "Газпром" к государственному казенному учреждению Ямало-Ненецкого автономного округа "Дирекция по развитию сельских территорий" о взыскании задолженности в размере 37 715 921 руб. 86 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от дочернего открытого акционерного общества "Спецгазавтотранс" открытого акционерного общества "Газпром" - Пупышев Д.В. по доверенности N 1 от 30.12.2012 сроком действия по 31.12.2013, паспорт;
от государственного казенного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа "Дирекция по развитию сельских территорий" - представитель не явился, извещено;
установил:
государственное казенное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа "Дирекция по развитию сельских территорий" (далее по тексту - ГКУ ЯНАО "ДРСТ", Дирекция, податель жалобы) обратилась в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением к дочернему открытому акционерному обществу "Спецгазавтотранс" открытого акционерного общества "Газпром" (далее по тексту - ДОАО "Спецгазавтотранс") о расторжении государственного контракта N 12 гк-535А/2010 на выполнение работ по технической рекультивации площадок геологоразведочных скважин в районе Бованенковского месторождения от 18.09.2010.
Воспользовавшись правом, предоставленным статьей 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), ДОАО "Спецгазавтотранс" предъявило встречный иск к ГКУ ЯНАО "ДРСТ", уточненный в порядке статьи 49 АПК РФ, о взыскании задолженности за фактически выполненные работы по государственному контракту N 12 гк-535А/2010 на выполнение работ по технической рекультивации площадок геологоразведочных скважин в районе Бованенковского месторождения от 08.09.2010 в размере 37 715 921 руб. 86 коп.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.04.2013 по делу N А81-1385/2012 исковые требования ГКУ ЯНАО "ДРСТ" о расторжении государственного контракта N 12 гк-535А/2010 от 08.09.2010 на выполнение работ по технической рекультивации площадок геологоразведочных скважин в районе Бованенковского месторождения от 18.09.2010 оставлены без удовлетворения.
Встречные исковые требования ДОАО "Спецгазавтотранс" удовлетворены. С ГКУ ЯНАО "ДРСТ" в пользу ДОАО "Спецгазавтотранс" взыскано 37 715 921 руб. 86 коп., составляющих задолженность за выполненные по государственному контракту работы, а также расходы по уплате госпошлины в размере 200 000 руб. 00 коп.
Не согласившись с принятым судебным актом, Дирекция обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части удовлетворения встречного иска ДОАО "Спецгазавтотранс" и принять в указанной части новый судебный акт.
Как указывает податель жалобы, судом первой инстанции не учтено, что акты обследования земель от 28.07.2011 и от 31.08.2012, которые представлены в подтверждение факта приемки работ в рамках государственного контракта, подписаны неуполномоченным лицом. Более того, акт от 28.07.2012 не подтверждает выполнение работ по контракту в заявленном объеме. В связи с тем, что информацию об устранении недостатков подрядчик не представил, сдачу работ не инициировал, акт приемки сторонами не подписывался, получение заказчиком форм N КС-2 и N КС-3 не может свидетельствовать о фактической приемке результата работ и признании задолженности. К актам обследования земель в качестве приложения указаны фотоматериалы, которые отсутствуют в материалах дела, следовательно, подрядчик не подтвердил исполнение условий государственного контракта.
ДОАО "Спецгазавтотранс" в письменном отзыве на апелляционную жалобу. представленном в порядке статьи 262 АПК РФ, просит оставить без изменения решение суда первой инстанции, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2013 по делу N А81-1385/2012 указанная жалоба принята к производству суда и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 10.10.2013.
ГКУ ЯНАО "ДРСТ", надлежащим образом извещенное в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося участника арбитражного процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ДОАО "Спецгазавтотранс" заявил ходатайство об отказе от иска в сумме 2 257 903 руб. 47 коп. (в том числе НДС). Пояснил, что указанная сумма является стоимостью затрат на обследование участков на вертолете, не включенных в сумму контракта (1 913 477 руб. 52 коп. без учета НДС).
В соответствии с частью 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Руководствуясь статьями 49, 266 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает возможным принять частичный отказ истца от иска, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
В связи с чем решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.04.2013 по делу N А81-1385/2012 подлежит отмене в части удовлетворения исковых требований в сумме 2 257 903 руб. 47 коп., в связи с частичным отказом от иска, а производство по делу N А81-1385/2012 в указанной части - прекращению применительно к правилам пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ.
При рассмотрении апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции руководствуется пунктом 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", согласно которому, если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ, а отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.
В порядке, предусмотренном частью 5 статьи 268 АПК РФ, с учетом вышеуказанных разъяснений решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.04.2013 проверено в обжалуемой части.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на неё, проверив законность обжалуемого судебного акта, а также правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, по результатам открытого аукциона между государственным учреждением ЯНАО "Дирекция по развитию сельских территорий" (в настоящее время - ГКУ ЯНАО "ДРСТ") и ДОАО "Спецгазавтотранс" заключен государственный контракт N 12 гк-535А/2010 на выполнение работ по технической рекультивации площадок геологоразведочных скважин в районе Бованенковского месторождения от 18.09.2010 (далее по тексту - контракт), по условиям которого Дирекция (заказчик) поручает, а ДОАО "Спецгазавтотранс" (подрядчик) принимает на себя выполнение работ по технической рекультивации площадок геологоразведочных скважин в районе Бованенковского месторождения в рамках мероприятия: "Разработка проектов, проведение технической и биологической рекультивации нарушенных и загрязненных сельскохозяйственных земель (оленьих пастбищ) на полуострове Ямал" (том 1 л.д. 11-17).
Пунктом 1.2. контракта установлено, что работы производятся в соответствии с техническим заданием (приложение N 1 к контракту), утвержденной проектно-сметной документацией и в соответствии с календарным планом (приложение N 2 к контракту), согласованным с заказчиком в установленном порядке.
Цена контракта составляет 187 429 900 рублей (пункт 2.1. контракта).
Пунктом 2.5. контракта стороны согласовали, что объем работ, выполняемых в 2010 году, определяется лимитом финансирования текущего года. Лимит финансирования определяется в соответствии с перечнем мероприятий по гармоничному сочетанию индустриального и традиционного укладов жизни коренных и малочисленных народов Севера на 2010 год.
Согласно пункту 3.1. контракта работы, предусмотренные контрактом, осуществляются подрядчиком с момента заключения контракта и оканчиваются в течение 9 месяцев в соответствии с календарным планом к контракту.
В пункте 15.1. контракта стороны согласовали, что контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до 01.12.2011.
Дополнительными соглашениями к контракту N 1 от 04.10.2010, N 2 от 13.12.2010, N 3 от 28.12.2010 стороны вносили изменения в государственный контракт в связи с изменениями лимитов финансирования на 2010 год. В конечном итоге стороны пришли к соглашению о том, что лимит финансирования на 2010 год составляет 69 795 758 рублей 27 копеек (пункт 2.5. контракта) (том 1 л.д. 19-21).
В период с 09.09.2010 по 30.11.2010 ДОАО "Спецгазавтотранс" выполнило часть работ, предусмотренных контрактом стоимостью 69 795 758 руб. 27 коп., что подтверждается справкой о стоимости выполненных работ и затрат N 1 от 30.11.2010 (том 1 д.л. 22).
По платежному поручению N 543 от 01.12.2010 Дирекция перечислила на расчетный счет ДОАО "Спецгазавтотранс" денежные средства в указанной сумме (том 1 л.д. 23).
В период с 01.12.2010 по 17.03.2011 ДОАО "Спецгазавтотранс" выполнило часть работ контракту стоимостью 20 204 241 руб. 73 коп., что подтверждается справками о стоимости выполненных работ и затрат N 2 от 17.03.2011 (том 1 л.д. 24).
Указанные работы оплачены Дирекцией по платёжному поручению N 75 от 21.03.2011 (том 1 л.д. 25).
В период с 18.03.2011 по 23.09.2011 ДОАО "Спецгазавтотранс" выполнило часть работ по контракту общей стоимостью 51 254 648 руб. 55 коп., что подтверждается справками о стоимости выполненных работ и затрат N 3 от 28.03.2011 на сумму 20 000 000 руб. 00 коп., N 4 от 25.05.2011 на сумму 7 037 209 руб. 81 коп., N 5 от 19.09.2011 на сумму 9 508 548 руб. 45 коп., N 6 от 23.12.2011 на сумму 14 708 890 руб. 29 коп. (том 1 л.д. 26, 28, 30, 32).
Указанные работы оплачены заказчиком по платёжным поручениям N 92 от 31.03.2011, N 199 от 10.06.2011, N 314 от 19.09.2011, N 444 от 26.12.2011 (том 1 л.д. 27, 29, 31, 33).
Как указывает ГКУ ЯНАО "ДРСТ", в связи с уменьшением лимита финансирования на 2011 год по контракту в порядке пункта 2.5. контракта в адрес ДОАО "Спецгазавтотранс" направлено уведомление N 444 от 13.10.2011 о приостановлении финансирования контракта (том 1 л.д. 34).
В связи с прекращением финансирования из окружного бюджета с письмом N 556 от 20.12.2011 Дирекция направила в адрес ДОАО "Спецгазавтотранс" соглашение о расторжении государственного контракта (том 1 л.д. 35).
В пункте 3 проекта соглашения о расторжении государственного контракта указано, что заказчик принял фактически выполненные исполнителем работы по государственному контракту N 12 гк-535А/2010 и произвёл оплату выполненных исполнителем работ в размере 141 254 648 руб. 55 коп.
ДОАО "Спецгазавтотранс" соглашение о расторжении государственного контракта не подписало.
Ссылаясь на то, что претензии к ДОАО "Спецгазавтотранс" с требованиями подписать соглашение о расторжении государственного контракта остались без исполнения, Дирекция обратилась в суд с иском о расторжении государственного контракта N 12 гк-535А/2010 на выполнение работ по технической рекультивации площадок геологоразведочных скважин в районе Бованенковского месторождения от 18.09.2010.
Доводов о несогласии с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требования ГКУ ЯНАО "ДРСТ" о расторжении государственного контракта апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем суд апелляционной инстанции не проверяет решение суда в данной части (часть 5 статьи 268 АПК РФ).
ДОАО "Спецгазавтотранс", обращаясь в суд со встречным иском, ссылалось на то, что вопреки доводам Дирекции, комплекс работ, предусмотренный контрактом, выполнен подрядчиком в полном объеме до направления уведомления о прекращении финансирования. В связи с этим, ДОАО "Спецгазавтотранс" полагает, что задолженность Дирекции по оплате фактически выполненных работ составляет 37 715 921 руб. 86 коп.
Повторно рассматривая настоящее дело, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Из анализа условий государственного контракта N 12 гк-535А/2010 на выполнение работ по технической рекультивации площадок геологоразведочных скважин в районе Бованенковского месторождения от 18.09.2010 и фактических правоотношений сторон следует, что они соответствуют обязательствам подряда и подлежат регулированию нормами главы 37 ГК РФ с учетом норм Федерального закона N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон N 94-ФЗ) и условиями заключенного контракта.
В силу частей 1, 2 статьи 9 Закона N 94-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном ГК РФ и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.
По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (часть 1 статьи 702 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 настоящего Кодекса.
Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами (пункт 4 статьи 753 Кодекса).
В соответствии с пунктом 2.6. контракта оплата по контракту производится по факту выполненных работ путем безналичного перечисления денежных средств заказчиком на расчетный счет подрядчика. Платежи заказчик производит по мере предоставления подрядчиком акта о приемке выполненных работ (унифицированная форма N КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (унифицированная форма N КС-3) в течение пяти рабочих дней с момента подписания актов N КС-2 и N КС-3. Окончательный расчет производится заказчиком при наличии финансирования, не позднее тридцати рабочих дней после подписания акта приемки работ, включая устранение выявленных при приемке недостатков.
Акт приема-сдачи выполненных работ подписывается сторонами после приема рекультивированного земельного участка (пункт 4.21 контракта).
Материалы дела свидетельствуют о том, что в период с 26.07.2011 по 28.07.2011 представителями ГКУ ЯНАО "ДРСТ", ДОАО "Спецгазавтотранс", администрации муниципального образования Ямальский район было проведено комиссионное обследование земель после технической рекультивации площадок геологоразведочных скважин в районе Бованенковского месторождения, о чем составлен соответствующий акт от 28.07.2011 (том 1 л.д.58-61).
Из указанного акта следует, что в результате обследования, проведенного путем автомобильного объезда, комиссия установила, что работы проведены в соответствии с техническим заданием и утвержденным проектом государственного контракта, отходы собраны и вывезены на площадку временного хранения отходов; невывезенные отходы складированы, отвешкованы и готовы к вывозу на площадку временного хранения отходов.
Комиссия посчитала, что земли после рекультивации площадок геологоразведочных скважин в районе Бованенковского месторождения нужно принять с последующим устранением замечаний, оформлением отвода земельного участка для размещения площадки хранения отходов и предъявлением комиссии выполненных работ до 31.12.2011. Комиссия признала рекультивируемые земельные участки пригодными для дальнейшего использования по целевому назначению - земли сельскохозяйственного назначения (оленьи пастбища).
ДОАО "Спецгазавтотранс" гарантировало устранение выявленных замечаний до 31.12.2011.
К акту от 28.07.2011 приложен перечень выявленных комиссией замечаний.
Письмами N 19/2852 от 02.06.2011, N 19/3543 от 06.07.2011, N 19/4499 от 18.08.2011 ДОАО "Спецгазавтотранс" обращалось к Дирекции с требованием об оплате выполненных работ в полном объеме.
В ответе от 22.08.2011 N 390 на письмо ДОАО "Спецгазавтотранс" ГКУ ЯНАО "ДРСТ" сообщило, что оплата за выполненные работы будет произведена при наличии финансирования, а окончательный расчет - после устранения выявленных в процессе приемки недостатков (том 1 л.д. 92).
Далее, в письме от 24.10.2011 N 457, адресованном подрядчику, Дирекция просила согласовать объемы выполненных работ на дату 01.10.2011 в сумме 152 193 000 руб., что составляет 81,2% от общего объема работ (том 1 л.д. 93).
В ответ на письмо N 457 от 24.10.2011 ДОАО "Спецгазавтотранс" сослалось на то, что акт обследования земель от 28.07.2011 с приёмкой земель после рекультивации подписан всеми заинтересованными сторонами. В акте зафиксированы недостатки выполненных подрядчиком работ, стоимость которых по расчётам ДОАО "Спецгазавтотранс" составляет 10 638 665 руб. В связи с чем, принимая во внимание, что общая цена работ по контракту составляет 187 429 000 руб., ДОАО "Спецгазавтотранс" предложило Дирекции согласовать объём выполненных работ в размере 176 791 235 руб. Из них ранее принято Дирекцией к оплате по форма КС-3 на сумму 126 545 758 руб., к оплате требуется принять формы КС-3 на сумму 50 245 477 руб. (исх. N 19/6544 от 03.11.2011, том 1 л.д. 87).
Письмом от 30.11.2011 N 518 ГКУ ЯНАО "ДРСТ" сообщило о готовности оплатить работы по контракту в полном объеме, но с обязательным устранением замечаний и выполнением всех работ в соответствии с контрактом до 20.12.2011 (том 1 л.д. 71).
На указанную сумму в адрес заказчика были направлены акты выполненных работ формы КС-2, справки о стоимости выполненных работ формы КС-3, которые были получены последним 23.11.2011 (том 1 л.д. 88-90).
Впоследствии ГКУ ЯНАО "ДРСТ" уведомило подрядчика о прекращении финансирования из окружного бюджета и предложило расторгнуть государственный контракт (письмо от 20.12.2011 N 556).
Как указано выше, Дирекция оплатила ДОАО "Спецгазавтотранс" за выполненные последним работы лишь 141 254 648 руб. 55 коп.
Впоследствии, письмом от 06.02.2012 N 19/608 ДОАО "Спецгазавтотранс" обратилось к Дирекции с предложением подписать соглашения о расторжении государственного контракта, в котором было прописано условие об обязанности Дирекции произвести оплату выполненных работ на сумму 35 326 052 руб. 54 коп. Также ДОАО "Спецгазавтотранс" направило Дирекции реестр форм КС-2, акты о приёмке выполненных работ формы КС-2, справку о стоимости выполненных работ и затрат КС-3 N 7 от 01.02.2012 на сумму 35 326 052 руб. 54 коп (том 1 л.д. 94-99).
Дирекция представленные акты и представленный ДОАО "Спецгазавтотранс" проект соглашения о расторжении государственного контракта не подписала, работы на сумму 35 326 052 руб. 54 коп. не оплатило.
Поскольку между сторонами возникли разногласия по объему выполненных работ, стоимость которых предъявлена ко взысканию, в ходе рассмотрения настоящего дела в суде ДОАО "Спецгазавтотранс" заявило ходатайство о необходимости приёмки работ по контракту в период времени с 27.08.2012 по 01.11.2012.
Письмом от 20.08.2012 N 21/5299 ДОАО "Спецгазавтотранс" уведомило Дирекцию о необходимости организации комиссии для приёмки работ, выполненных по государственному контракту (том 2 л.д. 52).
Ходатайство ДОАО "Спецгазавтотранс" удовлетворено судом первой инстанции, определением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.08.2012 производство по делу N А81-1385/2012 на время проведения сторонами мероприятий по приёмке работ по контракту приостановлено.
Как следует из материалов дела, в обследовании земель рекультивированных площадок в период с 28.08.2012 по 31.08.2012 приняли участие инженер отдела реализации государственных программ Дирекции Лорченко А.О., главный специалист Управления природно-ресурсного регулирования Администрации МО Ямальский район и представитель общественного движения КМНС "Ямал", представители ДОАО "Спецгазавтотранс". По итогам обследования был составлен акт обследования земель от 31.08.2012 (том 2 л.д. 65-66).
По результатам обследования комиссия установила, что работы проведены в соответствии с техническим заданием и утверждённым проектом, отходы собраны и вывезены на площадку временного хранения отходов. На основании акта обследования земель от 28.07.2011 по замечаниям комиссии СУПР ДОАО "Спецгазавтотранс" в период августа-сентября 2011года произвело сбор отходов, обнаруженных после зимнего периода. Невывезенные отходы складированы на местах зачистки площадок геологоразведочных скважин, отвешкованы и готовы к вывозу на площадку временного хранения отходов. Комиссия пришла к выводу, что на основании акта комиссии от 28.07.2011 подрядная организация СУПР ДОАО "Спецгазавтотранс" выполнила все возможные в летний период работы по зачистке площадок. Акт обследования подписан всеми участниками комиссии. В качестве приложений указаны сведения об объёмах выполненных подрядчиком работ по каждой скважине с указанием вида и объема обработанных отходов на 22 страницах.
Письмом от 01.10.2012 N 19/6460 ДОАО "Спецгазавтотранс" направило в адрес Дирекции копию акта обследования земель от 31.08.2012, реестр форм КС-2, КС-3 выполненных СМР за октябрь 2012 года, акты о приёмке выполненных работ по форме КС-2 за октябрь 2012, справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 за октябрь 2012 года (том 2 л.д. 69).
Согласно справке о стоимости выполненных работ и затрат N 7 от 25.10.2012 стоимость выполненных ДОАО "Спецгазавтотранс" работ составила 37 715 921 руб. 86 коп. (том 2 л.д. 128, 129).
В ответ на это Дирекция письмом 07.11.2012N 743 сообщила ДОАО "Спецгазавтотранс" о том, что обследование земель, проводимое в период с 28.08.2012 по 31.08.2012, было произведено не в полном объёме. В ходе обследования не производился осмотр скважин N 133, N 134, N 138, N 162. Для достоверного определения объёмов выполненных работ Дирекция предложила произвести дополнительное обследование указанных скважин. В противном случае Дирекция считает нецелесообразным проведение приёмки выполненных работ по контракту (том 2 л.д. 75).
На основании акта обследования земель от 31.08.2012, актов о приёмке выполненных работ по форме КС-2 за октябрь 2012 года, справке о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 за октябрь 2012 года ДОАО "Спецгазавтотранс" заявило об увеличении исковых требований к Дирекции.
ГКУ ЯНАО "ДРСТ", возражая против указанных доводов ДОАО "Спецгазавтотранс" ссылалось на некорректное составление акта обследования земель от 31.08.2012, считает, на основании указанного акта невозможно установить реальный объем выполненных работ. В обоснование своей позиции представило в материалы дела расчет-анализ фиксированных объемов и фактической стоимости работ, составленный третьим лицом - Ивановым А.А., с которым ГКУ ЯНАО "ДРСТ" заключило договор на оказание соответствующих услуг.
Согласно представленного Дирекцией расчёта-анализа фиксированных объёмов и фактической стоимости работ для подрядных организаций по сметному расчёту "Проведение технической и биологической рекультивации нарушенных и загрязнённых сельскохозяйственных земель (оленьих пастбищ) стоимость фактически выполненных ДОАО "Спецгазавтотранс" в соответствии с контрактом работ составляет 137 025 592 руб. 99 коп. (том 8 л.д. 142).
Таким образом, по мнению ГКУ ЯНАО "ДРСТ", поскольку подрядчику выплачено 141 254 648 руб. 55 коп., а стоимость фактически выполненных работ составила 137 025 592 руб. 99 коп., 4 229 055 руб. 56 коп. являются суммой, излишне уплаченной ДОАО "Спецгазавтотранс".
Оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что расчёт-анализ фиксированных объёмов и фактической стоимости работ, представленный ГКУ ЯНАО "ДРСТ" в обоснование своих возражений, не является достоверным доказательством по делу.
Из пояснений Дирекции следует, что указанный расчёт производился на основании сравнительного анализа фотоматериалов к акту обследования земель от 31.08.2012 и фотоматериалов аэровизуального и наземного обследования участков скважин, проводимого в рамках государственного контракта N 12 гк-535А/2010 на выполнение работ по технической рекультивации площадок геологоразведочных скважин в районе Бованенковского месторождения от 18.09.2010 для установления объёмов работ и составления сметной документации.
Вместе с тем, указанные фотоматериалы к акту обследования земель от 31.08.2012 в материалах дела отсутствуют. В связи с чем определить достоверность сведений, указанных в расчёте-анализе, представленном ГКУ ЯНАО "ДРСТ" не представляется возможным.
При обследовании земельных участков, по результатам которого был составлен акт обследования от 31.08.2012, в составе комиссии от Дирекции принимал участие представитель Лорченко А.О.
Доводы апелляционной жалобы о том, что инженер отдела реализации государственных программ Лорченко А.О. был направлен на обследование рекультивированных земельных участков исключительно с целью получения фотоснимков и не был уполномочен на подписание от имени Дирекции акта обследования территорий, отклоняются судом апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 720 ГК РФ на заказчике лежит обязанность организации приемки работ, выполненных подрядчиком.
Как указывалось выше, письмом от 20.08.2012 N 21/5299 ДОАО "Спецгазавтотранс" уведомляло Дирекцию о необходимости организации комиссии для приёмки работ, выполненных по государственному контракту, указав при этом ориентировочную дату вылета комиссии (том 2 л.д. 52).
Таким образом, у ГКУ ЯНАО "ДРСТ" имелась возможность направить полномочного представителя для обследования рекультивированных подрядчиком земельных участков в период с 28.08.2012 по 31.08.2012, что оно фактически сделало. Соответственно заказчик не вправе ссылаться на отсутствие полномочий у Лорченко А.О. как на основание считать акт обследования земель от 31.08.2012 ненадлежащим доказательством по делу.
В соответствии с частью 2 статьи 720 ГК РФ заказчик, обнаруживший недостатки в работе при ее приемке, вправе ссылаться на них в случаях, если в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требования об их устранении.
Следовательно, ГКУ ЯНАО "ДРСТ" не вправе ссылаться на недостатки выполненных ДОАО "Спецгазавтотранс" работ.
Доводы заказчика о том, что не все скважины были обследованы опровергаются приложением к акту от 31.08.2012, в частности, позиции п.33,34,35,40 по скважинам N N 133, 134,138,162 (т.2 л.д.106-126).
В статье 309 ГК РФ закреплено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
При таких обстоятельствах исковые требования ДОАО "Спецгазавтотранс" о взыскании с ГКУ ЯНАО "ДРСТ" задолженности за фактически выполненные работы по государственному контракту N 12 гк-535А/2010 на выполнение работ по технической рекультивации площадок геологоразведочных скважин в районе Бованенковского месторождения от 08.09.2010, с учетом частичного отказа от иска (2 257 903 руб. 47 коп.), подлежат удовлетворению в сумме 35 458 018 руб. 39 коп.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Обжалуемое решение принято на основании установленных судом фактических обстоятельств дела, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами, и в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, в связи с частичным отказом истца от иска, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.04.2013 по делу N А81-1385/2012 подлежит отмене в части удовлетворения исковых требований в сумме 2 257 903 руб. 47 коп., а производство по делу N А81-1385/2012 в указанной части - прекращению применительно к правилам пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ.
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина пропорционально исковым требованиям, от которых ДОАО "Спецгазавтотранс" отказалось, подлежит возврату ему из федерального бюджета.
Апелляционная жалоба ГКУ ЯНАО "ДРСТ" оставляется без удовлетворения.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьей 49, пунктом 4 части 1 статьи 150, пунктом 3 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5742/2013) Государственного казенного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа "Дирекция по развитию сельских территорий" оставить без удовлетворения.
Принять отказ Дочернего открытого акционерного общества "Спецгазавтотранс" открытого акционерного общества "Газпром" от части исковых требований на сумму 2 257 903 рублей 47 копеек.
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 апреля 2013 года по делу N А81-1385/2012 отменить в части взыскания 2 257 903 рублей 47 копеек в связи с отказом истца от иска.
Изложить резолютивную часть судебного акта в следующей редакции.
Исковые требования Государственного казенного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа "Дирекция по развитию сельских территорий" о расторжении государственного контракта оставить без удовлетворения.
Взыскать с Государственного казенного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа "Дирекция по развитию сельских территорий" (ИНН 8901021794, ОГРН 1088901001804, дата регистрации 20.10.2008, место нахождения 629008, ЯНАО, г. Салехард, ул. Республики, 26) в пользу Дочернего открытого акционерного общества "Спецгазавтотранс" открытого акционерного общества "Газпром" (ИНН 1834100050, ОГРН 1021801586047, дата регистрации 30.09.1993, место нахождения 426039, г. Ижевск, Воткинское шоссе, 182) 35 458 018 рублей 39 копеек.
Производство по рассмотрению требования Дочернего открытого акционерного общества "Спецгазавтотранс" открытого акционерного общества "Газпром" о взыскании 2 257 903 рубля 47 копеек прекратить.
Взыскать с Государственного казенного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа "Дирекция по развитию сельских территорий" (ИНН 8901021794, ОГРН 1088901001804, дата регистрации 20.10.2008, место нахождения 629008, ЯНАО, г. Салехард, ул. Республики, 26) в пользу дочернего открытого акционерного общества "Спецгазавтотранс" ОАО "Газпром" (ИНН 1834100050, ОГРН 1021801586047, дата регистрации 30.09.1993, место нахождения 426039, г. Ижевск, Воткинское шоссе, 182) в возмещение расходов по уплате госпошлины по иску 188 026 рублей 80 копеек.
Возвратить дочернему открытому акционерному обществу "Спецгазавтотранс" ОАО "Газпром" из бюджета государственную пошлину в размере 11 973 рубля 20 копеек.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
М.В. Смольникова |
Судьи |
О.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-1385/2012
Истец: Государственное казённое учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа "Дирекция по развитию сельских территорий"
Ответчик: Дочернее Открытое акционерное общество "Спецгазавтотранс" Открытое акционерное общество"Газпром"